СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Продолжаем раскрывать тайны гласных. Мягкие командиры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжаем раскрывать тайны гласных. Мягкие командиры

Сказочник продолжал повествование.

 

Фея Фонетика произнесла: — Мой друг, но иногда бывает так, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук! — Как же так? А Йотики... Понял! Именно тогда они и прячутся в кармашках, правда?

Графика уже выводила новые слова-подсказку: «мел», «лён», «люк», «мяч». Когда я произнёс эти слова, увидел, что Йотики спрятались в кармашки, только их чубчики остались снаружи! Чубчики уж очень напоминали мягкую подушечку!

 

Ту самую, на которой отдыхают... согласные звуки!!! Всё правильно!!! Ведь в словах, написанных Графикой, Е стоит после М, Ё — после Л, Ю — после Л, Я — после М!

— Получается, что если Е, Ё, Ю, Я стоят после согласных, то они не только обозначают один звук, но и подкладывают под голову согласных свой чубчик-подушечку, делая согласный мягким.  Феи довольно улыбались, а Графика уже вновь рисовала что-то в воздухе:

 

 

— Вот почему на этаже написано «Мягкие командиры»! Буквята И, Я, Е, Ё, Ю стоят после согласного и командуют: «Звучи мягко!»

 

Фея Графика нарисовала домик такого согласного:

 

 

— А после согласного остаётся звук... — продолжала фея Фонетика.

— Стойте, подождите! Я сам попробую догадаться!

 

Мне вспомнилась картинка:

 

 

— Если Йотик занят и подкладывает мягкую подушечку согласному, значит... на месте буквы Е остаётся [э], Ё — [о], Ю — [у], Я — [а]! Правильно?!?

— Совершенно верно! — похвалила меня фея Фонетика, а Графика вывела в воздухе: [м'э]л, [л'о]н, [л'у]к, [м'а]ч.

— А как же буквёнок И смягчает согласный, у него же Йотика нет!

— А буквёнок И — самый важный из мягких командиров, так как он единственный, кто может быть и буквой, и звуком! У него особые права, поэтому, если И встаёт после согласного — тот тут же становится мягким, а подушечку сам себе подкладывает! Поэт А. Усачёв даже стихотворение сочинил по этому поводу:

 

Я, ребята, признаю — Нет такого звука: Ю. (Ю = Й + У) И открытье не моё — То, что нету звука: Ё. (Ё = Й + О) Заодно скажу, друзья — Также нет и звука: Я. (Я = Й + А) И прошу поверить мне — Нет на свете звука: Е. (Е = Й + Э)

 

— Как же всё это запомнить?!? — спросил я. Все жители этого этажа побежали на сцену, приглашая меня посмотреть спектакль о Белоснежке. Буквята пообещали, что фраза из этого спектакля поможет навсегда запомнить И, Я, Е, Ё, Ю! Я внимательно смотрел на сцену и не пропустил того момента, когда фея Графика вывела волшебную фразу, которую произнёс самый грустный гном:

 

 

— А вы её заметили, ребята? — спросил Сказочник. — Вот так я побывал на этажах гласных буквят. Раскрыл их тайны. Понял, почему же гласных букв 10, а звуков — всего лишь 6! А на прощание все гласные решили со мной попрощаться и спели хором песню. Вот фото того выступления:

 

 

— А вы, ребята, поняли, почему хористы стоят именно так?.. Чтобы я не забывал твёрдых и мягких командиров, буквята подарили мне вот такое фото:

 

 

А феи Фонетика и Графика преподнесли в подарок ещё одну картину. Давайте её рассмотрим!

 

 

Тут Сказочник принёс из своего домика картину.

— Почему в картине так много красного цвета?

— Почему феи расположились так далеко друг от друга?

— Почему слово «ЗВУКИ» написано прозрачным цветом, а «БУКВЫ» — чёрным?

— При чём тут градусник с обведённой красным кружком цифрой?

— Отчего в картине появились 2 ладошки?

— При чём здесь эмблема шоу «Голос»?

— Почему красный человечек смело проходит сквозь стену?

— Почему во фразе гнома подчёркнуты именно эти буквы? Что она помогает нам запомнить?

— Что означают синяя и зелёная стрелки?

— Какая фраза поможет вспомнить «твёрдых командиров»?

— При чём тут участница шоу «Уральские пельмени»?

— Какие гласные и когда могут обозначать 2 звука?

Когда ребята ответили на все вопросы Сказочника, они сами указали ему на непонятное слово:

— Возле гласных звуков написано: «Образуют слог»... А что такое слог?!?

Сказочник улыбнулся:

— А это совсем другая история. Если интересно — приходите завтра!