Вариант № 2
Часть 2
Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
2. Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Гиппократ, живший в V веке до нашей эры, является родоначальником медицины. (2) В его трудах можно найти описание целебных свойств янтаря. (3)Кроме того, Гиппократом были предложены методы лечения янтарём, которые остаются актуальными и до сих пор. (4)Врачи древности считали, что янтарь может быть эффективен при лечении ушных болезней. (5) По мнению Гиппократа, застывшая солнечно-оранжевая смола способствует повышению иммунитета. |
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Гиппократ является(предложение 1) 4) янтарь может быть эффективен (предложение 4)
2) можно найти описание (предложение 2) 5) смола способствует повышению (предложение 5)
3) методы лечения остаются актуальными (предложение 3)
Ответ:______________________________________________________________________________________________.
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда бричка подъезжает (1) чёрная собака с высунутым языком бежит навстречу (2) вероятно (3) с намерением залаять (4) и (5) останавливаясь на полдороге (6) равнодушно глядит на (7) грозящего ей кнутом (8) Дениску.
Ответ:______________________________________________________________________________________________.
4. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание "с уверенностью ответила", построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:______________________________________________________________________________________________.
5.Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1)ПРИМОРСКИЙ (край) - правописание приставки определяется её значением - "близость к объекту".
2)(сделать) ПО-СВОЕМУ - наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от притяжательного местоимения при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ,
3)НАВЕЯННЫЙ (воспоминаниями) –правописание гласной буквы в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени зависит от спряжения исходного глагола.
4) НАКОСИТЬ (сено) –в корне слова пишется безударная чередующаяся гласная О, так после корня -КОС- нет суффикса -А-.
5) ОЛОВЯННЫЙ (солдатик) – правописание суффикса не определяется правилом (является исключением).
Ответ:______________________________________________________________________________________________.
Прочтите текст и выполните задания 6–9.
Лесной домик
(1)Дедушка и десятилетний внук шли через большой лес. (2)Едва заметная тропинка извивалась между высокими деревьями.
(3)Наступил вечер. (4) Путники устали. (5)Дедушка уже собрался расположиться на ночлег где-то под открытым небом, как вдруг мальчик увидел в чаще домик, что стоял возле лесной тропинки.
(6)– Дедушка, вот хатка! – радостно воскликнул внук. (7) – Может, в ней переночуем?
(8)– Да, это домик для путников, – объяснил дедушка.
(9)Они зашли в лесной домик. (10)В нем было чисто, на деревянной стене висела веточка ели. (11)По народному обычаю это означало гостеприимство: заходите, пожалуйста, уважаемые гости.
(12)Дедушка и внук подошли к столу и увидели на нем свежий каравай хлеба и маленький кувшин с медом. (13)На окне стояло ведро с водой. (14)Дедушка и внук умылись и сели ужинать.
(15)– Кто же это все поставил на стол? – спросил внук.
(16)– Добрый человек, – ответил дедушка.
(17)– Как же это так? – удивлялся внук. (18)– Оставил нам добрый человек еду, а мы и не знаем, кто он. (19)Для чего же он старался?
(20)– Чтобы ты стал лучше, – ответил дедушка. (В.А.Сухомлинский*)
*Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики.
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Дедушка и внук зашли в дом без разрешения и уселись за стол.
2) Дедушка и девятилетний внук шли через большой лес.
3) Дедушка и внук расположились на ночлег под открытым небом
4) На Руси был такой обычай: если на стене висит еловая ветка, значит, хозяева приглашают в гости.
5) Зайдя в дом, путники увидели на столе свежий каравай хлеба и маленький кувшин с медом, а на окне стояло ведро с водой.
Ответ:____________________________________________________________________________________.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является однородные члены.
1) Дедушка и внук подошли к столу и увидели на нем свежий каравай хлеба и маленький кувшин с медом.
2) Дедушка и внук умылись и сели ужинать.
3) Едва заметная тропинка извивалась между высокими деревьями.
4) Дедушка уже собрался расположиться на ночлег где-то под открытым небом, как вдруг мальчик увидел в чаще домик, что стоял возле лесной тропинки.
5) Оставил нам добрый человек еду, а мы и не знаем, кто он.
Ответ:___________________________________________________________________________________.
8. Лексический анализ.
Найдите в тексте синоним к слову ХАТКА (предложение 6).
Напишите этот синоним.
Ответ:___________________________________________________________________________________,
Часть 3
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Сергеевича Пушкина: «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.С.Пушкина. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:«Чтобы ты стал лучше, – ответил дедушка». Приведите в сочинении2 (два)аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему«Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.