СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Азбука финансов в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по планированию мероприятих по финансовой грамотности в дошкольном учреждении

Просмотр содержимого документа
«Проект "Азбука финансов в ДОУ"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №37


Педагогический проект «Азбука финансов»

по формированию

финансовой грамотности 
детей старшего дошкольного возраста

                                   


Авторы: Галимова Евгения Алексеевна,

Кузнецова Любовь Ильинична,

воспитатели МБДОУ д/с №37




Сарапул

2021 г.

     

                                                                         

Содержание


1.Актуальность

2.Вид проекта

3. Сроки реализации проекта

4. Участники проекта

5.Постановка проблемы

6.Цель проекта

7. Задачи проекта

8.Ожидаемый результат

9.Этапы проекта, план проектных мероприятий

10.Интеграция образовательных областей

11. Формы организации детской активности

12. Методы и приемы работы с детьми

13.Формы работы по взаимодействию с родителями

14.Критерии результативности реализации проекта

15. Средства контроля за достоверностью результата

16. Условия реализации проекта

17. Заключение

18. Приложение

  1. Организация пространства детской реализации в группе.

  2. Диагностический инструментарий










1.Актуальность

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни; стремительно растет число детей, которые начинают принимать финансовые решения в раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.); дети сталкиваются с такими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое.

Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Исходя из всего этого, мы провели с детьми мониторинг знаний для выявления уровня сформированности знаний у детей в области финансовой грамотности. Результаты диагностики показали, что у детей отсутствуют элементарные знания по финансовой грамотности.

Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.


Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта: сентябрь-май 2021-2022 уч.г.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. 




Постановка проблемы:

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.


Цель проекта: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разнообразные виды детской активности.


Задачи на детей:

Образовательные:

  • Познакомить детей с экономическими понятиями в рамках изучения блоков «потребность», «экономика», «деньги», «бюджет», «товар», «реклама», «бизнес», «капитал».

  • Дать представление о денежной единице; о том, что деньги – универсальное средство обмена; обучить детей безопасному обращению с деньгами.

  • Формировать представления детей о жизненно важных человеческих потребностях, о разных видах ресурсов,   о производителях товаров и услуг.

  • Закреплять полученные знания в разных видах детской активности.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности , способность применять знания на практике.

  • Развивать коммуникативные качества детей: умение рассуждать, доказывать свою точку зрения. Активизировать речь детей путём введения новых экономических терминов.

  • Развивать ИКТ компетентность детей через знакомство с интерактивными играми по данной теме.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любознательность в процессе познавательной деятельности, ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

  • Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств.

  • Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

Ожидаемые результаты:

Образовательные:

  • 100 % детей познакомились с экономическими терминами в рамках изучения блоков «потребность», «экономика», «деньги», «бюджет», «товар», «реклама», «бизнес», «капитал».

  • У 100% детей есть представление о денежной единице; о том, что деньги – универсальное средство обмена; обучить детей безопасному обращению с деньгами.

  • Сформировано представление детей о жизненно важных человеческих потребностях, о разных видах ресурсов,   о производителях товаров и услуг.

  • 80% детей отображают полученные знания в разных видах детской активности.

Развивающие:

  • У 75% детей развит познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности , 60% способны применять знания на практике.

  • Развиты на 65% коммуникативные качества детей: умение рассуждать, доказывать свою точку зрения. Активизировать речь детей путём введения новых экономических терминов.

  • Развита на 60% ИКТ компетентность детей через знакомство с интерактивными играми по данной теме.

Воспитывающие:

  • Воспитана на 70% любознательность в процессе познавательной деятельности, ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

  • Воспитан на 70% разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств.

  • Воспитано на 100% уважительное отношение к людям разных профессий, навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.


Работа по воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный финансовый опыт.

Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

Задачи на родителей:

  • Повысить компетентность родителей по вопросам финансовой грамотности;

  • Заинтересовать и активизировать участие родителей в реализации проектных мероприятий;

Ожидаемый результат:

  • Повысилась компетентность родителей по вопросам финансовой грамотности на 60 %;

  • 70% родителей заинтересованы и приняли активное участие в проектных мероприятиях.



Интеграция образовательных областей в процессе реализации проекта:

  • Познавательное развитие

  • Социально – коммуникативное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно – эстетическое развитие

Формы организации детской активности:


  • Чтение художественной литературы

  • Работа с пословицами и поговорками

  • Просмотр презентаций

  • Беседы, дискуссии

  • Проектная деятельность

  • Просмотр мультфильмов по теме

  • Рассматривание энциклопедий, альбомов, плакатов

  • Коллекционирование

  • Экскурсии

  • Конструктивно-модельная деятельность

  • Сюжетно-ролевые игры

  • Развивающие и интерактивные игры

  • Интерактивные викторины

  • Квест – игры

  • Театрализованная деятельность

  • Продуктивная деятельность

  • Развлечение

Методы и приёмы работы с детьми:

  • Мнемотаблицы;

  • Интеллект - карты;

  • Обсуждения;

  • Исследования;

  • Работа с макетами и интерактивными досками;

  • Интегрированная музыкально-художественная деятельность.

Формы взаимодействия с родителями:

  • Семинар – практикум по темам «Для чего нужна финансовая грамотность», «Уроки финансовой грамотности»

  • Совместная с детьми творческая деятельность

  • Вечера вопросов и ответов;

  • Индивидуальная работа;

  • Консультации и рекомендации на информационных стендах для родителей папки передвижки, буклеты, памятки;

  • Выставки детских работ и дидактических игр;

  • Клуб интересных встреч: презентация родителями своей профессии;

  • Мини-проекты (совместная детско-родительская подготовка);

  • Экскурсии.


Этапы проекта:

1этап – Диагностический:

Сроки: с 01.09.2021г. по 10.09.2021г.

Цель: Выявить первоначальные представления детей и родителей о финансовой грамотности.


План проектных мероприятий:

Мероприятия

Сроки

Участники, ответственные

1




2






3




4



Разработка диагностического инструментария.


Проведение мониторинга первоначального уровня финансовых знаний и умений детей. Анализ диагностических показателей.

Анкетирование родителей «Что я знаю о финансовой грамоте для дошкольников?»

Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Основы финансовой грамотности».

Сентябрь 1неделя 2021

Воспитатели старшей группы Кузнецова Л.И., Галимова Е.А., родители, дети


2 Этап – Подготовительный

Сроки: с 13.09.2021г. по 17.09.2021г.

Цель: создание условий для реализации проекта

План проектных мероприятий:

Мероприятия

Сроки

Участники,

ответственные

1





2






3

4


5

Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации проекта.

Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике и необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Наблюдения за детьми, беседы

Создание пространства детской реализации по теме.

Изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр

Сентябрь

2 неделя 2021

Воспитатели старшей группы Кузнецова Л.И., Галимова Е.А.


3 этап – Практический

Срок : с 20.09.2021г. по 30.04.2022г.

Цель: Формировать представления детей о финансовой грамотности через разные виды детской активности.


Вся работа по формированию финансовой грамотности  разделена на восемь экономических блоков:


Блок: Экономика. Это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

Блок: Потребности. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные,так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.

Блок: Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.

Блок: Деньги и бюджет семьи. Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).

Блок: Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

Блок: Выгода и убыток. Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

Блок: Реклама. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.

Блок: Бизнес и капитал. Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой.


Исходя из перечисленных тем, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности должна проводиться по разработанной блочной системе и осуществляться поэтапно.


План проектных мероприятий


Работа с детьми

Работа с родителями


Сентябрь (3 неделя)

Блок «Экономика»


1.Рассматривание альбома «Юные экономисты»


2.Беседа с детьми на тему

«Что такое экономика?»


3.Работа над пословицей «Всего в мире не купишь» (чтение и заучивание)


4.Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 1

«Мишутка и его друзья»

5.«Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения монетки» с элементами квест –игры «Три монетки-это много?»

6. Создание лепбука «Наша экономика»

7. Физкультминутка «Монетки»



1.Стендовые консультации для родителей «Учим детей экономить?»


2.Еженедельная выставка книг для свободного пользования родителей и детей с возможностью взять домой для прочтения и обсуждения:

Работа над сказкой

«О финансовой грамотности, или про то, как Емеля царём стал»


3. Привлечение родителей к созданию деталей лепбука «Наша экономика»

Сентябрь (4 неделя)

Блок «Потребности»

1.Дидактическая игра «Хочу и надо»


2.Беседы с детьми на темы: «Какие потребности есть у человека?», «Всё ли в нашей жизни можно купить и продать?»


3.Работа над пословицами «Без учебы и труда не придёт на стол еда», «Благо жизни в труде» (чтение, обсуждение и заучивание)


4. Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 2

«Знакомство с потребностями и возможностями»


5.Сюжетно-ролевая

Игра «Купи другу подарок»


6. Перчаточный театр «Приключения Грамотея и Капризки к «Дереву потребностей» (принесенных из дома)

1.Еженедельная выставка книг для свободного пользования родителей и детей с возможностью взять домой для прочтения и обсуждения:

Работа над сказками

«Как коза избушку построила»,

К.Чуковский «Телефон»


2. Совместная с детьми творческая деятельность «Дерево потребностей»

Октябрь (1-2 неделя)

Блок «Труд. Профессии»

1. Презентация мини- проектов с фотографиями детей «Профессии в моей семье»


2.Беседы с детьми на темы: «Какие профессии есть в детском саду», «Уважение к людям труда»


3.Работа над поговоркой «Человек трудолюбивый – самый счастливый»

(чтение, обсуждение и заучивание)


4. Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 4

«Как Ушастик и Уголёк заработали кедровки»


5.Д/И: «Я – менеджер»


6. Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» (работа

в подгруппах)


7.Пальчиковая игра «Профессии разные, профессии важные»

1.Еженедельная выставка книг для свободного пользования родителей и детей с возможностью взять домой для прочтения и обсуждения:

Работа над сказками

«Крошечка – хаврошечка», «Мужик и медведь».


2.Создание мини - фотогазет «Труд моих родителей»


3. Клуб интересных встреч:

Презентация родителями своей профессии перед детьми : «Полицейский», «Стоматолог», «Врач»

Октябрь (3-4 неделя)

Блок «Деньги. Бюджет семьи»

1. Демонстрация мультимедийной презентации «История денег»


2.Беседа с детьми на тему «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор).


3.Работа над пословицами «Копейка рубль бережёт», «Дорог хлеб, коли денег нет»

(чтение, обсуждение и заучивание)


4. Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 3

«Деньги и кедровки»


5.Интерактивная игра «История копилки. Путешествие денежки»

6.Игра на внимание «Семейные покупки»

7. Пальчиковая игра «Денежки считаем»


1.Еженедельная выставка книг для свободного пользования родителей и детей с возможностью взять домой для прочтения и обсуждения:

Работа над сказкой

«Муха-цокотуха» К.Чуковский


2. Памятка – рекомендации «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста: обсуждение и планирование бюджета семьи с ребенком»


Ноябрь (1-2 неделя)

Блок «Товар. Товарообмен»

1. Разгадывание ребусов по финансовой тематике


2.Беседа с детьми на тему «Откуда берутся цены на товары в магазинах?»


4. Беседа - рассуждение «О деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас»- использование интеллект - карт


5.Работа над пословицей «Без хозяина товар плачет»

(чтение, обсуждение и заучивание)


6. Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 5

«О товарах и услугах»

7.Сюжетно-ролевая игра «Магазин. Супермаркет»

8. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».

9.Д\и «Угадай, где продаются»

10. Творческо-трудовая деятельность «Всякая вещь трудом создана»


1.Еженедельная выставка книг для свободного пользования родителей и детей с возможностью взять домой для прочтения и обсуждения:

Работа над сказкой

«Как старик корову продавал»


2. Клуб интересных встреч:

Презентация родителями своей профессии перед детьми: «Продавец - кассир», «Менеджер»


Ноябрь (3-4 неделя)

Блок «Выгода и убыток»

1. Использование мнемосхем для составления рассказа на тему: «Как сорока карту потеряла»


2.Беседа с детьми на тему «Выгодные покупки»


3.Работа над пословицами «Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего», «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

(чтение, обсуждение и заучивание)


4. Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 7

«Пират Чёрный кот»

Глава 9

«Серый разбойник»


5.Викторина по станциям «Путешествие в страну «Экономград»

6.Пальчиковая игра «Счет, счет, пересчет», «Доход-расход»


1.Еженедельная выставка книг для свободного пользования родителей и детей с возможностью взять домой для прочтения и обсуждения:

Работа над сказками

«Три поросёнка»,

Б.Гримм «Выгодное дело»


2.Стендовая консультация в родительском информационном уголке «Экономическое воспитание в семье»





Декабрь (1-2 неделя)

Блок «Реклама»

1. 1. Рассматривание журналов с рекламными плакатами.


2.Беседы с детьми на тему «Что такое реклама?», «Реклама: желания и возможности»


3.Работа над пословицей «Лишний рубль на рекламу отдашь – товар выгодно продашь»

(чтение, обсуждение и заучивание)

4.Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 6

«Реклама в лесном городе»


5. Презентация детьми своих домашних коллекций интересных товаров, денежных знаков (возможно других стран)

6. Творческая игра «Сделай рекламу»

7.Ритмическое упражнение «Супермаркет мы открыли»


1.Еженедельная выставка книг для свободного пользования родителей и детей с возможностью взять домой для прочтения и обсуждения:

Работа над сказкой

«Для чего нужна реклама?»


2.Подготовка домашних коллекций интересных товаров, денежных знаков (возможно других стран)


Декабрь (3-4 неделя)

Блок «Бизнес и капитал»

1. Рассматривание альбома «Путешествие в прошлое денег»


2.Беседа с детьми на тему «Где люди хранят деньги?»

3.Работа над поговоркой «Кота в мешке покупать нельзя»

(чтение, обсуждение и заучивание)

4.Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 10

«Вперёд за кладом»

5. Знакомство со стратегической настольной игрой «Монополия»

6.Игровая образовательная деятельность для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

7. Физминутка «Золото и клады», «Мини-банк»

1.Еженедельная выставка книг для свободного пользования родителей и детей с возможностью взять домой для прочтения и обсуждения:

Работа над произведениями А. Романова

«Чудеса в кошельке»


2. Клуб интересных встреч:

Презентация родителями своей профессии перед детьми: «Финансист», «Бухгалтер»


Январь (1-2 неделя)

Блок «Экономика»

1. Диагностика уровня финансовых знаний и умений

2. Рассматривание альбома «Предприятия города»

3.Беседа с детьми на тему «Знаешь ли ты свой трудовой город?»

4.Работа над поговоркой «За ничто ничего не купишь»

(чтение, обсуждение и заучивание)

5. Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 11

«Что такое банк, кредит, депозит?»

6.Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

7. Игра по раундам «Брейн-ринг»

8. Ритмическое упражнение с элементами пальчиковой игры « Страны и деньги»

1.Рекомендации для родителей и детей для домашнего просмотра и обсуждения:

Работа над мультфильмом: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности»


2. Клуб интересных встреч:

Презентация родителями своей профессии перед детьми : «Налоговый инспектор», «Банковский работник»


Январь (3-4 неделя)

Блок «Потребности»

1. Оформление мини – интеллект карт в общую интеллект - карту «Потребности человека», рассматривание и обсуждение.

2.Беседа с детьми на тему «Человеческие потребности, их важность и необходимость»

3.Работа над пословицей «Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко, и денежка водиться»

(чтение, обсуждение и заучивание)

4. Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 12

«Кладоискатели у цели»

5.Интерактивная игра с использованием смарт - доски «Изобретаем деньги будущего» с обсуждением, на что бы их потратили.

6.Пальчиковая игра «Замок –чудак»

1.Еженедельная выставка книг для свободного пользования родителей и детей с возможностью взять домой для прочтения и обсуждения:

Работа над сказками

«Заюшкина избушка», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


2.Создание мини – интеллект карт для оформления общей интеллект - карты «Потребности человека»




Февраль (1-2 неделя)

Блок «Труд. Профессии»

1. Рассматривание альбома «Путешествие в прошлое жилища. К чему человека привёл его труд»

2.Беседа с детьми на тему «Люди труда» с элементами мультимедийной игры с использованием ИКТ - технологий

3.Работа над поговоркой «Труд человека кормит, а лень портит»

(чтение, обсуждение и заучивание)

4. Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 13

«Про пользу страховки»

5. Напольные объёмные пазлы «Профессии, связанные с деньгами: банкир, бухгалтер, продавец и т.п.»


6. Презентация детьми своих детско – родительских мини – проектов (книжек – малышек) на тему «Кем я хочу стать?»

7. Физминутка «Мы игрушки бережём»

1.Еженедельная выставка книг для свободного пользования родителей и детей с возможностью взять домой для прочтения и обсуждения:

Работа над сказкой

«Кто хорошо потрудился -  у того труд в монету, да в рубль превратился!»


2. Подключение родителей к созданию мини – проектов (книжки – малышки) с составлением рассказа ребенком «Кем я хочу стать»



Февраль (3-4 неделя)

Блок «Деньги. Бюджет семьи»

1. Рассматривание коллекционного музейного альбома «Монеты и денежные купюры нашей страны и других стран»

2.Беседы с детьми на темы:

«Где живут деньги?», «Денежные знаки России и разных стран»

3.Работа над поговоркой «Хлеб меру любит, а денежки – счёт»

(чтение, обсуждение и заучивание)

4. Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 14

«Серый волк рассекречен»

5.Игра-спектакль «Денежкин домик»

6. Стратегическая настольная игра «Монополия. Бюджет семьи»

7. Физминутка «Буратино»

1. Рекомендации для родителей и детей для домашнего просмотра и обсуждения:

Работа над мультфильмом: «Приключения Буратино»


2. Рекомендации родителям просмотра серии мультипликационных фильмов «Уроки тетушки Совы: финансы и дети» с выкладкой ссылок на фильмы в социальных группах для родителей



Март (1-2 неделя)

Блок «Товар. Товарообмен»

1. Отгадывание загадок о торговле

2.Беседа с детьми на тему «Что такое «Бартер»?»

3.Работа над пословицей «На всякий товар свой покупатель»

(чтение, обсуждение и заучивание)

4.Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 15

«В гостях у аиста Алекса»


5. Конструктивно – модельная продуктивная деятельность с использованием бросовых и природных материалов «Интересный продукт для продажи»

6. Дидактическая игра «Товарный поезд»

7. Игра-рассуждение с использованием плакатов «Как люди обмениваются результатами своего труда при помощи денег?»

8. Игровые упражнения «Азбука финансов. Бартер», «Услуги и товары»

9. Физминутка «Товары в магазине»


1.Еженедельная выставка книг для свободного пользования родителей и детей с возможностью взять домой для прочтения и обсуждения:

Работа над сказкой

«Сказка о попе и работнике его Балде»


2. Книжка – ширма «Развиваем умение детей выбирать и покупать товар, видеть связь между трудом и товаром»

Март (3-4 неделя)

Блок «Выгода и убыток»

1. Проблемная ситуация «Удачная покупка»

2.Беседы с детьми на тему «Уроки бережливости», «Стоимость труда различна»

3.Работа над пословицей «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», работа над поговоркой «Без ума торговать – только деньги терять» (чтение, обсуждение и заучивание)

4.Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 16

«Охота серого разбойника

за кладом»

5.Д/и: «Какие бывают доходы?»

6. С/д игра: «Бартер – обмен выгодными товарами и услугами», «Рынок»

7. Пальчиковая игра « 1, 2, 3, 4,5 – будем денежки считать»

1. Еженедельная выставка книг для свободного пользования родителей и детей с возможностью взять домой для прочтения и обсуждения:

Работа над сказкой

«Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В. И. Даль


2.Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-дидактической игры «Рынок»



Апрель (1-2 неделя)

Блок «Реклама»

1. Рассматривание плакатов и их обсуждение с детьми на темы «Реклама – друг», «Реклама  - Враг»

2.Беседа с детьми с элементами игровых упражнений на тему «Мир рекламы»

3.Работа над поговоркой «Товар не похвалишь – не продашь»

(чтение, обсуждение и заучивание)

4. Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 17

«Поединок шарика Поликарповича с волком»

5. Реклама детьми своего «Интересного продукт для продажи», созданного ранее с использованием бросовых и природных материалов

7. Образовательно – игровое мероприятие «Ярмарка» с использованием поделок, созданных дома с родителями и рекламированием их на мероприятии.

6. Квест - игра «Поможем Монетке попасть в страну Экономику»


1. Рекомендации для родителей и детей для домашнего просмотра и обсуждения:

Работа над мультфильмом: «Барбоскины и реклама»


2. Создание с детьми поделок для ярмарки.



Апрель (3-4 неделя)

Блок «Бизнес и капитал»

1. Рассматривание энциклопедии «Деньги и бизнес»


2.Беседа с детьми по сказке «Как звери решили открыть свой бизнес», «Что такое «налоги»?»

3.Работа над пословицей «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»»

(чтение, обсуждение и заучивание)

4. Чтение сказки о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

АНО дополнительного образования «ФИНЭКС», Детская школа «Финансовый букварь», - г.Ижевск, 2017г.

Глава 18

«Возвращение домой»

Глава 19

«Мечты сбылись»

5. Продуктивная деятельность «Создаем деньги нашей группы» с использованием различных материалов: картона, цветной бумаги, фольги, глины и т.п.

6. Работа с напольным макетом с использованием игровых машин и лего – человечков «Инкассация денег»

7. Квест – игра по станциям

с использованием арифметических задач на смарт - планшетах «Как посчитать и проверить деньги?»

8. Физминутка «Покупка»


1.Еженедельная выставка книг для свободного пользования родителей и детей с возможностью взять домой для прочтения и обсуждения:

Работа над финской сказкой

«Где богатство зарыто», «Как звери решили открыть свой бизнес».


2. Клуб интересных встреч:

Презентация родителями своей профессии перед детьми : «Инкассатор»


3. Информационная «вертушка» для родителей: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста»






4 этап – Заключительный этап:

Срок: Май 2022г.

Цель: фиксация результатов, подведение итогов реализации проекта, обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

План проектных мероприятий:

Мероприятия

Сроки

Участники, ответственные

1.








2.











3.














4





5.



6.

Интерактивная викторина по терминам экономического словаря книги о финансах для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Приключения Мишутки и его друзей»

Экскурсия в Музей истории и культуры Среднего Прикамья: зал денежных купюр нашей страны и стран зарубежья, зал первобытного общества и его потребностей, зал истории профессий, зал истории предприятий нашего города.


Собрание с родителями:

- Анкетирование родителей и детей по основам финансовой грамотности, рекомендации и буклеты родителям с играми по финансовой грамотности дошкольников, благодарности родителям за помощь в реализации проекта

- Демонстрация ролика «Мы и финансовая грамота»


Проведение итогового мониторинга. Анализ диагностических показателей. Самоанализ воспитателей.

Выступление на педагогическом совете по обмену опыта работы над проектом.

Презентация лепбука «Наша экономика» в холле ДОУ для ознакомления педагогов и демонстрацией опыта.


1 неделя мая 2022г.







1 неделя мая 2022г.








2 неделя мая 2022г.











3 неделя мая 2022г.




4 неделя мая 2022г.

Дети старшей группы и воспитатели Кузнецова Л.И., Галимова Е.А.




Дети старшей группы, воспитатели, родители






Воспитатели, родители











Воспитатели группы




Воспитатели группы и педагоги ДОУ


Критерии результативности реализации проекта.

Высокий уровень: Ребенок может объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляет интерес к современной социально – экономической стороне жизни людей, ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей; употребляет экономические слова и словосочетания; находится в позиции активного участника событий, способен отразить полученные знания в играх; готов к общению с взрослыми и сверстниками, задает множество вопросов и самостоятельно пытается найти ответы на них; своевременно выполняет поручения, способен контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремится и умеет проявлять инициативу, энергично выполняет поручения, доводит начатое дело до конца. Ребенок отвечает на все вопросы, выполняет задания.

Средний уровень: Ребенок имеет представление об экономических понятиях, но не всегда может объяснить их; у него наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у него знания нечеткие, поверхностные; имеет достаточно представлений об окружающем мире, но не умеет использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеет организовывать свою деятельность, своевременно выполняет поручения; добросовестно относится к материальным ценностям, но большую заботу проявляет лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняет вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активен, но способен проявлять упорство в достижении цели. Отвечает на несколько вопросов, но отсутствуют знания, определяющие взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, преодолевает направленность на себя. Выполняет задания с небольшой помощью взрослого.

Низкий уровень : Ребенок не может объяснить смысла экономических понятий, не проявляет интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляет в речи экономические слова; не проявляет интереса к продуктивной деятельности, ведёт себя как посторонний наблюдатель; не доводит начатое дело до конца, быстро теряет интерес к труду и оставляет работу, возвращаясь к игре; не склонен к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляет какой-либо заинтересованности в ее результате; безынициативен, не проявляет упорства в достижении цели. Отвечает на вопросы неуверенно, содержание ответов поверхностное, недостаточно осознанное, фрагментарное. Задания выполняет без желания, либо совсем не выполняет.


Средства контроля за достоверностью результатов.

  • Анализ диагностического материала

  • Продукт детского творчества, проектно – исследовательской деятельности.

  • Анкетирование родителей

  • Самоанализ

  • Творческий отчёт, выступление с представлением опыта работы на педагогическом совете

Условия реализации проекта.

Данный проект будет реализован при достижении 4 этапа в своём развитии при :

  • Заинтересованности воспитателей, детей и родителей темой «Формирования основ финансовой грамотности»

  • Методическом и техническом обеспечение.



Заключение:

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и начинает понимать, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в старшем дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Поэтому работа над подобной проектной деятельностью является наиболее интересной и актуальной для маленького подрастающего гражданина.




















Приложение


















Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся

условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование

необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается

первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не

освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,

путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает

доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его

действительности.

Приложение №1

Организация пространства детской реализации.


Для организации воспитательно-образовательного процесса по финансовому воспитанию в ДОУ создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая зона, способствующая погружению детей в мир финансов, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных финансовых представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит:

Развивающие, интерактивные игры




иллюстрации


художествен-ная литература





сюжетно-ролевые игры

коллекция монет и купюр


атрибуты для игр

Кроссворды, ребусы



настольные игры




Именно игровая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к финансовому воспитанию и воспитанию личности ребенка.




Приложение №2

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ


Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста


Мониторинг разделен на четыре группы заданий, каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки экономической тематики, разделенные по областям; второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация. С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.


Методы диагностирования: Наблюдение за поведением ребенка во время режимных моментов, в ходе свободной игровой деятельности, во время продуктивной деятельности, различных игр; индивидуальные беседы и задания диагностического инструментария, с использованием различных карточек и иллюстраций.


Блоки: «Экономика», «Потребности»

Цель: Определить уровень знаний детей о смысле экономических понятий, о потребностях человека, животных, растений.

Задание № 1 – Загадки:

Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются ... (Товар)

***

На товаре быть должна

Обязательна ... (Цена)

***

В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи?  (Банк)

***

На рубль — копейки, на доллары — центы,
Бегут-набегают в банке…(Проценты)

***

Чтобы партнёров не мучили споры,
Пишут юристы для них…(Договоры).

***

 Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель)

***

Если заболела Юля,
Где мы купим ей пилюли? (В аптеке)

***

Не паровоз, не пароход,

А из трубы дым идёт,

Из бруса деревянный,

Уютный, тёплый, славный! (Дом)

***

С мылом чистою водой
Руки мой перед… (Едой)

***

Без него плачемся,

А как появится,

от него прячемся. (Солнышко)




Задание № 2 -  Вопросы:


  • Что значит слово «экономить»? Для чего нужно экономить деньги?

  • Как нужно правильно распоряжаться деньгами?

  • У каждого из нас разные желания. Но вместе с желаниями у каждого человека, животного растения есть свои потребности.

Что означает это слово «потребности»? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо)

  • Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить? (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки)

  • Какие потребности имеются у животных? (пища, тепло, жилище, воздух). А какие потребности у растений?


Задание № 3 -  Проблемные ситуации:

Ситуация № 1

Педагог просит представить, что в их городе пропала наука экономика. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки.

Вопрос к ребёнку:

- К каким последствиям это приведёт?

Ситуация № 2

Проследи, какие изменения произойдут с человеком, растением, животным если их переселить: человека в лес, животное в жилище человека, а растения рассадить на камнях? Какой можно сделать вывод? (Что у человека, у растений и животных, у каждого свои потребности)

Блоки: «Труд и профессии», «Деньги и бюджет семьи»

Цель: Определить уровень знаний детей о процессе труда, различные предметах труда, продуктах труда; знания о различных профессиях и профессиях своих родителей, их значимости; знания о деньгах, рынке и цене.

Задание № 1 – Загадки:

Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно все это …(Купить)

***

На товаре быть должна Обязательно… (Цена)

***

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно. (Весы)

***

Чтоб хранить свои доходы, на карманные расходы,

Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине … (Копилка) 

***

Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке,

От одежды до булавки. (Супермаркет) 

***

Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель)

***

Если заболела Юля,
Где мы купим ей пилюли? (В аптеке)

***

Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт! (Бухгалтер)

***

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам. (Продавцы)

***

32. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт. (Кассир)

***

Приносить доходы стал
В банке папин…(Капитал)

***

Говорят про меня: Деревянный я.

Но неправда, я - железный,

Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)

***

И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату)

Задание № 2 -  Вопросы:

  • На что покупают товары в магазине? (На деньги)

  • Как ты думаешь, зачем еще нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться, оплачивать за квартиру,

выезжать в отпуск)

  • Как определить, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)

  • Как ты думаешь, почему все взрослые получают профессию и трудятся, работают?

  • Какие профессии ты знаешь?

  • Можешь вспомнить, как называется профессия мамы, папы, бабушки (и других членов семьи).

  • Какая профессия взрослых тебе кажется самой интересной и привлекательной?

  • Какую профессию выберешь ты, когда станешь взрослым и почему?

  • Зачем людям деньги, как ты думаешь?

  • Какие бывают деньги?

  • Откуда они берутся?

  • Что было, когда денег не было?

Задание № 3 -  Проблемные ситуации:

Ситуация № 1

Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. Обоснуй свой ответ.

(Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят)

Ситуация № 2

Подбери картинку к профессии : что кому нужно для работы.

Расскажи о профессии мамы, папы. Чем она полезна и интересна?

Блоки «Товар. Товарообмен», «Выгода и убыток»

Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах; о производителях товаров и услуг.

Задание № 1 – Загадки:

Он большой, густой, зелёный

Представляет целый дом
В нём найдут приют и птицы
Зайки, волки, кабаны… (Лес)

***

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Вода)

***

Всё найдётся на прилавке,

От одежды до булавки. (Супермаркет)

***

Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в…(Банке)

***

Камни, почву раздробил

Специальный бур -

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин. (Нефть)

***

На кухне у мамы – помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от  спички (Газ)

***

Государственный денежный склад,
Если полон, народ очень рад.
И налоги растут неспроста,
Если вдруг она стала пуста. (Казна)

Задание № 2 -  Вопросы:

  • Как в общем можно назвать газ, воду, лес? (Природные богатства)

  • Какие природные богатства ты знаешь? (Уголь, мрамор, золото, алмазы)

  • Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания, игрушки, одежда, инструменты? (Из магазина)

  • А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле)

  • Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь)

  • А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь)

  • Чем славится город, в котором мы живем?

  • На каких предприятиях, которые есть в нашем городе, работают твои родители?

  • Какая продукция, товары, изготовляемые на наших заводах, нужны всем людям?

Задание № 3 -  Проблемные ситуации:

Ситуация № 1

Тебе надо построить высокий, крепкий надежный дом. Какие материалы, инструменты, транспорт ты подготовишь для работы?

Ситуация № 2

Выбери картинки с изображением продукции, которую выпускают предприятия нашего города?

Блоки «Реклама», «Бизнес и капитал»


Цель: Определить уровень знаний о рекламе, о понятиях экономической категории «Бизнес», «Капитал».

Задание № 1 – Загадки:

Как ребёнка нет без мамы,

Продажи нету без… (Рекламы)

***

Яркой краской привлекает,

покупать нас заставляет. (Рекламный плакат)

***

Прохожу мимо витрины,

И стоит там человек,

Говорит он так красиво,

Кто же этот человек? (Рекламный агент)

***

В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет(Бизнесмен)

***

Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой… (Вклад)

***
В наши дни не встретишь эту
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся… (Грош)

***

Чтобы партнёров не мучили споры,
Пишут юристы для них… (Договоры)
***
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким…(Доход)
***
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся… (Залог)

***

Чуть оплошаешь — так в тот же момент
Рынок захватит весь твой… (Конкурент)

***

Приносить доходы стал
В банке папин…(Капитал)

Задание № 2 -  Вопросы:

  • Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные)

  • Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали)

  • Ты можешь вспомнить и назвать какую-нибудь рекламу? Где ты узнал про нее?

  • Откуда берутся деньги, что такое накопления?

  • Как можно накопить деньги, какими способами?

  • Что такое сберегательный банк?

  • Зачем стране нужны такие банки? Чем они занимаются?

Задание № 3 -  Проблемные ситуации:

Ситуация № 1

Представь любой товар. Попытайся мне его прорекламировать так, чтобы мне захотелось его купить у тебя.

Как следует поступить, если реклама обращается ко всем и сообщает: «Купите, это для вас! Это ваше!»?

Ситуация № 2

Что бы сделал, если бы заработал миллион?


Критерии результативности реализации проекта.


Высокий уровень: Ребенок может объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляет интерес к современной социально – экономической стороне жизни людей, ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей; употребляет экономические слова и словосочетания; находится в позиции активного участника событий, способен отразить полученные знания в играх; готов к общению с взрослыми и сверстниками, задает множество вопросов и самостоятельно пытается найти ответы на них; своевременно выполняет поручения, способен контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремится и умеет проявлять инициативу, энергично выполняет поручения, доводит начатое дело до конца. Ребенок отвечает на все вопросы, выполняет задания.

Средний уровень: Ребенок имеет представление об экономических понятиях, но не всегда может объяснить их; у него наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у него знания нечеткие, поверхностные; имеет достаточно представлений об окружающем мире, но не умеет использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеет организовывать свою деятельность, своевременно выполняет поручения; добросовестно относится к материальным ценностям, но большую заботу проявляет лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняет вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активен, но способен проявлять упорство в достижении цели. Отвечает на несколько вопросов, но отсутствуют знания, определяющие взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, преодолевает направленность на себя. Выполняет задания с небольшой помощью взрослого.

Низкий уровень : Ребенок не может объяснить смысла экономических понятий, не проявляет интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляет в речи экономические слова; не проявляет интереса к продуктивной деятельности, ведёт себя как посторонний наблюдатель; не доводит начатое дело до конца, быстро теряет интерес к труду и оставляет работу, возвращаясь к игре; не склонен к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляет какой-либо заинтересованности в ее результате; безынициативен, не проявляет упорства в достижении цели. Отвечает на вопросы неуверенно, содержание ответов поверхностное, недостаточно осознанное, фрагментарное. Задания выполняет без желания, либо совсем не выполняет.


Диагностическая карта определения сформированности финансовых представлений старших дошкольников.



ФИ ребенка

«Экономика»:

Знания детей о том откуда

берутся средства,

и как ими распорядится.

«Потребности»:

Знания и представления о том, что человек

нуждается в потребностях.

«Труд. Профессии»:

Знания детей о том, что

в процессе труда люди создают, производят

различные предметы, продукты труда.


«Товар. Товарообмен»: Умение в игровой форме изучать спрос и предложение,

грамотно принимать «заказы» на товары и услуги.

«Выгода и убыток»:

Самостоя-

тельно выполнять простейшие операции для

получения выгоды, определять выгодность сделки.

«Деньги. Бюджет семьи»:

Знания о понятии «деньги», «бюджет». Умение рассуждать о доходах семейного бюджета.

«Реклама»:

Знания о понятии «реклама», умение использовать рекламу любимых товаров и

услуг в игровой форме.

«Бизнес и капитал»:

Понимание экономических категорий: «Бизнес»,

«Капитал», «Купля – продажа»; умение реализовывать их в игре.

Итоговый уровень

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

1





























2





























3





























4





























5





























6





























7





























8





























9





























10





























11





























12





























13





























14





























15





























16





























17





























18





























19





























20





























21





























22





























23



































18