Педагогический проект «Будь здоров»( первая младшая группа)
Составила и провела воспитатель высшей категории Наяндина Людмила Анатольевна
Вид проекта: информационно – практико – ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный.
Возраст детей: 2 - 3 года. Группа: первая младшая «Гномики».
Участники проекта: воспитатели, медицинская сестра, воспитанники и их родители.
Сроки проведения: октябрь - май.
Форма проведения: дневная. (В рамках образовательной деятельности в виде игровых ситуаций, в режимных моментах и повседневной жизни).
Цель проекта: формирование у детей младшего возраста культуры здоровья. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно – гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательные: способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий. Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены и безопасностью.
Развивающие: развивать у детей физические качества, умение выполнять правильно гимнастику, дыхательные упражнения. Систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Формировать потребность в двигательной активности.
Воспитательные: прививать интерес к здоровому образу жизни, желание заниматься физкультурой, спортом, заботиться о своём здоровье. Воспитывать культурно - гигиенические навыки, культуру поведения за столом, заботливо относиться к своему телу и организму, желание быть чистыми, аккуратными и опрятными. Укреплять связи между детским садом и семьёй.
1. Подготовительный этап.
Подбор дидактического и методического материала. Подборка художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок по теме, дидактических, сюжетно ролевых, подвижных игр. Подбор консультаций для родителей. Разработка анкет для родителей по теме. Привлечение родителей к реализации проекта.
2. Основной этап. Формы реализации проекта.
Ежедневная оздоровительная работа с детьми:
Утренняя оздоровительная гимнастика.
Физкультурные занятия.
Беседы.
Беседы.
Наблюдения
Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики.
Минутки здоровья.
Подвижные игры в группе и на улице.
Гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья». Закаливающие процедуры.
Чтение художественной литературы.
Спортивные развлечения.
3. Заключительный этап.
Продукты проекта. Вывод.
Актуальность проекта.
В нашей группе 24 ребёнка. Из них входят в группы здоровья: Д1 – 18 детей. Д2 - 5 детей. Д3 - 1 ребёнок.
Для укрепления здоровья часто болеющих детей как, Калимуллина М. Куватова К. Торговина У. Бакиев Р. Медведев.С. ведём дифференцированный подход с учётом состояния их здоровья. Формируем привычку у детей находиться в помещении в облегчённой одежде. Оганнисян Р. с группой здоровья Д3 аллергик, поэтому к нему индивидуальный подход по приёму пищи.
Особенно остро стоит эта проблема в младшем возрасте, когда у детей наблюдается значительное увеличение случаев заболеваемости, особенно в холодное время года, что требует необходимости использования современных инновационных подходов в воспитательно - оздоровительной работе. В нашей группе дети часто болеют, так как многие из них, ещё проходят период адаптации. Поэтому стараемся воспитывать в детях потребности и привычки здорового образа жизни. Забота о здоровье детей, значит обеспечить укрепление здоровья их, можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Актуальность данной проблемы в том, что с потребностями интеллектуального развития современного человека снизился уровень двигательной активности взрослых и детей в течение дня. (Компьютер, телевизор, телефон и т.д.) Поэтому свою работу стараемся строить на обобщении имеющегося опыта и на поиске новых подходов по оздоровлению детей, повышая двигательную активность во всех видах деятельности. Активизируя занятия у детей о физической культуре и ЗОЖ, которые всегда являются надёжной защитой здоровья детей. Ведь физическая активность – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.
Ожидаемые результаты.
Сохранение здоровья детей через систему комплексной оздоровительной работы. Снижение заболеваемости у детей.
Увлечение детей спортивными и подвижными играми.
Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно – гигиенических процедур.
У родителей появиться интерес к вопросам воспитания здорового ребёнка.
Октябрь.
Ежедневная утренняя гимнастика.
НОД. Физкультурные занятия. Игра путешествие «К Мойдодыру в гости» - знакомство с туалетной комнатой.
Беседы: «В гостях у Мойдодыра», «Какие части тела есть у человека?».
Наблюдение «Сбор урожая».
С.ролевые игры: «Причешем куклу Машу», «У зайки заболели ушки».
Д/игры: «Мазаика», «Что растёт на огороде».
ЧХЛ. В. Берестов «Больная кукла».
Развлечение: «Советы дедушки Здоровичка».
Работа с родителями:
Памятка: « Коронавирус».
Акция: «Чистые ручки».
Беседы: «Режим дня дома», «Как одевать ребёнка в группе».
Ноябрь.
Утренняя гимнастика.
Беседы: «Чтоб здоровым быть, на зарядку становись», «Правила поведения в группе», «Где растут витамины?».
С/ ролевые игры: «Вылечим медвежонка», «Больница».
П/игры: «Воробушки и автомобиль», «Прокатим зайчика», «Поймай комара».
Д/ игры: «Овощи и фрукты», «Шнуровка».
НОД: ХЭР. Рисование «Яблоко», Лепка «Апельсины, мандарины»
НОД: «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое».
ЧХЛ. А. Барто «Девочка чумазая».
Развлечение: «Весёлые эстафеты».
Консультация для родителей: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Осторожно тонкий лёд!».
Беседы: «Воспитываем самостоятельность».
Родительское собрание «Профилактика дорожно – транспортного травматизма». Кресло для ребёнка в машине, заботимся о здоровье ребёнка».
Декабрь.
Утренняя гимнастика.
Беседы: «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены», «Зачем необходимо мыть ручки?», «Чистота залог здоровья».
Экспериментирование: «Вот какая пена!»
С/ ролевые игры: «Магазин продуктов», «Кукла Катя обедает».
П/игры: «Зайка беленький сидит», «Проползи в ворота», «Зайка серый умывается»
Д/игры: «Научим Хрюшу умываться», «Предметы личной гигиены», «Разложи яблоки по цвету».
НОД: игра – занятие «Зайка в гостях».
ЧХЛ. С.Капутикян «Маша обедает», р. н. сказка: « Про непослушные ручки и ножки».
Развлечение: «Мы весёлые ребята».
Консультации для родителей: «Правила зимней безопасности», «Как детям меньше болеть», Папка передвижка: «Зима пришла», «Правильное питание дома».
Январь.
Утренняя гимнастика.
Беседы: «Хорошо ли быть здоровым? », «Чтоб здоровым быть всегда, нужна полезная еда».
Экспериментирование: «Горячий, тёплый, холодный».
Д/игры: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать».
С/ролевые игры: «Семья», «Маша обедает».
П/игры: «Принеси предмет», «Поезд».
НОД: игра – занятие «Сказка о зубной щётке».
ЧХЛ. С. Капутикян «Все спят», К. Чуковский «Мойдодыр».
Развлечение: «Мы играем – не скучаем».
Работа с родителями:
Февраль.
Утренняя гимнастика.
Беседа: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Знакомимся со своим организмом».
ЧХЛ: М Ефремов «У меня есть голова», заучивание и чтение потешек.
П/игры: «Найди флажок», «Лови мяч».
С/ролевые игры: «Поликлиника», «Вылечим медвежонка».
Д/игра: «Разложи фрукты и овощи по корзинам».
Наблюдение за прорастанием лука и чеснока. «Огород на окне»
Развлечение: «День скакуна, бегуна, прыгуна». « В гостях у Снеговика» - до свидания зима.
Консультации для родителей: «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет».
Беседы: «Формирование навыков одевания».
Март.
Утренняя гимнастика.
Беседы с детьми: «Что такое витамины?», «Мой дружок – творожок» «Почему болит животик?».
НОД: «Я здоровым быть хочу», «Овощи и фрукты – полезные продукты».
П/игры: «Птички в гнёздышках», «Наседка и цыплята», «Сидит белка на тележке».
ЧХЛ. Сказка «Колобок», А. Барто «Я расту».
С/ролевые игры: «Поликлиника», «Приготовим обед для зайчика»
Д/ игра «Назови части тела у зайки», «Определи на вкус».
Наблюдение: «Сосульки»
Развлечение: «Ловкие, быстрые, сильные».
Консультации для родителей: «Как уберечь малыша от простуды», «Секреты хорошего аппетита», «Укрепим иммунитет у ребёнка весной».
Памятка: «Ротовирусная инфекция»
Апрель.
Утренняя гимнастика.
Беседы: «Зачем нужна зарядка?», «Таблетки растут на грядке».
НОД: «Кран откройся, нос умойся».
Наблюдение: «Апрель, апрель – на дворе капель».
Пальчиковая игра: «Строим дом».
П/игры: «Солнышко и дождик», «Через ручеёк».
Д/игры: «Лото – фрукты», «Собери разрезные картинки» (фрукты, овощи, ягоды).
ЧХЛ. сказка «Репка», Я, Аким «Мыло», «Федорино горе» К. Чуковский.
Спортивное развлечение: «День Здоровья».
Консультации для родителей: «Осторожно коронавирусная инфекция», «Здоровый образ жизни», «Безопасность ребёнка на улице весной».
Беседы: «Вредные привычки – откуда они?»
Май.
Утренняя гимнастика.
Беседа: «Полезная и вредная пища», «Мои полезные привычки».
Спортивное развлечение: «Ловкие, быстрые, сильные».
П/игры: «Мой весёлый звонкий мяч», «Обезьянки».
Пальчиковая игра: «Капуста».
Д/игра «Чудесный мешочек», «Умоем куклу Катю».
Наблюдение за деревьями.
ЧХЛ. К. Чуковский «Айболит», Блашнина «Час обеда подошёл».
Консультации для родителей: «Пожарная безопасность», «Безопасный отдых детей летом», «Как одевать ребёнка в тёплое время года».
Продукты проекта:
Фотоальбом «Я здоровым быть хочу».
Фотовыставка «Витамины и я».
Развлечение «День здоровья».
Пополнение физкультурного уголка пособиями сделанными руками родителей.
Альбом – подсказка для родителей: «Методы закаливания в детском саду и дома».
Вывод:
В результате целенаправленной и систематической работы по двигательной активности детей в течение дня, добились положительных результатов. Идёт снижение уровня заболеваемости. Дети стали более заинтересованы занятиями, играми с введением эффективных, здоровье – сберегающих технологий: это и пальчиковая, и дыхательная гимнастика; подвижные игры, самомассаж и т. д. Всё это способствует сохранению и укреплению здоровья детей нашей группы.
Присутствует выносливость, навыки самоконтроля и самоорганизации. Дети самостоятельно активно двигаются.
Повысилась заинтересованность родителей в укреплении здоровья детей. Будем пополнять физкультурный уголок пособиями, пополнять картотеками различных гимнастик.
В дальнейшем решили продолжать систематическую работу в данном направлении по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья в детском саду и дома.