Выступление на педсовете
Тема:
«ПРОБЛЕМА УЧЕТА ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ СЕМЬИ И ШКОЛЫ».
2017 год
«Педагогика должна стать наукой для
всех – и для учителей, и для родителей…
Какими бы прекрасными ни были
наши учреждения, самыми главными «мастерами»,
формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец.
Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо
заботиться о повышении педагогической культуры родителей,
разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении».
В. А. Сухомлинский
Я хочу немного переделать мое выступление в решение педагогической задачи.Тема: «Решение педагогической задачи»
ЗАДАЧА
В Нижне-Колыбельском филиале обучаются дети во 2ж классе -2 человека и в 3ж классе-4 человека. Это дети 8-9 лет, каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, у обучающихся есть родители дома и классный руководитель в школе.
ВОПРОС
В чем же заключается сущность этих проблем и какой должна быть совместная работа школы и семьи по их решению?
Как и в любой задаче мы с вами сделаем краткую запись.

Рассмотрим теперь поэтапно:
МОИ УЧЕНИКИ
Я - классный руководитель во 2ж классе и в 3ж классе, у меня всего 6 учеников. Эти дети воспитываются в разных семьях, 1 ребенок – из многодетной семьи, 1 –из малообеспеченной, где девочку воспитывает одна мама, 4-ро детей - воспитываются в полных семьях, где есть оба родителя.
Так как эти дети относятся к возрастному периоду «Младшие школьники», то им свойственны:
Физиологические особенности возраста
К 7 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.
Психологические особенности возраста
Внутренняя уравновешенность, постоянное стремление к активной практической деятельности, преобладающая жизнерадостность. Дружелюбие, открытость и контактность со сверстниками и взрослыми. Стремление к совместной деятельности, легкость выполнения поручений, имеющих социальную значимость. Резкая потеря к деятельности в случае неуспеха, большой эмоциональный подъем в случае успеха. Ценят смелость, верность другу, физическую силу. Любят тайны, приключения, поиск, новое, яркое, незнакомое. Ориентированы на ближайшие цели. Воспринимают конкретное содержание беседы. Особое значение начинает приобретать мнение сверстников.
(методические рекомендации учета возрастных особенностей школьников) таблица
Одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе готовить образованных и инициативных граждан нашей страны, формировать у них принципиальность и прогрессивные убеждения.
Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданского формирования личности, и обращали внимание не только на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и. эстетическом воспитании. Не секрет, что некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости, детей и не придают должного значения другим сторонам их развития.
Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д.
ПРОБЛЕМЫ
( с учетом возрастных и индивидуальных особенностей)
1.Хроническая школьная неуспешность: снижение учебной мотивации и самооценки, неэффективная учебная деятельность, нарушения поведения;
2.Под воздействием чувства неполноценности (неумелости) возможны психосоматические и невротические нарушения.
3.При хронической неуспешности возможен регресс на дошкольную стадию развития, школьная дезадаптация, как в 1 классе.
ПРОБЛЕМЫ
1.Учащиеся тяготятся излишней родительской опекой и стремятся к проявлению самостоятельности, что происходящие в их организме физиологические процессы периодически сопровождаются ПОВЫШЕНИЕМ НЕРВОЗНОСТИ И РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ.
2.В отдельных семьях не в меру удовлетворяют все запросы учащихся в отношении к сверхмодной одежде, ограждают их от участия в труде, что формирует у них ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ.
3.НЕ ВСЕ РОДИТЕЛИ БЕРЕЖНО ОТНОСЯТСЯ К СКЛОННОСТЯМ УЧАЩИХСЯ, когда речь идет о кружковых занятиях, литературных увлечениях и участии в спортивно-массовой работе, проводимой в школе.
4.В отдельных семьях НЕ СОЗДАЮТ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТРУДОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ, не поощряют их стремления к практической деятельности в сфере материального производства.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Основными формами работы семьи и школы являются:
-организационно-педагогическая работа с родителями;
-осуществление их педагогического просвещения;
-проведение систематической индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитания, учащихся.
Рассмотрим содержание и формы этой работы.
родительские собрания
общешкольные родительские собрания
педагогическое просвещение родителей
индивидуальная работа
школы с родителями учащихся
привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы
Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.
ОТВЕТ:
Сотрудничество семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии обучающихся.