Решение метапредметных задач в процессе обучения смысловому чтению в 5-х классах
7.11.13 год
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык и язык межнационального общения.
Он является основой развития мышления, воображения интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Будучи формой хранения и усвоения знаний, русский язык неразрывно связан с другими школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Ученик к концу 4 класса должен выполнять следующие УУД:
Составлять план и пользоваться им при пересказе,
Составлять краткий и другие виды пересказа,
Работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать её и усваивать,
Ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, тем, возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс внетекстового аппарата книги,
Читать значительные по объёму рассказы, сказки, сказочные повести,
Пользоваться приёмами заучивания стихотворений(с опорой на ключевые слова) и выразительно читать их.
Норма чтения в конце 4 класса
95 – 120
слов в минуту
Техника чтения в 5 «А» классе (25 человек)
Выше нормы
Норма
6 человек
(130 - 136 слов в минуту)
Ниже нормы
9 человек
(95 – 120 слов в минуту)
10 человек
( 36 – 88 слов в минуту)
Техника чтения в 5 «Б» классе (23 человек)
Выше нормы
11 человек
(124 – 196 слов в минуту)
Норма
Ниже нормы
2 человек
(95 – 120 слов в минуту)
10 человек
( 48 – 92 слов в минуту)
Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
Конфуций
)
Проблемы чтения в контексте ФГОС
начального, основного, среднего (полного) общего образования
Результаты научных исследований по проблемам чтения
По результатам исследований «Левада-Центра»
и международных сравнительных исследований по программе PISA:
- российские дети, особенно младших возрастов, читают даже чаще и больше своих зарубежных сверстников, более позитивно оценивают чтение как занятие;
- эта позитивная установка не гарантирует качества чтения (нестандартность решений, самостоятельная рефлексия – вот что не дается российским детям);
- интерес к чтению, частота обращения к печатному слову сокращаются при переходе от начальной школы – к средней, от средней школы – к профессиональной работе, и нет механизмов поддержания этого качества на высоком уровне, его постоянного повышения;
- к 9 классу интенсивность чтения снижается, у подростков формируется устойчивое отношение к чтению как скучному и принудительному занятию, которое никому не нужно.
Исследования проблем чтения
под руководством
Президента Русской Ассоциации Чтения
Н.Н. Сметанниковой
Подростки не умеют:
- работать с объемной, правдоподобной и противоречивой информацией , изложенной как в текстах сложной структуры, так и заданной вне основного текста;
- критически оценивать информацию, работать с понятиями, которые противоположны их ожиданиям;
- вычерпывать информацию из текстов разных типов ;
- выделить информацию из вопроса , привлечь информацию, находящуюся за пределами задания, использовать свой личный опыт , сведения из смежных областей…».
Противоречия, обусловившие актуальность проблем чтения в системе школьного образования
в обществе упал престиж чтения, сокращена или исключена доля чтения в структуре свободного времени школьников,
до сих пор не существует радикальной государственной политики, стимулирующей мотивацию к чтению
НО
чтение всегда связывали с воспитанием личности, актуализируя его нравственное влияние на школьников,
сегодня чтение книг становится только прагматическим средством реализации учебных целей, получения образования
НО
вдумчивое чтение классики формирует нравственные качества и мотивирует к совершенствованию речи по классическим образцам,
замена читательской культуры экранной негативно влияет на школьников при несформированных нравственных качествах и слаборазвитой речи
НО
предпочтение визуального воздействия делает приоритетным чтение цветных журналов в развлекательных целях,
только постоянная практика чтения и обсуждения классики формирует навыки глубокого смыслового чтения и препятствует негативному воздействию низшего слоя массовой культуры
НО
в педагогической науке разработаны и экспериментально проверены стратегии и методики различных видов чтения (в зависимости от поставленных целей и специфики текстов),
эти методики слабо внедряются в школьную практику
НО
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 66. «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением , письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)».
НО
- понятие «чтение» употреблено в законе «Об образовании в РФ» единственный раз; чтение рассматривается только как техническое умение и универсальное учебное действие, необходимое для обучения ;
- никаких мер, меняющих государственную политику в связи с падением престижа чтения в России, в законе не обнаружено;
- никаких действий, связанных с развитием личности школьников посредством чтения , различными стратегиями чтения, спецификой чтения текстов разных жанров и стилей, закон не предусматривает и к другим документам не отсылает.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
Метапредметные реазультаты: Мотивация к чтению падает от младшего школьного возраста к среднему и старшему, что, по логике, должно усиливать внимание государства к этим проблемам в основной и старшей школе. Но при анализе фрагментов ФГОС начального общего образования (НОО), основного общего образования (ООО) и среднего (полного) общего образования (СПОО), связанных с проблемами чтения, мы видим прямо противоположные тенденции.
Самое большое внимание чтению школьников уделено в ФГОС НОО. В метапредметные результаты включено «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»[6] ( стиль цитаты полностью соответствует ФГОС НОО . – Н.Б). Но умение смыслового чтения формируется только в условиях специального обучения и включает в себя два последовательных этапа: освоение техники чтения (первый год обучения в школе) и освоение смыслового чтения (второй и последующие годы обучения).
Попытаемся прокомментировать формулировки предметных результатов обучения чтению в начальной школе:
«понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»[6] (вызывает сомнение, что столь важную функцию литературы сможет в полной мере реализовать начальная школа);
«осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении»[6] (очевидно, что эти задачи начальная школа решает частично, в рамках возможностей детей 7–11 лет);
«понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев»[6] (исследования читательских умений школьников показывают, что данных результатов начальная школа добивается далеко не всегда, хотя отрадно, что уделено внимание чтению не только как технической возможности, обозначены важные виды чтения);
«достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий»[6] (во ФГОС НОО не указано, какими именно «приемами интерпретации…» должны овладеть выпускники начальной школы);
«умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации»[6] (ученик начальной школы делает только первые шаги в выборе литературы для самостоятельного чтения, а чаще пользуется рекомендациями учителя, библиотекаря, родителей).
Во ФГОС ООО проблемы чтения занимают менее значимое место, чем во ФГОС НОО. Так, среди метапредметных результатов обучения в основной школе всего одно упоминание о чтении: «смысловое чтение»[7], основы которого закладываются уже в начальной школе. В психологии чтения обычно дифференцируют два аспекта: технический и смысловой. Технический аспект ориентирован на зрительное восприятие и воспроизведение звукового облика слова с помощью артикуляционных действий, т. е. расшифровку и перевод знаковой структуры текста в форму устной речи на определенном языке. Именно процесс приобретения умения читать (вслух) записанный текст, в школе называют обучением чтению.
Смысловой аспект связан с пониманием лексического значения и внутреннего смысла отдельных слов, выражений и всего текста (переносных и символических значений, художественной образности, аллегорий, подтекстов и т. п.), а также субъективно авторского значения слов и образов. По мнению Н.В. Нижегородцевой и Т.В. Волковой, «у начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения»[1], что и является показателем приобретения навыков смыслового чтения.
Развитие умений смыслового чтения, т. е. освоения прочитанного на одном из смысловых уровней (восприятия, т. е. эмоционального освоения прочитанного текста; понимания, т. е. логического осознания внутренних связей структуры текста; и интерпретации, т. е. умения самостоятельно высказывать свою рефлексию на текст) – это сложный и трудоемкий процесс. Поэтому многие выпускники средней школы не могут выявить глубинные смыслы художественных текстов, оставаясь на уровне понимания лексического значения слов, т. е. читают художественный текст как иностранцы, а не как носители языка и культуры, что требует от словесника большой работы по комментированию русской классики.
Среди предметных результатов обучения литературе в основной школе, связанных с чтением, ФГОС ООО формулирует такие, как «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога» и «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение»[7]. Однако при падении интереса к чтению к концу 9 класса и исключении мотива чтения из досуговой деятельности школьников достижение этих результатов возможно лишь при объединении усилий школы, родителей, общества и государства.
ФГОС СПОО среди метапредметных результатов не называет умения пользоваться основными стратегиями чтения, а среди предметных результатов чтение фигурирует только в таком контексте: «Сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним»[8]. Удивительно, что о познании русской культуры не сказано ни слова, хотя чтение русской классической литературы не только погружает школьника в атмосферу высокой культуры, но и обладает широким спектром позитивных функций: и познавательных, и информационных, и нравственных.
В предметные результаты изучения литературы на базовом уровне внесено «знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой»[8]. Но речь идет не о чтении, а лишь о знании содержания произведений, которое легко почерпнуть из многочисленных «кратких пересказов», имеющихся в Интернете.
На углубленном уровне умение чтения упомянуто только в такой формулировке, как «понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений»[8], что не подразумевает
Метапредметные результаты ФГОС НОО: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
Сущность смыслового чтения
освоение смыслового чтения : пониманием лексического значения и внутреннего смысла отдельных слов, выражений и всего текста (переносных и символических значений, художественной образности, аллегорий, подтекстов и т. п.), субъективно авторского значения слов и образов (второй и последующие годы обучения)
освоение техники чтения : зрительное восприятие и воспроизведение звукового облика слова с помощью артикуляционных действий (первый год обучения в школе)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
Метапредметные результаты ФГОС ООО: « смысловое чтение ».
Развитие умений смыслового чтения
Смысловые уровни
1
2
3
Интерпретация: речь
Понимание: мысли
Восприятие: чувства
Выпускники средней школы не могут выявить глубинных смыслов художественных текстов, оставаясь на уровне понимания лексического значения слов, т. е. читают художественный текст как иностранцы, а не как носители русского языка и культуры
Стратегиальный подход к обучению чтению
Стратегия чтения – это путь и программа действий читателя.
Обучение стратегиям чтения
- раскрывать иерархию информационных уровней (факты, мнения, суждения);
- выявлять иерархию смыслов текста ( основная мысль, тема, подтема, микротема и т. д. );
- осуществлять собственно процесс понимания текста (рефлексивная информация).
«Мало научить ребенка “читать” в значении “декодировать текст”, необходимо, чтобы он хотел читать, чтобы стал читать много , чтобы постепенно читал все более сложные литературные формы и информационные тексты, чтобы росла его читательская культура , чтобы он становился человеком читающим , читающей личностью ».
Н. Н. Сметанникова
Выводы:
- В государственных документах по образованию проблемам чтения не уделено должного внимания, чтение в них не показано важным средством воспитания личности и ее читательских качеств.
- Ни один из указанных во ФГОС всех уровней личностных, метапредметных и предметных результатов не будет достигнут при замене чтения классики «суррогатами»: пересказами краткого содержания, киноверсиями, комиксами, глянцевыми и развлекательными журналами.
- При создании перечня книг для самостоятельного чтения школьников необходим учет опыта создания в России «заветных списков» для чтения и «золотой книжной полки».
Пути решения проблем детского и подросткового чтения
- Осознание падения интереса к чтению как национальной проблемы, создание непререкаемого общественного мнения о важности чтения, повышение интереса к книге, образованию, культуре.
- Развитие у населения читательской культуры как часть национальной политики в области чтения, образования и культуры.
- Государственная поддержка в решении проблем детского и подросткового чтения.
- Обучение подростков в школе умениям работы с разными типами информации.
- Создание системы мер по развитию у школьников читательской и информационной культуры с учетом зарубежного опыта.
Ученик
Учитель
Родитель
Ребенок, получивший образование только в учебном заведении,- необразованный ребенок.
Джордж Сантаяна (философ, литератор, 20 век, Америка)
[email protected]
Спасибо
за внимание !