ГБОУ КОШ № 29
Выступление на школьном методическом объединении:
«ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ»
Подготовила
учитель математики КОШ № 29
Михалькова Ирина Николаевна
2015-2016 учебный год
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Предпрофильная подготовка обучающихся приобрела особую важность в свете реализации идей профильности старшей ступени школы.
Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно:
пропедевтический (при завершении обучения в 7-м классе) – выявление образовательного запроса учащихся;
основной (в период обучения в 8-м классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях;
завершающий (при окончании 9-го класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе [14].
Около 2/3 выпускников совершают выбор направления продолжения образования под влиянием случайных факторов. Это определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения, которая в условиях модернизации образования возникает на более ранних возрастных этапах, и с учетом этого разрабатывать и проверять средства профильной ориентации.
Основная цель введения предпрофильной подготовки в нашем школе - создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся 8-9 классов через основные направления работы школы: организацию дополнительного изучения предметов в 8-9 классах, курсов по выбору, информационную работу, психолого-педагогическую модель и профильную ориентацию.
На организацию предпрофильной подготовки в школе выделяются часы вариативного компонента учебного плана. Часы распределяются следующим образом:
- 2/3 - на специально организованные, краткосрочные курсы по выбору;
- 1/3 - на информационную работу, а также на мероприятия профориентационного характера, психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование учащихся.
Организована работа предпрофильных курсов.Цель – осуществление учащимися «пробы сил» в той или иной сфере человеческой деятельности с упором на профилирующий предмет.
Учащиеся посещают несколько курсов. Достаточный набор предпрофильных курсов позволяет в полном объёме удовлетворить интересы и склонности учащихся, а это в свою очередь повышает процент осознанности выбора дальнейшего образовательного пути. Если по предмету нет элективного курса, то обязательно проводится индивидуальные или групповые занятия с учащимися.
Реализация программ элективных курсов является неотъемлемой частью пропедевтичной работы.
Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на следующие два основных вида:
А) Предметно ориентированные (пробные)
Задачи курсов данного типа:
Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету.
Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
Создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
Таким образом, подобные курсы являются прогностическими (пропедевтическими) по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в ученическом учебном плане, повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбора профиля.
Содержание курсов
Программы курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы, которые дополняют базовую программу, не нарушая её целостности. Удобно то, что многие существующие факультативные курсы по общеобразовательным предметам построены, как правило, по модульному принципу. Их программы могут быть модифицированы, дополнены элементами подготовки к экзаменам по выбору.
Школы, давно реализующие программы дифференциации и индивидуализации обучения, могут использовать собственный творческий опыт для разработки оригинальных программ для курсов подобной направленности.
Продолжительность курсов
Поскольку курсы данного типа не являются ознакомительными, оптимальной продолжительностью одного курса может быть четверть или полугодие. Это позволяет ученику за год освоить минимум 2-4 курса по разным предметам.
Перечень предметно ориентированных пробных курсов будет определяться набором предметов, наиболее часто встречающихся в различных вариантах профилей.
Б) Межпредметные (ориентационные) курсы
Задачи курсов данного типа:
Создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий. Познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.
Поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым, внутрипрофильной специализации.
Таким образом, данные курсы имеют характер и направленность, аналогичные элективным курсам в системе профильного обучения 10-11-х классов.
Содержание курсов
Программы курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.
Перечень подобных курсов может включать, например, такие как «Основы журналистики», «Современные направления в медицине», «Эксперимент в естественных науках», «Социология и статистика» и др.
Продолжительность курсов:
Курсы данного типа являются ознакомительными, краткосрочными и часто сменяемыми. Оптимальная продолжительность одного курса – одна четверть.
Целью информационной работы является информирование учащихся о возможности продолжения образования, основываясь на определенные школьные предметы.
Формы получения обратной связи от учащихся по вопросам информирования - это анкетирование и групповое обсуждение.
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает создание комфортных условий при прохождении предпрофильной подготовки через организацию консультаций и анализ действий учащихся при совершении выбора.
Психолого-педагогическая поддержка осуществляется психологом, преподавателями, классными руководителями.
Проводится анкетирование учащихся 8-9 классов по определению склонностей к определенным типам деятельности.
Итогом всей работы становится карта предпочтений, которую учащиеся составляют самостоятельно, основываясь на результатах диагностики и выводах, сделанных на занятиях. Составляются, также, промежуточные таблицы результатов.
Примерными критериями готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать:
- выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
- представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;
- информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
- наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.
4