СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Чудеса от Экспериментоши"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира

Просмотр содержимого документа
«Проект "Чудеса от Экспериментоши"»



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (ясли-сад)

комбинированного типа №19 «Вишенки»

отдела образования администрации города Кировское







Подготовила: Костенко Ю.Г.











Кировское 2018

Тема проекта :«Чудеса от «Экспериментоши».


Цель проекта: Развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса в  поисково– исследовательской деятельности., стремления к самостоятельному размышлению и речевому сопровождению при проведении необычных экспериментов. Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.


Задачи проекта:

  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

  • Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

  • Развивать наблюдательность;

  • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

  • Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

  • Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и экспериментов.

  • Развитие у детей познавательных способностей  (мыслительных способностей - анализ, классификация, сравнение, обобщение);

  • Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

  • Развитие коммуникативности;

  • Совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

  •  развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.


Характеристика проекта

по доминирующей деятельности: опытно-исследовательский.

по продолжительности: долгосрочный 6 месяцев (ноябрь-апрель)

по количеству участников: коллективный

по характеру контактов: в пределах группы.

участники и соучастники проекта: дети, родители, воспитатель группы №5.

Актуальность:

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении, взаимозависимости, закономерности. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.


Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Ожидаемые результаты:

  • Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.

  • Умение использовать разные способы и приемы познания.

  • Интерес к экспериментированию у детей.

  • Готовность к логическому познанию.

  • Пополнение речевого запаса и развитие связной речи.


Результативность проекта:

Итоговое мероприятие: показ детьми экспериментов для гостей группы.


Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап

  1. Анкетирование родителей с целью выявления отношения к исследовательской  активности детей

  2. Анализ научной и методической    литературы

  3. Создание условий для детского экспериментирования: место для проведения экспериментов, место для хранения материалов

  4. Подготовка материалов для проведения экспериментов

  5. Подбор дидактических игр

  6. Подбор художественной литературы

  7. Знакомство родителей с темой проекта


II. Основной этап

Месяц

Формы работы с детьми

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

Эксперимент:

-Подводная лодка из яйца


Чтение худ. лит-ры: «Секреты знакомых предметов»

Шапиро А.

«Яйцо»


Эксперимент:

-Секретное письмо


Чтение худ. лит-ры: «Секреты знакомых предметов»

Шапиро А.

«Нитка,верёвка, канат»


Эксперимент:

- Живая рыбка



Чтение худ. лит-ры:

Басня И. Ревю «Электричество – мой друг»


Д/и

Морской бой



Эксперимент:

-Танцующая фольга


Беседа на прогулке:

«Почему дует ветер?»



Анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье»

Ознакомление родителей с темой проекта.

Декабрь

Эксперимент:

-Куда делись чернила?


Чтение худ. лит-ры: «Секреты знакомых предметов»

Шапиро А.

«Бумага»


Эксперимент:

- Сломанный карандаш


Д/и

Что изменилось?

Запомни и запиши цифры



Эксперимент:

-  Исчезающая монетка


Д/и

Как к нам лампа в дом пришла?


Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»


Эксперимент:

- Лимон надувает воздушный шар


Чтение худ. лит-ры: «Секреты знакомых предметов»

Шапиро А.

«Пузырёк воздуха»


Январь

Эксперимент:

-Разбегающиеся зубочистки


Чтение худ. лит-ры: «Секреты знакомых предметов»

Шапиро А.

«Лужа»



Эксперимент:

-Цветы лотоса



Д/и

Математическое раскрашивание


С.Р.И. «Маленькие учённые»

Эксперимент:

-"Наживка" для льда


Беседа «Волшебные свойства магнита»

Консультация для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания

интереса детей к познавательному эксперименти-

рованию?»


Эксперимент:

- Танцующие хлопья


Д/и

Двенадцать месяцев

Найди клад по карте


Занятие на тему:

«Загадки отпечатков»

Февраль

Эксперимент:

-Волшебные зеркала


Д/и

Кто быстрей дойдет до цели


Чтение худ. лит-ры: «Секреты знакомых предметов»

Шапиро А.

«Зеркало»


Эксперимент:

-Куда делся запах?


Консультация для родителей

«Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»


Эксперименты:

-Естественная лупа


Д/и

Разложи, как я скажу

Что в левой, что в правой руке


Эксперимент:

-Послушное и непослушное яйцо


С.Р.И. «Лаборатория»


Занятие –развлечение: «В гостях у Архимеда»

Март

Эксперимент:

-Как достать монету из воды, не замочив рук?


Эксперимент:

-Как добыть воду для питья?


Д/и

Запомни назови.

Назови форму предмета.



Эксперимент:

-Подводная лодка из винограда


Просмотр м\ф «Опыты с Фиксиками»

Эксперимент:

-Делаем облако


Д/и

Камень – ножницы - бумага


Занятие: «Волшебное электричество»

Апрель

Эксперимент:

-Парафиновый двигатель

-Реактивный двигатель

-«Вечный двигатель»


Чтение худ. лит-ры: «Секреты знакомых предметов»

Шапиро А.

«Свеча»



Эксперимент:

-Понятие об электрических зарядах


Просмотр м\ф «Уроки осторожности тётушки Совы»

Эксперимент:

-Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Д/и Что добавилось?        

Что стало по-другому?


Эксперимент:

- Мыльный вулкан




Д/и

Перечисление предметов



Чтение худ. лит-ры: О. емельянова «Что включается в розетку»



III. Заключительный этап:

  1. Итоговое мероприятие: показ детьми экспериментов для гостей группы.

  2. Выступление на педсовете.

  3. Создание презентации

  4. Картотека опытов и экспериментов для подготовительной к школе группе.

  5. Картотека дидактических игр

  6. Дневники фиксации результатов опытов.





Анкета для родителей: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

  1. ФИО ребенка _____________________________________________________

2.        В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

б) пробует создавать что-то новое  из обычных предметов, вещей.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

 4.  Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда)

 5. Как вы поддерживаете интерес  ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

- проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

- сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

-другие методы (какие именно?)

______________________________________________________

6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

______________________________________________________

7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок

(любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)

____________________________________________________________________________________________________________



8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?

______________________________________________________




Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»


Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы ( песок, вода), карты, схемы и т.п.


Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?


Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.




«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»


  1. Не следует отмахиваться от же­ланий ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как лю­бознательность.

  2. Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребен­ка, инициативностью и изобрета­тельностью и при этом не пресле­дуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

  3. Нужно! Поощрять любопытство, котороепорождает потребность в новых впе­чатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследова­нии.

  4. Предоставлять возможность ребен­ку действовать с разными предмета­ми и материалами, поощрять экспе­риментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутрен­ними желаниями узнавать новое, по­тому что это интересно и приятно, по­могать ему в этом своим участием.

  5. Если у вас возникает необходи­мость что-то запретить, то обязатель­но объясните, почему вы это запре­щаете и помогите определить, что можно или как можно. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

  6. Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результа­та (это поможет осознать процесс деятельности).



Дидактические игры



1.Игра «Что изменилось?»

 Цель: развитие объема внимания.

 Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.

Оборудование:

I вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.

 II вариант: одна сюжетная картинка с небольшим, количеством героев и характеризующих их деталей, другая - похожая на нее, но с небольшими отличиями.

Описание:

I вариант. Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.

II вариант. Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка убирается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.

Например: «На первой картинке у зайчика на  бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб».

2.Игра «Запомни и запиши цифры»

Цель: развитие памяти, внимания,

Задача: учить узнавать и называть числа в пределах первого десятка, правильно заполнять пропуски в числовом ряду в пределах первого десятка, развить зрительную и двигательную память, мелкую моторику детей.

Оборудование: карточка с 2-3 написанными на ней цифрами.

Описание: Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.

3.Игра «Что добавилось?»        

 Цель: развитие произвольного внимания.

Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.

Описание: После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю.

4.Игра «Что стало по-другому?»

Цель: развитие зрительного внимания.

Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание: После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении картинок (или игрушек). Например: «Картинка с мячиком лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку».

5.Игра «Запомни — назови»

Цель: развитие внимания,  памяти.

Задача: развить зрительную память детей, научить их запоминать количество заданных предметов или картинок.

Оборудование:

I вариант: детям лет предъявляются 4-5 картинок или хорошо знакомых предметов; для детей 7 лет количество картинок или предметов увеличивается до 6-7 штук.

II вариант: парные карточки, на одной из которых изображено определенное (в зависимости от возраста ребенка) количество предметов (см. I вариант), на другой - к количеству предметов с первой карточки добавляется несколько новых.

Описание:

I вариант. Ребенок рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти называет те из них, которые он запомнил.

II вариант. Сначала ребенку предъявляется первая карточка, ребенок  рассматривает и называет изображенные на ней предметы, считает их. Затем

эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен помнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.

6. «Назови форму предмета»

Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Ход игры: дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая-квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.

7.«Разложи как я скажу»

Цель: развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Ход игры: Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Педагог убеждается, что дети знают их назва-

ния. Затем педагог предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности , по счету( выложить так, чтобы второй была трапеция, четвертым- ромб и т. д.).

8.«Что в левой, что в правой руке»

Цель: закреплять ориентировку по направлениям, на листе бумаги, зрительное внимание, зрит.память.

Ход игры: Педагог показывает детям две картинки, одинаковые по сюжету, но разные по расположению предметов. Дети должны назвать расположение предметов на обеих картинках. Например: на картинке справа солнце находится в левом верхнем углу, а на

картинке слева- оно в правом верхнем углу. Картинки можно сделать по любой теме. Чем старше дети, тем больше предметов может быть на картинках и больше отличий.

9. «Двенадцать месяцев»

Цель: развивать ориентировку во времени (названиях месяцев), временах года, слуховое внимание. 

Ход игры: педагог раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраивают по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они превратились в 12 месяцев. Педагог задает вопросы: «Первый месяц- как тебя зовут?». «Двенадцатый месяц- как тебя зовут?» «Шестой месяц-а тебя как зовут?» и т. д. Можно сделать подсказку- на обратной стороне написать первую букву месяца.




Эксперименты


1.Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Оборудование: воздушный шарик, скотч, спица

Ход эксперимента: Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.


2. Подводная лодка из яйца

Оборудование: две литровые банки, вода, соль, два яйца

Ход эксперимента: Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо – оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.


3. Куда делись чернила?

Оборудование: стакан, чернила, активированный уголь

Ход эксперимента: В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.


4.Подводная лодка из винограда

Оборудование: стакан, газированная вода или лимонад, виноградинка

Ход эксперимента: Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.


5.Как достать монету из воды, не замочив рук?

Оборудование: монета, тарелка, вода, газета, спички

Ход эксперимента: Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.


6. Цветы лотоса

Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш, таз, вода

Ход эксперимента: Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.


7. Естественная лупа

Оборудование: насекомое, трёх-литровая банка, пищевая плёнка

Ход эксперимента: Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.


8. Как добыть воду для питья?

Оборудование: пустой пластиковый контейнер, плёнка, камень, трава, листья

Ход эксперимента: Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово. Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.
Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.


9. Делаем облако

Оборудование: трёх-литровая банка, противень, горячая вода

Ход эксперимента: Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.


10. Послушное и непослушное яйцо

Оборудование: два сырых яйца, песок, свеча, мелкие дробинки

Ход эксперимента: Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.

Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.

Чтобы сделать «ваньку-встаньку» (неваляшку), нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.

Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.


11. Волшебные зеркала

Оборудование: два зеркала, яблоко

Ход эксперимента: Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.

Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Спросите у ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.


12. Куда делся запах?

Оборудование: кукурузные палочки, банка, одеколон

Ход эксперимента: Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.


13. Понятие об электрических зарядах

Оборудование: воздушный шар,

Ход эксперимента: Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.


14. Танцующая фольга

Оборудование: алюминиевая фольга, расчёска

Ход эксперимента:

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды. 


15. Секретное письмо

Оборудование: лист бумаги, молоко или лимонный сок, настольная лампа

Ход эксперимента: Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком или лимонным соком. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.


16. Живая рыбка

Оборудование: рыбка из плотной бумаги, таз, вода, вилка, масло, пипетка

Ход эксперимента: Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ. Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите. Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу АБ. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Ясно: она поплывет вперед!


17. Сломанный карандаш

Оборудование: стакан, водопроводная вода, карандаш

Ход эксперимента: Наполни стакан примерно на 2/3 водопроводной водой. Размести стакан с водой и карандаш на столе. Начинаем научное волшебство: Держи карандаш перед собой. Объяви зрителям: "Сейчас я сломаю карандаш, просто опустив его в стакан с водой". Опусти карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды. Держи карандаш в задней части стакана, дальше от зрителей. Поводи карандашом туда-сюда в воде, держа его вертикально. Спроси у зрителей, что они видят. Достань карандаш из воды.

Результат: Зрителям покажется, что карандаш сломался. С их точки зрения, та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой. Такой эффект возникает благодаря рефракции. Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Это и есть рефракция. Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит рефракция, или видимое изменение угла падения луча. Свет в веществах разной плотности распространяется с разной скоростью.
Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется зрителям находящимся в одном месте, а сквозь воду - в другом.


18. Исчезающая монетка

Оборудование: стеклянная банка с крышкой емкостью 1 литр, водопроводная вода, монетка

Ход эксперимента: Налей в банку воды и закрой крышку. Дай своему помощнику монетку, чтобы он мог убедиться в том, что это действительно самая обычная монета и в ней нет никакого подвоха. Пусть он положит монету на стол. Спроси у него: "Ты видишь монету?" (Конечно, он ответит "да".) Поставь на монетку банку с водой. Скажи волшебные слова, например: "Вот волшебная монета, вот была, а вот и нету". Пусть твой помощник посмотрит сквозь воду сбоку банки и скажет, видит ли он монетку теперь? Что он ответит? Можно сделать этот трюк еще более эффектным. После того, как твой помощник не сможет увидеть монетку, ты можешь заставить ее появиться вновь. Скажи другие волшебные слова, например: "Как монетка провалилась, так она и появилась". Теперь убери банку, и монета снова окажется на месте.

Результат:

Когда ты ставишь на монетку банку с водой, кажется, что монетка исчезла. Твой помощник ее не увидит.

Этот фокус удается благодаря отражению света от стенки банки. Отражение - это отбрасывание света от поверхности обратно. 


19. Лимон надувает воздушный шар
Оборудование: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка. 

Ход эксперимента: Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его скотчем. Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.


20. Разбегающиеся зубочистки

Оборудование: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

Ход эксперимента: Располагаем зубочистки лучами в миске с водой. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"! Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.


21. "Наживка" для льда

Оборудование: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Ход эксперимента: Как с помощью нитки вытащить кубик льда из стакана с водой, не замочив рук. Опустим лёд в воду. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана. Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью. 



22. Танцующие хлопья

Оборудование: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев, воздушный шарик, шерстяной свитер, бумажное полотенце

Ход эксперимента: Некоторые крупы способны производить много шума. Сейчас мы узнаем, а можно ли научить рисовые хлопья еще и прыгать и танцевать. Расстелите на столе бумажное полотенце. Высыпьте на полотенце хлопья. Начинаем научное волшебство! Обратитесь к зрителям так: "Все вы, конечно, знаете, как рисовые хлопья могут трещать, хрустеть и шуршать. А теперь я покажу вам, как они умеют прыгать и танцевать". Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шарик о шерстяной свитер. Поднесите шарик к хлопьям и посмотрите, что произойдет.

Результат: Хлопья будут подпрыгивать и притягиваться к шарику. В этом эксперименте вам помогает статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на хлопья. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать хлопья. Они упадут обратно на стол.



Чтение Художественной литературы



Басня «Электричество – мой друг»



Мой дед – большой любитель басен,
Вещает мне о том, о сём,
А чтобы смысл всегда был ясен,
Я сам читаю обо всём.

Давным-давно была пора,
Еду варили у костра,
Подъем — лишь солнышко взойдёт,
Отбой – как темнота придёт.

Но изменились времена,
И жизнь чудес теперь полна.

Компьютер можем мы включить,
И в город дальний позвонить,
Волны движение уловить,
По-новому людей лечить,
Дровами печи не топить,
Камином новым удивить,
И обогреть и накормить,
Что надо — ярко осветить.

Ведь электричество – наш друг,
Но надо умным быть, чтоб вдруг,
Не превратилось во врага,
Во вред не сделало шага.

Мораль сей басни такова —
Должна работать голова.
И делать надо всё с умом,
Чтоб слёз не проливать потом.



О. Емельянова «Что включается в розетку»

Кто с трудом, а кто в охоту –
Ходят люди на работу,
Но не могут же они
Делать в мире все одни.

Им помощник есть, который,
Если нужно, сдвинет горы.
Он без дела не лежит,
А по проводам бежит.

Мечется, как хищник в клетке,
От розетки до розетки,
И не зря, где он живет,
Пишут: «Не влезай – убьет!»

Шутка может быть жестока
Электрического тока –
И у мамы не спрося,
Подходить к нему нельзя.

Но уж коль найдется дело,
С ним он справится умело.
Если грустно, может он
Разбудить магнитофон.

Тот споет нам и сыграет,
На ночь сказку прочитает,
Только жалко, что певца
Не покажет нам лица.

Если музыка наскучит,
Ток нам телевизор включит,
Каждый день приятно ведь
С мамой мультики смотреть.

Чтобы напоить всех чаем,
Чайник току поручаем.
Превращает воду ток
В настоящий кипяток.

А недавно разрешили
Току всё стирать в машине,
Даже плюшевых мышей,
Но не грязных малышей.

Скажем мы спасибо маме,
Что умеем мыться сами,
И в крутящийся в ней таз
Не посадит мама нас.

После ванны с мягкой пеной
Волосы мы сушим феном.
Ток усердный о-го-го
Ветром дует из него.

Ток тепло давать умеет!
Он утюг для мамы греет,
Чтобы за один прием
Перегладить стол с бельем.

В холодильнике без тока
Никакого нету прока.
Без его работы тут
Все продукты пропадут.

Дружит ток и с пылесосом.
Пылесос сосет пыль носом.
Чтобы чистотой дышать,
Мы не будем им мешать!

А когда в окне стемнеет,
В лампе свет зажечь сумеет.
Станем с ним смелее мы
Даже самой темной тьмы.

Ток работы не боится.
Да и нам зачем лениться?
Нам бы поскорей понять,
Чем еще его занять.



Конспект занятия «Загадки отпечатков»

Цель: Познакомить с чеканкой как с видом художественного творчества и вызвать интерес к созданию изображений в технике чеканки, развивать продуктивное воображение.

Оборудование : фольга, пластилин, карандаши, зубочистки, колпачки, картон.

Ход занятия.

Ребята, у меня в руках 2 изделия выполненных в стиле чеканки. (Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа.)

А как можно получить такое изображение?

У вас на столах лежат кусочки фольги, колпачки от фломастеров. Нужно поставить отпечатки. Для этого нужно взять фольгу и положить ее на клеенку. Ставить отпечатки, не рисовать, а чеканить, т.е. создавать изображение способом оттиска.

(самостоятельные эксперименты детей).

Давайте сравним: отпечаток тупого конца карандаша и острого.

Сильное нажатие колпачком от фломастера и слабое. Теперь поставьте колпачком, тупым и острым концом колпачка, зубочисткой, сравните рельефные следы.

А теперь поставьте следы так, чтобы это было похоже на жука, змейку, улитку.

Физ минутка.

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.



А теперь мы с вами попробуем сделать тоже, но только с пластилином.

Для этого нам нужно раскатать пластилин в пласт толщиной не более 1 см. на нем можно поставить так же различные отпечатки.

(эксперименты детей)

Ребята, а вы почувствовали разницу, когда делали отпечатки?

Металл – достаточно жесткий и прочный материал, для создания отпечатка требуется некоторое усилие, но он хорошо сохраняет форму. Пластилин – мягкий, послушный, он не так хорошо сохраняет форму рельефа, но для него не нужна большая сила.

А сейчас я вам раскрою 1 секрет художников. (накладывание на пластилин фольги)

Отпечаток, который я оставляла на фольге, повторился на пластилине. Рельефный рисунок на металле может служить формой для создания скульптур из более мягких материалов.

(Эксперимент у детей, получение копий)

А теперь каждый из вас попробует создать свою чеканную картину.

Чеканить мы будем гроздь винограда. Ягоды можно сделать из следов от колпачка, листики острым краем карандаша, а усики зубочисткой.

А теперь давайте с вами проведем расследование. Нужно будет угадать, что использовалось для создания этой картины.

(Картина)



Занятие – развлечение « В гостях у Архимеда»

Цель: формировать у детей целостное мировидение.
Задачи:
• создавать предпосылки формирования учебной и умственной деятельности;
• устанавливать причинно - следственную зависимость природных явлений; 
• развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);

Материалы: воздушные шарики; приглашение в гости от Архимеда, написанное молоком; стеклянные банки (две пол-литровые ,одна двухлитровая); два сырых яйца; стакан соли, столовая ложка; кувшин с водой; яйцо киндер- сюрприза; записка, камешек, сода, лимон, уксус, два зеркала, мандарины, магниты, звёздочка на магните, предметы из металла, пластмассы, дерева, бутылка.

Ход занятия

I. Организационная часть. 
Дети входят в зал, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!
Дети: Здравствуйте! 
Воспитатель: Чей портрет мы видим здесь?
Дети: Архимеда.
Воспитатель: А кто такой Архимед?
Дети: Ученый. Он жил в Древней Греции.
Воспитатель: Сейчас я о нем немного расскажу. Когда вас ещё не было на свете, не было и ваших родителей, и даже ваших бабушек и дедушек, жил в Греции человек по имени Архимед. Он был математик и учёный. Этот человек был очень любознательным, всё ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей. А вам хотелось бы побывать в гостях у Архимеда? 
Дети: Да!
II Основная часть.
1. Опыт №1 «Секрет письма Архимеда»
Воспитатель: Давным – давно морские путешественники отправляли письма необычным способом. Они писали послания на листе бумаги, клали его в бутылку, запечатывали и пускали в море. Посмотрите, дети, к нам приплыла такая бутылка. Что это такое?
Дети: Морская зашифрованная почта.
Воспитатель: Оказывается, сам Архимед прислал нам приглашение. Давайте-ка прочитаем его послание. Открываем письмо, а там …чистый лист. 
Воспитатель: Чем же написано это письмо?
Дети: Соком, супер невидимыми чернилами, молоком.
Воспитатель: Как нам его прочитать? Как невидимое сделать видимым? 
Дети: Надо нагреть над свечкой.
Воспитатель: Правильно! Присаживайтесь на стулья. Если я сейчас нагрею листок над свечкой, что произойдёт?
Дети: Письмо написано молоком: оно вскипает от тепла свечи, темнеет и становится видимым.
Воспитатель: Что написано в письме кто сможет прочитать?
Воспитатель: Давайте я вам помогу прочитать «Для того чтобы попасть в страну Архимеда, вам нужно разгадать секрет яйца-попрыгунчика.» 
2. Опыт №2 «Секрет яйца-попрыгунчика».
На столе пустые стеклянные банки - две пол-литровые, одна двухлитровая. На блюдце - два сырых яйца. 
Воспитатель: Давайте проведём опыт. Если мы возьмем банку с водой и опустим в него яйцо, что произойдет? 
Дети: Яйцо утонуло.
Воспитатель: А что можно сделать, чтобы яйцо не утонуло?
Дети: Положить пустую банку, посолить воду в банке…
Воспитатель: Правильно, давайте нальём воды и добавим соли. Ирина опустит яйцо в эту банку. А сейчас что вы видите? 
Дети: Яйцо не тонет. Оно плавает.
Воспитатель: А что будет, если мы смешаем воду из первой и второй банки и опустим в него яйцо?
Дети: Яйцо будет плавать посередине.
Воспитатель: Теперь пойдёт Саша и перельёт в банку воду из первой и второй банки и опустит яйцо. А сейчас что мы видим?
Дети: Яйцо плавает посередине.
Воспитатель: Скажите, почему яйцо плавает.
Дети: В солёной воде яйцо плавает, потому что его держит соль. Когда много соли яйцо плавает по поверхности, а когда соли меньше немного тонет.
Воспитатель: Правильно. В солёной воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода но и частицы соли, растворённые в воде.
Посмотрите, а яйцо-то у нас непростое, оно тоже с секретом! (Сырое яйцо незаметно меняется на яйцо из киндер-сюрприза). Достаём из него записку.
Воспитатель: Надо прочитать, что здесь написано.
Воспитатель читает: «Вас поведёт вперёд звезда» В древнем мире звёзды всегда указывали путь путешественникам и морякам. А вот и звезда. Она не простая.
(Прикрепляем звезду к мольберту)
Воспитатель: Вика, закрепи на доске цветок. Что с ним стало?
Дети: Он упал!
Воспитатель: А почему не падает звезда?
Дети: Она держится с помощью магнита, а цветок нет.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь звезда двигается по доске. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что сзади доски двигают магнитом. Магнит сзади доски двигается и притягивает магнит к звезде.
3. Опыт №3 «Что притягивает магнит»
Воспитатель: Но не только магниты притягиваются друг к другу. А чтобы узнать мы проведём такой опыт. Пройдите в секретную лабораторию, встаньте все около стола, подвиньте к себе красные тарелочки с предметами и возьмите магнит. Давайте проверим, какие предметы притягиваются магнитом, а какие нет.
Дети: Магнит притягивает металлические предметы. А деревянные и пластмассовые не притягивает.
Воспитатель: Молодцы. Мы с вами выяснили, что магнит притягивает металлические предметы, а именно железные предметы и предметы из его сплавов. А сейчас давайте немного поиграем.
4. Физкультминутка.
Что там чудится в тумане?
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)
5. Опыт № 4 « Почему не тонут корабли» 
Воспитатель: Секреты Архимеда мы разгадали, секреты путеводной звезды тоже. Чего нам не хватает для путешествия?
Дети: Корабля!
Воспитатель: А из чего строят корабли? Почему они не тонут?
Дети: Внутри корабля много воздуха, он легкий и удерживает большой корабль на воде.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вспомнили, что корабль не тонет потому, что он особой формы, в нем много воздуха и при погружении на воду он вытесняет количество воды, вес которой равен весу корабля.
Воспитатель: Давайте теперь вспомним опыт, который проводили с вами в группе. Какие предметы тонут в воде, а какие нет.
Дети: Пробка, перо, деревянная ложка плавали, а металлические предметы тонули.
Воспитатель: Предметы из металла тонут, а деревянные предметы и предметы из пробки плавают хорошо.
6. Викторина 
Воспитатель: А теперь садимся на корабль. Крибле! Крабле! Бумс! Оправляемся в путешествие! Пока наш корабль не прибыл к месту назначения, предлагаю вам ответить на мои вопросы. Приготовились? Какой может быть вода?
Дети: Твёрдой, жидкой, газообразной.
Воспитатель: Чем «видит» летучая мышь?
Дети: Летучая мышь «видит» ушами.
Воспитатель: Умеет ли ветер работать? Как он работает?
Дети: Да! Ветряные мельницы.
Воспитатель: Как называется овощ фиолетового цвета?
Дети: Баклажан.
Воспитатель: Что станет с зеленым мячиком, если он упадет в Черное море?
Дети: Станет мокрым.
Воспитатель: Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится?
Дети: Запасное.
Воспитатель: Несла бабка на базар десять яиц в корзине, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине?
Дети: Ни одного, потому что дно упало, и все яйца разбились.
7. Опыт «Надуваем шарик необычным способом»
Воспитатель: А чтобы ночью не случилось столкновения с другим кораблем и наш корабль был виден издалека, мы украсили его нарядными воздушными шариками. Но шарики можно надуть необычным способом. Подскажите, каким способом?
Дети: Ртом, качком.
Воспитатель: Вот два шарика. Чтобы надуть их проведет опыт. В бутылке растворена 1 чайная ложка соды, в отдельной посуде смешаны сок лимона и уксус. Наливаю через воронку уксус в соду. Быстро надеваю шарик на горлышко бутылки, закрепляю изолентой.
Воспитатель: Почему шарик надувается?
Дети: Из бутылки выходит воздух
Воспитатель: Сода, сок лимона и уксус выделяют углекислый газ, который создает давление и надувает шарик.
Воспитатель: Стоп! Вот и остановка! 
На встречу выходит Архимед.
Архимед: Здравствуйте ребята! Вот я вас и дождался! Не легким был ваш путь, но вы выдержали все испытания, все преодолели! Молодцы! Умники и умницы! 
Дети: А нам воспитатель про вас читала, что вы смогли при помощи зеркала сжечь вражеский флот.
Архимед: Да, это так. Я хочу показать вам удивительный опыт с зеркалом. Зеркала могут увеличивать количество предметов. Не верите? Давайте проведем опыт. Сколько здесь мандаринов?
Дети: Один.
Архимед: А теперь?
Дети: Три.
Два зеркала стоят под углом 90 градусов. Архимед в угол кладет мандарин.
Архимед: А теперь?
Дети: Четыре.
Уменьшая угол между зеркалами, он увеличивает количество мандаринов.
Архимед: Кто догадался, в чем тут секрет? Не знаете? Тогда я объясню.
III Итог занятия
Архимед: Ваше путешествие, ребята, удалось на славу. А что вам больше всего запомнилось?
Архимед: Желаю удачи и хочу подарить вам китайскую пословицу.
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, помню.
То, что я сделал, я знаю!»
Воспитатель: А кто из вас может объяснить смысл этой пословицы?
Дети: ........ 
Воспитатель: Молодцы, ребята. А Архимед приготовил нам угощение из Греции.




Конспект занятия «Волшебное электричество»

Задачи

Образовательные:

Обобщать знания детей об электричестве;

Расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;

Познакомить детей с причиной проявления статического электричества;

Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

Развивать мыслительную активность, целостное восприятие, умение анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Оборудование: пластмассовые палочки по количеству детей, дидактическая игра «Собери картинку», кусочки шерстяной ткани, картинка с изображением Золушки, шары, бабочки из бумаги, расческа.

Ход занятия:

Воспитатель показывает картинку с изображением Золушки и читает стихотворение.

Про бедную Золушку сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожаленью, не знаю,

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится Золушке дом убирать.

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду!

А надо еще приготовить обед.

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присела бедняжка – всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую фею.

Воспитатель: Ребята, поможем Золушке? Попробуйте отгадать, какие бытовые электроприборы нужны Золушке.

Пыль найдет и вмиг проглотит,

Чистоту для нас наводит.

Длинный шланг – как хобот – нос,

Коврик чистит…(пылесос).


Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг –

Имя у него…(утюг).


Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

(Холодильник).


Только я, только я,

Я на кухне главная!

Без меня, как не трудитесь,

Без обеда насидитесь.

(Электроплита).


Посмотри на мой бочок –

Во мне вертится волчок.

Никого он не бьет,

Зато все-все-все собьет.

(Миксер).

Электроприборы окружают нас повсюду. Они как волшебники, помогают нам. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их? (ответы детей.)

Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? (ответы детей.) Правильно, это электрический ток. Вы знаете, откуда он приходит в дом?

Он рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или протянутым высоко над землей, приходит в дома, машины, на заводы и помогает людям. Току приходится совершать длинное путешествие. Он приходит в дом по электрическому проводу. Сверху он одет в резиновую рубашку, а под ней пучки медных проволочек. Вот по этим проволочкам текут маленькие – премаленькие частицы – электроны.

Дидактическая игра «Собери картинку».

Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.

Воспитатель: Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Если сунешь пальцы в розетку или дернешь за провода, ток может ударить тебя! Он так дает сдачи за неуважительное обращение. Недаром говорят: «Ударило током».

Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснешься мокрой рукой к выключателю – ток пробежит через воду и ударит тебя!

Ни в коем случае нельзя залезать в трансформаторные подстанции, трогать руками оборудование, провода. Этим вы подвергаете свою жизнь смертельной опасности.

Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно даже поиграть. Это статическое электричество. Чтобы познакомиться с ним, давайте проведем опыт.

Опыт № 1

Один шарик висит на стене, остальные шарики лежат на полу. Педагог предлагает повесить их на стену. Дети пытаются сделать это, но у них не получается.

Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей.)

Давайте и ваши шарики превратим в волшебные, я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши висят – стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда потерли шарик о волосы. Он стал электрическим, поэтому «прилип» к стене.

Когда еще можно почувствовать статическое электричество в волосах? (Когда расчесываемся.) Что тогда происходит с волосами? (Они становятся непослушными, торчат в разные стороны.)

Вывод: в волосах тоже живет электричество.

Опыт №2

Воспитатель :Попробуем другие предметы сделать волшебными. Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Бабочки лежат спокойно.) Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными – электрическими, и они начнут все к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите палочку к бабочке и поднимите ее. Что происходит? Почему бабочки поднимаются? Палочки стали электрическими, и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? (Их натерли кусочками ткани.)

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в ткани.

Опыт №3

Воспитатель :Нам снова нужен шарик. Высыпаем на стол по чайной ложке соли и молотого перца. Хорошенько перемешаем. Представим себя Золушками и попробуем перец отделить от соли. Не получается…

Теперь потрем наш шарик обо что-нибудь шерстяное и поднесем к столу: перец, как по волшебству, окажется на шарике! Почему перец притянулся к шарику, а соль нет? (Ответы детей.)

Вывод: статическое электричество может помогать в быту.

Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня мы вспомнили правила безопасности при обращении с электроприборами и узнали, где живет безопасное электричество.

Вы научились делать предметы волшебными с помощью статического электричества




Основное оборудование центра экспериментирования:


  • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, микроскоп, лупа, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

  • природный материал: камешки, ракушки, птичьи перья, семена и т.д.;

  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

  • разные виды бумаги;

  • красители: гуашь, акварельные краски;

  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.