Использование технологии
продуктивного чтения
в начальной школе.
Составил: учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 г.Краснокаменск
Комогорцева Ирина Николаевна
Уметь читать в широком смысле этого слова –
значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл.
К.Д. Ушинский
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
Цель – самостоятельное понимание текстов.
Средства - приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения .
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать ;
4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
2 . Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
3 . Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
I этап.
Работа с текстом до чтения .
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
До чтения :
- чтение фамилии автора
- чтение заглавия произведения
- чтение ключевых слов
- рассматривание иллюстраций
- высказывание предположений о героях, теме, содержании текста
«Три сестры»
(татарская народная сказка)
- Как вы думаете, а кто будет героями сказки? (Три сестры или сестры).
- А кто такие сестры? (близкие люди, родственники, друзья).
- Давайте посмотрим в словарь и уточним значения слова «сестра». ( Сестра — дочь тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).
-А теперь, рассмотрите иллюстрацию и предположите, почему в сказке появились
эти животные?
Николай Носов
«На горке»
- А как вы думаете, про какую горку вам хочет рассказать автор?
- Кто изображен на картинках?
- Что делают дети?
- Попробуйте разложить картинки так, как вы считаете правильным, т.е. как происходят события.
- Посмотрите на картинки, и они помогут вам предположить содержание рассказа.
II этап.
Работа с текстом во время чтения .
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (интерпретация – разъяснение, истолкование).
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
Первичное чтение текста.
Беседа по содержанию текста в целом.
Перечитывание текста.
Валентина Осеева
«Сыновья»
Спрашивают женщины старичка:
– Ну, что? Каковы наши сыновья?
- Как вы думаете, что ответил старик?
– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!
Николай Носов
«На горке»
Первичное усвоение знаний.
Слушание в грамзаписи «На горке».
Беседа по первичному восприятию текста.
Эмоционально-оценочная беседа
- Кому понравилось произведение?
- Какой момент вам особенно понравился? Почему?
- А понравилось ли вам, как читали произведение актёры, передавая голосом интонацию героев?
- Кто герои рассказа?
- Оправдались ли наши предположения?
III этап.
Работа с текстом после чтения .
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
1. Смысловая беседа по тексту.
2. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
3. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
4. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
5. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
6. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Лев Николаевич Толстой
«Белка и волк»
Модель-описание
Белка
Волк
добрая
злой
глупый
хитрая
сонный
весёлая
хвост поднят
хвост опущен
большой
маленькая
Творческие работы детей.
Достоинства технологии продуктивного чтения
- применима самостоятельно вне урока
- возрастосообразна и доступна
- ориентирована на развитие личности читателя
- развивает умение прогнозировать результаты чтения
- способствует достижению понимания на уровне смысла
Спасибо за внимание!
Желаю удачи!