Проблема индивидуально-психологических особенностей личности
Проблема индивидуально-психологических особенностей личности вызывает интерес ученых на протяжении многих десятков лет, актуальна она и сегодня.
Ученые выделяют ряд индивидуально-психологических особенностей личности, влияющих на человека. К основным из них относятся темперамент, характер, чувства и эмоции, способности, воля.
Данные особенности делают человека индивидуальным, не похожим на своих родных и близких, друзей и знакомых. Именно поэтому считается, что нет на Земле двух одинаковых людей как по внешним признакам, так и по особенностям внутреннего содержания.
Данное эссе посвящено проблеме изучения чувств и эмоций личности.
Эмоции - простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции связаны с первоначальными впечатлениями.
Чувство – более сложное, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, которая иногда измеряется месяцами, годами и даже десятилетиями.
Чувства принято классифицировать по содержанию – моральные, интеллектуальные и эстетические.
Моральные, или нравственные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей или к своему собственному. Интеллектуальные чувства связаны с познавательными процессами и отражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, к результатам интеллектуальной деятельности. Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира. В эстетических чувствах человека переживаются гармония и красота.
Мы живем в социуме, ежедневно взаимодействуя с разными людьми. Каждый человек отличается своим характером, темпераментом, способностями, волей и чем – то невидимым, что переживает внутри, то есть чувствами, и более очевидным , что проявляет в различных ситуациях – то есть эмоциями.
С самого детства семья, общество, система образования прививают нам стереотипы и нормы поведения, взгляды, суждения, отношение к той или иной ситуации или проблеме. На каждое явление окружающего мира мы привыкли реагировать положительно или отрицательно, как бы разделяя, то что видим, на плохое и хорошее. Смотря фильм или читая книгу, мы классифицируем героев, на добрых и злых. Таким образом, весь мир иногда кажется черно-белым. Однако чувства формируются в процессе жизни, роста, развития личности.
К проявлению эмоций нас подталкивают различные ситуации, события, люди.
Как реагировать, если кто-то несправедлив к нам, жесток или агрессивен, если порой кто-то провоцирует нас на конфликт. Ведь иногда жизнь сталкивает нас с людьми, по сути чужими для нас. Чужими, по взглядам, суждениям, жизненным нормам и ценностям. Нам кажется ,что так не может быть, что это неправильно, не хорошо, иногда даже не законно. Часто так и есть, но мы вынуждены взаимодействовать друг с другом, перенимая поведение, нормы, взгляды, иногда кажущиеся нам чуждыми. Проявление эмоций, процесс не предсказуемый, неожиданный, способный изменить отношение к человеку окружающих. Как вести себя в той или иной ситуации, нам подсказывает внутреннее состояние, характер, чувства. Однако в критической ситуации, взгляды, формировавшиеся в нас годами, могут резко измениться или «отключиться». Тогда человек ведет себя непривычным для себя образом, неадекватно своему характеру и манере поведения.
Эмоции проявляются, как реакции на предметы окружающей обстановки и связаны с первоначальными впечатлениями. Как правило, первое впечатление от чего – либо носит эмоциональный характер и является непосредственной реакцией на какие – то внешние особенности. Чаще всего к таким эмоциям относятся страх, гнев, радость.
Таким образом, можно сделать вывод, что чувства формируются в нас под влиянием внешних факторов и внутренних переживаний, и обладают большей длительностью в отличие от эмоций. Эмоции являются внешним проявлением нашей внутренней реакции на предметы, события и явления окружающей действительности.
Возможно не решенным вопросом в данной проблеме остается умение управлять своими эмоциями и чувствами, которые зачастую приводят к совершению необдуманных поступков и действий, иногда с необратимыми последствиями.
Список использованной литературы
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.
2. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 368 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.
6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.