Эльвира Асановна Дварджи, учитель высшей категории МКОУ «Зеленогорская средняя школа» Белогорского районного совета
Республики Крым
2015г.
ТРЕНИНГ — это система специально подобранных упражнений по саморегуляции психофизиологического состояния, тренировке различных психических качеств личности (внимания, памяти, воли и т.д.), отработке способов принятия и переработки информации, освоению различных приёмов организации труда. Большая ценность такого рода упражнений — в возможности получить оценку своего поведения со стороны, произвести самооценку и оценку своих поступков. Тренинг более чем другие формы (методы) создаёт ситуацию обязательного «погружения» в себя и свою деятельность.
ТРЕНИНГ— форма работы, направленная на отработку определенных профессиональных умений и навыков. Тренинг может использоваться и как самостоятельная форма методической работы, и как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, технические средства обучения, раздаточный материал. Тренировку целесообразно проводить в небольших группах (от 5 до 10 человек). Основные принципы работы тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, взаимоуважение, искренность, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренинга.
ВИДЕОТРЕНИНГ — «тренинг с применением видеозаписи решения педагогических этюдов или экстремальных ситуаций, которые подвергаются анализу с позиции владения не только вербальными, но и невербальными коммуникативными методами воздействия и взаимодействия».
Специфика работы видеотренинга состоит в сочетании метода и видеотехнического средства при обучении педагогов.
Метод заключается в расчленении педагогического акта на отдельные технические приемы и педагогические навыки, которые должны быть проанализированы и исправлены, восприняты. Инструментом в данном случае является видеомагнитофон, с помощью которого детально изучаются шаги, этапы модели педагогического процесса, отрабатываются умения и навыки, осуществляется обратная связь.
Видеотренинг — незаменимый помощник при формировании рефлексивных умений и навыков у педагогов.
ПРОБЛЕМНО- МОДЕЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ— это интенсивная форма обучения, при которой в короткий промежуток времени создаются проблемные ситуации и организуется деятельность обучающихся по решению учебных и воспитательных проблем, обеспечивая оптимальное сочетание их самостоятельности, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки, обеспечивающий использование специализированных знаний в профессиональной деятельности; планирования учебных проектов в условиях моделирования изучаемых явлений).
Тема: «Обучение чтению как виду речевой деятельности на уроках английского языка в школе».
Цели: Главная цель занятия: Создать у педагогов теоретическую и практическую базу обучения чтению на уроках английского языка в общеобразовательной школе для их профессиональной деятельности.
Сопутствующие цели: обобщить знание наиболее важных методов, средств и организационных форм обучения чтению. Сформировать умения творчески и эффективно применять эти методы, средства и формы обучения чтению на уроках английского языка на среднем старшем уровнях обучения.
Задачи: сравнение современных методических направлений и методов обучения чтению, принятых в нашей стране и за рубежом; ознакомление участников тренинга со стандартами / программами в основной школе (касаемо чтения); анализ форм контроля чтения, принятых в методике обучения ИЯ, в свете современных требований обновления содержания обучения ИЯ в школе и с учетом международных сертификационных экзаменов; научить составлять, применять и анализировать задания для чтения. Материалы: ноутбук, проектор, доска, маркер, раздаточный материал (карточки с заданиями).
ЭТАПЫ:
1. Организационный момент (Разминка)
1.1. Цели этапа: Ввести участников тренинга в атмосферу занятия.
1.2. Задачи этапа: определить цель занятия совместно с участниками; определить (при необходимости скорректировать) настрой участников на плодотворную работу.
1.3. Организационные приемы / методы: работа по карточкам (заполнение пропусков)
группы получают раздаточный материал — карточки с заданиями. Группы выполняют задания на карточках и затем поочередно зачитывают ответы и вместе их обсуждают.
Раздаточный материал. Карточки с заданиями: Приложение 1
1.4. Информация ведущего тренинга:
I. В процессе обучения иностранному языку в школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором — пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала. Использование чтения в качестве источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в школе, который учащийся может удовлетворить самостоятельно, поскольку для чтения не требуются ни собеседник, ни слушатели, а нужна лишь книга. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение личностных, предметных и метапредметных целей изучения данного предмета. Это позволяет учителю вносить свою лепту в воспитание всесторонне развитой, социально активной личности. Чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего оно связано самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. И это особенно относится к начальному этапу.
Чтение связано с аудированием, так как в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием (рецепцией), анализом и синтезом. При аудировании слушающий воспринимает звучащую речь, а читающий — написанную. При чтении, так же как и при аудировании, имеет большое значение вероятностное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне.
Чтение связано также с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно.
1.5 После обсуждения в группах ответы участников на вопросы в свободной форме:
1. Какова роль чтения на начальном этапе обучения?
на начальном этапе обучения в средней школе чтение выполняет роль фундамента в формировании коммуникативного ядра и является одновременно подготовительным этапом, в ходе которого учащиеся приобретают комплекс основополагающих навыков и умений чтения, то к началу среднего этапа чтение приобретает относительно самостоятельное значение как способ иноязычного общения.
2. Какую основную роль выполняет чтение на среднем этапе обучения иностранному языку?
Для среднего этапа обучения характерно чтение с полным пониманием основного содержания, предполагающее использование в комплексе всех умений чтения: умений добиваться понимания, преодолевая помехи всеми доступными способами, а также умения игнорировать помехи, извлекая из текста только существенную информацию. Уметь читать про себя впервые предъявляемые тексты с целью полного понимания информации, с целью извлечения основной информации и частичной информации.
3. На что нацелена работа над чтением на старшем этапе обучения иностранному языку?
на старшем этапе производится совершенствование навыков, умений,
приобретенных ранее. Чтение на данном этапе направленно на обучение чтению с полным и точным пониманием. Обучение этому умению чтения дискутируется практической необходимостью: выпускник средней школы должен понимать оригинальные и незначительно адаптированные тексты из общественно-политической и научно-популярной литературы, которые могут встретиться ему в его профессиональной деятельности, в дальнейшем занятии языком или в самообразовательных целях.
Особо значимым на данном этапе обучения является развитие следующих умений:
- определять характер читаемого текста (научно-популярный, общественно-политический, художественный);
- извлекать из текста нужную информацию;
- составлять и записывать тезисы, аннотацию прочитанного текста;
2.1. Работа с информацией. Методы\ приемы. Метод «Ажурная пила»( Приложение2)
2.2. Контроль усвоения материала – тест (Приложение 3)
2.3 Участники в свободной форме отвечают на вопросы.
Вопрос группам
1.Назовите этапы работы над текстом.
2. Назовите виды чтения ( в плане практического владения языком)
3. Что означает ознакомительное чтение?
4. Чем ознакомительное чтение отличается от изучающего?
2.4. Методическое оснащение: доска, маркер, раздаточный материал.
2.5. Возможные трудности: участники не могут точно сформулировать понятие чтения, путаются в видах чтения, сомневаются в своих ответах.
2.6. Организационные приемы / Методы: лекция, беседа, учебная дискуссия, метод проблемного изложения материала,
Участники задают вопросы. Ведущий совместно с обучающимися обсуждает проблемные и спорные вопросы.
2.7. Информация ведущего
Этапы работы над текстом (по методике Е.А. Маслыко и П.К. Бабинской)
Предтекстовый – пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовки и рисунки и т.д. (формирование прогностических умений). Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.
Тестовый – чтение текста отдельных его частей) с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной учащимся перед чтением самого текста. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результата деятельности). При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с видом чтения.
Послетекстовый – использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Предлагаемые на этом этапе упражнения направлены на развитие умений репродуктивного плана, репродуктивно-продуктивного и продуктивного.
Виды чтения
Понимание основного содержания прочитанного. По-английски это звучит как reading for gist, skim reading или skimming. В отечественной методике также используется термин ознакомительное чтение. Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты.
Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное - это уметь обобщить содержание текста, т.е. синтезировать основную коммуникативную задачу текста - какую информацию он дает и какие мысли являются наиболее важным.
Как показывает опыт, многие обучаемые не владеют этим способом чтения на иностранном языке, т. к. сразу же начинают пытаться перевести текст и застопориваются при виде первого незнакомого слова. Эти "вредные" привычки должны быть преодолены. Как правило, любое первичное чтение учебного текста во многих современных учебниках носит ознакомительный характер, и первое задание перед чтением дается на понимание общего содержания текста или его ключевых моментов. При выполнении этого задания не нужно прибегать к переводу или лезть в словарь за незнакомыми словами. Один из способов борьбы с этим - установить жесткие временные рамки на чтение текста, а преподавателю рекомендуется не отвечать на просьбы учащихся объяснить незнакомые слова на этом этапе чтения.
Извлечение необходимой информации. По-английски это звучит как reading for specific information или scanning. В отечественной методике также используются термины поисковое (при поиске конкретной информации) и просмотровое чтение (при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию).
При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия, или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения. Классический пример задачи поискового вида чтения - найти номер платформы поезда в расписании поездов на вокзале.
При просмотровом чтении читатель собирает информацию о полезности текста, о том, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы.
Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста - лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.
Полное понимание прочитанного. По-английски это звучит как reading for detailed comprehension или reading for detail. В отечественной методике также используется термин изучающее чтение. Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста
РЕЛАКСАЦИЯ (Видео “Цветы”)
3. Закрепление учебного материала.
3.1. Цели этапа: активизировать теоретические и практические знания, полученные в ходе тренинга.
3.2. Задачи этапа: разработать алгоритм работы над разными видами чтения на разных этапах ; научить составлять, применять и анализировать задания для всех видов просмотрового и изучающего чтения.
3.3. Организационные приемы / Методы: беседа, учебная дискуссия, проблемно-модельный тренинг
3.4.. Возможные трудности: спутанность информации о всех подвидах и видах чтения; рассеянность внимания участников
3.5. Содержание этапа:
Ведущий объясняет алгоритм работы по составлению заданий для обучения просмотровому и изучающему чтению (Приложение 4)
Участникам предлагается составить задания по всем этапам и видам просмотрового и изучающего чтения. Перед чтением текста участникам тренинга предлагается обсудить картинки к тексту. Только после этого раздается текст.(Приложение 5)
Ведущий участвует в проблемно-модельном тренинге с участниками, направляет, корректирует и анализирует их работу. После чтения текста 2 группы разрабатывают упражнения для ознакомительного и просмотрового чтения, 2 группы – для изучающего чтения. Группам раздаются памятки по составлению упражнений по чтению.
Далее ведущий предлагает по желанию выбрать «преподавателя» и выполнить составленные группой задания.
4. Рефлексия
4.1. Цели этапа: подведение итогов занятия.
4.2. Задачи этапа: обобщить полученные знания, сделать выводы
Вопросы участникам: Что было для вас сегодня особенно трудным?
Что получалось легче всего?
Что было особенно интересным, познавательном?
На сколько баллов вы оцените качество организации тренинга (подбор заданий) по 5 бальной системе?
На сколько баллов вы оцените информативную ценность тренинга?
Как вы оцените психологическую атмосферу во время проведения тренинга?
4.3. Организационные приемы / Методы: беседа.