СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Продуктивное чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору

Просмотр содержимого документа
«Продуктивное чтение»

Использование технологии продуктивного чтения в начальной школе. Составил: учитель начальных классов МАОУ СОШ №1 г.Краснокаменск Комогорцева Ирина Николаевна

Использование технологии

продуктивного чтения

в начальной школе.

Составил: учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1 г.Краснокаменск

Комогорцева Ирина Николаевна

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл. К.Д. Ушинский

Уметь читать в широком смысле этого слова –

значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл.

К.Д. Ушинский

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ Цель –  самостоятельное понимание текстов. Средства - приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения . Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать ; 4.  Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.    2 . Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; 3 . Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

Цель самостоятельное понимание текстов.

Средства - приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения .

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать ;

4.  Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

2 . Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

3 . Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

I этап. Работа с текстом до чтения . Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. До чтения : чтение фамилии автора чтение заглавия произведения чтение ключевых слов рассматривание иллюстраций высказывание предположений о героях, теме, содержании текста

I этап.

Работа с текстом до чтения .

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

До чтения :

  • чтение фамилии автора
  • чтение заглавия произведения
  • чтение ключевых слов
  • рассматривание иллюстраций
  • высказывание предположений о героях, теме, содержании текста

«Три сестры» (татарская народная сказка) - Как вы думаете, а кто будет героями сказки? (Три сестры или сестры). - А кто такие сестры? (близкие люди, родственники, друзья). - Давайте посмотрим в словарь и уточним значения слова «сестра». ( Сестра — дочь тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»). -А теперь, рассмотрите иллюстрацию и предположите, почему в сказке появились эти животные?

«Три сестры»

(татарская народная сказка)

- Как вы думаете, а кто будет героями сказки? (Три сестры или сестры).

- А кто такие сестры? (близкие люди, родственники, друзья).

- Давайте посмотрим в словарь и уточним значения слова «сестра». ( Сестра — дочь тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).

-А теперь, рассмотрите иллюстрацию и предположите, почему в сказке появились

эти животные?

Николай Носов «На горке» - А как вы думаете, про какую горку вам хочет рассказать автор? - Кто изображен на картинках? - Что делают дети? - Попробуйте разложить картинки так, как вы считаете правильным, т.е. как происходят события. - Посмотрите на картинки, и они помогут вам предположить содержание рассказа.

Николай Носов

«На горке»

- А как вы думаете, про какую горку вам хочет рассказать автор?

- Кто изображен на картинках?

- Что делают дети?

- Попробуйте разложить картинки так, как вы считаете правильным, т.е. как происходят события.

- Посмотрите на картинки, и они помогут вам предположить содержание рассказа.

II этап. Работа с текстом во время чтения . Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (интерпретация – разъяснение, истолкование). Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Первичное чтение текста. Беседа по содержанию текста в целом. Перечитывание текста.

II этап.

Работа с текстом во время чтения .

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (интерпретация – разъяснение, истолкование).

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Первичное чтение текста.

Беседа по содержанию текста в целом.

Перечитывание текста.

Валентина Осеева «Сыновья» Спрашивают женщины старичка: – Ну, что? Каковы наши сыновья? - Как вы думаете, что ответил старик? – А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Валентина Осеева

«Сыновья»

Спрашивают женщины старичка:

– Ну, что? Каковы наши сыновья?

- Как вы думаете, что ответил старик?

– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Николай Носов «На горке» Первичное усвоение знаний. Слушание в грамзаписи «На горке». Беседа по первичному восприятию текста. Эмоционально-оценочная беседа - Кому понравилось произведение? - Какой момент вам особенно понравился? Почему? - А понравилось ли вам, как читали произведение актёры, передавая голосом интонацию героев? - Кто герои рассказа? - Оправдались ли наши предположения?

Николай Носов

«На горке»

Первичное усвоение знаний.

Слушание в грамзаписи «На горке».

Беседа по первичному восприятию текста.

Эмоционально-оценочная беседа

- Кому понравилось произведение?

- Какой момент вам особенно понравился? Почему?

- А понравилось ли вам, как читали произведение актёры, передавая голосом интонацию героев?

- Кто герои рассказа?

- Оправдались ли наши предположения?

III этап. Работа с текстом после чтения . Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. 1. Смысловая беседа по тексту. 2. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. 3. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 4. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. 5. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 6. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

III этап.

Работа с текстом после чтения .

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

1. Смысловая беседа по тексту.

2. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.

3. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

4. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

5. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

6. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Лев Николаевич Толстой «Белка и волк» Модель-описание Белка Волк добрая злой глупый хитрая сонный  весёлая хвост поднят хвост опущен  большой маленькая

Лев Николаевич Толстой

«Белка и волк»

Модель-описание

Белка

Волк

добрая

злой

глупый

хитрая

сонный

весёлая

хвост поднят

хвост опущен

большой

маленькая

Творческие работы детей.

Творческие работы детей.

 Достоинства технологии продуктивного чтения применима самостоятельно вне урока  возрастосообразна и доступна  ориентирована на развитие личности читателя  развивает умение прогнозировать результаты чтения  способствует достижению понимания на уровне смысла

Достоинства технологии продуктивного чтения

  • применима самостоятельно вне урока
  • возрастосообразна и доступна
  • ориентирована на развитие личности читателя
  • развивает умение прогнозировать результаты чтения
  • способствует достижению понимания на уровне смысла

 Спасибо за внимание!   Желаю удачи!

Спасибо за внимание!

Желаю удачи!