СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Ай-да, ложка, ложечка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Ай-да, ложка, ложечка»»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида»
АЙ-ДА, ЛОЖКА-ЛОЖЕЧКА!

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)





Руководитель проекта - воспитатель

Горбачевская Ирина Владимировна





Сыктывкар, 2018




Тема: «Ай-да, ложка, ложечка»


Участники проекта: дети среднего возраста, воспитатели, родители.

Вид проекта: коллективный, познавательно-творческий, обучающий.

Тип проекта: краткосрочный, неделя.


Актуальность. Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды, встал вопрос об их назначении, отличительных признаках. Почему именно ложка? На протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остается незаменимым предметом в повседневной жизни человека. Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.


Проблема. Недостаточные знания детей об  истории происхождения предмета быта - ложки. Ложка многими воспринимается как простой бытовой предмет, и не ценится как предмет, прошедший долгую историю возникновения и ставший одним из важных предметов русской культуры.


Цель проекта: уточнение, расширение и обогащение знаний детей о предметах быта (ложке)



Задачи проекта:

  1. Образовательные:

- помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине

ложки (большая, поменьше, маленькая), её назначении, отличительных признаках;

- в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных

материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса);

- познакомить с историей возникновения ложки;

- познакомить с художественными произведениями о ложках.

  1. Развивающие:

- совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку;

- развивать восприятие, воображение, память, мелкую моторику детей;

- развитие интереса к продуктивной деятельности;

- активизация творческой деятельности и игрового опыта детей.

  1. Воспитательные:

- приобщение детей к культуре народа.



Планируемый результат:

Для детей:

- Дети познакомятся с историей возникновения ложки.

- Дети будут знать, что ложки изготавливают из различных материалов.

Для воспитателя:

- пополнить развивающую среду коллекцией ложек.

- оформить альбомы «Ложка», «Росписи ложек»

Для родителей:

- Принять участие в выставке «Любимая ложка»





Продукты проекта:

  • Для детей – альбомы «Ложки, такие разные», «Памятники ложке»

  • Для воспитателя – презентация.

  • Для родителей – участие в выставке, посещение музея.


Этапы проекта:


Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

подготовительный

Подбор иллюстраций, произведений художественной литературы

Определение цели и задач проекта;

Подбор материалов для художественного творчества

деятельностный

- сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры;

- совместная деятельность по созданию коллекции


- Организация сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр;

- НОД, беседы, просмотр презентаций,

- чтение произведений художественной литературы;

- Создание альбома о ложках, памятниках ложкам

- Консультация;


завершающий

- Самостоятельные игровые действия с ложками


Оформление проекта и презентации

Посещение музея



Содержание проекта

формы

тема

цель

пособия


Понедельник

Беседа

«Как появилась ложка?»

Расширять представления о ложке, как столовом приборе

иллюстрации

Дидактическая игра

«Ложки бывают разные»

Обогатить знания детей о разнообразии ложек

Картинки, предметы

Чтение художественной литературы

Сказка про ложку

Урусова Евгения

Познакомить с произведением

Текст сказки

Рисование

«Красивая ложечка»

Обучать украшать контур ложки

Контур ложки

Пальчиковая гимнастика

«Посуда»

Развивать мелкую моторику

Текст

Исследовательская деятельность

Можно ли есть кашу ложкой из картона?

Проверить, можно ли использовать картонную ложку для еды

Картонные ложки

Вторник


Пальчиковая гимнастика

«Машина каша»

Развивать мелкую моторику, память

текст

Дидактическая игра

Для чего нужна ложка?

Закреплять знания детей о назначении ложек

картинки

Рассматривание иллюстраций

Альбом «Ложки»

Обучать сравнивать ложки, выделять признаки сходства и отличия

альбом

Исследовательская деятельность

Разные ложки

Упражнять в сравнении ложек по внешнему виду

Предметы мини-коллекции



Среда

Беседа

«Из чего делают ложки?»

Расширять представления о том, из чего делают ложки

Предметы мини-коллекции

Дидактическое упражнение

«Держу ложку правильно»

Упражнять в правильном удержании ложки

Столовые ложки

Плоскостная лепка

«Ложка для Антошки»

Развивать мелкую моторику, воображение

Пластилин, контур

ложки на картонке

Чтение художественной литературы

Л. Разумова
«Я дружу немножко»

Познакомить с новым произведением, помочь запомнить его

Текст стихотворения

Сюжетно-ролевая игра

«Готовим обед»

Обогащать игровой опыт детей, закреплять знания о столовой посуде

Атрибуты для игры: кукольная посуда, муляжи овощей.


Четверг

Дидактическая игра

«Как ложки умеют говорить».

Познакомить детей с быстрыми и медленными движениями ложек. 

Деревянные ложки

Рассматривание

альбома

«Памятники ложке»

Дать представление о необычных памятниках

картинки

Чтение художественной литературы

Сказка о ложке

Познакомить с новым произведением

Текст сказки

Развивающие задания

Ложки для трех медведей

Упражнять в подборе ложек по размеру

Карточки

Сюжетно-ролевая игра

«Чаепитие у Кати»

Закреплять знания о чайной посуде

Атрибуты для игры, кукольная посуда


Пятница

Беседа

«Какие бывают ложки»

Закреплять знания детей об использовании ложек

Картинки, предметы

Сюжетно-ролевая игра

День рождения Мишутки

Обогащать игровой опыт детей

Атрибуты для игры

Чтение художественной литературы

Пословицы о ложке

Познакомить с элементами устного народного творчества

текст

Практическое

упражнение

Сервировка стола

Упражнять в правильном расположении столовых приборов при сервировке стола

Столовые приборы

Пальчиковая гимнастика

«Помощники»

Развивать мелкую моторику, память

текст

Рисование

«Украшаем ложку»

Развивать воображение, мелкую моторику

Контур ложки, альбом о росписях












  1. Подготовительный этап.

Определение цели и задач проекта, содержания проекта, прогнозирование результата. Организация предметно-развивающей среды: иллюстрации, тексты произведений художественной литературы, инструменты и материалы для художественного творчества.


  1. Основной этап (по образовательным областям)

ОО

Методы и приемы

Социально-коммуникативная

- Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед», «Чаепитие у Кати», «День рождения Мишутки»

Дидактические упражнения: «Держу ложку правильно», «Сервировка стола»

Познавательная

- Беседы: «Как появилась ложка!», «Из чего делают ложки», «Какие бывают ложки»

- Дидактические игры: «Какая бывает посуда», «Ложки разные бывают» (по размеру), «Из чего ложечка?» (материал), «Для чего и почему?» (по назначению).


Речевая

- Чтение художественной литературы

Сказка про ложку Урусова Евгения

«Я дружу немножко» Л. Разумовой

Спор вилки и ложки.

Ложка – труженик простой.

- Загадки

- Пословицы

- Приметы

Художественно-эстетическая

- Рисование «Красивая ложечка»

- Плоскостная лепка «Ложка для Антошки»

- Прослушивание песен

Физическая

- Пальчиковые игры «Посуда», «Помощники», «Машина каша»

- Игра – забава «Пронеси, не урони»


Взаимодействие с родителями –

- Создание альбомов «Ложки», «Памятники ложке»

- Участие в мини - выставке «Ложки»


  1. Заключительный этап – создание мини – выставки «Ложки», посещение краеведческого музея.


4. Презентация и защита проекта.




Заключение.

Так можем ли мы сейчас обойтись без ложки?! Вряд ли… Она хороша на столе, ей посвящают стихи, загадки, пословицы, поговорки, великолепна в музыкальном звучании. И, вообще, нам нужно научиться замечать в обиходе прекрасное.

Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись. Собранные материалы могут быть использованы детьми,  для расширения кругозора, для повышения интереса к культуре и истории своей страны.








Используемая литература:

  1. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 104 с.

  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  3. М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба» – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: «Детство-пресс», 2004.

  4. Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2004.

  5. http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-ivanovna-nikolaeva/konspekt-zanjatija-dlja-detei-5-7-let-

puteshestvie-v-proshloe-lozhki.html

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelno-isledovatelskii-proekt-istorija-izobretenii-istorija-vozniknovenija-lozhki.html

  2. https://www.google.ru/search?q=дошкольникам+о+ложке&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwjV44

  3. https://www.google.ru/search?newwindow=1&biw=1137&bih=542&tbm=isch&sa=1&ei=KQvoWo67GamJmgWkrIIQ&q=картинки+па