СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: "Берегите воду"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект на тему:"Берегите воду"для учащихся разной возрастной группы

Просмотр содержимого документа
«Проект: "Берегите воду"»

























НАЗВАНИЕ



Охрана и восстановление водных ресурсов река Кирпили"



























Аннотация.


"Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь..."Антуан де Сент-Экзюпери. Земля людей (Планета людей) 
     Действительно, вода является одним из ценнейших природных ресурсов. Большое значение она имеет и в промышленном и в сельскохозяйственном производстве; общеизвестна необходимость её для бытовых потребностей человека. Для многих живых существ вода служит естественной средой обитания. 


Проект "Охрана и восстановление водных ресурсов река Кирпили"

посвящён проблемам охраны окружающей среды на территории Тимашевского района, станица Медведовская. Предусматривается выполнение очистки водоёма от мусора и меры охраны в дальнейшем. Тем самым проект поможет нам улучшить качество жизни нашего населения.


Для реализации проекта были поставлены следующие цели и задачи:

цель: формирование экологической культуры у учащихся и взрослого населения станицы.

задачи:

-пропаганда экологической культуры среди подрастающего поколения и взрослого населения станицы через практическую деятельность по очистке водоёмов;

- развитие организаторских способностей учащихся;

- повышение уровня заинтересованности населения в защите и сохранении природной среды.

Методы работы

1.Анкетирование.

2.Статистическая обработка данных.

3.Наблюдение.

Результативность

Мы решили разработать проект по предупреждению загрязнения берега водоёма (река Кирпили) отдыхающими. Поскольку не у всех взрослых экологическая культура на должном уровне, наш проект также предполагал осуществление очистки берега водоема от бытового мусора.

Все мы работали сплочённой командой. Результат не заставил себя ждать. Берег водоёма теперь чистый. Приятно прогуляться, любуясь видами. На воду никогда не устаёшь смотреть, а на чистую тем более.

Изучение данной проблемы мы провели следующими методами: физические, химические и биологические исследования воды с помощью доступных методов, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, изучали печатные источники, дополнительную литературу, Интернет.


Ожидаемый результат

1.Сплочение коллектива.

2.Бережное отношение к окружающей природе подрастающего поколения и взрослого населения станицы.

Сроки реализации

сентябрь 2018- октябрь 2018


Формы работы

для достижения нужного результата использовались следующие формы работы:

1.выпуск листовок.

2.коллективно-трудовая деятельность по расклеиванию листовок.

3. коллективно-трудовая деятельность по очистке местных водоёмов



Актуальность данного проекта Наша земля — уникальная планета во Вселенной, единственный наш дом. Экология Земли с каждым днем страдает всё сильнее. Строятся новые заводы, появляется все больше автомобилей на дорогах, запускаются ракеты и спутники, а также большое влияние на загрязнение водных ресурсов оказывает непосредственно сам человек. Многие водные млекопитающие и рыбы давно находятся под угрозой исчезновения из-за загрязнения водоемов, ведь многие автолюбители моют свои машины в природных источниках, используя бытовую химию, разводят костры по побережью озер, оставляют за собой большие свалки мусора, в лучшем случае оставляя на берегу, а в худшем выбрасывают прямо в воду. 

Актуальность исследования также заключается в том, что вода – не просто универсальный хозяйственный ресурс промышленности и сельского хозяйства, энергетики и транспорта, коммунально-бытовое удобство или объект рекреации населения, могущественное санитарно-гигиеническое средство, наконец. Это незаменимый жизненный ресурс человечества, основа жизни на Земле. 
Практическая значимость работы в том, что современная цивилизация немыслима без регулирования ресурсов вод человеком и что возможности социально-экономического развития в современную эпоху в значительной мере зависят от обеспеченности водой.

Если охарактеризовать нынешнее состояние окружающей нас природы и сравнить с тем, что мы хотели бы иметь, то думаю, что вывод будет таким: «То, что мы имеем, явно отличается от того, что мы хотим» . А если каждый заглянет в себя и вспомнит, сколько вреда он причинил природе, а после этого постарается быть мудрее и заботливее, то наша зелёная планета просуществует на сотни лет дольше вместе с нашими потомками.



Введение


Наша земля — уникальная планета во Вселенной, единственный наш дом. Экология Земли с каждым днем страдает всё сильнее. Строятся новые заводы, появляется все больше автомобилей на дорогах, запускаются ракеты и спутники. Это приводит к загрязнению воздуха, глобальному потеплению, таянию ледников, появляются озоновые дыры. Вымирают целые виды животных из-за вырубки лесов. Многие водные млекопитающие и рыбы давно находятся под угрозой исчезновения из-за загрязнения водоемов, ведь многие автолюбители моют свои машины в природных источниках, используя бытовую химию.

В больших городах люди страдают заболеваниями дыхательных путей

из-за плохой экологии. За чертой города вырастают кучи мусора, потому что пакеты и бутылки не перерабатываются, а выбрасываются. Чтобы защитить нашу Землю от гибели, каждый должен начать с себя. В первую очередь, должно быть бережное отношение к природе, растениям, которые дают нам воздух. Не стоит загрязнять города мелким мусором, который не сложно донести до урны.

Водные ресурсы (поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы) имеют исключительно важное хозяйственное значение. Они считаются неисчерпаемыми (что в последнее время не точно), но в своем размещении они испытывают прямое и косвенное воздействие других компонентов природного комплекса, вследствие чего, обычно отличаются большой изменчивостью и неравномерностью своего распределения. 
  Россия принадлежит к числу стран, весьма богатых водными ресурсами, однако даже у нас существуют реальные водные проблемы. Для водоснабжения населения, промышленности и сельского хозяйства необходимо, чтобы их потребности были ограничены определенным объемом воды, который подавался бы потребителям в оптимальном режиме и соответствующего качества. При нарушении хотя бы одного из этих условий возникают водные проблемы. Что мы и можем наблюдать в ближайшем будущем.
      Оценка водных ресурсов страны дана в водном кадастре (систематизированном своде сведений о водных ресурсах). В нем обобщены материалы гидрологических наблюдений и исследований, собраны данные для научных и хозяйственных организаций. 

Мало кто в наши дни сомневается, что вода, которую мы пьем и используем в быту, нуждается в дополнительной очистке, откуда бы она не поступала – из колодца, артезианской скважины или водопровода. По статистике Госстроя России, в аварийном состоянии сейчас находится около 40% городской водопроводной сети, не говоря уже о загородных коттеджах и дачных поселках, где качество природной воды зачастую выходит за пределы санитарных норм. В своих докладах на научных конференциях ученые все чаще констатируют, что из нашего крана течет не только не питьевая, но даже не "бытовая" вода.
В последние десятилетия поверхностные и подземные водоисточники России подвергаются интенсивному антропогенному загрязнению. Ухудшение качества воды водоисточников привело к тому, что во многих регионах питьевая вода не отвечает гигиеническим требованиям как по санитарно-химическим, так по санитарно-биологическим показателям. По данным Минздрава России около половины населения страны вынуждено использовать недоброкачественную питьевую воду. К неблагоприятным регионам относятся Кавказские республики, Калмыкия, Смоленская, Архангельская, Курганская области, Дагестан, Адыгея, Карелия, Астраханская, Омская, Волгоградская области, Дальний Восток. В Москве и Санкт-Петербурге качество питьевой воды хоть и вызывает нарекания со стороны жителей, но продолжает держать планку лидера по органолептическим и химическим показателям.
Проблема обеспечения населения Российской Федерации питьевой водой нормативного качества стала одной из самых острых проблем современного общества - проблемой национальной безопасности.


Содержательная часть:

 Как обеспечить себя и своих близких чистой питьевой водой ? Такой вопрос всегда стоял перед человеком. Не случайно наши предки старались обосновываться радом с источником пресной воды.

Как известно, под водными ресурсами понимают не все виды вод на планете,

которые могут быть использованы человеком, но прежде всего ресурсы

природных пресных вод. Между тем в современном мире обостряется

диспропорция между потреблением пресной воды и её доступными запасами. Уже

сегодня говорят об угрозе "водного голода", нависшего над человечеством, и

дефицит пресной воды теперь не только хозяйственная, но и экологическая

проблема.

          В этой связи и возникает вопрос: в чём суть экологизации региональных

водных проблем? Что значит охранять водные ресурсы сегодня?

Речь идёт прежде всего о нежелательных эффектах хозяйственного освоения

человеком гидросферы Земли.

        Естественные(природные) трудности в решении водных проблем начинаются и

решаются в природе.

       До недавнего времени причины трудностей с пресной водой и пути их

разрешения имели чисто гидрологический характер. Природные трудности

водообеспечения хозяйства и населения обусловлены прежде всего

территориальной и временной неравномерностью распределения ресурсов воды на

Земле. Одни населённые районы имеют избыток пресной воды ,а другие страдают от недостатка воды (сейчас это на 60процентах населённой территории планеты).

              Это незаменимый жизненный ресурс человечества, основа жизни на Земле. Не

будет преувеличением сказать, что современная цивилизация немыслима без

регулирования ресурсов вод человеком и что возможности социально-

экономического развития в современную эпоху в значительной мере зависят от обеспеченности водой.

               Охрана гидросферы у нас является важнейшей государственной задачей, поскольку нежелательные изменения в ней затрагивают не только гидробиологические ресурсы водных экосистем, но и разрушающие действуют на экологические системы суши. Сегодня водные проблемы не могут решаться изолированно, без учета возможных экологических последствий, и это становится понятным прежде всего при разработке долгосрочных планов развития хозяйства. Ведь водные проблемы, проблемы формирования и использования ресурсов пресной воды – это неотъемлемая часть взаимосвязанных проблем оптимального использования растительного и животного мира, энергетических, земельных ресурсов и охраны главного «ресурса» - экологического равновесия в природе. Говоря о путях и перспективах решения водных проблем и охраны водных ресурсов, следует учитывать, что каждому уровню развития человеческого общества соответствует тот или иной характер использования водных объектов, те или иные масштабы воздействия водохозяйственных мероприятий на окружающую среду. 



Основные источники загрязнения питьевой воды.
Коммунальные стоки - содержат как химические, так и микробиологические загрязнения и представляют серьезную опасность. Содержащиеся в них бактерии и вирусы являются причиной опасных заболеваний: сыпного тифа и паратифа, сальмонеллеза, бактериальной краснухи, эмбрионов холеры, вирусов вызывающих воспаления околомозговой оболочки и кишечных заболеваний. Такая вода может быть переносчиком яиц глистов (солитеры, аскариды и власоглавы). В коммунальных стоках присутствуют также токсичные детергенты (моющие вещества), сложные ароматические углеводороды (САУ), нитраты.

Промышленные стоки
В зависимости от отрасли промышленности могут содержать практически все существующие химические вещества: тяжелые металлы, фенолы, формальдегид, органические растворители (ксилол, бензол, толуол), упомянутые выше (САУ) и особо токсичные стоки. Последняя разновидность вызывает мутагенные (генетические), тератогенные (повреждающие плод) и канцерогенные (раковые новообразования) изменения.
Главные источники особо токсичных стоков: металлургическая промышленность и машиностроение, производство удобрений, целлюлозно-бумажная промышленность, цементно-асбестовое производство и лако-красочая промышленность. Парадоксально, но источником загрязнения является также сам процесс очистки и водоподготовки.

Коммунальные отходы
В большинстве случаев, там, где нет сети водоснабжения, нет и канализации, а если и есть, то она (канализация) не может полностью предотвратить проникновению отходов в грунт и, следовательно, в грунтовые воды. Поскольку верхний горизонт грунтовых вод расположен на глубине от 3 до 20 м (глубина обычных колодцев), то именно на этой глубине скапливаются "продукты" человеческой деятельности в гораздо более серьезных концентрациях, чем в поверхностных водах: детергенты из наших стиральных машин и ванн, кухонные отходы (остатки пищи), фекалии людей и животных.
Конечно же, все перечисленные компоненты профильтрованы сквозь верхний слой грунта, но некоторые из них (вирусы, водорастворимые и текучие субстанции) способны проникать в грунтовые воды практически без потерь. То, что выгребные ямы и местная канализация располагаются на некотором удалении от колодцев ничего не значит. Доказано, что грунтовые воды могут при соблюдении некоторых условий (легкий уклон) перемещаться в горизонтальной плоскости на несколько километров.



Этапы работы:


подготовительный:

- изучение соответствующей литературы для выпуска листовок.


основной:

- изучение экологического состояния водоёмов посёлка;
- проведение опроса учащихся и жителей посёлка;

- проведение мероприятий, направленных на улучшение экологического состояния водоёмов посёлка.

заключительный:

- обсуждение результатов.



СБОР ИНФОРМАЦИИ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ


Подготовительный этап:


На первом этапе нашего проекта всем было дано задание выпустить как можно больше листовок с призывами к соблюдению чистоты в местах отдыха на водоёмах, о вредном воздействии мусора на среду обитания. Мы изучили соответствующую литературу и выпустили листовки, расклеили их по всем подъездам домов. Активны были все, листовок оказалось много. Мы надеялись на то, что жильцы вдумаются в замечательные строчки:
«Природа многое простит,
Но есть предел, где, не прощая,
Она сурово отомстит,
Сама при этом погибая…»

Основной этап:

На следующем этапе учащиеся поделились тем, как они могут решить данную проблему, какие использовать методы и подходы. Для эффективного изучения данной проблемы участники проекта разделились на группы: социологи провели опрос населения, «паспортисты» занялись паспортизацией свалок мусора на берегу водоёма.

В каждой группе ребята равномерно распределили роли, каждый отвечал за свою часть работы.


Опрос учащихся школы и взрослого населения посёлка был проведён по следующим вопросам:


1. Вы местный житель?

  • Да

  • Нет



2. Сколько вам лет?

____________



3.Сколько лет пользуетесь водой из Нового пруда?

  • от 1 года до 3 лет

  • от 4 лет до 5 лет

  • от 5 и более





  4. Пользуетесь ли другими водоисточниками ?

  • Да

  • Нет



5. Как часто берете воду из этого пруда?

  • всегда

  • иногда

  • никогда



6. Как оцениваете состояние водоема? (Приложение 1)

  • На хорошем уровне

  • На плохом уровне

  • На самом низком уровне


7.Как вы оцениваете экологическое состояние берег водоема (река Кирпили) в станице.

  • Хорошо

  • Удовлетворительно

  • Неудовлетворительно


8.Кто должен отвечать за решение экологических проблем? (Приложение 2)

  • Жители

  • Городская власть

  • Коммунальные службы

  • Другое


9.Вы убираете за собой мусор, после отдыха на берегу реки?

  • Да, убираем

  • Нет, не убираем


Ранее мы обращались к местным властям с просьбой установить контейнеры для мусора на зонах отдыха, возле реки. Контейнеры были установлены, но не все отдыхающие убирали за собой мусор. Были как бытовые отходы, так и битое стекло.


Цели:

1. Определить на территории нашей станицы экологические проблемы.

2. Выявить одну самую актуальную из них.

3. Узнать историю данной проблемы.

4. Выяснить, что уже сделано для решения этой проблемы.

5. Наметить пути решения проблемы.


Проблемы нашей станицы:

1. Проблема загрязнения водоёма.

2.Проблема загрязнения воздуха.

3. Проблема образования микро-свалок.


Мы выяснили, что основными источниками загрязнения водоёмов являются:

1. Недостаточно очищенные сточные воды промышленных и коммунальных предприятий.

2. Жители посёлка.


Мы наметили пути решения проблемы:


Пути решения проблемы


Преимущества данного

решения проблемы (+)

Недостатки данного решения проблемы (-)


1. Проведение мероприятий по оздоровлению воды

Очищение воды

2. Создание штаба, в который входят представители общественных организаций и муниципальных органов власти

Объединение общественных организаций и органов власти даст больше возможностей для решения проблемы

Нежелание общественных организаций работать в составе штаба

3.Пропаганда среди населения бережного отношения к водоёмам

Участие учащихся школы и их родителей, учителей в акциях


Заключительный этап:

На данном этапе проекта мы совместно обсудили проведённые мероприятия,, дополнили выводами и предложениями. После обсуждений из большого количества предложений мы выбрали наиболее приемлемые и выдвинули пути решения проблемы:


1.Ликвидация мусора на несанкционированных свалках на берегу водоёма (силами учащихся).

2.Контроль со стороны Администрации посёлка за процессом вывоза мусора с берега водоёма.

3.Установка штрафов за нарушения.

4.Вывешивание плакатов на природоохранную тему в местах возможного появления свалок (силами учащихся).

Мы собрали очень много мусора и складировали его в места для вывоза по согласованию с администрацией посёлка. Подведя итоги, мы остались довольны результатом. 


УПРАВЛЕНИЕ И КАДРЫ

В реализации проекта приняли участие:

  1. Учащиеся 6-8 классов.

  2. Учителя и вожатые школы.


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Водные ресурсы являются основой жизни и деятельности проживающих на территории России народов, обеспечивают их экономическое и социальное благополучие, а также существование животного и растительного мира. Они возобновляемы, но ограничены и уязвимы. Рациональное использование водных ресурсов - это прежде всего охрана водных пространств от загрязнения, а так как промышленные стоки занимают первое место по объёму и ущербу, который они наносят, то именно в первую очередь необходимо решать проблему сброса их в реки.  Если мы сейчас не начнем задумываться о сохранении водных ресурсов, то уже в ближайшем будущем это может пагубно отразиться на всей жизни Земли. Охрана водных ресурсов- важная задача, касающаяся каждого жителя нашей страны и всей планеты Земля. Мы, подрастающее поколение- ни должны оставаться в стороне от этой проблемы и вносить свой посильный вклад в охрану водных ресурсов.

В ходе данной работы ,проект реализован, но мы знаем, что продолжим работу по поддержанию чистоты на берегах водоёмов вне его рамок.

Человек может сохранить природу! Было бы желание! Более ста лет назад американский философ Г.Торо справедливо заметил: «Встаёт только та заря, к которой мы пробудились сами». Пришло время экологической зари. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники, и плескаться рыба в чистой воде рек и озёр, будет ли над нами синева неба.

В заключение из изложенного материала можно сделать вывод, что однонаправленная деятельность человека может повлечь за собой колоссальные разрушения в природной экосистеме, что повлечет в дальнейшем большие затраты на восстановление.

Давайте будем делать нашу жизнь лучше, а планету еще прекрасней, потому что жизнь в природном равновесии приносит счастье!




























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Голубчиков, С. Журчание лесного ручья заменить будет нечем / С.Голубчиков // Правда-5. - 1997. - 28 марта - 4 апреля. – С. 6.

2. Лебедева, М.И., Анкудимова, Н.А. Экология: учебное пособие / М.И.Лебедева, Н.А.Анкудимова.- Тамбов: ТГТУ, 2002.- 80 с.

3. Пианка, Э. Эволюционная экология: монография / М.С.Гиляров.- М.: Мир, 1981.- 400 с.

4. Ливчак, И.Ф. Охрана окружающей среды: учебное пособие / И.Ф.Ливчак, Ю.В.Воронов.- М.: Стройиздат, 1988.- 191 с.

5. Кононович, Ю.В. Экология городской среды: учебное пособие / Ю.В.Кононович.- М.: МГСУ, 2005.- 80 с.

6. Маглыш, С.С. Общая экология: учебное пособие / С.С.Маглыш.- Гродно: ГрГУ, 2001.- 111 с.

7. Бокрис, Дж. Химия окружающей среды / Дж.Бокрис.- М.: Химия, 1982.- 672 с.

8. Павлов, А.Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / А.Н.Павлов.- Высшая школа, 2005.- 342 с.

9.Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В.                                     Практикум по экологии:Учебное пособие/Под ред.С.В.Алексеева.-М.:АО МДС, 1996.-192с.

10. Винокурова Н.Ф, Г.С.Камерилова, В.В.Николина, В.И.Сиротин, В.М.Смирнова

"Природопользование" учебник для 10-11 классов. 1994 г.

11.Орлов А.А., Зотов А.П.. Белов В.С.

Родники Саратовской губернии,-Саратов: Изд-во «Научная книга».2004.-172с

12. Интернет: http://www.greenpeace.ru/





























Приложение (1)









Приложение (2)