СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Будем добры" (художественная литература в нравственном воспитании дошкольников)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Будем добры"

Развитие нравственных качеств детей 

дошкольного возраста, через использование художественной литературы.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Будем добры" (художественная литература в нравственном воспитании дошкольников)»

Проект «Будем добры»

Вид проекта:

практико – ориентированный

Продолжительность: долгосрочный

Участники: дети, педагоги, родители

Основное направление проекта: развитие нравственных качеств детей

дошкольного возраста, через использование художественной литературы.

Анализ проблемной ситуации: Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Проблема чтения рассматривается, как общегосударственная проблема развития культуры, науки, благосостояния нации, ибо «страна с не читающим населением – это страна – поставщик сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы».

Сейчас особенно актуальны вопросы истории страны, межнациональных отношений, войны и мира, внутрисемейного положения, как никогда остро встал вопрос цены человеческой жизни.

Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В.Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а любимые герои надолго остаются с ребенком. Он переживает за них и вместе с ними, он их любит или отторгает, но в любом случае не остается безучастным. Книга формирует эмоциональную сферу ребенка. Являясь собеседником, советчиком в делах, помощником в решении проблем.

Задача литературы – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу.

При подготовке к школе на первый план выдвигается задача формирования и развития психических и важнейших личностных качеств ребенка. Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества: доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.

Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С.Я. Маршак К.И.Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения.

Одним из писателей, который придавал огромное значение художественной литературы в воспитании детей, был Б. Житков.

Очень много внимания он уделял мужеству, храбрости человека, его самоотверженности. Во многих рассказах Б. Житкова человек показан в необычной обстановке, в минуту опасности. И в каждом из них говорится о взаимопомощи, солидарности людей, дается пример мужественного, благородного поступка, эти рассказы учат детей тому, что люди должны помогать друг другу, забывая порой о себе.

Изменились и мир и читатель, неизменным осталось главное – познавательное и нравственное значение книг писателя. Они помогают развивать в детях дружеские чувства, смелость, отзывчивость к чужой беде, любознательность и самостоятельность мышления.

Из хорошей литературы по доброй воле читают А. Носова, В. Драгунского, Простоквашинские истории Э. Успенского, любят некоторые книжки Г. Остера, Е. Чарушина, В. Осееву, В. Сутеева. Их прочтение, как правило, надо организовывать тогда, когда детям интересно.

Радий Погодин писал: «Ребенок нынче встречается с телевидением раньше, чем с книгой...». Но вот наступает время, и мама берет книгу и читает ему первую сказку. Таким образом, книга вычленяется из окружающего нас фонда как особая нравственно-воспитательная сущность. Именно она в дальнейшем оказывается способной противостоять разрушительному вулканизму подростковых разоблачений. И уже родители обращаются к книге как авторитету в спорах с детьми, поскольку авторитет этот был ранее заложен в душу ребенка.

Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а любимые герои надолго остаются с ребенком. Он переживает за них и вместе с ними, он их любит или отторгает, но в любом случае не остается безучастным. Книга формирует эмоциональную сферу человека, являясь собеседником, советчиком в его делах, помощником в решении проблем.

Актуальность: Недостаточное внимание уделяется проблемам нравственного воспитания детей, взаимоотношений между сверстниками и взрослыми. Не эффективное использование художественной литературы, как одного из основных средств нравственного воспитания.

Цель: Приобщение детей к художественной литературе. Повысить уровень усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и качеств через систему работы по использованию художественной литературы как средства нравственного воспитания



Задачи:

Образовательные:

1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, вежливость- грубость, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость.

3. Расширять представления детей об окружающем мире и доброжелательности людей посредством введения их в художественную литературу.

Воспитательные:

1. Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе знакомства с произведениями художественной литературы.

2. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

3. Воспитывать трудолюбие, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивающие:

1. Содействовать развитию познавательной сферы детей. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведениях (сказке, рассказах) и в жизни.

3. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным литературным героям.


Ожидаемый результат:

Повышение уровня нравственной культуры детей дошкольного возраста ,т.е.:

Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.

Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки, применяют их в совместной деятельности. Обогащается словарный запас детей по данной теме.

Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.

Дети стали бережнее относится к живому миру природы.

У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.

Для родителей будут оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.


Формы работы:

Формы работы с дошкольниками:

- Н О Д (занятия)

- О Д в режиме дня (дидактические игры, упражнения, чтение художественной литературы, развлечения, беседы, разрешение проблемных ситуаций)

- самостоятельная деятельность (дидактические, сюжетно- ролевые, театрализованные игры, режиссерские игры, инсценировки)

- совместная деятельность родителей с детьми (чтение художественной литературы, беседы, игры, выполнение заданий).

Формы работы с родителями: анкетирование, родительское собрание, беседы, памятки, буклеты.

Методы и приёмы: игровые приемы, использование ИКТ, индивидуальный подход, создание и решение проблемных ситуаций, театрализация.

Средства обучения: карточки-схемы, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, маски, ИКТ, литературный материал и т.д.

Этапы реализации проекта:

1.Целеполагание - определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта

2.Подготовительный - плановый, без участия детей . На этом этапе проводится системный анализ и оценка ситуации, планирование, подбор литературы, игр, ситуаций .

3. Основной – организационно- исполнительский- использование системы работы по воспитанию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

4. Заключительный – итоговый - выявить и оценить степень сформированности нравственных качеств у детей



1.Первый этап. Целеполагание ( )

Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

2. Подготовительный этап ()

 На этом этапе работы, мне предстоит решить следующие задачи:

   разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия;

подобрать литературу по нравственному воспитанию детей (о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни);

провести предварительную работу: оформление уголков (книжный, социально-­нравственный, экологический, уголок творчества, театральный уголок (куда могут войти книги различного содержания, назначения, оформления, дидактические игры);

изучение детской литературы о доброте;

ежедневные чтения детям сказок, рассказов, стихов;

подбор иллюстративного материала (картин, портретов, фотографий, иллюстраций);

подбор и изготовление дидактических игр;

разработка НОД, определение тематики бесед, презентаций по теме «Сказки», «Будем добры»

подготовка материала для родителей: Консультация «Роль книги в развитии ребенка», консультация для родителей на тему «Научите ребенка любить книгу», памятка для родителей: «Десять почему необходимо читать», консультация для родителей «Нравственное воспитание детей», консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью»,

Акция «Полечите книжку».



3 . Основной этап реализации проекта ()

Цель основного этапа:  социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации.

Основной этап содержит выполнение запланированных мероприятий в соответствии с возрастной группой.

Составить тематический план по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой для формирования нравственных качеств.

Темы:

1. В отношении с близкими людьми.
2. В отношении со сверстниками.
З. С людьми в общественных местах.
4. В отношении к животным и природе
5. Взаимоотношение ребенка с окружающими его людьми.
6.Отношение к себе.

 4. Заключительный этап: Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.

Проанализировать в самостоятельной деятельности усвоение детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, вежливость- грубость, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость.

Проанализировать результат взаимодействия педагог – родители в реализации проекта.

Фотовыставка «Наши добрые дела».

Оформление выставки детских работ «Страна доброты».

Постановка сказки «Репка»


Перспектива на будущее: Дальнейшие перспективы своей работы я вижу в поиске и реализации эффективных средств формирования нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.



Литература:

1. Шорыгина Т.А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М.: Прометей; Книголюб, 2005 г.

4. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.

5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольника с художественной литературой» Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера» 1998 г.

6. Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М.: Мозаика - синтез, 2005 г

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002

8. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004

9. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…, М.,-2003

10. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания, - 2004

11. Панков В.И. Ваши помощники книги, М, - 1998

1.  Короткова Н. «Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе», дошкольное воспитание № 8, 2001 г.
2. Грищенко З.А. «Ты детям сказку расскажи…» г. Москва. Яинка-Пресс, 2003 г.
3.Ильчук Н.П. Большой воспитательный секрет», Ребенок в детском саду, № 4, 2003 г.
4. О. Вяткина «Значение рассказов Б.С. Житкова для развития личности старших дошкольников», Детский сад от А до Я, М 5, 2003 г.
5. Тимофеева И.Н. «Сто книг вашему ребенку» Беседы для родителей, Москва, «Книга», 1987 г.
6.М.Галина «Книжный мир ребенка», детский сад от А до Я, № 1, 2005 г.