Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида»
АЙ-ДА, ЛОЖКА-ЛОЖЕЧКА!
(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Руководитель проекта - воспитатель
Горбачевская Ирина Владимировна
Сыктывкар, 2018
Тема: «Ай-да, ложка, ложечка»
Участники проекта: дети среднего возраста, воспитатели, родители.
Вид проекта: коллективный, познавательно-творческий, обучающий.
Тип проекта: краткосрочный, неделя.
Актуальность. Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды, встал вопрос об их назначении, отличительных признаках. Почему именно ложка? На протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остается незаменимым предметом в повседневной жизни человека. Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.
Проблема. Недостаточные знания детей об истории происхождения предмета быта - ложки. Ложка многими воспринимается как простой бытовой предмет, и не ценится как предмет, прошедший долгую историю возникновения и ставший одним из важных предметов русской культуры.
Цель проекта: уточнение, расширение и обогащение знаний детей о предметах быта (ложке)
Задачи проекта:
Образовательные:
- помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине
ложки (большая, поменьше, маленькая), её назначении, отличительных признаках;
- в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных
материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса);
- познакомить с историей возникновения ложки;
- познакомить с художественными произведениями о ложках.
Развивающие:
- совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку;
- развивать восприятие, воображение, память, мелкую моторику детей;
- развитие интереса к продуктивной деятельности;
- активизация творческой деятельности и игрового опыта детей.
Воспитательные:
- приобщение детей к культуре народа.
Планируемый результат:
Для детей:
- Дети познакомятся с историей возникновения ложки.
- Дети будут знать, что ложки изготавливают из различных материалов.
Для воспитателя:
- пополнить развивающую среду коллекцией ложек.
- оформить альбомы «Ложка», «Росписи ложек»
Для родителей:
- Принять участие в выставке «Любимая ложка»
Продукты проекта:
Для детей – альбомы «Ложки, такие разные», «Памятники ложке»
Для воспитателя – презентация.
Для родителей – участие в выставке, посещение музея.
Этапы проекта:
| Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
подготовительный | Подбор иллюстраций, произведений художественной литературы | Определение цели и задач проекта; | Подбор материалов для художественного творчества |
деятельностный | - сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры; - совместная деятельность по созданию коллекции | - Организация сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр; - НОД, беседы, просмотр презентаций, - чтение произведений художественной литературы; | - Создание альбома о ложках, памятниках ложкам - Консультация; |
завершающий | - Самостоятельные игровые действия с ложками | Оформление проекта и презентации | Посещение музея |
Содержание проекта
формы | тема | цель | пособия |
Понедельник |
Беседа | «Как появилась ложка?» | Расширять представления о ложке, как столовом приборе | иллюстрации |
Дидактическая игра | «Ложки бывают разные» | Обогатить знания детей о разнообразии ложек | Картинки, предметы |
Чтение художественной литературы | Сказка про ложку Урусова Евгения | Познакомить с произведением | Текст сказки |
Рисование | «Красивая ложечка» | Обучать украшать контур ложки | Контур ложки |
Пальчиковая гимнастика | «Посуда» | Развивать мелкую моторику | Текст |
Исследовательская деятельность | Можно ли есть кашу ложкой из картона? | Проверить, можно ли использовать картонную ложку для еды | Картонные ложки |
Вторник |
Пальчиковая гимнастика | «Машина каша» | Развивать мелкую моторику, память | текст |
Дидактическая игра | Для чего нужна ложка? | Закреплять знания детей о назначении ложек | картинки |
Рассматривание иллюстраций | Альбом «Ложки» | Обучать сравнивать ложки, выделять признаки сходства и отличия | альбом |
Исследовательская деятельность | Разные ложки | Упражнять в сравнении ложек по внешнему виду | Предметы мини-коллекции |
Среда |
Беседа | «Из чего делают ложки?» | Расширять представления о том, из чего делают ложки | Предметы мини-коллекции |
Дидактическое упражнение | «Держу ложку правильно» | Упражнять в правильном удержании ложки | Столовые ложки |
Плоскостная лепка | «Ложка для Антошки» | Развивать мелкую моторику, воображение | Пластилин, контур ложки на картонке |
Чтение художественной литературы | Л. Разумова «Я дружу немножко»
| Познакомить с новым произведением, помочь запомнить его | Текст стихотворения |
Сюжетно-ролевая игра | «Готовим обед» | Обогащать игровой опыт детей, закреплять знания о столовой посуде | Атрибуты для игры: кукольная посуда, муляжи овощей. |
Четверг |
Дидактическая игра | «Как ложки умеют говорить». | Познакомить детей с быстрыми и медленными движениями ложек. | Деревянные ложки |
Рассматривание альбома | «Памятники ложке» | Дать представление о необычных памятниках | картинки |
Чтение художественной литературы | Сказка о ложке | Познакомить с новым произведением | Текст сказки |
Развивающие задания | Ложки для трех медведей | Упражнять в подборе ложек по размеру | Карточки |
Сюжетно-ролевая игра | «Чаепитие у Кати» | Закреплять знания о чайной посуде | Атрибуты для игры, кукольная посуда |
Пятница |
Беседа | «Какие бывают ложки» | Закреплять знания детей об использовании ложек | Картинки, предметы |
Сюжетно-ролевая игра | День рождения Мишутки | Обогащать игровой опыт детей | Атрибуты для игры |
Чтение художественной литературы | Пословицы о ложке | Познакомить с элементами устного народного творчества | текст |
Практическое упражнение | Сервировка стола | Упражнять в правильном расположении столовых приборов при сервировке стола | Столовые приборы |
Пальчиковая гимнастика | «Помощники» | Развивать мелкую моторику, память | текст |
Рисование | «Украшаем ложку» | Развивать воображение, мелкую моторику | Контур ложки, альбом о росписях |
Подготовительный этап.
Определение цели и задач проекта, содержания проекта, прогнозирование результата. Организация предметно-развивающей среды: иллюстрации, тексты произведений художественной литературы, инструменты и материалы для художественного творчества.
Основной этап (по образовательным областям)
ОО | Методы и приемы |
Социально-коммуникативная | - Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед», «Чаепитие у Кати», «День рождения Мишутки» Дидактические упражнения: «Держу ложку правильно», «Сервировка стола» |
Познавательная | - Беседы: «Как появилась ложка!», «Из чего делают ложки», «Какие бывают ложки» - Дидактические игры: «Какая бывает посуда», «Ложки разные бывают» (по размеру), «Из чего ложечка?» (материал), «Для чего и почему?» (по назначению). |
Речевая | - Чтение художественной литературы Сказка про ложку Урусова Евгения «Я дружу немножко» Л. Разумовой Спор вилки и ложки. Ложка – труженик простой. - Загадки - Пословицы - Приметы |
Художественно-эстетическая | - Рисование «Красивая ложечка» - Плоскостная лепка «Ложка для Антошки» - Прослушивание песен |
Физическая | - Пальчиковые игры «Посуда», «Помощники», «Машина каша» - Игра – забава «Пронеси, не урони» |
Взаимодействие с родителями –
- Создание альбомов «Ложки», «Памятники ложке»
- Участие в мини - выставке «Ложки»
Заключительный этап – создание мини – выставки «Ложки», посещение краеведческого музея.
4. Презентация и защита проекта.
Заключение.
Так можем ли мы сейчас обойтись без ложки?! Вряд ли… Она хороша на столе, ей посвящают стихи, загадки, пословицы, поговорки, великолепна в музыкальном звучании. И, вообще, нам нужно научиться замечать в обиходе прекрасное.
Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись. Собранные материалы могут быть использованы детьми, для расширения кругозора, для повышения интереса к культуре и истории своей страны.
Используемая литература:
Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 104 с.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба» – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: «Детство-пресс», 2004.
Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2004.
http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-ivanovna-nikolaeva/konspekt-zanjatija-dlja-detei-5-7-let-
puteshestvie-v-proshloe-lozhki.html
http://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelno-isledovatelskii-proekt-istorija-izobretenii-istorija-vozniknovenija-lozhki.html
https://www.google.ru/search?q=дошкольникам+о+ложке&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwjV44
https://www.google.ru/search?newwindow=1&biw=1137&bih=542&tbm=isch&sa=1&ei=KQvoWo67GamJmgWkrIIQ&q=картинки+па