Содержание.
- Введение.
- Нравственные искания русской интеллигенции в XIX веке.
- Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени».
- Нравственные проблемы в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
- Нравственные проблемы в романе "Отцы и дети".
- Нравственный выбор в лирике Н. А. Некрасова.
- Нравственные проблемы в романе «Преступление и наказание».
- Нравственные искания героев (по роману «Война и мир»).
- Проблемы нравственности и интеллигенции в творчестве А. П. Чехова.
- Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
- Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Нравственные проблемы в современной литературе (В. Быков, В. Дудинцев, В. Гроссман).
- Заключение.
- Список литературы.
Введение.
В воспитании молодёжи неоценима роль художественной литературы. Она формирует нравственные ориентиры человека, утверждает в нём гуманистические идеалы, развивает чувство гармонии и красоты, приобщает его к культурному и духовному наследию человечества.
Литература извлекает правду из глубины человеческой души, откуда её никакими общественными усилиями не извлечь. Литература – это весть из глубины народной жизни. Поэтому осознание этого повышает меру ответственности преподавателя литературы. Хороший педагог, когда преподаёт, всегда учится сам. Во-первых ,он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те нередко нелепые вопросы, которые задают студенты, исключительно стимулируют мысль и заставляют совершенно новой точки зрении взглянуть на те явления, к которым подходишь стандартно.
В своей педагогической деятельности я использую воспитывающий принцип обучения в преподавании таких учебных дисциплин, как «Литература», «Русский язык».
Творческое начало и воспитание нравственных ценностей соединяются в работе преподавателя литературы.
Лучшие художественные произведения выражают бесконечно богатые и разнообразные оттенки наших чувств. Подобно тому как каждый человек имеет разум и духовную сущность, так и литература обладает духовной природой. Студенты, мы знаем, не очень умеют отдаваться настроению произведения, для этого нужно, чтобы оно было очень сильно передано.
Нравственная роль литературы ни с чем не сравнима.
Заключение.
В своей методической разработке я попыталась раскрыть роль литературы в формировании нравственных ориентиров студентов. Большие образовательные и воспитательные возможности литературы как учебного предмета не реализуются сами по себе, если не организовать соответствующим образом процесс ее преподавания. Целью данной работы явилось раскрытие темы « Проблемы нравственности на занятиях литературы».
Лучшие художественные произведения выражают бесконечно богатые и разнообразные оттенки наших чувств. Подобно тому, как каждый человек имеет разум и духовную сущность, так и литература обладает духовной природой. Нравственная роль литературы ни с чем несравнима.
На сегодняшний день развитие читательской активности молодёжи требует особого внимания. Налицо негативное влияние мощного информационного потока книжного рынка со случайной низкохудожественной литературой. В итоге у молодых постепенно вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных человеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. В ценностных предпочтениях студентов редко отмечаются, как приоритетные, любовь к Родине, чувство долга и ответственности перед народом, уважительное отношение к старшим, почитание родителей, совесть, честь, бескорыстие. Чтобы преодолеть духовный кризис, необходимо духовные силы, способные противостоять стихии зла и разрушения.
Воспитание и обучение молодого поколения – это слишком серьёзное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Я считаю, что преподаватель литературы должен донести до студентов те нравственные критерии и творческое начало из нашей литературы, которые так необходимы для нашей жизни и общества в целом.
Список литературы