СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Продуктивность использования текстовых и нетекстовых компонентов учебника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебники - это книга, которая многому может научить учащихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.

Просмотр содержимого документа
«Продуктивность использования текстовых и нетекстовых компонентов учебника»

Продуктивность использования текстовых и нетекстовых компонентов учебника   Учитель начальных классов МБОУ СШ №11 г. Павлово Гладкова Л.Н.

Продуктивность использования текстовых и нетекстовых компонентов учебника

Учитель начальных классов

МБОУ СШ №11 г. Павлово

Гладкова Л.Н.

Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.
  • Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.
Компоненты учебника текстовый нетекстовый

Компоненты учебника

  • текстовый
  • нетекстовый
Текстовый компонент Это текст учебника, который в свою очередь подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.

Текстовый компонент

  • Это текст учебника, который в свою очередь подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.
Основной текст Основной текст представляет собой целостное авторское изложение .

Основной текст

  • Основной текст представляет собой целостное авторское изложение .
Дополнительный текст В качестве дополнительных текстов используется: рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, научно-популярная информация, биографии, хрестоматийные материалы. Они могут идти после параграфа в виде комментарий. Имеют важную роль, расширяя знания учащихся, увеличивая их познавательный интерес. Дополнительные тексты, в основном, рекомендуются для чтения дома. Их чтение не является обязательным для всех учащихся.

Дополнительный текст

  • В качестве дополнительных текстов используется: рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, научно-популярная информация, биографии, хрестоматийные материалы. Они могут идти после параграфа в виде комментарий. Имеют важную роль, расширяя знания учащихся, увеличивая их познавательный интерес. Дополнительные тексты, в основном, рекомендуются для чтения дома. Их чтение не является обязательным для всех учащихся.
Пояснительный текст К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения разного характера, примечания, определения, выводы, обобщения. Они содержат главную мысль параграфа, идею.

Пояснительный текст

  • К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения разного характера, примечания, определения, выводы, обобщения. Они содержат главную мысль параграфа, идею.
Нетекстовый компонент иллюстрации фотографии схемы карты таблицы графики

Нетекстовый компонент

  • иллюстрации
  • фотографии
  • схемы
  • карты
  • таблицы
  • графики
В начальной школе на уроках самое главное вызвать интерес у ребенка при работе с учебником. Мало слышать, важно еще и видеть. Для этого учебник должен быть хорошо иллюстрирован.
  • В начальной школе на уроках самое главное вызвать интерес у ребенка при работе с учебником. Мало слышать, важно еще и видеть. Для этого учебник должен быть хорошо иллюстрирован.
Основные функции учебных иллюстраций Иллюстрация может работать как пояснение к тексту; может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала; призвана помочь выразить смысл, компенсировать то, что трудно выразить словами; может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы или явления.

Основные функции учебных иллюстраций

  • Иллюстрация может работать как пояснение к тексту;
  • может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала;
  • призвана помочь выразить смысл, компенсировать то, что трудно выразить словами;
  • может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы или явления.
Учебные иллюстрации позволяют решать следующие задачи Развивать у учащихся наблюдательность и интерес к предмету; активизировать познавательную деятельность; помогают эффективнее изучить тот или иной материал, сделать запоминание легким и доступным; помогают осваивать практические навыки

Учебные иллюстрации позволяют решать следующие задачи

  • Развивать у учащихся наблюдательность и интерес к предмету;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • помогают эффективнее изучить тот или иной материал, сделать запоминание легким и доступным;
  • помогают осваивать практические навыки
Иллюстрации учебников по УМК «Школа XXI века»  встречаются как в рабочей тетради, так и в учебнике практически в каждой теме; рисунки красивы, красочны, выполнены с юмором, что вызывает позитивное отношение к изучению материала;  много иллюстраций, которые не просто дополняют учебный материал, но и расширяют кругозор;

Иллюстрации учебников по УМК «Школа XXI века»

  • встречаются как в рабочей тетради, так и в учебнике практически в каждой теме;
  • рисунки красивы, красочны, выполнены с юмором, что вызывает позитивное отношение к изучению материала;
  • много иллюстраций, которые не просто дополняют учебный материал, но и расширяют кругозор;
Иллюстрации учебников по УМК «Школа XXI века»  при изучении трудных тем по математике вместе с детьми на страницах учебников работают сказочные герои: Волк, Заяц, доктор Айболит, Незнайка и др; интересная рубрика

Иллюстрации учебников по УМК «Школа XXI века»

  • при изучении трудных тем по математике вместе с детьми на страницах учебников работают сказочные герои: Волк, Заяц, доктор Айболит, Незнайка и др;
  • интересная рубрика "Путешествие в прошлое", где помещены портреты, высказывания учёных прошлого, предлагается решить старинные задачи;
  • старинные задачи иллюстрированы, показано как выглядели люди, здания
Рисунки и схемы в учебниках необходимы. Они не только являются
  • Рисунки и схемы в учебниках необходимы. Они не только являются "помощниками" педагога на уроке, но и хорошим подспорьем в самостоятельной деятельности ребенка при подготовке к уроку.
  • Закрепить зрительный образ в целом, разобраться в структурных составляющих, решить задачу на подготовительном этапе и воспроизвести информацию при ответе - во всем рисунок играет весомую роль.
Эффективные приемы и формы работы с учебником Самостоятельное ознакомление учащихся с правилом поиск в учебнике ответов на вопросы учителя пользование справочным материалом учебника самостоятельная работа учащихся работа с чертежами, схемами, таблицами чтение текста нахождение в тексте ответа на вопрос составление плана сочинение по рисунку чтение по ролям нахождение отрывка к рисунку чтение сносок нахождение слов на заданное правило

Эффективные приемы и формы работы с учебником

  • Самостоятельное ознакомление учащихся с правилом
  • поиск в учебнике ответов на вопросы учителя
  • пользование справочным материалом учебника
  • самостоятельная работа учащихся
  • работа с чертежами, схемами, таблицами
  • чтение текста
  • нахождение в тексте ответа на вопрос
  • составление плана
  • сочинение по рисунку
  • чтение по ролям
  • нахождение отрывка к рисунку
  • чтение сносок
  • нахождение слов на заданное правило
Спасибо за внимание
  • Спасибо за внимание