МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 4 города Смоленска
Рассмотрено на заседании МО руководитель МО ________/ Е.Л.Данилова/ Протокол № 1 «___» __________2014г. | Согласовано Заместитель директора по НМР __________ /М.В.Щегленко/ «___»___________2014 г. | Утверждено на заседании педагогического совета протокол № 1 от « 29» августа 2014 г. |
Рабочая учебная программа
работы НОУ
(9 класс)
«Проблемные вопросы при
изучении истории России XX века»
составитель: Капаева Любовь Валерьевна,
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Программа элективного курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.
В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.
Таким образом, в содержании образования всё более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.
Программа элективного курса «Проблемные вопросы при изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
В данной программе выделяется три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношения власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.)
Особенность данного элективного курса заключается в том, он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценки проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса:
содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда ЗАДАЧ:
- обеспечить учащихся более достоверными сведениями об основных событиях тенденциях и проблемах общественно-политического, социально экономического развития России в XX веке;
- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
- повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Учебно-тематический план
№ | Содержание обучения. Разделы, темы | Кол-во Часов | Формы проведения Занятий |
1 | Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века | 2 часа | Практикум (1ч) Дискуссия с элементами моделирования (1ч) |
2 | Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? | 6 часов | Практикум (2ч) Дискуссия в форме «круглого стола» (2ч) Лекция, работа с документами (2ч) |
3 | Тема 3. Гражданская война: новые подходы | 4 часа | Пресс-конференция (2ч) Альтернативно-проектное моделирование (2ч) |
4 | Тема 4. Индустриализация и командно-административная система | 4 часа | Практикум (2ч) Урок - «киностудия» (деловая игра – обсуждение) (2ч) |
5 | Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика? | 4 часа | Практикум (2ч) Урок-версия (1ч) Урок – судебное разбирательство (1ч) |
6 | Тема 6. Триумфальное поражение ? (Размышления о советско-Финской войне) | 2 часа | Практикум (1ч) Урок-альтернатива (1ч) |
7 | Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии | 3 часа | Практикум (1ч) Семинар с использованием видеоматериалов (2ч) |
8 | Тема 8. Страх или свобода? | 2 часа | Урок-исследование (2ч) |
9 | Тема 9. от горячей войны к «холодной», или мир, расколотый надвое | 4 часа | Практикум (2ч) Деловая игра-обсуждение (2ч) |
10 | Тема 10. Если бы ГКЧП пришёл к власти в августе 1991 года… | 3 часа | Практикум (1ч) Проблемно-проектная дискуссия (2ч) |
| Итого | 34 часа | Практикумы – 12 ч Семинары – 2 ч Дискуссии – 5 ч Лекции – 2 ч Моделирование – 2 ч Нетрадиционные уроки – 11 ч |
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
- рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
- выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
- определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории
Список литературы
Анти – «Ледокол». Беседа Л. Безымённого с Ф. Городецким // Новое время. – 1995. - № 11. – С. 34.
Бетлов, А. Ю. Россия в начале века. - М, 1999.
Бердяев, Н. А. Самопознание. - М., 1991. - С. 226.
Буллок, А. Гитлер и Сталин. Жизнь и власть / пер. с англ. - Смоленск, 1994.
Верт, Н. История Советского государства. 1900-1991. М, 1992. -С. 206.
Волобуев, П. В., Булдаков, В. П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории. - 1996. - № 5-6. - С. 29.
Власов, Ю. П. Огненный крест. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993.
Взгляды на М. И. Туган-Барановского, А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, Л. Н. Юровского и современность. - М., 1991.
Грант, Н. Конфликты XX века. Иллюстрированная история. - М, 1995.-С. 204.
Геддис, Дж. Л., Ржевский, О. А. Два взгляда на одну проблему. Страницы истории советского общества. Люди, проблемы, факты. - М, 1989.
Грайнер, Б. Не все кошки серы. Страницы советской истории. Люди, проблемы, факты. М., 1989.
Горбачев, М. С. Августовский путч (причины и следствия). - М, 1991.-С. 90-91.
Гейсенгский М. Г. 1917-1927: популярный очерк. - М.-Л., 1927.
Гайда, Ф. А. Февраль 1917 г: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. - 1996. № 5-6.
Головатенко, А. История России: спорные проблемы. - М., 1994.
Геллер, М., Некрич, А. История России (1917-1995). - М.: «МИК» и «Агар», 1996.
Гордон, Л. А., Клопов, Э. В. Что было бы? (Размышления о предпосылках и итогах, что случилось с нами в 30-40-е гг.) - М.: Политическая литература, 1991.
Деникин, А. И. Очерки русской смуты. Борьба генерала Корнилова. Август 1917 г. - апрель 1918 г. - М., 1991.
Деникин, А. И. Путь русского офицера. - М: Прометей, 1990.
Ельцин - Хасбулатов: Единство, компромисс, борьба. - М., 1994. -С. 90-91.
Историки спорят. Тринадцать бесед. - М.,1989. С. 45.
Историки отвечают на вопросы. - М., 1988. - С. 8
Колосков, А. Г., Гевуркова, Е. А. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX в. - М.: Просвещение, 1996.
Козлов, В. А. История Отечества: люди, идеи, решения, очерки истории Советского государства. - М., 1991.
Коротаев, В. И. Революция 1917 г.: авантюра или закономер- // Россия, 1917 г: взгляд сквозь годы. - Архангельск, 1998. - С. 16.
Киселев, А. Ф. Хрестоматия по отечественной истории (1914-1939). - М.: Издательство «ИЛБИ», 1984.
Кондратьев, Н. Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. - М., 1991.
Милюков, П. Н. История второй русской революции. - Т. 1. -Вып. 1. -София.
Мери, В. Маннергейм - маршал Финляндии / пер со швед. - М., 1997.
Проэктор, Д. М. Фашизм: путь к агрессии и гибели. - М., 1985.
Плоткин, Г. М. Материалы и познавательные задачи по отеческой истории. - М.: Просвещение, «Учебная литература», 1996.
Пятецкий, Л. М. История России XX в. - М.: Московский лицей, 1999.
Пионтковский, С. А. Октябрьская революция. Ее предпосылки и ход. - М., 1923.
Пикер, Г. Застольные разговоры Гитлера / пер с нем. - Смоленск- М., 1998.
Рашитов, Ф. А. Альтернативы Октября: мирный или ненасильственный переворот. - Саратов, 1990.
Суворов, В. Ледокол. День. // Новое время. - 1992.
Суворов, В. Последняя республика. Почему Советский Союз проиграл Вторую мировую войну? - М., 1998.
Сталин, И. Вопросы ленинизма. 11-е изд. - С. 651.
Сборник материалов к изучению истории СССР (1921-1941 гг.) / под ред. И. И. Долуцкого. - М., 1989.
Сталинградская эпопея. - М.: Звонница - МГ, 2000.
Леонтьев, В. Экономическое эссе. Теории. Исследования. Факты и политика. - М., 1990. - С. 15.
Лошнов, В. Т., Сазонов, В. В. Нужно ли было идти от Февраля к Октябрю? // Диалог. - 1991. - № 2.
Ленин, В. И. Полное собрание сочинений,-Т. 16.-С. 201.
Лельчук, Л. В. Переписка на исторические темы. - М., 1989.
Лельчук, Л. В. Индустриализация СССР: история, опыт, проблемы. - М., 1984.
Хрестоматия по истории СССР 1917-1945 / под ред. Э. М. Щаги-на.-М., 1991.
Хавин, А. Ф. Краткий очерк истории индустриализации СССР. М., 1962