СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проблемы чтения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь изложен материал из личных наблюдений учителя, подтверждённый мнениями авторитетных лиц, изучающих проблемы чтения в рамках ФГОС ООО как в России, так и за рубежом.

Просмотр содержимого документа
«"Проблемы чтения"»

 Решение метапредметных задач в процессе обучения смысловому чтению в 5-х классах 7.11.13 год

Решение метапредметных задач в процессе обучения смысловому чтению в 5-х классах

7.11.13 год

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык и язык межнационального общения. Он является основой развития мышления, воображения интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Будучи формой хранения и усвоения знаний, русский язык неразрывно связан с другими школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык и язык межнационального общения.

Он является основой развития мышления, воображения интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Будучи формой хранения и усвоения знаний, русский язык неразрывно связан с другими школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Компете́нтность  — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Компете́нтность  — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Ученик к концу 4 класса должен выполнять следующие УУД: Составлять план и пользоваться им при пересказе,  Составлять краткий и другие виды пересказа,  Работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать её и усваивать,  Ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, тем, возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс внетекстового аппарата книги,  Читать значительные по объёму рассказы, сказки, сказочные повести,  Пользоваться приёмами заучивания стихотворений(с опорой на ключевые слова) и выразительно читать их.

Ученик к концу 4 класса должен выполнять следующие УУД:

Составлять план и пользоваться им при пересказе,

 Составлять краткий и другие виды пересказа,

 Работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать её и усваивать,

 Ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, тем, возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс внетекстового аппарата книги,

 Читать значительные по объёму рассказы, сказки, сказочные повести,

 Пользоваться приёмами заучивания стихотворений(с опорой на ключевые слова) и выразительно читать их.

Норма чтения в конце 4 класса  95 – 120 слов в минуту

Норма чтения в конце 4 класса

95 – 120

слов в минуту

Техника чтения в 5 «А» классе (25 человек) Выше нормы Норма 6 человек (130 - 136 слов в минуту) Ниже нормы 9 человек (95 – 120 слов в минуту) 10 человек ( 36 – 88 слов в минуту) Техника чтения в 5 «Б» классе (23 человек) Выше нормы 11 человек (124 – 196 слов в минуту) Норма Ниже нормы 2 человек (95 – 120 слов в минуту) 10 человек ( 48 – 92 слов в минуту)

Техника чтения в 5 «А» классе (25 человек)

Выше нормы

Норма

6 человек

(130 - 136 слов в минуту)

Ниже нормы

9 человек

(95 – 120 слов в минуту)

10 человек

( 36 – 88 слов в минуту)

Техника чтения в 5 «Б» классе (23 человек)

Выше нормы

11 человек

(124 – 196 слов в минуту)

Норма

Ниже нормы

2 человек

(95 – 120 слов в минуту)

10 человек

( 48 – 92 слов в минуту)

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.  Конфуций )

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.

Конфуций

)

Проблемы чтения в контексте ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования

Проблемы чтения в контексте ФГОС

начального, основного, среднего (полного) общего образования

Результаты научных исследований по проблемам чтения По результатам исследований «Левада-Центра» и международных сравнительных исследований по программе PISA: российские дети, особенно младших возрастов, читают даже чаще и больше своих зарубежных сверстников, более позитивно оценивают чтение как занятие; эта позитивная установка не гарантирует качества чтения (нестандартность решений, самостоятельная рефлексия – вот что не дается российским детям); интерес к чтению, частота обращения к печатному слову сокращаются при переходе от начальной школы – к средней, от средней школы – к профессиональной работе, и нет механизмов поддержания этого качества на высоком уровне, его постоянного повышения; к 9 классу интенсивность чтения снижается, у подростков формируется устойчивое отношение к чтению как скучному и принудительному занятию, которое никому не нужно.

Результаты научных исследований по проблемам чтения

По результатам исследований «Левада-Центра»

и международных сравнительных исследований по программе PISA:

  • российские дети, особенно младших возрастов, читают даже чаще и больше своих зарубежных сверстников, более позитивно оценивают чтение как занятие;
  • эта позитивная установка не гарантирует качества чтения (нестандартность решений, самостоятельная рефлексия – вот что не дается российским детям);
  • интерес к чтению, частота обращения к печатному слову сокращаются при переходе от начальной школы – к средней, от средней школы – к профессиональной работе, и нет механизмов поддержания этого качества на высоком уровне, его постоянного повышения;
  • к 9 классу интенсивность чтения снижается, у подростков формируется устойчивое отношение к чтению как скучному и принудительному занятию, которое никому не нужно.
Исследования проблем чтения под руководством Президента Русской Ассоциации Чтения Н.Н. Сметанниковой Подростки не умеют: работать с объемной, правдоподобной и противоречивой информацией , изложенной как в текстах сложной структуры, так и заданной вне основного текста; критически оценивать информацию, работать с понятиями, которые противоположны их ожиданиям; вычерпывать информацию из текстов разных типов ; выделить информацию из вопроса , привлечь информацию, находящуюся за пределами задания, использовать свой личный опыт , сведения из смежных областей…».

Исследования проблем чтения

под руководством

Президента Русской Ассоциации Чтения

Н.Н. Сметанниковой

Подростки не умеют:

  • работать с объемной, правдоподобной и противоречивой информацией , изложенной как в текстах сложной структуры, так и заданной вне основного текста;
  • критически оценивать информацию, работать с понятиями, которые противоположны их ожиданиям;
  • вычерпывать информацию из текстов разных типов ;
  • выделить информацию из вопроса , привлечь информацию, находящуюся за пределами задания, использовать свой личный опыт , сведения из смежных областей…».

Противоречия, обусловившие актуальность проблем чтения в системе школьного образования

в обществе упал престиж чтения, сокращена или исключена доля чтения в структуре свободного времени школьников,

до сих пор не существует радикальной государственной политики, стимулирующей мотивацию к чтению

НО

чтение всегда связывали с воспитанием личности, актуализируя его нравственное влияние на школьников,

сегодня чтение книг становится только прагматическим средством реализации учебных целей, получения образования

НО

вдумчивое чтение классики формирует нравственные качества и мотивирует к совершенствованию речи по классическим образцам,

замена читательской культуры экранной негативно влияет на школьников при несформированных нравственных качествах и слаборазвитой речи

НО

предпочтение визуального воздействия делает приоритетным чтение цветных журналов в развлекательных целях,

только постоянная практика чтения и обсуждения классики формирует навыки глубокого смыслового чтения и препятствует негативному воздействию низшего слоя массовой культуры

НО

в педагогической науке разработаны и экспериментально проверены стратегии и методики различных видов чтения (в зависимости от поставленных целей и специфики текстов),

эти методики слабо внедряются в школьную практику

НО

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 66. «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением , письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)». НО понятие «чтение» употреблено в законе «Об образовании в РФ» единственный раз; чтение рассматривается только как техническое умение и универсальное учебное действие, необходимое для обучения ; никаких мер, меняющих государственную политику в связи с падением престижа чтения в России, в законе не обнаружено; никаких действий, связанных с развитием личности школьников посредством чтения , различными стратегиями чтения, спецификой чтения текстов разных жанров и стилей, закон не предусматривает и к другим документам не отсылает.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 66. «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением , письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)».

НО

  • понятие «чтение» употреблено в законе «Об образовании в РФ» единственный раз; чтение рассматривается только как техническое умение и универсальное учебное действие, необходимое для обучения ;
  • никаких мер, меняющих государственную политику в связи с падением престижа чтения в России, в законе не обнаружено;
  • никаких действий, связанных с развитием личности школьников посредством чтения , различными стратегиями чтения, спецификой чтения текстов разных жанров и стилей, закон не предусматривает и к другим документам не отсылает.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Метапредметные реазультаты: Мотивация к чтению падает от младшего школьного возраста к среднему и старшему, что, по логике, должно усиливать внимание государства к этим проблемам в основной и старшей школе. Но при анализе фрагментов ФГОС начального общего образования (НОО), основного общего образования (ООО) и среднего (полного) общего образования (СПОО), связанных с проблемами чтения, мы видим прямо противоположные тенденции.

Самое большое внимание чтению школьников уделено в ФГОС НОО. В метапредметные результаты включено «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»[6] ( стиль цитаты полностью соответствует ФГОС НОО . – Н.Б). Но умение смыслового чтения формируется только в условиях специального обучения и включает в себя два последовательных этапа: освоение техники чтения (первый год обучения в школе) и освоение смыслового чтения (второй и последующие годы обучения).

Попытаемся прокомментировать формулировки предметных результатов обучения чтению в начальной школе:

«понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»[6] (вызывает сомнение, что столь важную функцию литературы сможет в полной мере реализовать начальная школа);

«осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении»[6] (очевидно, что эти задачи начальная школа решает частично, в рамках возможностей детей 7–11 лет);

«понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев»[6] (исследования читательских умений школьников показывают, что данных результатов начальная школа добивается далеко не всегда, хотя отрадно, что уделено внимание чтению не только как технической возможности, обозначены важные виды чтения);

«достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий»[6] (во ФГОС НОО не указано, какими именно «приемами интерпретации…» должны овладеть выпускники начальной школы);

«умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации»[6] (ученик начальной школы делает только первые шаги в выборе литературы для самостоятельного чтения, а чаще пользуется рекомендациями учителя, библиотекаря, родителей).

Во ФГОС ООО проблемы чтения занимают менее значимое место, чем во ФГОС НОО. Так, среди метапредметных результатов обучения в основной школе всего одно упоминание о чтении: «смысловое чтение»[7], основы которого закладываются уже в начальной школе. В психологии чтения обычно дифференцируют два аспекта: технический и смысловой. Технический аспект ориентирован на зрительное восприятие и воспроизведение звукового облика слова с помощью артикуляционных действий, т. е. расшифровку и перевод знаковой структуры текста в форму устной речи на определенном языке. Именно процесс приобретения умения читать (вслух) записанный текст, в школе называют обучением чтению.

Смысловой аспект связан с пониманием лексического значения и внутреннего смысла отдельных слов, выражений и всего текста (переносных и символических значений, художественной образности, аллегорий, подтекстов и т. п.), а также субъективно авторского значения слов и образов. По мнению Н.В. Нижегородцевой и Т.В. Волковой, «у начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения»[1], что и является показателем приобретения навыков смыслового чтения.

Развитие умений смыслового чтения, т. е. освоения прочитанного на одном из смысловых уровней (восприятия, т. е. эмоционального освоения прочитанного текста; понимания, т. е. логического осознания внутренних связей структуры текста; и интерпретации, т. е. умения самостоятельно высказывать свою рефлексию на текст) – это сложный и трудоемкий процесс. Поэтому многие выпускники средней школы не могут выявить глубинные смыслы художественных текстов, оставаясь на уровне понимания лексического значения слов, т. е. читают художественный текст как иностранцы, а не как носители языка и культуры, что требует от словесника большой работы по комментированию русской классики.

Среди предметных результатов обучения литературе в основной школе, связанных с чтением, ФГОС ООО формулирует такие, как «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога» и «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение»[7]. Однако при падении интереса к чтению к концу 9 класса и исключении мотива чтения из досуговой деятельности школьников достижение этих результатов возможно лишь при объединении усилий школы, родителей, общества и государства.

ФГОС СПОО среди метапредметных результатов не называет умения пользоваться основными стратегиями чтения, а среди предметных результатов чтение фигурирует только в таком контексте: «Сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним»[8]. Удивительно, что о познании русской культуры не сказано ни слова, хотя чтение русской классической литературы не только погружает школьника в атмосферу высокой культуры, но и обладает широким спектром позитивных функций: и познавательных, и информационных, и нравственных.

В предметные результаты изучения литературы на базовом уровне внесено «знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой»[8]. Но речь идет не о чтении, а лишь о знании содержания произведений, которое легко почерпнуть из многочисленных «кратких пересказов», имеющихся в Интернете.

На углубленном уровне умение чтения упомянуто только в такой формулировке, как «понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений»[8], что не подразумевает

Метапредметные результаты ФГОС НОО: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».

Сущность смыслового чтения

освоение смыслового чтения : пониманием лексического значения и внутреннего смысла отдельных слов, выражений и всего текста (переносных и символических значений, художественной образности, аллегорий, подтекстов и т. п.), субъективно авторского значения слов и образов (второй и последующие годы обучения)

освоение техники чтения : зрительное восприятие и воспроизведение звукового облика слова с помощью артикуляционных действий (первый год обучения в школе)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) Метапредметные результаты ФГОС ООО: « смысловое чтение ». Развитие умений смыслового чтения Смысловые уровни 1 2 3 Интерпретация: речь Понимание: мысли Восприятие: чувства Выпускники средней школы не могут выявить глубинных смыслов художественных текстов, оставаясь на уровне понимания лексического значения слов, т. е. читают художественный текст как иностранцы, а не как носители русского языка и культуры

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

Метапредметные результаты ФГОС ООО: « смысловое чтение ».

Развитие умений смыслового чтения

Смысловые уровни

1

2

3

Интерпретация: речь

Понимание: мысли

Восприятие: чувства

Выпускники средней школы не могут выявить глубинных смыслов художественных текстов, оставаясь на уровне понимания лексического значения слов, т. е. читают художественный текст как иностранцы, а не как носители русского языка и культуры

Стратегиальный подход к обучению чтению Стратегия чтения – это путь и программа действий читателя. Обучение стратегиям чтения раскрывать иерархию информационных уровней (факты, мнения, суждения); выявлять иерархию смыслов текста ( основная мысль, тема, подтема, микротема и т. д. ); осуществлять собственно процесс понимания текста (рефлексивная информация). «Мало научить ребенка “читать” в значении “декодировать текст”, необходимо, чтобы он хотел читать, чтобы стал читать много , чтобы постепенно читал все более сложные литературные формы и информационные тексты, чтобы росла его читательская культура , чтобы он становился человеком читающим , читающей личностью ». Н. Н. Сметанникова

Стратегиальный подход к обучению чтению

Стратегия чтения – это путь и программа действий читателя.

Обучение стратегиям чтения

  • раскрывать иерархию информационных уровней (факты, мнения, суждения);
  • выявлять иерархию смыслов текста ( основная мысль, тема, подтема, микротема и т. д. );
  • осуществлять собственно процесс понимания текста (рефлексивная информация).

«Мало научить ребенка “читать” в значении “декодировать текст”, необходимо, чтобы он хотел читать, чтобы стал читать много , чтобы постепенно читал все более сложные литературные формы и информационные тексты, чтобы росла его читательская культура , чтобы он становился человеком читающим , читающей личностью ».

Н. Н. Сметанникова

Выводы: В государственных документах по образованию проблемам чтения не уделено должного внимания, чтение в них не показано важным средством воспитания личности и ее читательских качеств. Ни один из указанных во ФГОС всех уровней личностных, метапредметных и предметных результатов  не будет достигнут при замене чтения классики «суррогатами»: пересказами краткого содержания, киноверсиями, комиксами, глянцевыми и развлекательными журналами. При создании перечня книг для самостоятельного чтения школьников необходим учет опыта создания в России «заветных списков» для чтения и «золотой книжной полки».

Выводы:

  • В государственных документах по образованию проблемам чтения не уделено должного внимания, чтение в них не показано важным средством воспитания личности и ее читательских качеств.
  • Ни один из указанных во ФГОС всех уровней личностных, метапредметных и предметных результатов не будет достигнут при замене чтения классики «суррогатами»: пересказами краткого содержания, киноверсиями, комиксами, глянцевыми и развлекательными журналами.
  • При создании перечня книг для самостоятельного чтения школьников необходим учет опыта создания в России «заветных списков» для чтения и «золотой книжной полки».
Пути решения проблем детского и подросткового чтения Осознание падения интереса к чтению как национальной проблемы, создание непререкаемого общественного мнения о важности чтения, повышение интереса к книге, образованию, культуре. Развитие у населения читательской культуры как часть национальной полити­ки в области чтения, образования и культуры. Государственная поддержка в решении проблем детского и подросткового чтения. Обучение подростков в школе умениям работы с разными типами информации. Создание системы мер по развитию у школьников читательской и информационной культуры с учетом зарубежного опыта.

Пути решения проблем детского и подросткового чтения

  • Осознание падения интереса к чтению как национальной проблемы, создание непререкаемого общественного мнения о важности чтения, повышение интереса к книге, образованию, культуре.
  • Развитие у населения читательской культуры как часть национальной полити­ки в области чтения, образования и культуры.
  • Государственная поддержка в решении проблем детского и подросткового чтения.
  • Обучение подростков в школе умениям работы с разными типами информации.
  • Создание системы мер по развитию у школьников читательской и информационной культуры с учетом зарубежного опыта.
 Ученик Учитель Родитель

Ученик

Учитель

Родитель

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении,- — необразованный ребенок. Джордж Сантаяна (философ, литератор, 20 век, Америка)

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении,- — необразованный ребенок.

Джордж Сантаяна (философ, литератор, 20 век, Америка)

n-belyaeva@yandex.ru Спасибо за внимание !

[email protected]

Спасибо

за внимание !