ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
1.Главное в современном уроке деятельность ученика-найти информацию. Учителю сегодня приходится иметь дело с детьми, которые мало читают. С большим трудом формируется культура чтения, культура работы с текстовой информацией. Современное общество называют информационным, а самый ценный вид информации человечество хранит в виде текстов. Учитель не в состоянии заменить богатство литературы.
В новых современных условиях, где масса информации, мы уверены ,что ученик ее найдет. Но если проштудировать ,то там " много воды",часть найденной информации -ребенок просто не понимает-он ее просто нашел.Т.Е проблема в том ,что дети ,умеют искать ответы на тесты, а вот информацию с трудом.
Как этот аспект сдалать эффективным? сложный вопрос. Прежде всего работа с учебником. Поиск информации в тексте. Написание развернутых планов параграфа и опорных конспектов. Если это работа с докуметами ,то должно быть несколько источников. Это работа совместная -учителя и ученика.
Z.B Может пригодится в вашу копилку мемов. пришла девочка с другой школы, т.к долго болела попросила дать ей доклад. Вот что я получила-
Наглядный пример поиска информации.
2. Репродуктивная деятельность учеников сводится к 0.
Тренировка памяти просто необходима. Ученик иногда не может четко выразить свои простые мысли. Сформировать навыки репродуктивной деятельности является необходимым условием для развития аналитических способностей и критического мышления.
Z.B Преамбула Конституции РФ
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
После прочтения можно задать вопрос –кем была принята Конституция РФ? Да кем угодно- только не многонациональным народом РФ. Потому что, пока все прочитали 1 строчку уже забыли.
3.«Именно стремление развивать компетентности, конкретные умения, а не мышление в целом (нравственность остаётся в стороне) и есть фундаментальная проблема современного российского образования» (Шутов А.Д.).
Историю и обществознание сегодня нацелили на «натаскивание», формирование определённых навыков. Это тоже развивает личность, но весьма особую, одностороннюю: составление документов, а не развитие грамотности, умение правильно вычислить процент по кредиту, а не формирование логики , знание и запоминание терминов, а не понимание процессов, заучивание исторических имён и дат, а не анализ исторической действительности…пропал главный вопрос истории ПОЧЕМУ?.
Важна устная работа как учителя, через объяснение и рассуждения преподающего материал, так и ученика, отвечающего и рассказывающего, спорящего и объясняющего свою точку зрения. Важна устная работа и письменная – сочинения, эссе, рефераты.