Проблема читаемости современных школьников в России.
Привить ребёнку вкус
к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан.
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Образование - один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через призму таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.
Проблема читаемости актуальна для всех дисциплин в школе, как показывает экспертное мнение проверяющих ЕГЭ, большинство ошибок ученики совершают, не понимая текст, не внимательно читая текст.
Данный метод обучения – кейс будет использован на уроке «Обществознания» (11 класс) по теме «Образование», где ключевой и проблемный вопрос будет «Проблема читаемости современных школьников».
По цели кейс практический отражает реальную жизненную ситуацию (сокращение грамотности учащихся). Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации (проблема читаемости – к чему это приводит). При этом учебное назначение такого кейса сводиться к тренингу обучаемых, подготовка к ЕГЭ, выполнение сложных заданий части С. Кейс будет служить не только закреплению знаний, умений и навыков, но и применению компетенций (т.е. принятию решений) в данной ситуации.
Решая и выполняя задания кейса, учащиеся сами должны для себя поставить задачу « проблема читаемости современных школьников», повысить интерес к чтению, что без этого, они не смогут быть успешными в жизни.
Каждой группе выдается кейс с заданиями и пояснительной запиской.
Кейс №1.
«Проблема читаемости современных школьников в России»
Задание к кейсу:
«Принять» на себя предложенную «роль»: ученики
Обозначить точку зрения своего социального института по проблемам читаемости в современной России (на основании предложенных в кейсе материалов).
Выделить три проблемы, аргументировать этот выбор.
Критически проанализировать предложенные материалы на предмет обозначения путей решения выделенных проблем.
Выбрать форму презентации полученных результатов.
Представить проект на обсуждение (5 минут) и ответить на вопросы (5 минут).
Работа внутри группы должны быть организована по принципу распределения ролей в эффективной команде.
В процессе обсуждения обязательно записывать возникающие проблемы.
Кейс 2.
«Проблема читаемости современных школьников в России»
Задание к кейсу:
1. «Принять» на себя предложенную «роль»: педагоги
2. Обозначить точку зрения своего социального института по проблемам читаемости в современной России (на основании предложенных в кейсе материалов).
3. Выделить три проблемы, аргументировать этот выбор.
4. Критически проанализировать предложенные материалы на предмет обозначения путей решения выделенных проблем.
5. Выбрать форму презентации полученных результатов.
6. Представить проект на обсуждение (5 минут) и ответить на вопросы (5 минут).
Работа внутри группы должны быть организована по принципу распределения ролей в эффективной команде.
В процессе обсуждения обязательно записывать возникающие проблемы.
Кейс №3.
«Проблема читаемости современных школьников в России»
Задание к кейсу:
1. «Принять» на себя предложенную «роль»: общественность
2. Обозначить точку зрения своего социального института по проблемам читаемости в современной России (на основании предложенных в кейсе материалов).
3. Выделить три проблемы, аргументировать этот выбор.
4. Критически проанализировать предложенные материалы на предмет обозначения путей решения выделенных проблем.
5. Выбрать форму презентации полученных результатов.
6. Представить проект на обсуждение (5 минут) и ответить на вопросы (5 минут).
Работа внутри группы должны быть организована по принципу распределения ролей в эффективной команде.
В процессе обсуждения обязательно записывать возникающие проблемы.
Кейс №4
«Проблема читаемости современных школьников в России»
Задание к кейсу:
1. «Принять» на себя предложенную «роль»: государство
2. Обозначить точку зрения своего социального института по проблемам читаемости в современной России (на основании предложенных в кейсе материалов).
3. Выделить три проблемы, аргументировать этот выбор.
4. Критически проанализировать предложенные материалы на предмет обозначения путей решения выделенных проблем.
5. Выбрать форму презентации полученных результатов.
6. Представить проект на обсуждение (5 минут) и ответить на вопросы (5 минут).
Работа внутри группы должны быть организована по принципу распределения ролей в эффективной команде.
В процессе обсуждения обязательно записывать возникающие проблемы.
Пояснительная записка для учащихся (раздается каждой группе)
Проблема читаемости современных школьников.
Привить ребёнку вкус
к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан.
Образование - один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через призму таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций.
Суть его в том, что вам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию (Проблема читаемости современных школьников). При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции.
Вам предложены четыре роли: ученики, родители, общественность, государство. Вы должны в течение 20 минут изучить предлагаемые материалы по теме «Проблема читаемости современных школьников», и найти дополнительную информацию в сети-интернет. Обсудить в группе проблему с позиции своей социальной роли. Выбрать форму презентации полученных результатов. Представить проект на обсуждение (5 минут) и ответить на вопросы (5 минут).
Раздаточный материал (выдается всем один и тот же комплект документов + сами ищут дополнительный материал)
Классика как камертон
Николай Лобастов, Русская народная линия
19.11.2012
Выступление на Общественных слушаниях на тему «Роль литературы в формировании нравственного общества и сильного государства» …
25 октября Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по культуре и сохранению историко-культурного наследия провела Общественные слушания на тему «Роль литературы в формировании нравственного общества и сильного государства». Одним из докладчиков был учитель литературы из Лысковского района Нижегородской области Николай Алексеевич Лобастов. Ниже приводится его выступление на слушаниях.
Благодарю за возможность высказаться в столь уважаемом собрании.
Мой стаж - 30 лет, катастрофическое падение читаемости происходило на моих глазах.
На нашем уровне этот обвал остановить невозможно. Преподаватели просто приспособились: или ограничиваются учебником, или сами кратко пересказывают тексты, или демонстрируют видео с экранизациями.
Проблема это общая, государственная. Поэтому хотелось бы сказать о философии вопроса.
Ее нам объяснил М. А. Булгаков. В повести «Собачье сердце» профессор Преображенский отвечает на этот наш вопрос так: «За 15 лет не было ни одного случая - подчеркиваю - ни одного, чтобы из нашего парадного пропала бы хоть одна пара калош. В марте 17-го в один день пропали все калоши. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование».
Прекратили читать классику у нас также «в один день». В 1991-м пропала вся «книжная стойка», весь интерес читать.
Причина этого одна, как и в марте 1917-го, - кардинальный пересмотр шкалы ценностей. Если в 17-ом объявили, что все теперь общее, что счастье связано с уничтожением частной собственности и всеобщим равенством, то надо быть нерасторопным, чтобы не забрать калоши в соседнем подъезде, где их много.
А когда в 91-ом объявили, что разрешено все, что не запрещено юридическим законом, что такая свобода и есть, оказывается, главное условие для счастья, то надо быть неразумным, чтобы после этого читать классику. Почему? Потому что классика сразу вступила в явное и глубокое противоречие с новым представлением о счастье.
Взять финальную сцену повести Пушкина «Дубровский». Герои молоды, любят друг друга, обеспечены и свободны. Можно поехать, например, в Париж и стать счастливыми, ведь для этого есть все возможности. Но героиня отвергает их.
Читать о подобном добровольном отказе от свободы ради высшего принципа сегодня, когда высший принцип уже «отменен», - кто же будет?
Речь идет не о нас с вами: мы читаем. Речь идет о молодежи. А они доверяют современной пропаганде в средствах массовой информации, воспринимая СМИ как нравственный законодатель. А там, несмотря на запрет по Конституции, активно проповедуется идеология - идеология гедонизма, что счастье зависит от успешности, богатства, красоты тела, в общем, «конкурентноспособности на рынке человеческого капитала».
Я смотрю в глаза ученикам и вижу, что они свято верят: счастье - в получении удовольствий. Наши рассказы о смирении Татьяны Лариной и о целомудрии Наташи Ростовой разбиваются о камень твердой веры в то, что вещают с экранов. Как замечательно сказал один осужденный, послушав меня пять минут: «Вы что, серьезно хотите конкурировать с телевизором?!» Я вынужден был согласиться, что бодаться теленку с дубом действительно нелегко.
Но новую идеологию несут не только СМИ.
В образовании объявлен главный принцип - успешность. Позвольте мне как учителю литературы напомнить, что все положительные герои классики - люди неуспешные. Ни Татьяна Ларина, ни Маша Миронова, оставшаяся сиротой, ни тем более пошедшая на панель Соня Мармеладова.
Они неуспешные - но счастливые!
Такие же герои, как Онегин, Печорин, Базаров, Чичиков, став успешными, принесли окружающим лишь страдания и смерть. Они ратовали за свободу самовыражения. Самовыразились, - но счастливыми не стали.
Вот и читай после этого таких «неправильных» классиков!
Получается, перед нами только два пути: или классику поменять, привести ее в соответствие с «общечеловеческими ценностями», с Европейской хартией, с решениями Совета Европы и т.д. На Западе, кстати, уже пересматривают, например, «Хижину дяди Тома» на предмет несоответствия принципам толерантности. Или другие классические книги - на предмет гомофобии.
Или же придется привести нашу жизнь в соответствие с миропониманием нашего народа и лучших его представителей. Правда, при этом пойти наперекор «общечеловеческим ценностям» толерантности и прав человека. Сказать твердое нет ювенальной юстиции, феменизму, гендерным нормам и т.п. Трудный выбор. Но я думаю, не труднее, чем был у наших предков на полях боевой славы.
Кстати, классика всегда была неудобной. Она мешала и коммунистам. Их ошибка - они не выкинули ее с корабля, она их корабль и потопила. То, что мы освободились из плена коммунистических иллюзий, во многом благодаря нашей классике. Когда в первые годы советской власти вновь вернули в программу классику, эмигранты воскликнули: «Ура! Спасена Россия! Несколько страниц Пушкина и Достоевского смогут противостоять всей мощи коммунистической пропаганды в СССР».
Итак, проблема читаемости - это лишь часть общей проблемы нашего общества. И решить ее невозможно без решения главной проблемы - мировоззренческого выбора пути России.
Надо честно признаться: в рамках либерального представления о счастье эта проблема не решается!
Рискну сказать, падение интереса к чтению - это хорошо. В том смысле, что это тот самый гром, который заставляет русского мужика... что-то предпринять. Это один из показателей того, что мы свернули с верного пути, оторвались от своего народа, от его традиций, культуры, веры. Собирая материал для своей книги, я с удивлением обнаружил, что позиции современных программ и учебников вступают в явное противоречие:
а) с христианскими ценностями;
б) с позицией народа;
в) с позицией самих авторов.
Первое понятно без комментариев.
Второе узнать тоже несложно: достаточно сравнить народные поговорки с тезисами учебников.
Третье. Возьмем лишь один пример. Во всех учебниках в творчестве Пушкина одна из основных тем - тема дружбы. Но любой первокурсник-педагог или психолог скажет вам, что дружба свята только для молодых, это возрастное; и считать, что Пушкин впал в детство и остался в этих детских штанишках наивной веры, - ложь и лукавство. Послушаем самого поэта:
И свет, и дружбу, и любовь
В их наготе отныне вижу.
Но все прошло, остыла в сердце кровь,
Ужасный опыт ненавижу...
Можно приводить много примеров нашей современной оторванности от классиков. Взять простой пример - ЕГЭ.
Встречаю племянника, он рассказывает, как сдавал изложение... без учителя. Как без учителя? Он отвечает: диктовал компьютер. Я по наивности не понял - почему? Да потому, разъясняет он мне, «непродвинутому», что учитель может голосом помочь своим, а компьютер - бесстрастный.
И мне стало стыдно. Достоевский в блуднице и убийце умудрился найти человека, а мы в учителях нашли потенциальных преступников!
Как видим, пропасть между классикой и нашей жизнью растет.
Причина, думаю, лежит на поверхности: мы идем в разные стороны. Достоевский пошел в сторону веры народа, в сторону евангельских истин, а мы сегодня - в противоположную сторону, отсюда такие ляпсусы общероссийского масштаба.
И последнее, о чем хотелось бы сказать, это вопрос авторитетов.
Новый год, все сидят за столом и смотрят телевизор. Время подводить итоги, еще один год прожила наша страна и наш народ. Я все реже смотрел телевизор, но тут пришлось... Помню, в тот год наши ребята поднимали со дна моря «Курс», строители восстанавливали сметенный половодьем в Сибири город, еще не зажили раны Чечни... Но на экране этого нет, а есть, как бы помягче выразиться, клоуны. Я представил себе наших ребят-героев, сидящих также у экрана со своими детьми. Они, наверняка, спрашивают своих отцов: «Папа, почему вас нет на экране, почему там эти «дяди-тети»? Вас предали?» И как после этого дети героев будут служить государству?
Так и в литературе, один в один. Учебники строятся на мнении тех, кого сами писатели близко бы к своим книгам не подпустили. Но ведь есть же истинные герои - герои мысли - Киреевские, Хомяков, Аксаковы, Розанов, Бердяев, Флоренский, Булгаков, Соловьев, Франк, Фудель и т.п., которых учебники упорно игнорируют. Белинского, который и немецкого языка-то не знал, над неграмотностью которого смеялся еще Пушкин, цитируют все и много. Достоевский писал о нем: Белинский - «смрадная букашка», способная ругать «Христа по-матерну», бить «по щекам свою мать (Россию)». Для нас он - высший авторитет. А истинных героев мысли, которые напрягались, служили Отчизне и народу, пытались понять наших великих писателей, добрались до самых глубин понимания их творчества, - ученики в школе не знают совершенно! Разве это не предательство?!
Не молодежь перестала читать, это мы с вами отобрали у них лучшие книги, отобрали счастье.
Падение читаемости - это сигнал, что мы уклонились. Классика и создана, чтобы быть неким камертоном для будущих поколений в их метаниях. И надо найти в себе мужество признаться в этом и сообща потихоньку возвращаться к истокам, к почве, к классике, к вере своего народа, давшего миру великую литературу. Привести в соответствие нашу жизнь с мировосприятием Пушкина, Гоголя, Достоевского...
И тогда, я уверен, мы еще станем свидетелями настоящего всплеска интереса к великой русской литературе! Люди будут жаждать нового прочтения вечных классиков.
Одна из таких первых, робких попыток - моя книга «Путь Домой» (или в переиздании «О русской литературе. Записки сельского учителя»). Хочется пожелать всем нам мужества повернуть наш тяжелый российский корабль на прежний курс, по которому он шел тысячелетие.
Николай Алексеевич Лобастов, преподаватель литературы Лысковского района Нижегородской области
Надо ли современному школьнику читать?
Почти все родители сегодня сетуют на то, что дети перестали читать книги, они отдают предпочтение компьютерным играм, Интернету и телевидению. Ребенок, читающий книгу, не пользуется уважением среди сверстников и вызывает у них только удивление. Между тем, чтение книг для ребенка должно быть потребностью и удовольствием, ведь дети, которые любят читать книги умеют думать, анализировать, они грамотнее своих сверстников и поэтому вырастают более успешными людьми в жизни. Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что самое страшное в воспитании ребенка это то, когда ему не хочется читать. По его мнению "без книги наступает убогость умственной жизни, а это ведет к бездуховности". Для воспитания в детях доброты и широты души надо читать произведения классиков, например, Толстого, Достоевского, Тургенева, Лермонтова, Пушкина и других авторов, чьи работы называют школой жизни. Мало кто из родителей сам может похвастаться тем, что еще в школьные годы полностью прочитал "Войну и мир" Толстого или же "Преступление и наказание" Достоевского. Если даже кто-то смог осилить эти книги, скорее всего ничего из того, в чем заключается в них та самая "школа жизни" не понял. Современные школьники знакомы с произведениями классиков в том объеме, сколько предусматривается школьной программой. Сказать, что сегодня школьники читают меньше, чем 20 лет назад было бы неправильно. Действительно, раньше было много библиотек и детей, регулярно посещающих их. Но тогда не было компьютеров и возможности у родителей купить интересные книги, поэтому дети получали информацию в основном в библиотеках. Сегодня большинство современных школьников имеют дома компьютеры, что дает возможность читать тексты с Интернета. Неудивительно, если ваш ребенок с экрана компьютера уже прочитал "Гарри Потера" или "Код Давинчи". Поэтому, запрещать сидеть за компьютером и требовать, чтобы ребенок читал книги, не следует. Чтение для ребенка должно быть удовольствием и естественным желанием, только тогда можно говорить о пользе книг. Однако компьютер может принести пользу в воспитании ребенка лишь в том случае, если ребенок не использует его как средство для развлечения. Компьютерные игры не могут заменить ребенку чтение. Еще известный компьютерный гений Билл Гейтс не раз напоминал школьникам о том, что все компьютеры ничего не значат, если не будет увлеченных и знающих учащихся, преданных делу преподавателей и неравнодушных родителей. Без знаний обо всем образованный и интеллигентный человек немыслим, но требовать от ребенка, чтобы он прочитал всю классику и те книги, которые вы прочитали сами в школьном возрасте также неправильно. У современных школьников сознание и восприятие мира другое, они привыкли получать информацию фрагментами, из которых у них складывается общая картина. Несмотря на то, что место книги в жизни ребенка стало другим, нельзя полностью отказаться от чтения книг. Чтение дает возможность размышлять над новой информацией, учить ребенка думать самостоятельно и развивает его творческие способности. С тем, что роль книги в развитии фантазии и креативности ребенка огромная, никто не спорит. Но заставлять ребенка читать, когда в доме нет книг, отсутствует библиотека и сами родители не увлекаются чтением, будет просто лукавством. Начинать обучать ребенка читать книги надо с личного примера. Только увидев, что родители увлекаются чтением книг, у ребенка появиться интерес к чтению. Приучать ребенка читать книги надо с самого детства, чтение должно войти у него в привычку. Сначала читайте ему детские книжки и сказки перед сном, а затем приучите чтению занимательных повестей. Никогда не наказывайте ребенка чтением, например, заявляя: "Ты сегодня опять сидел долго за компьютером, теперь ты сядешь и прочитаешь вот эту книгу". В этом случае ребенок будет воспринимать чтение как наказание. Не надо строго следовать школьной программе, пусть ребенок сначала читает книги, которые больше всего ему нравятся. Например, "Властелина колец" или "Приключения Электроника". Важно то, чтобы ребенок понял, что многие части приключений героев не входят в киноверсию, поэтому читать книги намного интереснее просмотра фильмов по телевизору. Ребенок должен иметь право выбора книги для чтения. Если ребенок не имеет возможности посещать библиотеку, то вместе сходите в книжный магазин. Пусть ребенок сам выбирает книгу, так у него появится мотивация к чтению.
Источник: http://meduniver.com/Medical/Psixology/chtenie_knig_i_uspex_rebenka.html MedUniver
Проблема читаемости книг.
В процессе общения с нашими бабушками и дедушками выяснилось, что причин, по которым они любили так читать было несколько. Во-первых, это было главным занятием на досуге, во-вторых, если они начинали читать какой-либо рассказ, то оторваться от него было очень трудно, так как любопытно было узнать продолжение.
В наше время, смешно даже и подумать о том, что молодёжи нечем заняться на досуге. Все те эмоции, которое старшее поколение получало от книг, нынешним подросткам приносят игры на компьютере, фильмы с различными ужастиками. Достаточно запустить игру на компьютере и получать от неё удовольствие, нежели перечитывать по 800 страниц произведения. Можно с уверенностью говорить о том, что у книги появились конкуренты и существует серьезная проблема читаемости. Но непонятно другое, действительно ли книги в последнее время стали такими неинтересными? Ведь содержание книг известных авторов, никто не менял. Вся проблема в том, что сегодня, ученики даже и не знают о существовании многих авторов, таких как Жюль Верн, Фенимор Купер и другие, которые были так интересны нашим родителям. Сегодня, ребята читают в основном в школе, где уроки чтения ещё больше отбивают желание этим заниматься, даже у самого заинтересованного ребёнка. Проходят такие уроки по стандартной схеме: биография автора, пересказ текста и понятие любви или чести в данном произведении. Всё это приводит к тому, что изучение интересных произведений, у детей превращается в самое настоящее мучение. Учителя стараются донести душевные терзания А. Болконского, а ребятам в их возрасте это совсем не понятно, и даже вызывает раздражение и обиды. А учителя пытаются ещё и навязать своё мнение по прочитанному произведению. Объяснение всему этому будет не очень справедливым, если сказать, что ребята не читают потому, что им непонятны отношения людей в русских произведениях. Дело в том, что в жизни общества, за последние десятки лет произошли глобальные изменения, а в программе литературы этих изменений — нет. И нет ни одной книги в школьном произведении, где главным героем был бы современный подросток. Необходимо изменить школьную программу и сделать её современней, чтобы ученики смотрели на мир с более реальной точкой зрения, подробнее на сайте образовательный портал. И тогда статистика читаемости вырастит в несколько раз!
Первая открытая межотраслевая научно-практическая конференция
«Роль чтения
в формировании психически и нравственно здоровой личности»
Губкинский. 2007. 25 – 26 апреля
КРИЗИС ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ – ОБЩЕМИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ
Мацюк Н.В.,
замдиректора МУ "ЦБС г. Губкинского" по библиотечной работе
«Среди тех миров, которые не подарены человеку природой,
а сотворены из материалов его собственного духа,
мир книги — величайший».
Герман Гессе
Глубокий глобальный кризис, поразивший все важнейшие сферы духовной жизни человека - культуру, искусство, образование,- носит затянувшийся характер и сказывается на переориентации потребностей человека, которые все чаще носят материальный характер и искаженно влияют на формирование личности. Ученые, педагоги, писатели, социологи бьют тревогу, считая, что хотя большая ответственность в сложившейся ситуации ложится на систему образования, в данной ситуации немаловажна роль и самообразования, которое должно занимать существенное место в становлении личности и ее духовного аспекта. Каждый индивид сам несет ответственность за то, какой личностью он является, за свой сознательный, душевный и духовный уровень, а значит должен сам повышать этот уровень, следить за его развитием, заниматься самообразованием и самосовершенствованием. В то же время любая личность, любой человек неотделим от семьи, в которой он родился и воспитывался, от общества, в котором он живет и продуктом которого является. Поэтому проблема, которая стоит за его духовным обнищанием, также является глобальной.
Одним из главных путей воспитания культуры личности человека мы видим в его активном приобщении к чтению, интерес к которому стремительно падает в наши дни в связи с засилием Интернета, телевидения и некачественной литературы.
Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Люди, читающие быстрее, схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны в них и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.
Одной из основных причин снижения интереса к чтению социологи считают экономическую неоднородность общества и обнищание большого слоя населения. На людей обрушилась бедность. Не стало денег на покупку книг и подписку журналов, времени на посещение библиотек и чтение «для души». Бедность стремительно обратила отечественных читателей в однообразную армию мертвых душ. Начиная с 1990-х гг. и по сегодняшний день идет процесс обнищания многих российских семей. Снизились возможности семьи покупать детские книги и другие материалы, водить детей в учреждения культуры и досуга. Продолжается усиление разрыва между детьми из малообеспеченных слоев населения и детьми из семей с высоким уровнем доходов, в том числе в плане получения информации, книг, мультимедиа и других материалов.
О роли семьи в воспитании потребности в чтении постоянно напоминают педагоги, психологи и другие специалисты. Они считают, что дети будут читать то, что читают родители. Не всякий человек формирует в себе потребность в чтении. Это делает его окружение. Что в ребенка вложили, то и получится. И если папа предпочитает только спортивные газеты, а мама – телевизионные сериалы, ребенок вряд ли будет читать классику.
Сильное, но также неоднозначное воздействие оказывает на чтение продолжающаяся реформа школьного образования. Рост числа альтернативных учебных заведений и создание многочисленных новых программ приводит к резкому возрастанию потребности школьников в «деловой» информации, иногда в ущерб чтению «для души». Многолетние исследования читательских предпочтений подростков 11—15 лет показывают, что пристрастие к чтению стало не только не престижно, но подвергается осмеянию сверстников, т.е. исчезает среда, стимулирующая детей к чтению.
Библиотекари озабочены тем, что читатели в значительной степени оказались зависимыми от тех изменений, которые произошли в работе книжных издательств, книготорговых фирм, от того, что происходит в культурной и социальной жизни общества, от общего снижения уровня жизни населения, от недостаточного финансирования всех культурных программ. Положение библиотек сейчас напрямую зависит от того, какое место они занимают у местной администрации.
Издатели уже в течение длительного периода времени проявляют беспокойство по поводу снижения интереса к чтению, уменьшения доли свободного времени, используемого человеком для чтения, проблемам функциональной неграмотности. К этому надо добавить, что детская аудитория сегодня — на периферии внимания писателей. У нас практически не издаются книги, отвечающие на волнующие сегодняшних подростков темы, почти нет книг, воспитывающих гордость за свою Родину, ее историю, ее героев, формирующих нравственные, гражданские, патриотические позиции юных читателей.
Новые информационные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. Дети и подростки наиболее подвержены их влиянию. В этой связи родители, педагоги, библиотекари выражают тревогу по поводу того, что печать проигрывает в соревновании за читательское внимание экрану - телевизионному или компьютерному. Увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые представляют видеотехника и компьютеры, приводит к тому, что «экранная культура» все сильнее влияет на чтение детей и подростков. И эта проблема остро стоит не только в России. Молодые финны предпочитают книге Интернет, телевизор и компьютерные игры. Современная молодежь хочет получать информацию визуально, легким и увлекательным способом. Активное чтение постоянно теряет свою популярность, что негативно отражается на абстрактном мышлении подростков, их способности понимать прочитанное и размышлять над его смыслом.
Согласно данным исследования Национального Фонда искусств США число любителей чтения особенно заметно сократилось среди молодых людей. Эти изменения эксперты фонда объясняют влиянием на американское общество электронных средств массовой информации и Интернета. В Китае главной причиной снижения читаемости называют дефицит времени для чтения, связанный с ускорением жизненного ритма. Другой причиной является развитие новых носителей информации помимо печати.
Спад интереса населения к чтению книг и особенно серьезной литературы наблюдается в разных странах, читаются произведения кратких жанров - статьи в энциклопедиях и справочниках, инструкции и руководства, журналы, прежде всего развлекательного характера, люди все чаще обращаются к электронным носителям. В большей степени это обусловлено тем, что чтение подобных изданий - это получение, прежде всего, актуальной информации. Чтение же книг - это не только получение знаний в виде системы, но и развитие образного мышления, уровня художественного восприятия, познание не только мира, но и самопознание, умение переживать и сопереживать.
Кризис чтения – явление не только российское. В той или иной — а порой и в гораздо большей — степени он коснулся и развитых западных стран. Но там повсеместно общественность и государство давно забили тревогу и приняли серьезные меры для решения проблемы. В официальную лексику многих стран вошло понятие «политика в области чтения». Во Франции она стала приоритетной задачей министерства культуры. В США еще в 1985 году была принята государственная программа. В ней недвусмысленно сказано, что «для сохранения и развития американской демократии необходимо срочно превратить Америку в нацию читателей». Для реализации программы был создан Центр книги с местными филиалами в штатах. В Германии аналогичную задачу решает Немецкий фонд чтения. Правительство Великобритании в конце 90-х годов приняло широкомасштабную национальную стратегию в области грамотности.
Мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что наибольшие успехи достигаются в тех странах, где проводится государственная политика в области чтения и где акцент в этой политике сделан на чтение детей и юношества. Наиболее яркими примерами в этом плане могут служить Франция и Великобритания, где существует (в определенной мере) целостная политика в области поддержки чтения, особенно чтения детей и подростков. Она проводится государством и носит целостный характер. Во Франции, например, она инициируется Министерством культуры, в Великобритании – Министерством образования.
Изучение мирового опыта позволяет выделить ряд направлений, по которым государства развивают программы поддержки детского чтения: развитие свободного (досугового) чтения детей в публичных, детских библиотеках; чтение детей в школе и программы по развитию литературной культуры и грамотности детей; развитие «семейного»? чтения и создание специальных программ для семьи (особенно – для не читающих семей);
совершенствование системы распространения книг;
«продвижение? книги» и повышение статуса чтения и «человека читающего» с помощью СМИ, создание специальных программ для детей на радио и телевидении.
Очень показателен опыт Великобритании, где в последнее десятилетие особое беспокойство вызывал уровень навыков чтения школьников (согласно исследованиям их читательские навыки оказывались ниже, чем у их сверстников в других европейских странах). Поэтому правительство в конце 90-х выступило инициатором двух крупных проектов: Национальной стратегии в области грамотности и Национального года чтения. Целями этих широкомасштабных проектов являются развитие навыков чтения у школьников, а также «заинтересовать чтением всех членов общества, максимально расширив круг чтения и его объем», организовать сотрудничество издательств, библиотек, школ и книжной промышленности, чтобы способствовать развитию в обществе привычки к чтению. Для поддержки творцов детских книг (писателей и иллюстраторов) была также учреждена награда и почетное звание «Детский лауреат».
Специалист по работе с молодежью Департамента культуры Администрации Графства Дарем, Великобритания, обозначил различные моменты в деятельности правительства Великобритании. Правительство, понимая важность и значимость приобщения населения к чтению, работает по следующим направлениям:
направление «Открывая возможности для всех»? подразумевает, что доступ к информации должен быть равным для всех; необходимо повышать образовательный уровень в школах, а также работать с людьми, относящимися к «группе риска» (больными, преступниками и пр.);
проводится? автоматизация библиотек, поскольку без этого невозможно их будущее развитие; детям бесплатно раздаются книги (вместе с книгами предлагаются подставка? для книг, закладка, листовка со стихами и пр.);
программа «Уверенный старт» рассчитана на самые бедные слои населения и направлена на улучшение здоровья нации и роста ее образовательного потенциала.
Кроме того, существуют специальные программы для подростков, а также программа «Чтение на лето», где детям в виде игры предлагаются задания на лето, по результатам которых победившему вручается приз.
Рассмотрение положительного британского опыта позволяет поставить актуальный вопрос о государственной и общественной поддержке не только образования в целом, но и чтения в частности. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр отмечал, что в экономике, где доминирует информация и знания, «образование есть ключ ко всему и на всю жизнь», а не только в период обучения в школе и университете.
В грядущем обществе «экономики знаний» чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность. Все мы знаем, что читающие нации создаются из детей, которые любят читать. Сегодня в России также необходимо осознание проблемы чтения детей и подростков в качестве национальной проблемы в связи с тем, что сегодня детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке не только обществом, но и на государственном уровне. Наступил период, когда все те, от кого зависит защита, поддержка, продвижение идеи важности и необходимости детского чтения, должны объединить свои усилия.
Книги и чтение — только одно из средств в борьбе за возрождение российской духовности и формирование нравственного и творческого человека. Но именно они воздействуют на человека и развивают его всесторонне. В огромном потоке информации, с которым постоянно сталкивается современный человек, именно книги и чтение в состоянии давать ему ту, так необходимую для осмысления, обдумывания и воспоминания паузу, без которой невозможно накопить творческий потенциал. Предоставить ему возможность и умение воспользоваться этим островом спокойствия и духовного роста — святая обязанность всех, кто озабочен будущим.
Статистика.
30% жителей России практически не читают книги
Интересная статистика о чтении россиян представлена на сайте ВЦИОМ.
Всероссийский центр изучения общественного мнения в конце мая этого года провел очередное экспресс-исследование читательских привычек.
Опрос, в котором приняли участие 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, был организован 28-29 мая этого года. Специалисты ВЦИОМ стремились выяснить, «сколько книг в домашней библиотеке среднестатистического россиянина, сколько книг в среднем прочитали наши сограждане за последние месяцы, где берут книги, чтобы почитать, и насколько популярны такие виды книг, как электронные и аудио-, в сравнении с традиционными бумажными».
Как оказалось, около половины жителей России в домашней библиотеке имеют менее сотни книг, причем число таких респондентов существенно выросло на протяжении последнего десятилетия (28% – в 1990 году, 49% – в текущем). 31% опрошенных могут похвастаться более обширным собранием: у 19% дома есть от 100 до 300 книг (23% в 1991 году), 6% – от 300 до 500 (15% в 1991 году), 4% – от 500 до 1000, 2% – свыше 1000 книг. 18% опрошенных признались, что книг у них дома нет.
За три месяца житель России прочитывает в среднем 3,94 книги, в то время как в 1992 году этот показатель составлял 5,14. Время чтению чаще посвящают жители Москвы и Санкт-Петербурга (5,28) и люди предпенсионного возраста (4,45). 33% респондентов покупают книги, которые им хочется прочитать: большинство в этой группе – 35-44-летние (41%). Традиция брать книги у знакомых теряет популярность (с 37% до 27% за два года). 26% заявили, что берут нужное издание в своей домашней библиотеке. Более популярным стало скачивание из Интернета (с 5 до 11%), особенно среди молодежи (27%). Доля тех, кто ходит за книгой в городскую библиотеку, почти не изменилась (9%), а покупают книги в интернет-магазине или заказывают по почте всего 1% респондентов – и эта доля также осталась на уровне показателя двухгодичной давности. 30% опрошенных заявили, что книги практически не читают.
Бумажные книги остаются самым популярным форматом чтения: их предпочитают 89% опрошенных, а 11% читают в исключительных случаях. Электронные книги 28% опрошенных читают активно, 39% – в исключительных случаях, в то время как 33% не знают, что это такое. Активных пользователей аудиокниг насчитывается всего 11%, 59% респондентов не в курсе, что это.
Интересно бы было узнать подобную статистику в Украине. В Харькове я наблюдаю много читающих, особенно в метро. Совсем не редкость чтения e-book. Хотя количество читателей в библиотеке, увы, не растет.
Источник: http://www.pro-books.ru/news/3/7465
