13
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра управления, экономики и правового регулирования образованием
«Проблемы общеобразовательного учреждения и пути их решения в условиях пенитенциарной системы»
(на примере МБВ(С)ОУ «В(С)ОШ №1 г. Юрги»)
(реферат)
Исполнитель:
Бондарева Ольга Николаевна
директор МБВ(С)ОУ «В(С)ОШ №1 г. Юрги»
Кемерово 2013
Содержание
I. Введение 3
Основная часть 4
Современное состояние и проблемы воспитательного
процесса в общеобразовательных школах при ИК. 4
2. Цели, принципы и задачи, стоящие перед школой. 5
Роль школы в процессе перевоспитания и социальной
адаптации осужденных. 7
Заключение 10
Литература 12
I. Введение
Глубокие социальные и политические перемены в российском обществе обострили криминогенную обстановку: растет число правонарушений, сохраняется высокий удельный вес ранее судимых, снижается возрастной ценз правонарушителей.
Выявление эффективных путей исправления личности в условиях лишения свободы, необходимость снижения рецидивной преступности делают проблему исправления личности приоритетной в любой стране, так как одним из основных направлений государственной политики является обеспечение безопасности граждан, их законных интересов в органическом сочетании с защитой конституционного строя, общественного порядка и безопасности.
Под образованием в Законе Российской Федерации "Об образовании" понимается «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определённых государством образовательных уровней (образовательных цензов)».
Таким образом, образование – двусторонний процесс: процесс обучения и воспитания. Современная педагогическая наука рассматривает каждый из этих процессов в отдельности и в сочетании друг с другом.
В педагогической литературе феномен воспитания описывается часто: в единстве, по частям, в подробностях и бесконечности вариаций. Гораздо меньше повезло его близнецу – перевоспитанию. К примеру, ни в одном учебнике педагогики последних выпусков мы так и не находим материалов по теории и методике вечерних школ, а уж тем более пенитенциарной системы. А ведь рано или поздно, именно сюда стекаются все издержки неудачных результатов педагогического «производства» гимназий и лицеев, специальных и обычных классов дневной школы, а также социально-семейных девиаций, миграции, деградации и так далее. Имеются ввиду только лица, нарушившие российское законодательство.
II. Основная часть
Современное состояние и проблемы воспитательного процесса в общеобразовательных школах при ИК.
Первоочередными задачами общеобразовательных школ при ИК становятся: создание необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития каждого воспитанника, его ресоциализации, формирование у него потребностей в активном участии в производительном труде и иной общественно-полезной деятельности, способности противостоять асоциальному окружению. Решение этих задач возложено на педагогические коллективы школ и училищ исправительных колоний во взаимодействии со всеми подразделениями и службами учреждения. Эффективность решения перечисленных задач во многом зависит от правильно организованного учебно-воспитательного процесса, учитывающего как специфику пенитенциарного учреждения, так и психологические особенности личности осуждённого. Однако в организации процесса обучения и воспитания исправительной колонии существуют определенные проблемы, требующие своего разрешения.
Определенная взаимосвязь между низким уровнем грамотности, нравственной деградацией и преступностью, актуализирует востребованность интеллектуально-этического развития личности осуждённого, как процесса развития ментальной и нравственной характеристик личности в их единстве.
Целью интеллектуально-этического развития является изменение духовно-нравственных установок личности на основе осознанного добровольного принятия общечеловеческих нравственных ценностей. Осуществляется это развитие главным образом через целенаправленное обучение.
2. Цели, принципы и задачи, стоящие перед школой.
Основной целью деятельности МБВ(С)ОУ ВСОШ №1 при ИК-41, ИК-50 является достижение каждым учащимся уровня образованности, соответствующего его потенциалу и обеспечивающего его дальнейшее развитие его личности и возможности продолжения образования, создание условий по социальной реабилитации осужденных.
Реализация данной цели возможна на следующих принципах организации обучения и воспитания обучающихся:
- гуманизации;
- гуманитаризации;
- дифференциации;
- индивидуализации.
Исходя из цели, формируются следующие группы задач:
1) Формирование физически здоровой личности:
- недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;
- оптимальная организация учебного дня и недели с учётом санитарно-гигиенических норм, возрастных особенностей осужденных и их здоровья.
2) Формирование творчески работающего коллектива учителей:
- обеспечение оптимальной нагрузки учителей;
- совершенствование работы методических объединений, организация изучения новых методик обучения и диагностики качества обучения;
- организация научно-методической работы учителей;
- изучение и распространение положительного педагогического опыта;
- стимулирование (в том числе материальное) творческих поисков учителей.
3) Организация учебно-воспитательного процесса:
- использование современных прогрессивных технологий и методик в организации обучения и воспитания учащихся.
Для реализации названных групп задач необходимо:
Выполнить Закон об обязательном общем образовании. Сохранить контингент учащихся и обеспечить посещаемость.
Продолжить работу учителей над решением главной задачи - повышение качества знаний, для чего:
1) вести работу по образованию учащихся и развитию культуры их умственного труда;
2) формировать у осуждённых положительные мотивы учения;
3) продолжить работу по освоению учебных программ, выработку навыков и умений применять знания на практике.
Расширить материально-техническую базу на сумму, предусмотренную сметой расходов на данный период, доукомплектовать библиотечный фонд библиотечной литературы не менее чем на 500 экземпляров.
Корректировать программы, изменять формы организации учебной деятельности в направлении создания условий каждому осужденному для повышения его общеобразовательного уровня.
Анализировать и создавать условия для повышения профессионального мастерства учителей, способствующего повышению качества знаний и воспитанности учащихся.
Совершенствовать систему управления образовательным и воспитательным процессом в школе.
Повысить эффективность и качество воспитательной работы – этому должен быть подчинён весь учебно-воспитательный процесс, вся система уроков, консультаций и внеурочных мероприятий, вся общественная жизнь школы.
Сосредоточить внимание классных руководителей на развитии общественного мнения в коллективах учащихся, укреплении учебной дисциплины, на соблюдении Устава школы и организации соревнования за присвоение звания «Лучший класс школы», «Примерный учащийся школы».
Учителям принимать участие в советах воспитателей отрядов, в пропаганде психолого-педагогических знаний среди сотрудников учреждения и оказывать помощь администрации учреждения в духовно-нравственном воспитании осужденных и их социальной адаптации.
Продолжить работу над решением общешкольной проблемы: повышение эффективности, качества обучения и воспитания осужденных
Роль школы в процессе перевоспитания и социальной
адаптации осужденных.
На взгляд учителей, много проработавших в пенитенциарной школе, учащимися которой являются преступники, отбывающие уголовное наказание, каждый урок, независимо от предмета, должен носить воспитывающую направленность.
Школа является основной педагогической базой организации воспитательного процесса, методическим центром по обучению сотрудников ИК основам педагогики, психологии, методики работы с осуждёнными.
Можно спорить, можно не соглашаться, можно критиковать школу, в том числе и школу при режимных учреждениях, но она была и остаётся тем основанием, на котором зиждется и развиваются государственные устои, формируется честное служение своему народу.
Большинство наших учащихся нуждаются не только в повышении своего общеобразовательного уровня, они нуждаются, не подозревая сами, в повседневной помощи учителя. Только учителю они могут раскрыть свою душу, поведать о сокровенном.
Среднее образование создаёт оптимальные условия и возможности для перевоспитания. Ещё А. С. Макаренко назвал школу могучим средством в системе трудовых колоний, он подчёркивал, что перековка характера и перевоспитание правонарушителей возможны только при условии среднего образования.
Практика показывает, что перевоспитание обусловлено всей системой исполнения наказания и взаимодействия всех основных средств воздействия на личность.
Нельзя не заметить, что в результате бесконечных перестроек, реформаторского зуда и развращения СМИ мы получили целое поколение, которое патриотизм считает анахронизмом, любовь к Родине – извращением, а гражданский долг - безумием. Известно, что наши учащиеся, как правило, впитывают самое худшее. Отказаться в воспитании и образовании от историко-патриотической морали – значит лишить тысячелетнее древо под названием «Россия» питательных соков. Ведь чтобы стоять, нужно держаться корней.
Из года в год мы получаем свой контингент учащихся в непременном состоянии дидактической запущенности и социальных травм. Это наблюдается и сегодня.
Вот здесь-то и встаёт со всей остротой проблема нелюбимого детища теории и практики педагогики – процесса перевоспитания, процесса реадаптации личности осужденного средствами образования, тем более, что у наших подопечных нет выбора, двери им свободно открывает только наша школа. В этой связи я и мои коллеги выстраиваем педагогический процесс с опорой на реальность, а не на документ об образовании. Мы повседневно ощущаем разницу между документом об образовании и реальной их социально-педагогической запущенностью.
Мы вынуждены согласиться, если осужденный, окончив среднюю школу в ИК, после освобождения вновь совершает преступление, значит, полученные им знания не дали ожидаемых результатов. К счастью, процент рецидива среди наших учащихся незначителен.
Многие осужденные отказываются учиться в школе. При этом выдвигаются самые разнообразные причины: возраст, длительность срока лишения свободы, физическая усталость, жёсткие требования распорядка. Некоторые считают, что им достаточно того, что они и так умеют читать этикетки на бутылках. Всё это приходится учитывать при работе с подобными.
Обучение осужденных в школе представляет собой важную и очень сложную педагогическую проблему. Не решив её, нельзя обеспечить достаточно эффективное воспитательное воздействие образования на процесс исправления и перевоспитания, на их социальную реабилитацию. И здесь первостепенное место принадлежит уроку.
В современной школьной практике выделяют четыре основных уровня образованности, различающихся классами задач, которые способна решить личность на основе использования социального опыта:
грамотность, как способность использовать основные приёмы познавательной деятельности (письмо, счёт, чтение, владение приёмами работы на компьютере в качестве пользователя);
информированность, как усвоение определенного объёма знаний и владение умением продуцировать их;
функциональная грамотность, как владение навыками самообразования, выбора форм досуговой и коммуникативной деятельности;
компетентность, как усвоение знаний для творческо-деятельностной реализации и навыков, необходимых для успешного поступления и обучения в ВУЗе.
Заключение
Таким образом, изучение проблемы деятельности педагогических работников пенитенциарных учреждений позволили сформулировать следующие выводы.
Важнейшими из выявленных проблем школы можно назвать следующие:
Всё ещё недостаточная подготовленность педагогического коллектива к инновационным процессам
Сохранение у некоторых педагогов морализаторского подхода в обучении и воспитании, их склонность к авторитарному типу общения, работа на репродуктивном (воспроизводящем) уровне
Недостаточность взаимодействия участников образовательного процесса (ученики – учителя – администрация школы – ИК-41 и ИК-50)
Недостаточная материальная база: нехватка аудио-, видеоаппаратуры, компьютерных проекторов, даже с учётом уже приобретённых современных ТСО
Снижение творческой активности учащихся, их мотивации к обучению (особенно в основной школе).
Краткая характеристика путей решения проблем, стоящих перед школой.
Внедрение в образовательный процесс нового содержания с обеспечением баланса между функционированием системы образования (сохранение норм) и её развитием (внедрение в практику инноваций – овладение новыми культурологическими нормами).
Чёткое определение целей, возможность их корректировки в зависимости от прохождения промежуточных этапов, постановка задач, максимально сориентированных на возможности школьного коллектива, педагогов школы и учащихся.
Конкретное планирование деятельности школьного коллектива и каждого педагога на учебный год, месяц, неделю.
Владение информацией обо всех участниках учебно-воспитательного процесса, об уровне их отношений, об уровне физического, нравственного, интеллектуального развития учащихся, профессиональном уровне развития работников школы, о психологическом состоянии и степени комфортности всех пребывающих в школе.
Систематический контроль за результативностью деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса с целью коррекции их деятельности и достижения оптимальных результатов, разработка инструментария для мониторинга и экспертной оценки результатов
Литература
Алферов Г. П. и др. Воспитательное воздействие общеобразовательного обучения на осужденных: Учеб. пособие / НИИ МВД РФ. — М., 1992.
Артамонов В. В. Нравственное воспитание осужденных: Возможности и проблемы // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных: Сб. науч. тр. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1990.
Асмолов А.Г. Психология личности. — М.: Изд-во Моск. унта, 1990.
Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1997.
Бехтерев Ю.Ю. Изучение личности заключенного. — М., 1988.
Ветошкин С.А., Жарков И.Д. Социально-педагогические условия воспитательной работы в пенитенциарном учреждении: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 1999.
Высотина А. А. Педагогические основы процесса направления и перевоспитания осужденных в ИТУ. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1977.
Курганский С.М. Управление общеобразовательным учреждением в современных условиях. Дис…канд.пед.наук. М., 2001.
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Сочинения. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — Т.5.
Маскин В.В. Нормативно-правовое обеспечение образовательных учреждений в условиях модернизации // Сборник документов и материалов.- М.; АРКТИ, 2004
Погребняк Л.П. Управление образовательным учреждением: организационно-педагогические и правовые аспекты. - М., - Ставрополь, 2003
Справочник руководителя образовательного учреждения. - М., 2007.№7
Трыкин П.М. Особенности исправления и перевоспитания осужденных из числа молодежи. — Рязань: РВШ МВД, 1978.
Фомин А.С. Педагогические основы разработки дифференцированных программ перевоспитания осужденных в ИТК. — М.: РИПК МВД, 1994.