СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Береза - символ России"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать". Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности. В народе называют березку - красавицей русских лесов. Береза – наиболее почитаемое и любимое дерево наших предков – прабабушек, прадедушек. Ее считали счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит мир. Здоровье и добро. Березку всегда сажали рядом с домом для благополучия всей семьи, для защиты от болезней, для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.

Просмотр содержимого документа
«ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЕЗКИ»

ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЕЗКИ.


Ведущая: Герасимова Н.А.;

Весна – Ушакова Л.А.;


Ведущая. Здравствуйте, девчонки!

Здравствуйте, мальчишки!

Здравствуйте, гости дорогие и маленькие и большие!

Отгадайте-ка мою загадку:


Ветерок ласкает, веет,

Аромат цветов бодрит,

Травка в поле зеленеет,

В небе радуга горит.

Кто знает, когда это бывает? (Летом)


Бабочка летает,

Солнышко пригревает,

Ягодка созревает,

Когда это бывает? (Летом)


Будем радоваться лету,

Теплым, ласковым ветрам,

Будем радоваться свету,

Солнцу, бабочкам, цветам.

На лесной поляночке светятся беляночки.

Стройные, ядреные деревца зеленые.

Распустили косыньки русские березоньки.

  

  Ведущая. Ребята вот и пришли мы в гости к берёзке - главному и любимому дереву на Руси. Берёзка пригласила нас, чтобы вместе с ней встретить праздник, который издавна встречали на Руси. В далёкую старину, когда заканчивалась посевная работа на полях, наступало время весёлого и красивого древнего, русского праздника - Зелёных  святок, по – другому, Троица. Праздник Троица любимый праздник, он посвящён Богине Весны, победившей злых демонов зимы. В праздник на Троицу в особом почёте была Берёзка.

( встречаем Весну)

Весна. Заведём хоровод, чтоб радостным и весёлым был весь год.


Дети водят хоровод вокруг берёзки «Во поле береза стояла» (все)


Кумление (проводит Ушакова Л.А.)

 

Весна. В старину много песен, пословиц, загадок сочинил народ о любимом дереве. Давайте послушаем стихотворения о берёзке.



Герасимова Мария: «Люблю березку русскую»

Воронов Кирилл: «Белоствольная береза…» 

Тушнева Василиса: «У красы – березки»

Корнев Юрий: «Печальная береза»

Соловьев Егор: «Хорошо посидеть под осенней березкой»
Яблокова Марина: «Белая береза»


Ведущая Звонко пел среди ветвей

Свои песни соловей.

Песня «Соловушка» Н . Лукониной (исполняют дети)

Ребенок в шапочке-маске соловья.

Веточки у березки кудрявые, кудрявые, моложавые,

Люблю к березке прилетать,

Песни звонкие распевать (песня соловья, запись)

Ведущая.

Звонко соловей поет, детям спать не дает,

Загадки отгадаем и вместе поиграем.

У березки хороводом ходили,

Песни пели, а ленточку не подарили.

Березку как девочку нарядим

Ленты и бантики подарим.

Игра «Кто больше завяжет лент и бантиков»

Ведущая. Березка - любимое дерево всех русских людей. Это- символ России. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной, красивой девушкой.

Будем и мы березку величать, красоту её воспевать.

Вед. А сейчас наши девочки танцуют танец: «Во поле береза стояла»

Ведущая.

У зайчонка- лапочки потерялись тапочки.

Ходит зайка сам не свой по траве, по стежке,

Ходит заинька босой, исколол все ножки.

Ребенок в маске-шапочке зайца (Кирилл В.)

Я к березке подойду,

Себе лыка надеру,

Лапоточки сплету.

Ведущая

Косой-косой, не ходи босой

А ходи обутый, лапочки закутай.


Ведущая: А теперь на луг пойдем, хоровод там заведем.


Ведущая. А теперь на луг пойдем, хоровод там заведем.

«Мы на луг ходили» хоровод муз. А.Филиппенко? сл. Т. Волгиной

Ведущая.

Только заинька убежал, опять чьи-то ножки стучат по дорожке.

Сзади - хвостик, спереди – рожки, это же коза, зеленые глаза.

Ребенок в маске- шапочке козы. (Мария Г.)

Ай да березка, зеленые ветки,

Свежая зелень вкуснее конфетки.

Я листочки пожую, очень кушать я хочу.

Ведущая

Ребятки, надо козочку накормить и водой напоить.

Чтоб воды козе набрать будем мы сейчас играть.

Игра «Перенеси ведро по кирпичикам» (вода - ложками)

Ведущая.

Напилась козочка вкусной водицы,

Хочет с нами поиграть, подружиться.

Русская народная хороводная игра «Купим мы бабушка тебе индюшонка..».

Ведущая.

С козой мы поиграли, попрыгали, устали.

А теперь мы посидим, друг на друга поглядим,

Загадки отгадаем.


Кто смышленый, поглядим.

Жаркий шар на небе светит  

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя, ... (солнце)

Он поплачет над садами -

Сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник

Рад умыться в летний ... (дождик)

Длинные ушки, быстрые лапки,

Серый, но не мышка.

Кто это?.. (зайчишка)

Колюч он, но не ёлочка,

В иголках, но не сосенка,

В клубок свернуться может.

Конечно, это… (ёжик)


Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?.. (лиса)



-Два рога, да не бык, шесть ног без копыт,

Летит - воет, сядет - землю роет (Жук)


-Шевелились у цветка все четыре лепестка.,

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (Бабочка)


-Прыгает пружинка, зелененькая спинка,

С травки на былинку, с ветки на тропинку (Кузнечик)


-Пришли мужички без топоров,

Построили дом без углов (Муравьи)


- Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Важно по двору идет, песни звонкие поет (Петух)

Ребенок в маске- шапочке петуха (Егор С.)

Сегодня в баню я пойду, веник нужен петуху,

Веничек полезный, поможет от болезни.

Ведущая.

Петя- Петя, Петушок, Золотистый гребешок,

березку не ломай, с нами поиграй.

Игра «Веник пожеланий».

Игра: «Гори - гори ясно» (Горелки)



Ведущая

На поляне мы с березкой хоровод водили,

Песни пели, стихи читали, играли.

Березу мы любим, почитаем,

В стихах и песнях прославляем.

Ты в любое время года чудо - хороша,

И для русского народа ты его душа.

Праздник нам заканчивать пора.

Радует и песня и игра.

Радует любое время года,

Любимая Россия и её природа.

К березке будем приходить,

Песни петь и хороводы водить.


Хоровод: Все дети исполняют хоровод о березке «Ай да, березонька», музыка Т. Попатенко, слова Агаджанова.

Спасибо за внимание!






Просмотр содержимого документа
«Своя игра (заготовки)»

К




О




Н




К




У




Р




С














З




Н




А




Ю




Щ




И




Х










Вопросы группы «Ребусы»:

100 – 3тон

200 – 7я

300 – по2л

400 – с3жка

500 – р1а

Вопросы группы «Составь слово»:

100 – лаголг

200 – чените

300 – убчекин

400 – чнареие

500 – касузмеое

Вопросы группы «Смекалка»:

100 - для нерадивых учащихся  бумажка  с записями  для подглядывания во время экзамена  

200 – что получится, если высушить виноград

300 – без чего не бывает дыма?

400 – на чем сорока приносит новости?

500 – с какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?

Вопросы группы «Пословицы»

100 –какой блин бывает комом?

200 - сколько раз нужно отмерить прежде, чем один раз отрезать?  

300 - сколько друзей хорошо иметь вместо большого количества рублей?

400 – продолжи пословицу: поспешишь –….. 

500 – назовите пословицу, где есть слова «труд»

Вопросы группы «Грамматическая арифметика»

100 - Кар+ согласный П=?

         Кар+ знак препинания=?  

200 - Кабан-ан+лук=?

         Кот+ёлка-ка=?  

300 - Замените следующие сочетания слов одним словом

  1. хвастливый человек

  2. тот, кто постоянно жалуется на всех

400 - ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 КОМАНД: из букв одного слова ГРАММАТИКА 

составить другие слова

500 - Кедр-др+росинка=?

         Кар+то+фельдшер-дшер=?



100

100

100

100

100

100

200

200

200

200

200

200

300

300

300

300

300

300

400

400

400

400

400

400

500

500

500

500

500

500



Просмотр содержимого документа
«Своя игра 6-7 класс.»







Муниципальное образовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа





Внеклассное мероприятие

по русскому языку в 6 - 7 классах



«СВОЯ ИГРА»





Герасимова Н.А. – учитель

русского языка и литературы







с. Заозерье






















































Внеклассное мероприятие по русскому языку "Своя игра"



Категория: Русский язык

Учебник: Русский язык. 5,6,7 класс.

Тема: Повторение

Данная игра может быть использована при повторении разделов русского языка в 6-7 классе.  Может быть использована на внеклассном мероприятии на неделе русского языка. В работе представлены разделы, изучаемые по программе русского языка в 5-7 классах : лексика, фонетика, морфология, орфография.



Урок-игра для учащихся 5-6-х классов "Час занимательного русского языка"
  • Федорова Юлия Нуруллаевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Цели:

  1. Проверить знания и умения учащихся 5-6 классов по общим вопросам русского языка.

  2. Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавательный интерес школьников.

  3. Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

Оборудование: презентация, плакаты.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
»

А.И.Куприн

«Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.»

К. Бальмонт

Ход игры

I. Представление команд.

Команда 1.

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

Команда 2.

И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.

II. Разминка.

Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится.

  • «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

  • Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

  • Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

  • Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

  • Как называется школьный известняк? (Мел.)

  • Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)

  • Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)

  • Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)

  • Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

  • Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

  • В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)

  • Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

III. Основная часть.

Конкурс 1. Постижение народной мудрости.

Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

  • Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

  • Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

  • У него глаза велики. (У страха.)

  • Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

  • Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

  • Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

  • Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)

Конкурс 2. «Что это? Кто это?»

Ведущий: В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.

Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»:

Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо...

Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?

Этот автор спит в портфеле,
Этот пони – день недели.
Этот плот – из полотна,
Этот рак сильней слона,
Эта марка ест бананы,
Этот сыр – с лесной поляны. (Слайд 7)

Ответы:

  • Авторучка.

  • Понедельник.

  • Полотенце.

  • Трактор.

  • Мартышка.

  • Сыроежка.

Конкурс 3. Расставьте гласные.

Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

Дети:

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске. (Слайд 9)

Букву Е

БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ

Команды получают задание на карточках:

Букву О

КН – окно
ГРХ – горох
КЛКЛ – колокол
ТПТ – топот
БЛТ – болт
ПКЙ – покой
ГРН – горн
ТРН – трон
КРК – окорок
ГЛТК – глоток

Букву У

СД – суд
ШРП – шуруп
КСС – уксус
КСТ – куст
БРНДК – бурундук

Букву А

БРН – баран
ТК – атака
РФ – арфа
МРК – марка
СТР – астра
КРМН – карман
БРК – барак
ШЛШ – шалаш
ФНТ – фант
ШРМ – шрам, шарм

Букву И

ПРЗ – приз
PC – рис
ЛЛЯ – лилия
ФЛН – филин
PC – ирис

Конкурс 4. Редактор.

Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Ведущий раздает командам тексты:

  • Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)

  • Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)

  • У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)

  • Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)

  • Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)

  • Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

Конкурс 5. Устная речь.

Подготовленные ученики читают стихотворение В.Шефнера «Устная речь»:

Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой. (Слайд 12)

  1. Не ударить в грязь лицом.

  2. Держать себя в руках.

  3. Мелькнуть, как молния.

  4. Игра не стоит свеч.

  5. Стрелять без промаха.

  6. Во что бы то ни стало.

  7. Не находить себе места.

  8. Вешать голову.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.

Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

Конкурс 6. Найди ошибки.

Карточка.

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

Конкурс 7. Веселая грамматика».

Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой:

Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!

А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!

Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные. (Слайд 15)

  • храбрый

  • сильный

  • гордый

  • мудрый

  • грубый

  • веселый

  • умный

  • крепкий

  • смелый

  • добрый

  • болтливый

  • богатый

  • хвастливый

  • ленивый

  • бедный

IV. Подведение итогов.

Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

- Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

V. Объявление результатов. Награждение победителей.



Просмотр содержимого документа
«Своя игра 9 класс»



Муниципальное образовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа





Внеклассное мероприятие

по русскому языку в 9 классе



«СВОЯ ИГРА»





Герасимова Н.А. – учитель

русского языка и литературы







с. Заозерье






Цели игры: 

  • углубить и расширить кругозор знаний обучающихся о языке;

  • развивать логическое мышление и устную речь обучающихся;

  • воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;

  • формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

Описание игры

Участвуют 2 команды. Их основная цель — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждого из игроков на счету 0 очков. Каждый вопрос имеет свою стоимость (от 100 до 500 баллов). Чем выше цена вопроса, тем он сложнее. Участники отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Начинается игра с того, что командам предлагается задание, в котором они должны вписать слова на соответствующую букву и с соответствующим количеством букв, кто первый и верный выполняет задание, получает право выбирать вопрос из предложенных на экране компьютера.

Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим. Игроки могут отвечать только после того, как ведущий закончит чтение вопроса. В ином случае ответ не засчитывается. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий. В случае правильного ответа очки начисляются на счёт игрока, а игрок получает право выбрать следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечавшего. В этом случае игроки другой команды имеют право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение трёх секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает тот же игрок, что выбирал и предыдущий. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

1. Вступительная речь

- Ребята! Не  секрет,  что  русский  язык  считается  одним  из  самых  трудных  школьных  предметов.  С  одной  стороны,  знание  родного  языка  даётся  ребёнку  с  детства,  он  овладевает  им  так  же  естественно,  как  дышит  и  растёт.  С  другой  стороны,  это  сложный  предмет,  который  требует  большого  труда,  чтобы  его  изучить.  Русский язык может быть не только серьёзным, но и занимательным, и даже весёлым. Сегодня мы проведем «Грамматический бой». Вам надо быть очень внимательными, активно, быстро, но, подумав, выполнять те задания, которые вам будут даваться, так как мы проведем соревнование между командами. А чтобы вам было веселее, этот бой я решила провести в форме игры «Своя игра». 

- Подводить итоги наших конкурсов будет жюри в составе: Репина В.А., Ушакова Л.А.

За каждое правильно выполненное задание будут начисляться баллы. В конце мы выявим лучшую команду и лучших знатоков русского языка.

2. Ход игры

1 задание

За определенное время (2-3 мин.) нужно заполнить свободные клетки таблицы: подобрать существительные в начальной форме, начинающиеся с указанных букв.

1 команда               2 команда

К

О

З

А



З

А

Я

Ц

О

К

Н

О



Н

О

Г

А

Н

О

Р

А



А

И

С

Т

К

О

С

А



Ю

Б

К

А

У

К

О

Л



Щ

Е

К

А

Р

Е

К

А



И

Г

Л

А

С

Е

Н

О



Х

Л

Е

Б


РЕБУСЫ

СОСТАВЬ СЛОВО

СМЕКАЛКА

ПОСЛОВИЦЫ

ГРАММАТИЧЕСКАЯ АРИФМЕТИКА

100

100

100

100

100

200

200

200

200

200

300

300

300

300

300

400

400

400

400

400

500

500

500

500

500

Вопросы группы «Ребусы»:

100 – 3тон (ответ - тритон)

200 – 7я (ответ - семья)

300 – по2л (ответ - подвал)

400 – с3жка (ответ - стрижка)

500 – р1а (ответ - родина)

Вопросы группы «Составь слово»:

100 – лаголг (ответ - глагол)

200 – чените (ответ - чтение)

300 – убчекин (ответ - учебник)

400 – чнареие (ответ - наречие)

500 – касузмеое (ответ - сказуемое)

Вопросы группы «Смекалка»:

100 - для нерядивых учащихся  бумажка  с записями  для подглядывания во время экзамена  (ответ - шпаргалка)

200 – что получится, если высушить виноград (ответ - изюм)

300 – без чего не бывает дыма? (ответ – без огня)

400 – на чем сорока приносит новости? (ответ – на хвосте)

500 – с какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (ответ - с малиной)

Вопросы группы «Пословицы»

100 –какой блин бывает комом? (ответ - первый)

200 - сколько раз нужно отмерить прежде, чем один раз отрезать?  (ответ – семь раз)

300 - сколько друзей хорошо иметь вместо большого количества рублей? (ответ – 100)

400 – продолжи пословицу: поспешишь –….. (ответ – людей насмешишь)

500 – назовите пословицу, где есть слова «труд» (ответ – ученье и труд всё перетрут, без труда не вытащишь и рыбку из пруда, где труд, там и счастье)

Вопросы группы «Грамматическая арифметика»

100 - Кар+ согласный П=?

         Кар+ знак препинания=?  (ответ – карп, карточка)

200 - Кабан-ан+лук=?

         Кот+ёлка-ка=?  (ответ – каблук, котел)

300 - Замените следующие сочетания слов одним словом

  1. хвастливый человек

  2. тот, кто постоянно

          жалуется на всех

(ответ – хвастун, ябеда)

400 - ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 КОМАНД: из букв одного слова ГРАММАТИКА 

составить другие слова (ответ: Грамм, мама, кит, мак, кара, карат,

тигр, тир, гамма, рама, рак и т.д. )

500 - Кедр-др+росинка=?

         Кар+то+фельдшер-дшер=?

        (ответ – керосинка, картофель)

3. Заключительное слово учителя

- Великие люди высоко ценили русский язык, восхищались его богатством, меткостью, силой и красотой. Мы, следуя их примеру, должны:

  1. обогащать свой словарный запас;

  2. укреплять грамотность;

  3. повышать языковую культуру;

  4. любить и беречь русский язык.

4.  Подведение итогов: объявление результатов, награждение победителей.

К




О




Н




К




У




Р




С





З




Н




А




Ю




Щ




И




Х






Просмотр содержимого документа
«проект Береза - символ России (Г.Н.А.)»


Муниципальное образовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа




Проект

«Березка – символ России»



Выполнила: Герасимова Н.А.,

учитель русского языка и литературы






с. Заозерье.


2020



Проект «Береза – символ России»

Тип проекта: информационно - творческий.

Вид проекта: групповой.

Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, презентаций.

Продолжительность: сентябрь 2019 по июнь 2020 года (долгосрочный).

Возраст воспитанников: 10-12 лет.

Место проведения: школа, территория около школы, семья.


Актуальность:

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".
Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности. В народе называют березку - красавицей русских лесов. Береза – наиболее почитаемое и любимое дерево наших предков – прабабушек, прадедушек. Ее считали счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит мир. Здоровье и добро. Березку всегда сажали рядом с домом для благополучия всей семьи, для защиты от болезней, для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.


Проблема:

Недостаточные знания учащихся о березе, как символе России.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.

Непонимание значимости воспитания русской культуры у учащихся и сохранения древних исконно русских традиций.

Цель: ознакомление школьников с березой как символом России.

Задачи:

- познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;

-развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;

-формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;

-воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

Формы работы:

Деятельность педагога:

-беседы;
- познавательные рассказы учителя;

-чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки) ;

- использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
- музыкальная;

Деятельность учащихся:

- экспериментирование;

- речевые игры, описательные рассказы;

-дидактические игры с предметными картинками;

-игра по модели строения дерева;

-подвижные игры;

-игры с мячом;

-художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, ручной труд)

-музыкальная

Взаимодействие с родителями учащихся:

- консультации, рекомендации, памятки;

- практические задания;

-совместные мероприятия


Подготовительный и аналитический этапы – сентябрь, октябрь.

Основной этап - сентябрь – июнь.

Презентационный этап – май, июнь.

На подготовительном этапе планировалась работа с родителями и с детьми.

Утвердили план дальнейшей работы, наметили и обсудили предстоящие мероприятия.

Аналитический этап заключался в анализе проведенной работы на подготовительном этапе, был составлен алгоритм действий, распределены обязанности и поручения. Велся активный сбор информации в литературе и интернете.

Основной этап работы

Октябрь.

Презентация «Береза в судьбе русского человека».

Беседа. Тема: «Береза – символ России».

Экскурсия в школьный сад «Встреча с русской красавицей»

Слушание «Ах, ты, береза», русская народная мелодия, обработка Раухверга.

Заготовление берёзовых пеньков и спилов.

Дать знания о символе славянского культа России - березе; познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой; приобщить к русской народной культуре; воспитывать любовь к Родине.

Расширять представления о предметах и явлениях природы; описывать характерные особенности знакомых растений; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.

Подготовка детей к конкурсу стихов о березе.

Ноябрь.

"Березовая рапсодия" - изготовление аппликаций и поделок о русской красавице.

Хоровод «В золоте березонька», слова и музыка Г. Вихарева.

Учить детей создавать объёмные композиции; совершенствовать изобразительную технику; развивать композиционные умения.

Дать детям представление о том, что белый цвет коры - это бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород к дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.

Презентация «Как растет березка».

Декабрь

Конкурс стихов «Белая береза».

Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»

Формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать чуткость к художественному слову.

Январь, февраль.

Пение «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка

Экспериментирование «Влияние света и температуры на жизнь растений»

Продолжать знакомство с деревом, ставшим символом России; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять умение петь индивидуально и коллективно.

Расширять представление учащихся о системе потребностей живых организмов в оптимальной температуре, свете, об общей зависимости их состояния от соответствия условии среды.

Март.

Беседа.

Тема: «Домашний доктор»

К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.

Экспериментирование «Вода в жизни растений»

Пение без сопровождения русской народной песни «Во поле березонька стояла».

Формировать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; развивать познавательную активность, мышление, внимание; воспитывать интерес к природе.

Развивать интерес детей к познавательной литературе; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказы.

Расширять представление о потребности растения в воде.

Апрель

Наблюдение за берёзой на прогулке.

Памятка «Береги зелёного друга»

Альбом «Люблю русскую красавицу»

П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения

Экспериментирование «Жизненный цикл растений»

Распространение экологических знаний среди родителей.

Углубление представлений детей о берёзе; расширение кругозора дошкольника; воспитание любви к природе.

Развивать умение внимательно слушать стихотворение; формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; воспитывать любовь к природе.

Расширять представление об основных фазах жизненного цикла растений.

Май.

Беседа. Тема: «Символика нашей России»

Консультация «Берёзкины слёзы»

Вернисаж детских рисунков «Белая берёза»

Хоровод «Ай, да, березка! », музыка Т. Потапенко.

Расширять представления учащихся об особенностях географического положения России, познакомить детей с символикой России; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; повторить знания о символическом значении цвета российского флага; развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, копье) ; воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию.

Уточнить представления о последовательности роста и развития растения; развивать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением.

Расширение экологических знаний среди родителей.

Вызвать интерес к созданию выразительного образа берёзы; учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей берёзы; развивать чувство цвета.

Презентация «Береза – символ России».

Июнь.

Продукт проекта:

- мини-музей "Берёза- символ России" (созданный совместно с детьми и родителями): панно на срезе берёзы, альбом «Русская березка», изделия из бересты, литература о берёзе, картины;

- вернисаж детских рисунков «Белая берёза»

Приложение

СТИХИ

Береза
Автор: Всеволод Рождественский.
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы,
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души. 

БЕРЁЗКА.

Автор: П.Воронько

У красы-берёзки
Платье серебрится.
У красы-берёзки
Зелены косицы.

Со двора к берёзке
Выскочили козы.
Стали грызть берёзку,
А берёзка — в слёзы.

Защищать берёзку
Стали мы гурьбою,
Чтоб краса-берёзка
Выросла большою.

(пер. с укр. Г.Абрамова)

«Берёзовая роща»
Автор: Герман Ходырев

Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.

Их ветви — руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется —
И всё поёт вокруг.

При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.

И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.

***
«Берёзы»
Автор: Наджми Назар

…Порой белы, порой белёсы,
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные берёзы,
Какой вы нации? Какой?

Да никакой.
Ведь вы – деревья.
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не меняете лица…
***
«Берёза»
Автор: С.Есенин

Белая береза,
Под моим окном,
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой,
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза,
В сонной тишине,
И горят снежинки,
В золотом огне.

А заря, лениво,
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

***
«Берёзка»
Автор: С.Щипачёв

Её к земле сгибает ливень,
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо –
И дождь уймётся у окна.

И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.

Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются…Она,
Видать, характером прямая,
Кому-то третьему верна.

***
«Берёзы»

Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры…

Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!

***
«Печальная береза»
Автор: А. Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей

***
«Берёза»
Автор: И. Токмакова

Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

***
«Люблю берёзку русскую»
Автор: А.Прокофьев

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!

Народные приметы о берёзе

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. 
Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое. 
Когда берёза станет распускаться, сей овёс. 
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает. 

Пословицы и поговорки о березе

Бела берёста – да дёготь чёрен. 
Для врага и берёза – угроза. 
Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь. 
Берёза ума даёт (о розгах). 
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова. 

Загадки про берёзу

В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы.
(Берёза)

Зелёна, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берёза)

Стройная красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
(Берёза)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Берёза)

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)

Осенью листья, как слёзы,
На землю роняют ...
(Берёзы)

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)

Эта модница лесная 
Часто свой наряд меняет: 
В шубке белой зимой, 
Вся в серёжках весной, 
Сарафан зелёный летом, 
В день осенний в плащ одета. 
Если ветер налетит, 
Золотистый плащ шуршит.
(Берёза)

Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза)