Конструкт урока технологии
по производственной практике ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46 «А» специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Шелест Екатерины Дмитриевны
Дата: 24.10.18
ОУ: МБОУ Школа-интернат № 27 Класс: 2 «А»
Учитель: Софрыгина Елена Михайловна.
УМК: «Школа России» Программа: «Технология» 2 класс. (Лутцева Е.А., Зуева Т.П)
ФИО методиста: Стрельникова Елена Михайловна Подпись 4 (Хорошо) Стрельникова Е.М. 23.10.18 г.
Тема урока: «Африканская саванна» Изделие: объемные игрушки из картона.
Тип урока: совершенствование способов действий (урок закрепления)
Цель: формировать познавательные УУД посредством закрепления навыков по обработке картона (разметка по шаблону , сгибание, резание, склеивание).
Планируемые результаты:
Личностный: проявляет творческое отношение к процессу художественной обработки картона и бумаги , эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме; проявляет уважительное отношение к иному мнению, труду (, доброжелательность, вежливость друг к другу, умеет объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, результатов трудовой деятельности;
Метапредметный:
обучающиеся демонстрируют:
личностные УУД: смыслообразование, устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, понимают учебную задачу урока и стараются ее выполнить;
регулятивные УУД: умение формулировать цель деятельности на уроке; выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); планировать практическую деятельность на уроке; выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов); определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
познавательные УУД: Наблюдают и сравнивают конструктивные особенности предметов; понимают, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для закрепления знаний и умений; самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
коммуникативные УУД: умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение.
Предметный: обучающиеся имеют представление о животных саванны; знают свойства картона (плотный, толстый, при сгибании ломается, не гнется),умеют подготовить, убрать, поддержать порядок во время работы, умеют сгибать картон, применять прием биговки при изготовлении игрушки, отличают бумагу от картона, а также отличают лицевую сторону картона от изнаночной, экономно размечают по шаблону, изготавливают объемные игрушки из картона, выбирая соответствующий цвет.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать творческое отношение к процессу продуктивных видов деятельности, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме; воспитывать культуру труда - организовывать своё рабочее место (экономно расходовать материал, соблюдают последовательность технологических приемов и операций); воспитывать уважительное отношение к иному мнению, труду (подготовка, уборка, поддержание порядка во время работы), доброжелательность, вежливость друг к другу.
Развивающая:
развивать у обучающихся:
регулятивные УУД: умение формулировать цель деятельности на уроке; выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); планировать практическую деятельность на уроке; выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов); определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
познавательные УУД: понимают, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для закреплениязнаний и умений; самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
коммуникативные УУД: умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение.
Образовательная: формировать знания о свойстве картона (плотный, толстый, при сгибании ломается, не гнется), применять прием биговки при изготовлении игрушки, учить отличать бумагу от картона, а также отличать лицевую сторону картона от изнаночной.
Коррекционно – развивающая: формировать способность к организации собственной деятельности и осознание возникающих трудностей на основе данного материала. Способствовать развитию внимания, воображения, мелкой моторики; пространственных представлений.
Принципы воспитания и обучения
Принципы обучения:
* принцип наглядности;
* принцип систематичности и последовательности;
* принцип доступности;
* принцип целостности;
* принцип деятельности;
* принцип психологического комфорта;
* принципы коррекционной работы.
Принципы воспитания:
* создание положительного эмоционального подъёма;
* воспитание через взаимодействие.
Методы обучения и воспитания
Методы обучения.
1. По источнику получения знаний:
* словесные: беседа, объяснение, разъяснение, инструктаж, дискуссия;
* наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ приемов выполнения;
* практические: упражнения.
2. По дидактическим целям:
способствующие первичному усвоению материала.
3. По уровню включения в продуктивную деятельность:
* объяснительно-иллюстративные;
* проблемные;
* частично–поисковые.
4. Методы развития психических функций:
* постановка проблемы или проблемной ситуации.
5. Метод развития познавательного интереса:
* формирование готовности к восприятию.
Методы воспитания:
1. Методы формирования соц. опыта:
* педагогическое требование;
* упражнение;
2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
* беседа;
* персонификация.
3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
* поощрение.
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения:
Дидактические средства:
демонстрационный материал: презентация, наглядный материал (иллюстрации, памятка организации рабочего места);
раздаточный материал: (шаблоны, карточки из картона)
мультимедийные (мультимедиа проектор, компьютер, компьютерная презентация);
индивидуальные: картон, клей, шаблон, ножницы, простой карандаш, линейка, фломастеры или карандаши, салфетки
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016.
2. Учебник «Технология» Лутцева, Зуева Т.П. 2 класс.
3. Рабочая программа к курсу «Технология» 2 класс.
4. Сборник загадок: Пособие для учителя/Сост. М. Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988 – 80 с.
5. Использованные материалы в Интеренет-ресурсы.
Структура урока.
1. Мотивация к учебной деятельности. (2мин)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. (10мин)
3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. (10мин)
4. Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля). (10мин)
5. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). (8мин)
Ход урока
Этап, задача | Методы и приёмы | Деятельность педагога | Планируемые результаты |
Мотивация учебной деятельности. Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность; создать положительно эмоциональный настрой на предстающую деятельность; формировать волевую саморегуляцию; формировать умение организовывать рабочее место; воспитывать простейшие нормы речевого этикета. | По источнику получения знаний: Словесные: беседа Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. | Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! - Здравствуйте, ребята. Садитесь. -Меня зовут Екатерина Дмитриевна, сегодня урок технологии проведу у вас я. - Давайте проверим вашу готовность к уроку. - Посмотрите на иллюстрацию, ваше рабочее место должно быть точно также организовано. 1СЛАЙД Сейчас я буду называть принадлежности, а ваша задача разложить их. Картон, линейка, ножницы, простой карандаш. -Соблюдайте такой же порядок до конца урока. (демонстрирую памятку организации рабочего места) -Ребята, правильно организованное рабочее место, позволит вам быстро и качественно выполнять практическую работу. Сядьте правильно! -Спинки прямо, ноги стоят на полу, руки лежат на парте. | Обучающиеся, демонстрируют личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; смыслообразование. Обучающиеся, демонстрируют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция, организация своего рабочего места, под руководством учителя). Обучающиеся, демонстрируют коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета; планировать учебное сотрудничество с преподавателем и со сверстниками. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Задача: Подвести детей к формулировке проблемы на основе конкретных практических действий с учебным материалом. (сформулировать тему, задачи урока.) | По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение; Методы развития психических функций: постановка проблемы или проблемной ситуации. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый, проблемный. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - Ребята, вы любите путешествовать? (ответ детей) - Послушайте загадку и отгадайте, куда мы отправимся в путешествие: Самый теплый материк Живописен и велик. Тут живет среди саванн Много львов и обезьян. Ответ: Африка (На случай если об-ся не отгадают, изображение на слайде)2СЛАЙД - Я приглашаю вас совершить путешествие в Африку. - Давайте найдём Африку на карте. 3 СЛАЙД - Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета. Нашли? – Африка – это материк. Слово «Африка» переводится как «безморозный». - Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? - Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка и лишь изредка встречаются участки саванны, которые обозначены зелёным цветом. 4 СЛАЙД - Саванна – «саванновый пояс» – царство трав, где деревьев нет совсем, или их очень мало, а вместо них травы или колючий кустарник. В саванне обитает много самых разных животных, так как там есть вода и растения. - Как вы думаете, какие животные обитают в саванне? - Хотите узнать какие ? Как мы можем сформулировать тему? Тема: «Африканская саванна» 5СЛАЙД - Сегодня мы будем из картона изготавливать животных саванны. Готовые изделия мы соберём в композицию, который называется «Африканская савана». Какие задачи нам предстоит решить, как вы думаете? Задачи: 1.Познакомиться с животными саванны. 2. Изготовить объемное животное для саванны. - Вот и пришло время начать наше путешествие и познакомиться с животными саванны! | Личностные УУД:смыслообразование, устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, понимают учебную задачу урока и стараются ее выполнить; регулятивные УУД: ставят цель, планируют свою деятельность, осуществляют саморегуляцию, умеют оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, корректируют свои ответы; коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем и одноклассниками, в устной форме строят речевые высказывания, высказывают свое мнение, формулируют выводы по изученному материалу, отвечают на итоговые вопросы, оценивают достижения на уроке. |
Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. Задача: Формировать умение структурировать и применять полученные знания, осознанно строить речевые высказывания, формировать умение планировать своё сотрудничество; | По источнику получения знаний – словесный: беседа, объяснение. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля. Методы формирования ответственности и обязательности: (Педагогическое требование.) По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый, проблемный. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - Отгадаем загадки и узнаем, каких жители обитают в саванне 6СЛАЙД Он ходит, голову задрав, Не потому, что гордый нрав, Не потому, что важный граф, А потому, что он … (жираф). 7 СЛАЙД Очень, много силы в нем, Ростом он почти, что с дом. У него огромный нос, Будто нос лет тысячу рос (слон). 8 СЛАЙД Кто огромный, толстокожий? Кто никак поднять не может Из воды большой живот? Ну, конечно,..(бегемот) 9СЛАЙД Этот хищник — царь зверей! Все боятся его когтей. Очень страшен его гнев! Это самый сильный… (лев) - Расскажите, что вы знаете об этих животных? … - Из заготовок мы сделаем бегемота. - Прочитайте 1 задачу урока, как вы думаете мы решили 1 задачу? -Верно, вот мы и познакомились с животными, обитающими в саванне. -Посмотрите на слайд, так они выглядят из картона!!! 10 СЛАЙД - Теперь рассмотрите внимательно шаблоны и подберите к каждому животному правильный шаблон. 11СЛАЙД -1 шаблон какому животному подходит? (льву) - а 2 шаблон? (бегемоту) -3 шаблон какому относится? (слону) -И последний какому животному подберем? (жирафу) -Молодцы! Вы верно подобрали шаблоны к каждому животному. -Значит с помощью этих шаблонов мы сможем изготовить животных саванны.! А теперь вместе попробуем составить план . -На слайде план работы, но он перепутался, давайте составим правильную последовательность.12 СЛАЙД План работы: -посмотрите на мою поделку, из каких материалов выполнены поделки? (из картона) - Из скольких деталей бегемот? (туловища, головы ) - Как соединены между собой детали? (при помощи клея) -Жираф из скольких деталей состоит? - Как вы думаете: какие инструменты и материалы понадобятся для работы? (ножницы, карандаш, клей, картон, линейка). - Давайте вспомним правила работы с ножницами. Правила безопасной работы с ножницами. 1 Хранить ножницы в определенном месте в закрытом виде. 2 Передавать ножницы в закрытом виде кольцами вперед. 3 По прямой линии резать серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии. - Покажите, как будете передавать ??? А теперь положите ножницы на парте так, как они должны лежать, а я пройду посмотрю. -Молодцы, вижу, вы хорошо знаете правила работы с ножницами Рассмотрели образец изделия и знаете план работы над ним , готовы работать самостоятельно! | Обучающиеся, демонстрируют регулятивные УУД: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата Обучающиеся, демонстрируют коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем, полно и точно высказывают свои мысли, умеют слушать и слышать собеседника.Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, поиск и выделение необходимой информации; |
Физкультминутка. Задача: Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение; развитие пространственных представлений. | Методы стимулирования учебно- познавательной деятельности. Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование. | -Вот и пришло время немного отдохнуть, встаньте с мест, не мешая друг другу В зоопарке ходит слон, Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.) Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.) Будто в гости приглашает. (Голову прямо.) Раз, два, три — вперёд наклон, Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.) Головой качает слон — Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.) | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (волевая саморегуляция), посредством снятия мышечного и эмоционального напряжения у обучающихся. |
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля). Задача: закрепить усвоенные знания; проведение самостоятельной работы; формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность, проявлять волевую саморегуляцию. Формировать умение структурировать и применять полученные знания. | По источнику получения знаний – словесный: беседа; объяснение. По уровню включения в продуктивную деятельность–частично-поисковый, проблемный. Метод формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля. Практические: упражнения По уровню включения в продуктивную деятельность: Объяснительно-иллюстративные. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; упражнение Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа. | Итак, ребята, теперь предлагаю поработать самостоятельно -Приступим к работе по плану. -Размечаем, т.е обводим шаблон не забывайте, что нужно экономно расходовать картон. (дети выполняют.) -Вырезаем - Покажите, как вы вырезали. Молодцы! - Ребята, а для того чтобы сделать нашу игрушку объемной, давайте согнем ее при помощи биговки. Приложите линейку к оси симметрии, которую вы отметили карандашом. Возьмите ножницы и тупым концом лезвия проведите вдоль линейки по оси симметрии. Отложите ножницы в сторону. По линейке согните бумагу. Отложите линейку. И проведите по линии сгиба пальцем. Картон сломался при сгибании? -Молодцы! -Посмотрите внимательно на своих животных. Чего им не хватает? -Верно. Давайте приклеим голову к туловищу. -Теперь украсим наших жителей и дорисуем им глаза, нос. Для этого лучше использовать черный фломастер. -Молодцы! | Обучающие демонстрируют регулятивный УУД: контролируют, оценивают и корректируют свои действия, проявляют волевую саморегуляцию. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: структурируют и применяют полученные знания, осознанно строят речевые высказывания в устной форме; Обучающиеся демонстрируют Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем, умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения |
Рефлексия учебной деятельности. Задача: подвести итоги, провести самооценку результатов деятельности; формировать владение диалогической формой речи, умение участвовать в беседе; воспитывать основные правила общения. | По источнику получения знаний: Словесные: объяснение, беседа. | - Вижу многие уже заканчивают. Кто уже закончил выходим ко мне к доске, и оформляем коллективную работу «Животные саванны» Очень красиво у нас получилось! Наш урок подошел к концу, давайте с вами подведем итог. Какие задачи мы решили? Какие животные живут в саванне? -А что мы сегодня научились делать? - Ребята, вам понравилось наше путешествие? За эти последние уроки научились сгибать картон и делать объемные игрушки. - Все сегодня потрудились хорошо, молодцы! Уборка рабочих мест. | Обучающиеся проявляют коммуникативные УУД: владение диалогической формами речи; умение и желание участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения. |