СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Продолжение. Авторские логопедические "разноцветные" песенки-распевки. Методическое описание с нотным приложением"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение: для развития речи, чувства ритма у детей с тяжёлыми наршениями речи.

Категория детей: обучающиеся от 4-х до 11 лет, имеющие особености звукопроизношения, с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье представлены четыре финальные "разноцветные" логопедические песенки-распевки по цветам радуги для коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов.

В помощь музыкальным руководителям, учителям музыки, начальных классов, логопедам, дефектологам, родителям обучающихся на уровне дошкольного, общего среднего, специального и дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«"Продолжение. Авторские логопедические "разноцветные" песенки-распевки. Методическое описание с нотным приложением"»

Продолжение. Авторские «разноцветные» логопедические песенки по основным цветам радуги. Назначение, методические приёмы и рекомендации по разучиванию

Для детей от 4-х лет с нарушениями звукопроизношения, для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Логопедические песенки специально созданы для коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматической стороны речи и слоговой структуры слова.

При работе над каждой песней или распевкой (попевкой) уделяется особое внимание развитию диафрагмального дыхания и силы выдоха в момент говорения и пения, чувства ритма, чёткой просодической стороны речи, формированию слоговой структуры слов разных классов, в особенности со стечением согласных, речедвигательной координации в сочетании с музыкой и с игрой на детских инструментах в шумовом оркестре.

Замечено, что в процессе такой совместной деятельности у учащихся значительно повышается настроение, они раскрепощаются, заинтересованы в совместной деятельности и игре, лучше контролируют своё дыхание и произношение при длительном самоконтроле и контроле со стороны учителя в процессе исполнения. У детей с заиканием полностью контролируется процесс выдоха, они, находясь в привычной и гармоничной атмосфере сочетания речи и движений с музыкой, раскрепощаются и уже не проявляют никаких признаков данного речевого нарушения.

Возможности использования: любую из песен возможно использовать как фрагмент любого коррекционного или музыкального занятия в момент изучения многих лексических тем («Средства музыкальной выразительности», «Времена года», «Овощи и фрукты», «Ягоды», «Цвет», «Растения», «Животные и птицы», «Камни и минералы», «Живая и неживая природа», «Водоёмы и жители водоёмов», и др.), в процессе распевания, на уроках музыки, в качестве речевой разминки на уроках литературного чтения, на детских мероприятиях и праздниках.

"Голубая песенка"

Песенка-распевка

Песенка способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации губных звуков [б] – [п’], [п] – [б’], сонорных звуков ([л] – [н] – [р’], [н] - [м] - [р], [н’] – [л], [л] - [н] - [л’], [л’] - [р] - [л] - [р’]); свистящих звуков [с’] – [с] в двух-четырёхсложных словах со стечением согласных в начале и середине слов (1-2 стечения); развитию чистоты интонирования, формированию чёткой слоговой структуры слова, звукопроизношения при стечении согласных звуков, отработке навыка словообразования с использованием суффиксов, согласования слов с предлогами «над» («надо»), «в».

В работе с песенкой можно проработать все оттенки голубого цвета (если с маленькими детьми), найти и показать их в кабинете, на картинках, предметах (кубиках, конструкторе, карандашах, фломастерах, красках, гуаши, цветной бумаге), объектах неживой природы (небо, ручей, река, озеро, море, океан), из окружающего мира. Важно уделить внимание работе с предлогами: проработать и показать на примере с конкретными предметами, мебелью в группе/класс, объектами на улице смысл предлогов «над», «в», вспомнить другие, часто употребляемые в речи предлоги («с», «за», под», «из-за», «перед»).

Необходимо перед разучиванием и показом песенки (текста песенки) провести словарную работу и объяснить значение слова с предлогом «в дымке». При разучивании текста сначала педагог (музыкант/логопед/дефектолог) очень чётко произносит текст по одной строчке (словосочетанию), напоминая предварительно про правильное дыхание, уклад языка, уточняет звукопроизношение некоторых звуков вместе с детьми, а затем просит детей также чётко произнести (желательно произносить вместе с отстукиванием каждого слога в слове на деревянных клавесах). Дети лучше слышат громкий звук и соотносят стук с количеством проговариваемых слогов.

Очень занимательно предложить детям логопедическую игру «Счёт» с просчитыванием всех живых и неживых предметов из текста песенки и дополнительных слов мужского и женского рода, используя числа «один – два – пять» или «один – три – шесть» (одно облако - два облака – пять облаков, одна лягушка – три лягушки – шесть лягушек, одна рыбка – три рыбки – шесть рыбок и т. д.), повторив и закрепив навык согласования слов с числительными (для усложнения целесообразно добавить 1-2 признака предмета (в зависимости от возраста детей и/или сопутствующего нарушения): одно белое (пушистое) облако - два белых (пушистых) облака – пять белых (пушистых) облаков, одна зелёная (крупная) лягушка - три зелёные (крупные) лягушки - шесть зелёных (крупных) лягушек.

После чёткого произношения и разучивания всего текста рекомендуется на последующих занятиях вводить усложнение ритмического рисунка к песенке, используя ритмослоги, которые можно выложить разноцветными крышечками: **«та» - «та» - «ти-ти» - «та», «та» - «ти-ти» - «та» - «та» (с сильной доли): сначала идёт затакт в пении (слабая доля), когда произносятся слоги «го-лу…», не хлопать, а на продолжении слова со слога «…ба-я пе-сен-ка и т. д.) включаем шлепки или хлопки, или притопы ногами на указанные выше ритмослоги** с одновременным проговариванием (пропеванием песни). Затем снова можно усложнять, менять ритмы по своему усмотрению (и дети часто сами предлагают свои сочетания), подключать игру на детских музыкальных инструментах).

Голубая песенка как быстрая река,

Надо мной проносятся в небе облака.


Голубая песенка в дымке вдалеке,

Все лягушки, рыбки все плавают в реке. Е. Шкелёнок

"Синяя песенка"

Песенка-распевка

Песенка способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации свистящего звука [с], шипящих звуков [ш] – [ч], сонорных звуков ([л] – [л’], [н] – [н’], [р] – [р’] в двух-четырёхсложных словах со стечением согласных в начале и середине слов; развитию чистоты интонирования, формированию чёткой слоговой структуры слова, звукопроизношения при стечении согласных звуков, отработке навыка словообразования с использованием суффиксов, согласования слов с предлогами «над» («надо»), «в».

В работе с песенкой можно проработать все оттенки синего цвета. Рекомендуется «ввести» новые слова-оттенки: «индиго», «маренго», «лазурь», найти и показать их в кабинете, на картинках, предметах в интерьере образовательного пространства либо на улице (кубиках, конструкторе, карандашах, фломастерах, красках, гуаши, цветной бумаге), объектах неживой природы (небо, водоём), из окружающего мира (на детской площадке, на одежде). Важно уделить внимание работе с предлогами: проработать и показать на примере с конкретными предметами, мебелью в группе/классе, объектами на улице смысл предлогов «на», «в», «к»/ «ко», вспомнить другие, часто употребляемые в речи предлоги («с», «за», под», «из-за», «перед», «около», «между»).

Необходимо перед разучиванием проработать на примере логопедической игры «Счёт» все слова-предметы из текста песни, а также взять дополнительные слова на такое же количество слогов в словах, например «один-два-пять»/ «один-три-шесть» (одна песенка – две песенки – пять песенок/ одно море – три моря – шесть морей; один кораблик – два кораблика – пять корабликов/ один ручей – три ручья – шесть ручьёв и т. д.). Для усложнения можно добавить 1-2 признака предмета (в зависимости от возраста детей и/или сопутствующего нарушения): одно синее (тёплое) море - два синих (тёплых) моря – пять синих (тёплых) морей, одна синяя (весёлая) песенка - три синие (весёлые) песенки - шесть синих (весёлых) песенок и т.д.

После чёткого произношения и разучивания всего текста отдельно, по строчке, разучивать каждую строчку с мелодией, а потом подключать ещё громкое прохлопывание каждого слога слова на клавесах (палочках). Это будет соответствовать ритмическому рисунку:

 (ти-ри-ти)  (ти-ри-ти)  (ти-ри-ти)  (ТА) (синяя песенка в море ушла… ).

На последующих занятиях вводить усложнение ритмического рисунка к песенке, используя ритмослоги, рисунок которых можно выложить тремя рядом расположенными синими и одной, чуть дальше от них другого цвета крышечкой: **«ти-ри-ти» - «та», «ти-ри-ти» - «та», «ти-ри-ти» - «та», «ти-ри-ти» - «та» (с сильной доли, размер песни 6/8, что эквивалентно трём ровным коротким хлопкам «раз-два-три» и одному длинному, длящемуся на счёт «четыре-пять-шесть», затем всё повторяется).

Например, ритмический рисунок 2:

    (Синяя песенка в море ушла, на)

    (синем кораблике вдаль уплыла.)

    (Синяя песенка в море, в ручье, ко…)

    (…раблик мой весело мчится ко мне.)

Затем можно усложнять, меняя ритмы по своему усмотрению (и дети часто сами предлагают свои сочетания, меняя между собой длинные и короткие «шаги»): это могут быть хлопки в ладоши/ шлепки по коленям/ притопы ногами/ удары по палочкам-клавесам и др. шумовые звуки/ игра на детских музыкальных инструментах.

Ритмический рисунок 3 (повторяется 4 раза, на каждую строчку):

   

Ритмический рисунок 4:

   

Ритмический рисунок 5:

   

Ритмический рисунок 6:

   

Ритмический рисунок 7:

   

Ритмический рисунок 8:

   

Ритмический рисунок 9:

   

Ритмический рисунок 10:

   

Синяя песенка в море ушла,

На синем кораблике вдаль уплыла.

Синяя песенка в море, в ручье,

Кораблик мой весело мчится ко мне.


Синий кораблик бежит по волнам,

Так рад он всем рыбам, дельфинам, китам!

Чайки кричат и кружатся над ним

И синюю песню поют вместе с ним. Е. Шкелёнок













"Фиолетовая песенка"

Песенка-скороговорка

Песенка способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации нескольких групп звуков: губных звуков [ф’] – [в] – [в’], свистящих звуков [с] – [с’] – [ц], шипящих звуков [ш] – [ж] – [ч], сонорных звуков ([л] – [л’], [н] – [н’], [р]; развитию чистоты интонирования, формированию чёткой слоговой структуры в двух-шестисложных словах с 1-м – 2-мя стечениями согласных в начале и середине слов; отработке навыка словообразования с использованием суффиксов, согласования слов с предлогами «в», «у».

В работе с песенкой можно проработать все оттенки фиолетового цвета. Рекомендуется «ввести» новые слова-оттенки: «лиловый», «лавандовый», «сливовый», «фиолетовый», «пурпурный», «баклажановый», найти и показать их в кабинете, на картинках, предметах в интерьере образовательного пространства либо на улице (кубиках, конструкторе, карандашах, фломастерах, красках, гуаши, цветной бумаге), в овощах и фруктах, предметах из окружающего мира (на детской площадке, на одежде). Важно уделить внимание работе с предлогами: проработать и показать на примере с конкретными предметами, мебелью в группе/классе, объектами на улице смысл предлогов «на», «в», «к»/ «ко», вспомнить другие, часто употребляемые в речи предлоги («с», «за», под», «из-за», «перед», «около», «между»).

Необходимо перед разучиванием над словообразованием с уменьшительно-ласкательными суффиксами на примере слов из песенки и дополнительных, аналогичных слов (песня – песенка, черника – черничка, ежевика – ежевичка, клубника – клубничка, банан – бананчик, баклажан – баклажанчик, цветок – цветочек, василёк – василёчек).

Можно проработать на примере логопедической игры «Счёт» все слова-предметы из текста песни, а также взять дополнительные слова на такое же количество слогов в словах, например «один-два-пять»/ «один-три-шесть» (одна песенка – две песенки – пять песенок/ один баклажан – три баклажана – шесть баклажанов; одна черника (ежевика, клубника, фиалка, радуга) – две черники (ежевики, клубники, фиалки, радуги) – пять черник (ежевик, клубник, фиалок, радуг)/ один банан (цветок, василёк) – три банана (цветка, василька) – шесть бананов (цветков, васильков) и т. д.). Для усложнения можно добавить 1-2 признака предмета (в зависимости от возраста детей и/или сопутствующего нарушения): один маленький цветочек (красивый василёчек) - два маленьких цветочка (красивых василёчка) – пять маленьких цветочков (красивых василёчков), одна фиолетовая (весёлая) песенка - три фиолетовые (весёлые) песенки - шесть фиолетовых (весёлых) песенок и т.д.

После чёткого произношения и разучивания всего текста отдельно, по строчке, разучивать каждую строчку с мелодией, а потом подключать ещё громкое прохлопывание каждого слога слова на клавесах (палочках). Это будет соответствовать ритмическому рисунку     (размер 4/4, что эквивалентно 4-м шагам/ударам: на «раз» - хлопок и всегда вдох, затем проговариваем «фио..» - 2-й хлопок уже с продолжением слова «..летовая» - 3-й хлопок вместе со словами «песенка в чер..» - 4-й хлопок с окончанием слова «..нике» и т . д. ).

На последующих занятиях вводить усложнение ритмического рисунка к песенке, используя ритмослоги, рисунок которых можно выложить тремя отдельно расположенными фиолетовыми крышечками (для счёта «раз», «два», «три», соответственно, для трёх больших ударов/хлопков «та» - «та» - «та») и двумя близко расположенными крышечками другого цвета (для счёта «четыре» и, соответственно, двух более быстрых хлопков «ти-ти»):

**ритмический рисунок «та» - «та» - «та» - «ти-ти», который постоянно повторяется в течение всей строфы и выглядит на примере цветных крышечек так:  (та)  (та)  (та)  (ти-ти)

Когда наблюдается чёткое выполнение ритмического рисунка с проговариванием текста и его пением, можно вводить усложнение ритма, меняя между собой фишки, которые соответствуют четырём долям (4-м ударам/хлопкам).

Например, ритмический рисунок 2:

 (та)  (та)  (ти-ти)  (та) (Вдох+1-й хлопок и начало слова «фио..», затем 2-й хлопок и продолжение "..летовая», затем два хлопка «ти-ти» на слова «песенка в чер..», 4-й хлопок и окончание слова «..нике» и т. д.)

Затем можно усложнять, меняя ритмы и шаги местами, по своему усмотрению (и дети часто сами предлагают свои сочетания, меняя между собой длинные и короткие «шаги»): это могут быть хлопки в ладоши/ шлепки по коленям/ притопы ногами/ удары по палочкам-клавесам и др. шумовые звуки/ игра на детских музыкальных инструментах.

Ритмический рисунок 3 (повторяется 4 раза, на каждую строчку):

 (та)  (ти-ти)  (та)  (та)

Ритмический рисунок 4:

 (ти-ти)  (та)  (та)  (та)

Ритмический рисунок 5:

 (ти-ти)  (та)  (ти-ти)  (та)

Ритмический рисунок 6:

 (ти-ти)  (та)  (та)  (ти-ти)

Ритмический рисунок 7:

 (та)  (ти-ти)  (та)  (ти-ти)

Ритмический рисунок 8:

 (та)  (ти-ти)  (ти-ти)  (та)

Фиолетовая песенка в чернике

И в садовой спелой сладкой ежевике,

Фиолетовая краска в баклажане,

Жаль, что нет её в клубнике и банане.


Фиолетовый цвет в маленьком цветочке

И в фиалке, и в красивом василёчке,

Фиолетовый есть цвет у радуги-дуги,

Только до него добраться помоги! Е. Шкелёнок




"Разноцветная песенка"

Песенка-попевка

Финальная песенка, завершающая «разноцветный» блок по основным цветам радуги.

Песенка способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков разных групп, согласование слов в косвенных падежах, формирование чёткой произносительной стороны речи и слоговой структуры 3 -5-сложных слов со стечением согласных звуков.

Исполняется после разучивания песенок по всем основным цветам радуги. Направлена на раскрепощение, поднятие настроения, эмоциональное расслабление, исполнение в хороводе, как финальная «радужная» песенка! Рекомендуется одеть детей по цветам радуги, выстроиться по порядку в хороводе либо линии и исполнять песню с детскими шумовыми инструментами, создать детям праздник!


Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,

Голубой, синий, фиолетовый!

Сколько на свете красок прекрасных,

Тёплых, прохладных, ярких – очень разных! Е. Шкелёнок









«Пойте, играйте, сочиняйте, фантазируйте в атмосфере творчества, музыки и замечательного настроения!» (от автора)



Контакты:

feerica@mail.ru (электронная почта)

@evgeniyashkelionok - Евгения Шкелёнок в Facebook, ВКонтакте, Instagram

Авторский канал с песнями Е. Шкелёнок: https://www.youtube.com/@user-vg7zq2ho2g?app=desktop

17