СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проблемные вопросы при изучении истории России XX века" 9 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.

Просмотр содержимого документа
«"Проблемные вопросы при изучении истории России XX века" 9 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 4 города Смоленска


Рассмотрено

на заседании МО

руководитель МО

________/ Е.Л.Данилова/

Протокол № 1

«___» __________2014г.


Согласовано

Заместитель директора по НМР

__________ /М.В.Щегленко/


«___»___________2014 г.

Утверждено на заседании

педагогического совета

протокол № 1


от « 29» августа 2014 г.






Рабочая учебная программа


работы НОУ

(9 класс)


«Проблемные вопросы при

изучении истории России XX века»










составитель: Капаева Любовь Валерьевна,

учитель истории и обществознания











Пояснительная записка

Программа элективного курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.

В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.

Таким образом, в содержании образования всё более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.


Программа элективного курса «Проблемные вопросы при изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.

В данной программе выделяется три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношения власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.)

Особенность данного элективного курса заключается в том, он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценки проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.


Цель курса:

  • содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда ЗАДАЧ:

- обеспечить учащихся более достоверными сведениями об основных событиях тенденциях и проблемах общественно-политического, социально экономического развития России в XX веке;

- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

- повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.


Учебно-тематический план


Содержание обучения.

Разделы, темы

Кол-во

Часов

Формы проведения

Занятий

1

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века

2 часа

Практикум (1ч)

Дискуссия с элементами моделирования (1ч)

2

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

6 часов

Практикум (2ч)

Дискуссия в форме «круглого стола» (2ч)

Лекция, работа с документами (2ч)

3

Тема 3. Гражданская война: новые подходы

4 часа

Пресс-конференция (2ч)

Альтернативно-проектное моделирование (2ч)

4

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система

4 часа

Практикум (2ч)

Урок - «киностудия» (деловая игра – обсуждение) (2ч)

5

Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?

4 часа

Практикум (2ч)

Урок-версия (1ч)

Урок – судебное разбирательство (1ч)

6

Тема 6. Триумфальное поражение ? (Размышления о советско-Финской войне)

2 часа

Практикум (1ч)

Урок-альтернатива (1ч)

7

Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии

3 часа

Практикум (1ч)

Семинар с использованием видеоматериалов (2ч)

8

Тема 8. Страх или свобода?

2 часа

Урок-исследование (2ч)

9

Тема 9. от горячей войны к «холодной», или мир, расколотый надвое

4 часа

Практикум (2ч)

Деловая игра-обсуждение (2ч)

10

Тема 10. Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года…

3 часа

Практикум (1ч)

Проблемно-проектная дискуссия (2ч)

 

Итого

34 часа

Практикумы – 12 ч

Семинары – 2 ч

Дискуссии – 5 ч

Лекции – 2 ч

Моделирование – 2 ч

Нетрадиционные уроки – 11 ч

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

  • находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

  • - рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

  • - выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

  • - определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории

  • Список литературы

Анти – «Ледокол». Беседа Л. Безымённого с Ф. Городецким // Новое время. – 1995. - № 11. – С. 34.

Бетлов, А. Ю. Россия в начале века. - М, 1999.

Бердяев, Н. А. Самопознание. - М., 1991. - С. 226.

Буллок, А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть / пер. с англ. - Смо­ленск, 1994.

Верт, Н. История Советского государства. 1900-1991. М, 1992. -С. 206.

Волобуев, П. В., Булдаков, В. П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории. - 1996. - № 5-6. - С. 29.

Власов, Ю. П. Огненный крест. - М.: Издательская группа «Про­гресс», «Культура», 1993.

Взгляды на М. И. Туган-Барановского, А. В. Чаянова, Н. Д. Конд­ратьева, Л. Н. Юровского и современность. - М., 1991.

Грант, Н. Конфликты XX века. Иллюстрированная история. - М, 1995.-С. 204.

Геддис, Дж. Л., Ржевский, О. А. Два взгляда на одну проблему. Страницы истории советского общества. Люди, проблемы, факты. - М, 1989.

Грайнер, Б. Не все кошки серы. Страницы советской истории. Люди, проблемы, факты. М., 1989.

Горбачев, М. С. Августовский путч (причины и следствия). - М, 1991.-С. 90-91.

Гейсенгский М. Г. 1917-1927: популярный очерк. - М.-Л., 1927.

Гайда, Ф. А. Февраль 1917 г: революция, власть, буржуазия // Во­просы истории. - 1996. № 5-6.

Головатенко, А. История России: спорные проблемы. - М., 1994.

Геллер, М., Некрич, А. История России (1917-1995). - М.: «МИК» и «Агар», 1996.

Гордон, Л. А., Клопов, Э. В. Что было бы? (Размышления о пред­посылках и итогах, что случилось с нами в 30-40-е гг.) - М.: Политиче­ская литература, 1991.

Деникин, А. И. Очерки русской смуты. Борьба генерала Корнило­ва. Август 1917 г. - апрель 1918 г. - М., 1991.

Деникин, А. И. Путь русского офицера. - М: Прометей, 1990.

Ельцин - Хасбулатов: Единство, компромисс, борьба. - М., 1994. -С. 90-91.

Историки спорят. Тринадцать бесед. - М.,1989. С. 45.

Историки отвечают на вопросы. - М., 1988. - С. 8

Колосков, А. Г., Гевуркова, Е. А. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX в. - М.: Просвещение, 1996.

Козлов, В. А. История Отечества: люди, идеи, решения, очерки истории Советского государства. - М., 1991.

Коротаев, В. И. Революция 1917 г.: авантюра или закономер- // Россия, 1917 г: взгляд сквозь годы. - Архангельск, 1998. - С. 16.

Киселев, А. Ф. Хрестоматия по отечественной истории (1914-1939). - М.: Издательство «ИЛБИ», 1984.

Кондратьев, Н. Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. - М., 1991.

Милюков, П. Н. История второй русской революции. - Т. 1. -Вып. 1. -София.

Мери, В. Маннергейм - маршал Финляндии / пер со швед. - М., 1997.

Проэктор, Д. М. Фашизм: путь к агрессии и гибели. - М., 1985.

Плоткин, Г. М. Материалы и познавательные задачи по отеческой истории. - М.: Просвещение, «Учебная литература», 1996.

Пятецкий, Л. М. История России XX в. - М.: Московский лицей, 1999.

Пионтковский, С. А. Октябрьская революция. Ее предпосылки и ход. - М., 1923.

Пикер, Г. Застольные разговоры Гитлера / пер с нем. - Смоленск- М., 1998.

Рашитов, Ф. А. Альтернативы Октября: мирный или ненасильст­венный переворот. - Саратов, 1990.

Суворов, В. Ледокол. День. // Новое время. - 1992.

Суворов, В. Последняя республика. Почему Советский Союз про­играл Вторую мировую войну? - М., 1998.

Сталин, И. Вопросы ленинизма. 11-е изд. - С. 651.

Сборник материалов к изучению истории СССР (1921-1941 гг.) / под ред. И. И. Долуцкого. - М., 1989.

Сталинградская эпопея. - М.: Звонница - МГ, 2000.

Леонтьев, В. Экономическое эссе. Теории. Исследования. Факты и политика. - М., 1990. - С. 15.

Лошнов, В. Т., Сазонов, В. В. Нужно ли было идти от Февраля к Октябрю? // Диалог. - 1991. - № 2.

Ленин, В. И. Полное собрание сочинений,-Т. 16.-С. 201.

Лельчук, Л. В. Переписка на исторические темы. - М., 1989.

Лельчук, Л. В. Индустриализация СССР: история, опыт, пробле­мы. - М., 1984.

Хрестоматия по истории СССР 1917-1945 / под ред. Э. М. Щаги-на.-М., 1991.

Хавин, А. Ф. Краткий очерк истории индустриализации СССР. М., 1962