Проблемы гражданского образования на уроках истории и обществознания.
Зятикова Светлана Андреевна,
учитель истории МОУ СОШ №74
В настоящее время ситуация в России отличается небывало высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами.
Происшедшие перемены, смена прежних идеологических ориентиров на не совсем ясные новые ориентиры побуждает переосмыслить сущность патриотического воспитания, его место в общественной жизни.
Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.
Сегодня также остро стоит проблема воспитания патриотизма у настоящей молодежи. Принята программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации, целью которой является совершенствование системы патриотического воспитании. Где в системе патриотического воспитания большая роль отводится образовательным учреждениям всех видов и типов. Появляются различные организации, называющие себя патриотическими. Важно воспитать патриота с малых лет и в зрелом возрасте, в семье, в детском саду, в школе. И воспитывать не словом, а делом. Эффект от этого намного выше.
Как же пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать, потому, что принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историей.
У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где все ему кажется родным, особенным. Знать свою историю – значит твердо стоять на родной земле, гордится ее героическим прошлым, быть достойным ее будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.
Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Поэтому на своих уроках стараюсь сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам.
Великий гуманист ХХ века Д.С. Лихачев обращался к своим соотечественникам со словами: «Мы свободны – и именно поэтому ответственны. И, размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что ее достойно». Вот и пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса.
К сожалению, в наши дни прежние общественные идеалы и идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа.
Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это-история. Именно уроки истории и обществознания открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции.
Конечно, большая ответственность в этом вопросе лежит на учителе. Именно он сможет взволновать своих учеников, а значит, и сформировать у них патриотические взгляды и убеждения.
Изучение истории должно быть неразрывно связанно с краеведением. Патриотизм рождается из знания славного прошлого своего Отечества, его истории. Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, округа, области дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. Практическая краеведческая работа в нашем школьном коллективе получила огромный импульс за последнее время. В работе с учащимися на уроках истории и занятиях по истории родного края я в основном опираюсь на исследовательский метод и формирую навыки этой работы у учащихся. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей.
На сегодняшний день проходит много конкурсов по граждановедческим дисциплинам. Мои ученики принимают в них активное участие.
Дети учатся понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине. Принимая участие в конкурсах, ребята становятся активными участниками процесса, у них формируется своя собственная точка зрения на исторические события и явления.
Правильно организованная краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Кем бы они ни стали в дальнейшем, прошедшие школу краеведения или туризма, они всегда будут ощущать свою сопричастность к родному краю, обладать честностью, верностью данному слову, настойчивостью в достижении поставленной цели, а значит настоящими гражданами страны.
Наблюдения, чтение педагогической литературы, размышление, вся моя педагогическая практика подвели меня к тому, что только сотрудничество учителя и ученика смогут помочь воспитать гармонически всесторонне развитую личность, человека с высоким гражданским долгом и патриотическими чувствами, переживаниями за будущее своей Родины.
Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия.
Вот и получается, что история – это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005годы: государственная программа //Народное образование.-2001.-№7.-С.247
2. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422, Москва // Воспитание школьников.
3. Левкина Т. Патриотическое воспитание при изучении Отечественной истории // Воспитание школьников.-2007.-№10.