Проблемы в обучении Астрономии
1 слайд
Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на формирование не только единой естественнонаучной картины мира, но и на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способности обучающихся.
2 слайд
В результате научно-технической революции возрастает объём и роль астрономических знаний, возникают новые разделы астрономии, разрабатываются новые методы и инструменты науки, повышающие точность и результативность астрономических наблюдений.
Значительно возросла практическая значимость астрономических исследований, способствующих развитию других областей науки: физики, химии и биологии, техники и энергетики.
Нельзя не отметить важную роль данного предмета в становлении гражданской позиции и патриотическом воспитании выпускников – Российская Федерация в развитии астрономии, космонавтики и космофизики всегда занимала лидирующие позиции в мире.
Все это подчеркивает значимость данного предмета в курсе среднего общего образования.
3 слайд
С возвращением астрономии в обязательную часть учебного плана необходимо рассмотрение следующих вопросов:
материально-техническое обеспечение предмета;
интегрированный характер обучения;
заинтересованность обучающихся или вопрос: «Зачем нам это нужно?».
Слайд
Астрономия как учебный предмет имеет ряд особенностей.
Она отличается:
абстрактностью понятий,
недоступностью явлений и процессов чувственному восприятию,
различием видимого и действительного;
Поэтому одним из основных требований к занятию является тщательный подбор наглядных иллюстраций, доступных моделей. Особенностью курса астрономии является то, что она немыслима без наблюдений и наглядных пособий, а также то, что этот курс должен сообщать студентам наиболее современные знания о Вселенной, знакомить их с основными идеями, усвоение которых будет способствовать последующему приобретению знаний в процессе самообразования, ориентируя выпускников в огромном потоке научной информации.
Все это становится возможным благодаря использованию ИКТ и интернет ресурсам. Разнообразие сайтов, посвященных астрономии, позволяет постоянно пополнять наглядные пособия и обновлять их.
5 слайд
Традиционно в кабинете оформляется астрономический уголок, в котором размещаются:
оптические инструменты для наблюдения небесных тел (теодолиты, телескопы, бинокли);
модели для демонстрации внешнего вида небесных тел и их движений (глобусы, теллурии, модели планетной системы и т.п.);
демонстрационные печатные пособия (карты звездного неба, луны, таблицы, портреты);
печатные пособия для индивидуальных занятий (ученические карты звездного неба, звездные атласы, астрономические календари и т.д.);
экранные пособия (диапозитивы, диафильмы, кинофрагменты).
Пути решения данной проблемы - это накопление материально-технической обеспечения предмета и активное его использование.
6 слайд
Еще одна особенность Астрономии заключается в необходимости интегрирования знаний из разных областей и применения студентами естественнонаучных законов и методов исследований к объектам и явлениям космоса.
7 слайд
Современная астрономия имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, опираясь не только на знания физики, с которой она тесно связана, но и других естественных наук, включая геологию, биологию, экологию. Эта междисциплинарность в сочетании с фундаментальностью делают астрономию полезной и продуктивной с точки зрения формирования интеллекта и кругозора обучающихся. Вместе с тем, как и другие естественные науки астрономия неразрывно связана с математикой. Что, с одной стороны, несколько усложняет процесс освоение дисциплины отдельными категориями обучающихся с недостаточной математической подготовкой, а с другой стороны – способствует выработке навыков использования математического аппарата в практических целях. Наряду с этим данную категорию обучающихся можно заинтересовать другими темами предмета.
8 слайд
Целесообразным будет предложить некоторые темы на самостоятельное изучение в виде исследовательской и проектной деятельности. Опять же, формулировка и содержание исследовательских и проектных работ учащихся по астрономии, по возможности, могут быть упрощены с точки зрения математики. Основная цель данного вида работ – развитие творческих способностей учащихся и привитие навыков работы с текстом, умение его анализировать и представлять в понятной форме.
Для активизации познавательной деятельности, считаю необходимым, использовать на занятиях активные методы обучения - это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. В качестве таких методов можно использовать дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, метод кейсов и другие.
Помимо этого, большие возможности для активизации познавательной деятельности создают компьютерные технологии. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес к процессу обучения. По предмету Астрономия создано большое количество программ для наглядного исследования некоторых объектов и явления.
Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний, реализации принципа наглядности. Компьютерные программы позволяют сделать процесс обучения и контроля знаний интересным и разнообразным по форме.
9 слайд
В заключение хочется подчеркнуть, что при использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Это способствует сформированию активной личности, обладающей всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. А в процессе обучения Астрономии для этого предоставляется много возможностей.