Человек – существо социальное. Потребность в общении возникает с самого раннего детства.
Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность .
В современном мире коммуникативные умения играют огромную роль. От того, насколько человек умеет выслушать собеседника, выстроить взаимоотношения с другими людьми, грамотно выстроить собственное высказывание, зачастую зависит его успех в жизни, в частности в профессиональной карьере.
В современной педагогической практике формированию коммуникативных умений и навыков уделяется большое внимание лишь на уроках русского языка и литературы, остальные же учителя-предметники забывают о том, что коммуникативные учебные действия являются универсальными, метапредметными. В то время как использование групповых форм работы на любом уроке повышают уровень коммуникативных умений обучающихся.
В условиях введения ФГОС ООО есть потребность в повышении уровня сформированности коммуникативных умений школьников, поэтому необходимо разработать систему упражнений для групповой работы на уроках .
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого. Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
Для работы в группах характерными признаками являются: Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы). Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы). Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке). Равноправное участие каждого в работе группы. Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися). Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).
«Снежный ком» Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Например, написать продолжение романа «Дубровский». Все учащиеся получают то же задание и самостоятельно выполняют его. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои варианты продолжения, из которых выбирается лучший. Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение выбирается лучший вариант. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы представляют результаты проделанной работы.
«Истина рождается в споре» В лингвистике много различных точек зрения. Класс делится на группы, которые представляют различные точки зрения. Например, одни доказывают, что –ть – окончание инфинитива, а другие, - что это суффикс; деепричастие и причастие – самостоятельные части речи или особые формы глагола и т.п.
«Мозаика» Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. Такая работа результативна на уроках повторения и систематизирования изученного материала, на уроках по культуре речи.
«Театрализация». За 15-20 минут обучающиеся должны распределить роли и подготовиться к инсценировке художественного произведения или его фрагмента.
« Противоположности». Один ученик, например, называет одушевленные имена существительные, а другой – связанные с ними неодушевленные. Человек - профессия.
«Недоверяйка» Учитель дает каждой группе несколько грамматических (синтаксических или других) правил. Одно или несколько из них — неверны. Нужно найти и доказать ошибочность. Группа выполняет задание вместе, спикер группы представляет решение на весь класс. Выслушав спикера каждой группы, класс выбирает верное решение.
«Сотворчество» Группа состоит из 3 человек, первый должен сочинить начало рассказа, второй – середину, третий – концовку. Тему рассказа выбирают сообща. В конце такой работы можно провести конкурс, какая группа лучше справилась с заданием.
«Групповой проект» Важно не только подготовить проект, но и уметь ответить на вопросы по проекту, выслушать презентации других проектов, уметь задавать вопросы одноклассникам по их проектам.
«Схемы» Группа обучающихся составляет цветную схему по определенной теме, в которой систематизирует изученный материал. Схемы составляются в помощь одноклассникам и ученикам, которым предстоит изучать данный материал.
«Объективная отметка» Прослушайте творческую работу одноклассника, например, сочинение, оцените её, аргументируйте свою оценку.
Удачи!
Творческих успехов !