Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №44
Выполнили учащиеся 1 «г» класса.
Руководитель Данилова В. В.,
учитель начальных классов
г. Иваново
2018
1
Содержание
1. Актуальность проекта.
2. Паспорт проекта
3.Этапы проекта
4. Имена нашего класса
5. Значение наших имен.
6. Заключение
7. Используемая литература
2
Актуальность проекта
Разнообразие имён очень велико; какие-то из них встречаются часто, какие-то редко, какие-то даже внешне подходят человеку, а какие-то совсем нет. У каждого человека на земле есть имя. Имя – не просто набор звуков, на которые человек откликается. Имя несёт в себе определённый смысл, значение. У каждого имени есть своя история. Мы решили разобраться, в чём состоит тайна имени, каково его значение. Так и стала актуальной тема нашего проекта.
3
Паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Что в имени моём…» |
Учебный предмет | Внеклассная работа |
Адресация | Обучающиеся начальных классов |
Участники проекта | Учитель, дети, родители |
Тип проекта | Информационный; |
Обоснование темы выбранного проекта | Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Мы хотели узнать историю происхождения и значение имён, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён. |
Цель проекта | 1.Узнать, что такое имя. 2. Выяснить, почему меня назвали таким именем. 2. Узнать об истории и происхождении имен. 3. Раскрыть тайну имени и сделать вывод о том, подходит ли мне мое имя или нет. 4. Определить самые популярные и самые редкие имена в классе. |
Задачи проекта | Выяснить, знаем ли мы значение своего имени и историю его происхождения Найти чёткое определение понятия «имя» Узнать о значении и происхождение своего имени Систематизировать и оформить добытые материалы. |
Предмет исследования | Имена учащихся класса. |
Методы исследования | 1. Изучение литературы. 2. Беседа с родителями; 3. Поиск информации в Интернете; 4. Собственные наблюдения. 5.Сбор информации из литературных источников, обобщение. |
4
Методика исследования | 1 этап: подготовительный Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования. Планирование, определение источников информации. 2 этап: сбор материала Беседа с родителями, чтение литературы об истории возникновения имён, поиск информации в Интернете. 3 этап: систематизация и оформление добытых при исследовании материалов Совместная работа с родителями и классным руководителем в оформлении собранного материала. 4 этап: защита проекта Подготовка сообщений о значении и происхождении своего имени. Проведение классных часов. Творческие работы обучающихся. Презентация проекта. |
Планируемый результат | Углубить знания о своих именах. Создать раздел Портфолио «Я и моё имя» |
5
Как и когда возникла идея этого проекта. Как мы выбирали тему проекта
Нам стало интересно, о чём думают родители, когда дают ребёнку имя? А почему нас так назвали? Об этом мы спросили у наших родителей. Нам захотелось узнать больше о наших именах.
Мы поставили перед собой вопрос – что же означают наши имена? Появился интерес к этой теме. Так объектом нашего изучения стали имена. Вот поэтому мы решили больше узнать об именах.
Цель нашей работы.
Мы поставили перед собой цель узнать, какие имена носят ребята в нашем классе.
Мы поставили перед собой задачи узнать:
1) значение и происхождение имён
2) какие имена являются самыми распространенными в нашем классе?
Как мы проводили работу.
1. Изучение литературы.
2. Беседа с родителями
3. Поиск информации в Интернете;
4. Собственные наблюдения.
5. Анкетирование, наблюдение, сбор информации из литературных источников.
Перед началом работы нами было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 31 человек.
Результаты анкетирования.
Вопросы | Да | Нет |
Знаешь ли ты, что такое «имя»? | 13 | 18 |
Знаешь ли ты значение своего имени? | 10 | 21 |
Знаешь ли ты происхождение своего имени? | 8 | 23 |
Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин.
6
Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Приступив к изучению данной темы, мы решили следовать следующему плану:
1. Узнать у родителей историю своего имени.
2. Узнать значение моего имени и историю его происхождения;
3. Узнать официальные и неофициальные, полные и сокращённые формы имени
4. Узнать знаменитостей, носящих моё имя.
5. Узнать о талисманах и покровителях моего имени.
6. Понаблюдать за своими поступками.
7. Сравнить свои личные качества с полученными значениями имени.
8. Рассказать одноклассникам о своей работе.
Дальше класс разделился на группы. А в группе мы распределили роли, где у нас была возможность выбрать то направление, которое ему ближе и интереснее. Часть ребят занималась сбором информации об истории выбора имени. Другие собирали из разных источников нужную информацию о значение имени и истории его происхождения. А ребята, которые занимаются в школе искусств на художественном отделении или просто любят рисовать, могли проявить себя в художественном оформлении проекта.
Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили, являются ли именины и День рождения одинаковыми понятиями. Познакомились с биографиями знаменитых «тёзок». Проводя наблюдения, мы обнаружили, что многие знаменитости названы теми именами, которые мы изучали.
Так как большинство учеников не имели чёткого представления о том, что значит имя человека, то мы попытались при помощи справочной литературы определить понятие «имя». Сначала мы под руководством учителя учились пользоваться справочной литературой. В результате выяснили: по словарю В.И. Даля: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».
7
По словарю С.И. Ожегова «Имя – личное название человека, даваемое при рождении».
Что же такое имена? Имена — это слова, но особые. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Старые русские имена звучали по-разному: Милонег, Доброслава, Добрыня, Малуша. Значение их было понятно. Могли дать мальчишке имя Волк — чтобы он был силен, смел и долго жил. Кто родился в субботу — называли Соботкой, первенца — Первушей, крикливого младенца — Бессонном или Неупокоем.
Когда мы начали работу, много прочитали об именах. Узнали, что подобрать имя новорожденному малышу - дело непростое. На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и мода на имена. Эта мода существует всегда, в этом нет ничего плохого.
Затем, в ходе общения с родителями, мы выяснили историю выбора своего имени. Вместе с родителями попытались сравнить личные качества с полученными значениями личности. Каждый ученик нашего класса искал значение своего имени из книг. Так у нас появилось Портфолио «История моего имени ».
Занимаясь проектной деятельность мы также собрали немало дополнительного материала об именах: стихи, пословицы, скороговорки.
Пословицы об именах Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман. Проворна Варвара на чужие карманы. Наш Филат не бывает виноват. Друг на дружку, а все на Петрушку. Каков Пахом, такова и шапка на нем. По Сеньке шапка. У всякого Матвея своя затея. У всякого Мирона свои приемы. Хитрый Митрий, да и Иван не дурак. | Скороговорки об именах Варя варит, Жора жарит, Петя песенки поет. Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе принес. Вася косит косилкой свежий овес. Купила Марусе бусы бабуся. Пошла Поля полоть в поле. |
8
Какие же имена есть в нашем классе
В нашем классе 1-Александр,1-Ярослав,1-Юлия, 2-Ильи, 2-Дарьи, 1-Вадим, 1-Алексей, 1-Денис, 1-Кира, 1-Тимур, 1-Анастасия, 1-Ксения, 1-Дмитрий, 1-Евгений, 1-Ирина, 1-Марьяна, 2- Кирилл ,1-Алеся, 3- Вероники, 1-Анна, 1-Софья, 1- Тимофей, 1-Полина, 1- Елизавета, 1- Даниил, 1- Артем, Вера
Перед нами встал вопрос: «Веру Витальевну считать?». Вера Витальевна всегда нам говорит: «Мы - одна семья, мы должны жить дружно», а значит считать. Вера у нас тоже одна.
Расставим наши имена в соответствии с этим порядком:
А - Александр, Анастасия, Алексей, Алеся, Анна, Артём
Б - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
В – Вадим, Вера, Вероника
Г - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
Д - Дарья, Даниил, Денис, Дмитрий
Е – Елизавета, Евгений
Ж , З - в нашем классе имен, начинающихся с этих букв нет.
И – Илья, Ирина
К- Кирилл, Кира, Ксения
Л - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
М - Марьяна
Н - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
О - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
П – Полина
Р - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
С – Софья
Т- Тимур, Тимофей
У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э - в нашем классе имен, начинающихся с этой буквы нет.
Ю - Юлия
Я –Ярослав
9
Таким образом, мы сделаем следующие выводы:
12 букв русского алфавита являются заглавными в наших именах.,19 букв у нас оказались «не занятыми».
Больше всего имен на букву «А» - 6 имён.
Исследование имен учащихся 1 «г» класса показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен (Анастасия, Александр, Дмитрий, Алексей, Кирилл, Кира, Тимофей, Ксения, Артём, Ирина, Вероника, Софья, Евгений);
На втором месте имена, которые имеют еврейское происхождение (Илья, Елизавета, Даниил, Анна, Марьяна);
На третьем месте имена, имеющие славянское происхождение (Ярослав, Вадим);
По одному: латинское (Юлия); персидское (Дарья); тюрское (Тимур)
Самое популярное в классе женское имя – Вероника. Девочек с таким именем насчитывается -3.
Самые популярные мужские имена – Кирилл и Илья их носят по два человека. Остальные имена носят по одному человеку.
У нас появился словарь - справочник наших имен:
Александр – (греч.) защитник людей.
Алексей - (греч.) защитник
Алеся - (греч.) мужественная.
Анастасия – (греч) воскресшая, возрожденная.
Анна – (евр.) милостивая.
Артём - (греч) невредимый, безопасный.
Вадим – (слав.) ветер, символ победы
Вера – (слав.) истина, вера
Вероника – (лат.) приносящая победу, истинная.
Дарья – (лат.) Сильная, побеждающая, победительница. Женский вариант имени персидского царя Дария. И с древнеперсидского переводится приблизительно как "обладательница", "владеющая".
Даниил – (евр.) означает «судья Божий».
Денис - (греч) весельчак.
10
Дмитрий – (греч.) посвященный Деметре, богине плодородия.
Евгений – (греч.) благородный
Елизавета - (греч.) почитающая Бога.
Илья - (евр.) сила божья.
Ирина - (греч.) мир
Кирилл - (греч.) господин, повелитель.
Ксения - (греч.) гостеприимная.
Марьяна - (евр.) печальная красавица.
Полина -– (греч.) солнечная
Софья – (греч.) премудрость
Тимофей – (греч.) почитающий Бога.
Тимур – (тюрск.) железо.
Юлия - (латин.) июльская» или «из рода Юлиев»
Ярослав - сильный и славный и т.д.
11
Заключение
Имя человека - это судьба человека. Именно поэтому, знать происхождение имени, - это так важно и необходимо каждому из нас.
Какие бы имена мы не носили, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенная нами работа позволяет сделать следующие выводы:
имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя;
имя много значит для человека и может повлиять на его характер.
Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить.
Именно поэтому
« Не имя красит человека,
а человек имя»
Считаем, что данный материал будет полезным и познавательным. Может быть использован во внеклассной работе.
Портфолио «История моего имени » является первым опытом обобщения работы по проекту. В будущем планируется продолжение работы по этой теме. Мы попытаемся выяснить, какая профессия подходит нашему характеру и что означает моя фамилия.
12
Литература
1.Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.
2.С.И. Ожегов «Словарь» - М.:ИТИ Технологии, 2008 г.
3.Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.
4. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.
5. Ресурсы Интернета