СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Читающая мама. Читающая семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Читайте!

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги»

К.Г.Паустовский

 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Читающая мама. Читающая семья"»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Азовский детский сад «Тополек»







Проект «Читающая мама - читающая семья»





Воспитатель: Бекирова М.Н.



п.Азовское 2024 г.


Паспорт проекта

Тема проекта: «Читающая мама - читающая семья»



«Читайте!

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги»

К.Г.Паустовский

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательный, практико-информационный.

По составу участников: групповой

По срокам реализации: краткосрочный (с 02.09.2024 – 13.09.2024г)

Актуальность проекта:

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.

Книги дают ребенку: интеллектуальное и эмоциональное развитие;

развитие языка; социальное и образовательное развитие;

влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни.



Аннотация проекта:

Книга - источник знаний. Сколько нового, интересного узнают дети из книги! Она рассказывает им о жизни и приключениях их сверстников, о людях, о невиданных странах, о незнакомых городах и родных селах, о животных наших лесов и о зверях в зоопарке. Книги играют важную роль в жизни человека, так как они нас учат, дают советы, с помощью книг мы взрослеем и познаем мир. Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания. И привычка к чтению зарождается прежде всего в семье. Мамино чтение вслух знакомит ребенка с самим процессом чтения. А семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с родными людьми, звучанием их голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также получить разъяснение на интересующие вопросы, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.

Цель проекта:

Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

Задачи проекта:

-Способствовать формированию интереса к книгам, художественной литературе.

-Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров. -Дать родителям информацию о важности чтения художественной литературы в развитии ребенка.

-Просвещение молодых родителей о ценности приобщения ребенка к книге и чтению. -Интеграция семьи с библиотеками, книжными магазинами и другими социальными институтами для успешного осуществления читательского развития ребенка.

Планируемые результаты проекта:

-Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

-Возрождение традиции семейного чтения.

-Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Методы и приемы:

словесный (чтение произведений, беседа по содержанию, пересказ произведения; заучивание стихотворений, потешек; выразительное чтение художественной литературы);

практический (игры – драматизации по мотивам произведений, элементы инсценировки);

игровой (сюжетно-ролевые,настольные, дидактические игры);

наглядный (показ иллюстраций, просмотр видеофильмов, оформление выставки, книжного уголка); использование художественной литературы вне ООД.



Этапы реализации проекта:

1этап. Подготовительный.

-Постановка целей и задач проекта

-Подбор наглядного материала и иллюстраций, подбор стихов и создание картотеки для библиотеки.

-Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группе.

-Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, знакомство с целями и задачами проекта;

2этап. Основной.

  • ежедневное чтение художественной литературы;

  • беседы по содержанию, пересказ художественных произведений;

  • рассматривание и рисование иллюстраций по прочтенной литературе;

  • знакомство с литературными жанрами: загадка, сказка, рассказ, басня, стихотворение;

  • включение художественного слова в разные режимные моменты;

  • просмотр мультфильмов «Айболит», «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Мойдодыр»;

  • прослушивание аудио «Крымскотатарские сказки», «Легенды Крыма»;

  • настольно-печатные игры «Из какой сказки герой», «Расскажи сказку», «Сложи картинку»;

  • дидактические игры «Отгадай-ка!», «Узнай героя сказки по описанию», «Кто, где живёт», «Найди ошибку», «Опиши героя»,

  • презентация «История возникновения книги»;

  • виртуальная экскурсия в библиотеку;

  • выставка «Какие разные книги»;

  • изготовление закладки для книг;

  • трудовая деятельность «Книжкина больница»;

  • сюжетно-ролевая игра «Библиотека»



  1. этап. Заключительный.

-Презентация проекта «Читающая мама- читающая семья» в ДОУ

-Выставка книг «Моя любимая книга»

-Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка»

- Оформление фотоальбома «Читающая мама, читающая семья»



Взаимодействие с родителями:

  • Консультации для родителей «Десять «почему» необходимо читать книги детям», «Книга в жизни ребенка».

  • Круглый стол «Читаем детям»

  • Домашнее задание «Рисуем с детьми «Мой любимый сказочный герой»

  • Памятка: «Как организовать домашнее чтение»

  • Разучивание потешки «Эчкичигим бар эди…»

  • Домашнее чтение «Легенды Крыма»

  • Создание книжек-малышек «Книжка своими руками»

  • Презентация проекта «Читающая мама, читающая семья»



Ожидаемые результаты от внедрения проекта:

Родители:

    • Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;

    • Повышают интерес ребенка к художественной литературе;

    • Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

Дети:

    • Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;

    • Проявляется интерес к литературе как к виду искусства;

    • Формируются нравственные и патриотические качества ребенка;

    • Есть потребность ежедневного общения с художественной литературой;


Вывод:

У родителей появился интерес и потребность в чтении книг детям, а это значит, что поставленные цель и задачи – достигнуты.

Планирую продолжение работы в данном направлении.

Используемая литература

  1. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.

  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

  3. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.

  4. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007

  5. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

  6. С. Касич-Харахады «Кенджелерге окъунъыз» 1994г.

  7. Дж.Б.Бекиров «Къырымтатар бала эдебиятынынъ хрестоматиясы 1998г.

  8. М.С.Филатова «Легенды Крыма» 2009г. Симферополь

ПРИЛОЖЕНИЕ :

Консультация для родителей

«Десять «почему» детям необходимо читать детям»

  1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

  2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

  3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

  5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

  6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

  7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

  8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

  9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

  10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

Уважаемые родители, непременно включайте произведения разных жанров. По мнению педагогов, дети к 7-ми годам должны уметь разбираться в жанрах художественных произведений, называть имя любимого писателя, название полюбившейся сказки или рассказа, знать 3-4 стихотворения наизусть, уметь драматизировать сказки и выражать голосом эмоции главных героев произведения.

Консультация: «Книга в жизни ребенка»

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.

Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.



Памятка

«Как организовать домашнее чтение»

  1. Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей.

  1. Если Ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

  1. Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету

.Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.

  1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

  1. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

  1. Покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

Выделите дома специальное место для чтения (уголок с полками и т.п.).

  1. В доме должна быть детская библиотека.

  1. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

  1. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

  1. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.



Круглый стол «Читаем детям»

   «Судьба ребёнка зависит от того,

                                                                          какие взрослые люди его окружают»

М.К.Боголюбская

Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти пометку «для чтения родителями детям», «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста». Однако в настоящее время, данный сегмент рынка сильно расширился: появились новые авторы, новые произведения, переизданы любимые родителями с детства книги. Разобраться во всем этом изобилии очень непросто, ведь нужно не только найти интересную книжку, но и понять, насколько она будет доступна ребенку.

Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней.

Как читать эту книгу ребенку? Как добиться того, чтобы малыш заинтересовался ею?

Наверное, самый главный способ — это чтение вслух.

Продолжительность и, если можно так выразиться, «количество чтения», зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, от сложности книги, от эмоционального настроя малыша именно в этот момент и, конечно, от ваших способностей к чтению. Но в любом случае надо соблюдать одно главное правило: чтение книги должно быть для ребенка праздником. Не случайным развлечением, не просто приобретением информации, а именно праздником, и большой радостью.

Чтение вслух — дело не простое. И сложность здесь даже не столько в умении делать необходимые паузы и делить текст на смысловые куски. Гораздо важнее самому понять и почувствовать стиль автора, понять главную идею произведения. А это уже подскажет нужную интонацию, поможет найти эмоциональный контакт между писателем, читающим взрослым и маленьким слушателем.

Есть детские книги, которые необходимо перечитывать по нескольку раз. Иногда это получается само собой: ребенок очень полюбил книгу, сам просит почитать ее еще и еще. Иногда это вызвано важностью и нужностью книги, ее глубоким и серьезным содержанием. Но и в том и в другом случае обязательно надо соблюдать меру. Нельзя, чтобы одна книга заслонила все другие.

Дошкольникам совсем не обязательно читать только те книжки, которые можно прочитать за один раз. Детям можно читать и объемные книги, даже такие, в которых несколько сот страниц. Такие книги для малышей тоже есть, например всем известная книга английского писателя А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Конечно, чтение такой большой книги растянется на долгое время и сам способ этого чтения должен быть особый. Читать надо маленькими кусочками, так, чтобы одно приключение кончалось, а следующее начиналось, чтобы у детей не пропадал интерес к проделкам забавного Винни-Пуха. Книга позволяет это сделать.

Нужно постараться, чтобы ребенок стал как бы полноправным членом сказочной компании, сжился с героями этой сказки. Может быть, в этом поможет плюшевый медвежонок, который до того просто лежал в ящике для игрушек. Теперь назовите его Винни-Пухом. Может быть, найдутся в игрушках малыша и все друзья Винни-Пуха, а чудесный лес можно нарисовать или сделать из прутиков, кубиков, просто из стульев. Ребенок с большим нетерпением будет ждать продолжения чтения и все, что было прочтено раньше, запомнит лучше, особенно если играть и распевать веселые бурчалки, шумелки и пыхтелки — песенки медвежонка:

Я Тучка, Тучка, Тучка,

А вовсе не медведь,

Ах, как приятно Тучке

По небу лететь!

Малыш полюбит Винни-Пуха и будут с удовольствием слушать эту книгу хоть целый год.

Но просто прочитать книгу, даже очень выразительно, поиграть в ее героев недостаточно. С ребёнком необходимо еще поговорить о книжке, поговорить в самом процессе чтения.


Вообще нужно стараться всегда читать малышу  «не просто так». Рассматривать вместе иллюстрации и разговаривать про них. Вспоминать похожие, живые, жизненные ситуации — и опять разговаривать про них. Придумывать продолжения рассказов или представлять себя на месте действующих лиц, т. е. всячески стимулировать и пробуждать детскую активность, детскую творческую фантазию.

Разговоры о книгах, безусловно, должны иметь и чисто педагогическую направленность. Как ребенок запомнил содержание рассказа? Как понял его? Сумеет ли связно пересказать, ответить на вопросы?

Если сумеет, то попробуйте предложить ему пофантазировать: сочинить продолжение рассказа или свой рассказ, сказку. Так чтение будет способствовать развитию памяти, связной речи, логического мышления.

Читать книги малышам очень интересно. И здесь взрослый может проявить все свои таланты и умения. Давайте пофантазируем, какие возможности таит в себе, например, всем известная русская народная сказка «Три медведя» в обработке Л. Н. Толстого.

Эта сказка маленькая, ее можно прочитать за десять минут. Прочитать — и все. А если поставить эту сказку в домашнем кукольном или теневом театре? Что ж, попробуем. Сначала надо распределить обязанности. Папа или старший брат пусть станет главным режиссером и постановщиком; мама вместе с бабушкой, сестрой и малышом — костюмерами; дедушка пусть готовит ширму и декорации. А куклы и медведь есть у каждого ребенка.

Разучивание пьесы не составит труда. И взрослые, и маленькие участники спектакля быстро выучат слова своей роли и с восторгом будут вопрошать: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?!»

Особого внимания заслуживают стихи, которые так близки детям. Иногда кажется, что в ритме стиха выражен сам ритм детского движения, мышления, биения детского сердца. Наверное, поэтому так легко, играючи, могут маленькие ребята запоминать стихотворные строки. Это происходит у них как будто непроизвольно. Но взрослые должны и здесь вмешиваться, осторожно и настойчиво отбирать для ребенка лучшие образцы детской поэзии, позаботиться о том, чтобы с возрастом расширился и круг поэтических привязанностей малыша. Диапазон здесь огромный. От стихотворной азбуки, которая весело и незаметно поможет ребенку выучить алфавит, до сюжетных длинных стихотворных сказок и произведений литературной классики.

Взрослый человек, читающий ребенку книгу, взрослый человек, просто выбирающий эту книгу для ребенка, неизбежно становится «соавтором» писателя и художника, продолжателем их педагогических и художественных замыслов.

Взрослый человек, - то необходимое связующее звено, которое соединяет новую, только что возникшую жизнь малыша с бесконечным миром творчества, миром книги. И значение этой связи трудно переоценить.



Работа с детьми



Дни недели

Тема

Вид деятельности

понедельник

«Акъыллы чипчечик» (сказка)

«Нарисуй героя сказки»

Чтение, беседа

СХД

вторник

«Сказка о глупом мышонке», «Оп,оп, девелер»,

«Волк и овца», «Кузь кельди», «Эсмачыкъ буюк олды»

Знакомство с литературными жанрами (сказка, потешка, басня, стихотворение, рассказ

среда

«Айболит»

«Найди ошибку», «Опиши героя»

Просмотр мультфильма

Дидактические игры

четверг

«Из какой сказки герой», «Расскажи сказку», «Сложи картинку»;

Настольно-печатные игры

пятница

«Отгадай-ка!», «Узнай героя сказки по описанию», «Кто, где живёт»

«Закладка для книги»

Дидактические игры


Ручной труд

понедельник

«История возникновения книги»

«Двенадцать месяцев»

Презентация

Просмотр мультфильма

вторник

«Легенды Крыма»

«Опиши героя», «Из какой сказки?»

Прослушивание аудио
(работа перед сном)

Дидактические игры

среда

«Где живет книга?»


«Какие разные книги»

Виртуальная экскурсия в библиотеку

Выставка книг

четверг

«Книжкина больница»

«Моя любимая сказка»

Трудовая деятельность

Выставка рисунков

пятница

«Библиотека»

«Читающая мама, читающая семья»

«Моя любимая сказка»

Сюжетно-ролевая игра

Оформление фотоальбома

Выставка поделок





Работа с родителями

Дни недели

Тема

Вид реализации

Понедельник

«Десять «почему» необходимо читать книги детям»

Консультация

Вторник

«Что такое книжка-малышка» и как ее сделать?»

Беседа

Среда

«Как организовать домашнее чтение?»

Памятка

Четверг

«Мой любимый сказочный герой»

Рисуем с детьми

Пятница

«Читаем детям»

Круглый стол

Понедельник

«Книга в жизни ребенка»

Консультация

Вторник

«Легенды «Крыма»

Домашнее чтение

Среда

«Эчкичигим бар эди»

Разучивание потешки

Четверг

«Книжки-малышки»

Выставка

Пятница

«Читающая мама, читающая семья»

Презентация проекта