СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный ЕГЭ. "Герой нашего времени", А. Фет

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пробный ЕГЭ. "Герой нашего времени", А. Фет»

ЧАСТЬ 1

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С... среди многочисленного и шумного круга молодёжи; разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убеждён в разных разностях.

– Что до меня касается, то я убеждён только в одном... – сказал доктор.

– В чём это? – спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.

– В том, – отвечал он, – что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.

– Я богаче вас, сказал я, – у меня, кроме этого, есть ещё убеждение – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.

Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоём об отвлечённых предметах очень серьёзно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером.

Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер взошёл в мою комнату. Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, – и мы оба замолчали.

– Заметьте, любезный доктор, – сказал я, – что без дураков было бы на свете очень скучно!.. Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всём можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово – для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. Итак, размена чувств и мыслей между нами не может быть: мы знаем один о другом всё, что хотим знать, и знать больше не хотим. Остаётся одно средство: рассказывать новости. Скажите же мне какую-нибудь новость.

Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и зевнул...

(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)


1. Как называется в литературе описание внешности персонажа: «Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку»?

2. Какое средство, позволяющее судить о духовной жизни Печорина, использует автор для раскрытия глубинных сторон личности героя?

3. Как называется город, в котором происходит действие повести?

4. Соотнесите персонажей и их поступки.

А Драгунский капитан

1 мечтает стать героем романа

Б Печорин

2 становится инициатором дуэли

В Грушницкий

3 разгадывает нечестный замысел


5.Как называется троп, в основе которого лежит перенос наименования по сходству : «видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку»?

6. Укажите род литературы, к которому принадлежит «Герой нашего времени».

7. Как называется литературный прием, в основе которого лежит противопоставление понятий и образов: «Печальное нам смешно, смешное грустно»?


8. В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер?

9. В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?


ЧАСТЬ 2

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной – и последней, может быть. (Еще майская ночь. Фет)

10. Какой стихотворный размер использован автором лирического пейзажа?

11. Выпишите риторическое восклицание, которое используется в произведении как анафора.

12. Березы в третьей строфе «ждут» и «дрожат». Какое развернутое средство иносказания использовано в этом случае?

13. В строчке «тепло и кротко в душу смотрят вновь» четыре из пяти ударений приходится на гласный «о». Каким термином обозначается этот прием фонетической организации текста?

14. Какой вид рифмы использует А. Фет в этом стихотворении?

15 Почему, на ваш взгляд, лирический герой стихотворения, слушая соловьиное пение, испытывает контрастные, противоречивые чувства?

16 В каких произведениях русских писателей персонаж (или лирический герой) ощущает эмоциональный подъем при виде звездного неба? В чем сходство этих произведений со стихотворением Фета?

ЧАСТЬ 3

17. 3 Как раскрывается тема мечты и реальности в поэзии Блока?

2