Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 82»
Проект
«9мая - Праздник памяти и славы »
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Ваганова Е.Ю.
г. Златоуст, 2020 г.
Проект
«9мая - Праздник памяти и славы »
Тип проекта: информационно практико-ориентированный, творческий
Участники: воспитанники средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Период проведения проекта: февраль - май
Актуальность проекта
В «Национальной доктрине образования» подчёркивается, что «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
К сожалению, молодое подрастающее поколение все чаще имеет поверхностное представление о событиях исторического наследия страны.
В наш век современных технологий дети с дошкольного возраста интересуются больше компьютерными играми, сотовыми телефонами, фильмами западного производства и совсем не интересуются жизнью историей своей страны. Ознакомление дошкольников с героическим подвигом советского народа в Великой Отечественной войне – одна из задач патриотического воспитания. Представления детей дошкольного возраста о защитниках отечества, о героических событиях, происходящих в стране, весьма поверхностны, отрывочны. Не имея достаточного количества знаний и представлений, трудно сформировать уважительное отношение к Родине, чувства гордости и патриотизма за свой народ.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то останется навсегда. Именно в детские годы важно напитать возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к историческому прошлому России, к ее героям (участникам Великой Отечественной войны, героям тыла), сформировать стремление быть похожими на них, оказывать им помощь.
Опыт работы показывает, что дошкольные образовательные учреждения активно ведут работу по формированию патриотических чувств у детей. В этом году педагоги образования проводят огромную работу по патриотическому воспитанию, связанную с 70-летием Великой Победы. И хочется видеть живой отклик в глазах и душах детей. Как этого добиться? Как достучаться до их сердец? Как сделать так, чтобы пробудить интерес в их душах?
Проблема:
Каким образом можно способствовать возникновению интереса у детей к героическому прошлому нашей страны, подвигу русского народа в Великой Отечественной войне.
Гипотеза
Если использовать комплексный подход по ознакомлению детей дошкольного возраста с Великой Отечественной войной, то это будет способствовать расширению их представлений о значимости празднования Дня Победы, воспитанию начал патриотических чувств.
Цель проекта
Создание условий, способствующих патриотическому воспитанию детей и формированию системы представлений о героической истории нашей страны, подвиге русского народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта
Способствовать обогащению представлений детей о событиях Великой Отечественной войны, подвигу народа через разные виды деятельности;
Создавать педагогические ситуации, требующие проявления гражданского поведения и патриотических чувств у участников проекта;
Создать условия для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности участников проекта по изучению истории своей семьи в годы ВОВ;
Способствовать развитию чувства патриотизма, гордости и уважения к нашим героическим предкам, защитникам Отечества.
Основные этапы работы
Подготовительный этап
Тема | Задачи | Деятельность |
Диагностика | Определить актуальность выбранной темы и уровень заинтересованности участников проекта. | Анкетирование родителей Блиц-опрос детей |
Мотивация на участие в проекте | Пробуждение интереса к участию в проекте детей и родителей | Домашнее задание для детей и родителей группы Беседа «Война – это страшное слово» Листовка для родителей «Почему мы должны помнить о Великой Отечественной войне» Папка-передвижка «Как рассказать ребенку, что такое война» |
Создание информационной среды | Изучение и подбор программно-методического и познавательного материала по формированию системы представлений о героической истории нашей страны, о Великой Отечественной войне | Оформление информационных уголков для родителей «История войны» Составление сценария праздника и конспектов занятий, презентаций Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на военную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений, загадок, пословиц |
Обогащение предметно-развивающего пространства группы | Создать условия и обстановку для детей, способствующие вызвать желание познать события ВОВ | Разработка и оформление дидактических игр с патриотическим содержанием Оформление выставки военной техники Оформление книжного уголка Оформление альбома «Памятники защитникам Отечества», «Новоалтайск-город воин» Сбор копий наградных документов, фотографий участников и ветеранов Великой Отечественной войны, орденов, юбилейных медалей Пошив военной одежды формы Подборка песен военных лет. |
Исследовательский этап
Тема | Задачи | Деятельность |
«Военная техника» | Познакомить с родами войск и образцами военной техники | Цикл бесед «Наша армия родная», «Военная техника» Д.И «Что для чего», «Определи род войск», «Военная техника» (разрезные картинки) Словесные игры «Кому что нужно? (танкисту-танк)» Чтение и беседа Л.Кассиль «Твои защитники» Прослушивание песни «Катюша» Рассматривание выставки игрушек военной техники Отгадывание загадок о военной технике Рисование «Военные корабли и самолеты» СРИ «Мы военные» Просмотр клипа «Парад военной техники» |
«Военный хлеб» | Обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба в нелегкие военные годы | Словесная игра «Какой бывает хлеб» Дидактическая игра «Как хлеб попадает на стол? Поиск информации с помощью родителей«Каким был хлеб в годы Великой Отечественной войны?» Занятие с презентацией «Военный хлеб» Заучивание пословиц о хлебе Чтение и беседа А. Митяев « «Мешок овсянки»; |
«Памятные места» | Расширять представления детей о памятных местах России, родного города, посвященных участникам ВОВ | Беседа «Вечный огонь» Рассматривание альбома «Памятники защитникам Отечества» Д/и «Памятные места нашего города» Просмотр видео фильма «Минута памяти» Экскурсия к мемориалу нашего города Аппликация «Вечный огонь» Чтение с обсуждением «Памятник советскому солдату» Л.Кассиль Чтение стихов «Вечный огонь», «Братские могилы» «Неизвестный солдат» |
«Война глазами художников, поэтов, музыкантов» | Познакомить с произведениями искусства о ВОВ | Прослушивание песен о ВОВ Разучивание песен Л.Горцуевой «Что для нас победа» Рассматривание и беседа по картинам «Отдых после боя» Ю.А, Непринцева; картины Рейнера «Парад на Красной площади», «Салют Победы» Литературный вечер «Война и мир алтайских писателей» Конкурс чтецов «И помнит вся Россия..» Консультация для родителей «Читаем детям о войне», «Как сделать книжку своими руками» Совместное изготовление с родителями книжек-самоделок «Мы за мир!» |
«Герои ВОВ» | Пробудить интерес участников проекта к поиску информации об истории боевого пути родственников, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны,исторических документов – наградных листов и приказов о награждении родственников. | Занятие с презентацией «Дети войны» Заучивание пословиц о героизме Чтение и беседа С.А.Баруздин «Страшный клад» Информирование родителей об архивах военных лет в электронном виде на сайтах Консультативная помощь в подборе материала для «Книги памяти» Рассматривание семейных альбомов, наградных документов участников ВОВ П/и «Разведчики», «Кто быстрее соберется по тревоге» Просмотр клипа на песню А. Ермолова “Прадедушка” Беседы «Мой прадед» |
«Символы победы: ордена, медали» | Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время ВОВ | Рассматривание орденов и медалей участников ВОВ Заучивание стихотворения «Праздник Победы» Беседа «Символы Победы - ордена, медали». Словесные игры «Сосчитай», «Повтори не ошибись» |
«Повяжи, если помнишь!» | Познакомить детей с символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки. | Беседа «История георгиевской ленточки» Изготовление бантиков из георгиевской ленты Акция ««Георгиевская ленточка. Я помню! Я горжусь! » Изготовление поделки «Голуби мира» |
«Солдатский треугольник» | способствовать формированию представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашего народа. | Изготовление пригласительных для родителей на праздник в виде фронтовых треугольников Беседа с просмотром мультимедийной презентации «Фронтовой треугольник» Чтение А. Митяева «Треугольное письмо» |
«День Победы» | Обогащать познания детей о знаменательной дате «9 Мая – День Победы». | Беседа «Миру-мир!» Заучивание стихотворения «Что такое день победы» Аппликация способом торцевания «Голубь мира» Разучивание песни «Солнечный круг» Рисование акварелью с восковыми мелками «Праздничный салют» Раскраски «День Победы» |
Заключительный этап
Тема | Задачи | Деятельность |
Книга памяти | Систематизировать и оформить накопленный материал о ветеранах своих семей | |
Семейный праздник «9 мая – праздник памяти и славы» | Создать условия для проведения совместного праздника , способствовать пробуждению чувства радости от проделанной совместной работы | Организация и проведение праздничного мероприятия педагогами Участие всех участников проекта в празднике Помощь в изготовлении костюмов родителями |