СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный экзамен в формате ЕГЭ по русскому языку. 1 вариант

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пробный экзамен в формате ЕГЭ по русскому языку. 1 вариант»

10


Единый государственный экзамен

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Инструкция по выполнению работы



Работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.



Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!







1 вариант


Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 13.


1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Средством выразительности речи в тексте является повтор.

2) В качестве средств связи предложений текста используется видовременная соотнесённость глаголов. Так, например, в первом и втором предложениях текста используются глаголы несовершенного вида в настоящем времени (состязаются — даёт).

3) Текст относится к публицистическому стилю.

4) Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением.

5) Информация, представленная в тексте, предназначена для серьёзного научного или учебного изучения.

Ответ:___________________.

Япония — это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда — нечеловечески человеческого.

Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И […] одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну для себя, оттеснив людей к побережью.

Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей, в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.

Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны. Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего, — это овеществлённый труд и разум.

 


2. Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в шестом предложении текста. Запишите эту частицу.

Ответ:___________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ПРИРОДА

1) Объект изучения естественных наук. Законы природы.

2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3) Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4) Прирожденное свойство, естество. Он от природы не глуп. Слепой от природы.

5) Одно из центральных понятий философской и научной мысли, обладающее значением «весь мир в многообразии его форм». Природа материи. Природа бытия.

Ответ:___________________.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

упрочЕние

пломбировАть

красИвее

начАвший

углубИть

Ответ:___________________.


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Уже в ранних картинах этого мастера рождается ЦЕЛОСТНЫЙ образ реальной жизни.

ЗАЧИНАТЕЛЕМ традиции праздновать каждое Рождество в новом городе была моя тётушка, которая очень любила путешествовать.

Помню, тем летом стояла невыносимая жара, началась ЖЕСТОКАЯ засуха.

При необходимости нужно использовать ОРГАНИЧНЫЕ удобрения.

ОБВИНИТЕЛЬНАЯ речь Егора Петровича была чрезвычайно убедительной.

Ответ:___________________.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурным составом, так и характером сообщения.

Ответ:___________________.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вдоль ПОБЕРЕЖЬЕВ

ШЕСТЬЮСТАМИ письмами

подписанные ДОГОВОРЫ

КЛАДИТЕ аккуратнее

БОЛЕЕ КРУПНАЯ рыба

Ответ:___________________.


8. Установи соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение в построении предложения с косвенной речью

В) неверный выбор предложно-падежной формы имени существительного

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

1. Во второй половине 60-х годов стихотворения Бродского появлялись как на русском языке, так и в переводах.

2. Единственным утешением и отрадой Алёны были облегчавшие слёзы её измученное сердце.

3. По уходу Рябовского Ольга Ивановна долго лежала на кровати и плакала.

4. Молодое поколение художников стремится и выбирает для себя новые ценности и ориентиры в искусстве.

5. Наташа сказала, что долго не могла признаться себе в том, насколько сильно она тонет «в круге своих безмерных иллюзий».

6. По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».

7. Может, рассказать о том, как они взялись с товарищем плыть наперегонки да и заплыли до самой запретки?

8. Это был замкнувшийся в себе человек, навсегда расставшийся со своими иллюзиями.

9. Она вдруг запнулась и долго смотрит непонимающими глазами на Елену

Николаевну.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

Д










9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) зажимать, отварить (овощи), примирение (сторон)

2) косички, озарение, горевать

3) опираться, заросли, прикоснуться

4) изложить, несгораемый, понимание

5) перила, замереть, стилистический

Ответ:___________________.


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) д..бела, непр..будный, из..брести;

2) пр..вращение, пр..глушить, пр..мерка

3) раз..грать, фин..нспектор, дез..нформация;

4) и..пепелить, не..гораемый, ра..свет;

5) п..полнять, перен..править, пред..ставить

Ответ:___________________.


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) удва..вать, лестн..чка

2) груш..вый, нищ..та

3) обид..лся, мотылёч..к

4) локт..вой, прям..та

5) фланел..вый, заносч..вый

Ответ:___________________.


12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) плач..т (малыш), брос..шь

2) волну..щийся, усво..т (ученики)

3) кудахч..т (курица), прогрева..мое

4) брюзж..щий, запева..т (пионеры)

5) (меня) тревож..т (мысли), дыш..щий

Ответ:___________________.


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте.

(Не)спавший от боли в ноге Иванихин всё видел.

Ответы студента были далеко (не)верными и сбивчивыми.

Дверь в комнату была (не)закрыта.

Сквозь (не)задёрнутые шторы видно было ярко освещенную комнату.

Ответ:___________________.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НЕ)СМОТРЯ на университет и театр, жить в городе было КАК(ТО) скучновато.

(ПО)НАЧАЛУ не стоит тренироваться (В)ПОЛНУЮ силу.

Сергей (НА)ИЗУСТЬ знал правила дорожного движения и теоретическую часть экзамена сдал (С)ЛЁТУ.

Мухтар (ПО)ДОЛГУ недвижно лежал у двери, Марья не раз пыталась отвлечь его от тяжёлых собачьих дум едой, но всё было (В)ПУСТУЮ.

(ПО)ТОМУ, как человек одет, часто делается вывод о его служебном статусе, профессии, а ТАК(ЖЕ) о его положении в обществе.

Ответ:___________________.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.

Ответ:___________________.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)  На улице зажглись фонари и пошел лёгкий снег и обычный пейзаж быстро превратился в сказочный.

2) Можно выбрать любые единицы измерения и указать логический либо физический размер изображения.

3) Степени сравнения прилагательных образуются с помощью суффиксов либо с помощью вспомогательных слов.

4) На вершине горы уже угас закат и ущелье стало похожим на громадную пасть.

5) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.

Ответ:___________________.


17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ребята вернулись на станцию, потом долго сидели на перроне (1) ошеломлённые (2) вдруг наступившей (3) разлукой со спутниками (4) сделавшимися, считай, друзьями (5) и (6) глядя вслед (7) давно уже отбывшему (8) эшелону (9) молчали.

Ответ:___________________.


18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Уртминцев (1) в пылу спора совершенно определённо высказал свою точку зрения на потребности человека: «Человек (2) друзья (3) мои (4) нуждается только в небольшой комнате (5) конечно же (6) с доступом свежего воздуха, в здоровой пище и (7) наконец (8) в хороших книгах».

Ответ:___________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С самого раннего возраста (1) А. Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

Ответ:___________________.


20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Этот мальчик был подвержен особой лени (1) когда (2) если ты бездельничаешь дома (3) тебе бывает трудно сделать даже то (4) что хочется сделать (5) и (6) хотя он хорошо помнил о необходимых делах (7) но никаких усилий для их выполнения не прилагал.

Ответ:___________________.


21. Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Вернувшись из города, отец сказал: “На рынке уже ягоды продают, сходите в лес-то”. (2) Сёстры сразу решили: завтра с утра пойдут. (3) Собираться начали с вечера: нашли подходящую тару для ягод, сварили по паре яиц и отрезали по хорошему ломтю хлеба. (4) Корзины взяли большие: края эти были обильные. (5) С первыми лучами солнца проснулись, умылись колодезной водой, выпили по кружке молока. (6) Через полчаса они уже шли к лесу, в котором им было знакомо всё: тропинки, лужайки, каждый кустик и каждое деревце.

Ответ:___________________.


Прочитайте текст и выполните задания 22–27.


(1)Один известный российский актёр рассказывал, как на заре своей славы поехал на одни из своих первых гастролей. (2)Заграница. (3)Отель. (4)Ночной портье протягивает ключ от номера. (5)Он поднимается, открывает. (6)Комнатка крохотная: кровать, шкаф, ванная.

(7)Но актёру кажется, что все прекрасно: вчерашний студент, он ещё не ощущает себя звездой. (8)Вещей у него тоже почти нет. (9)Поэтому всё в порядке. (10)Одно плохо: окон нет. (11)Ну ничего.

(12)Сколько из нас живет в прихожей жизни!..

(13)Гастроли длились неделю. (14)Всю неделю он уходил рано и возвращался поздно. (15)Каждый раз персонал отеля смотрел на него с интересом.

(16)«Я бы сказал, ошарашенно», – говорит актёр.

(17)В день выезда он позвал в номер портье и горничную, чтобы они приняли номер, проверили, не украл ли он вешалки и тапочки. (18)Они постучали, улыбнулись, вошли.

(19)А дальше произошло удивительное: портье открыл дверцы шкафа и… вошёл в него. (20)Оказалось, что всю неделю актёр прожил в прихожей огромного люксового номера с панорамными окнами. (21)И не знал!

(22)Ему и в голову не могло прийти, что он достоин чего-то большего, чем эта прихожая. (23)Он спал на узенькой кушетке, предназначенной для переодевания обуви, а два своих свитера даже не вешал в шкаф. (24)Зачем? (25)Они ж не мнутся.

(26)Актёр рассказывал, как он сел и засмеялся. (27)А потом заплакал. (28)Он жалел упущенную возможность жить с комфортом и смеялся над своими ожиданиями. (29)Он не знал, что заслуживает большего.

(30)Он не знал, что надо всегда хотеть больше, чем даёт судьба.

(31)Я, когда услышала эту историю, подумала о том, сколько из нас живёт в прихожей жизни и даже не подозревает, что рядом, вот тут, за дверцами, – целый мир, целая Нарния – огромные панорамные окна.

(32)Мы не ищем, не открываем дверцы, мы заранее довольны тем, что есть. (33)Мы ждём, когда нас прибьёт к берегу, чтобы сказать: о, я туда и хотел! (34)А точно – туда?

(35)Мы не знаем, что хотим на самом деле. (36)И не пробуем искать. (37)Пассивно плывем, принимая дары судьбы. (38)А ведь можно грести к мечте, можно надувать паруса и ловить попутный ветер. (39)Можно, будучи благодарными за то, что есть, всё равно искать своё «ещё».

(40)Жизнь – это квест. (41)Чтобы найти ответы, надо открыть все двери. (42)Ключ непременно ждёт нас за одной из них. (43)И это будет ключ от какой-то следующей дверцы. (44)Которую ещё предстоит найти…

(По О. А. Савельевой*, текст адаптирован А. Д. Баландиной)

*Ольга Александровна Савельева (р. 1981 г.) – писательница, блогер.


22. Какие из перечисленных высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Талантливые люди привыкли довольствоваться малым и не нуждаются в комфорте.

2) В жизни известного актёра произошёл казус: в течение недели он жил в прихожей люксового номера с панорамными окнами и спать на кушетке для переодевания обуви.

3) Персонал гостиницы насмехался над незадачливым постояльцем.

4) Поскольку жизнь – это квест, необходимо надеяться на удачу в игре, которая может принести и успех, и счастье, и благополучие.

5) Не стоит плыть по течению, нужно искать себя, пробовать новое и находить лучшее.

Ответ:___________________.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 31–34 представлено рассуждение.

2) Предложения 15, 16 поясняют содержание предложения 14.

3) В предложениях 2–6 представлено повествование с элементами описания.

4) Предложение 35 содержит указание на следствие того, о чём говорится в предложении 37.

5) Предложения 6 и 7, а также 37 и 38 противопоставлены по содержанию.

Ответ:___________________.


24. Из предложений 22 – 27 выпишите антонимы.

Ответ:___________________.


25. Среди предложений 32–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:___________________.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


26. «Благодаря использованию тропа (А)________ («прихожая жизни» в предложениях 12, 31) и приёмов (Б)_________ (предложения 26–27, 35–36), (В)_________ (29–30) автору удалось создать эффект взволнованного разговора с читателем. А синтаксическое средство (Г)________ (предложения 11, 24, 34) позволяет максимально уплотнить его, сделать динамичным».


Список терминов:

1) эпифора

2) метафора

3) назывные предложения

4) синтаксический параллелизм

5) парцелляция

6) риторический вопрос

7) диалог

8) лексический повтор

9) неполные предложения


А

Б

В

Г







Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.









Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.