Проект «День защиты детей»
Актуальность:
День защиты детей — это международный праздник, который отмечается ежегодно 1 июня. Он призван привлечь внимание общества к вопросам защиты прав и интересов детей, их здоровья, образования и благополучия. В детском саду проведение мероприятий, посвящённых этому дню, способствует формированию у детей чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих, развитию их творческих способностей и коммуникативных навыков.
Проблема:
Недостаточная осведомлённость детей и их родителей о правах детей, а также о мерах по обеспечению их безопасности и защиты.
Цель:
Создание условий для формирования у детей представлений о своих правах и обязанностях, а также развитие их творческих и коммуникативных способностей через проведение тематических мероприятий.
Задачи:
Познакомить детей с историей и значением Дня защиты детей.
Развить у детей понимание своих прав и обязанностей.
Способствовать развитию творческих способностей детей через участие в тематических мероприятиях.
Привлечь внимание родителей к вопросам защиты прав и интересов детей.
Срок реализации проекта:
1 неделя (с 29 мая по 4 июня 2025г.).
Участники проекта:
Воспитатели логопедической группы, дети логопедической группы, их родители.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня осведомлённости детей о своих правах и обязанностях.
Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей.
Укрепление взаимодействия между детьми разных возрастных групп.
Повышение интереса родителей к вопросам защиты прав и интересов детей.
Этапы проекта:
Подготовительный этап (29–30 мая 2025г):
Разработка плана мероприятий.
Подготовка материалов и оборудования.
Информирование родителей о предстоящем событии.
Основной этап (2–4 июня 2025г.):
Проведение тематических занятий и бесед с детьми.
Организация творческих мастерских и мастер-классов.
Проведение спортивных соревнований и игр.
Организация встречи с представителями правоохранительных органов или социальных служб (по возможности).
Заключительный этап (5 июня 2025г.):
Подведение итогов проекта.
Анализ результатов и определение направлений дальнейшей работы.
Предварительная работа:
Изучение методической литературы по теме проекта.
Разработка конспектов занятий и бесед.
Подбор материалов и оборудования для творческих мастерских.
Подготовка приглашений для родителей.
Подробный перспективный план:
День | Мероприятие | | Ответственный |
30 мая | Беседа «Что такое День защиты детей?» | | Воспитатель Д.И. Дубовская |
2 июня | Тематическое занятие «Мои права и обязанности» | | Воспитатель Д.И. Дубовская |
3 июня | Творческая мастерская «Рисуем мир» | | Воспитатель Д.И. Дубовская |
4 июня | Спортивные соревнования «Весёлые старты» | | Инструктор по физкультуре, воспитатель Д.И. Дубовская |
5 июня | Встреча с представителем правоохранительных органов «Безопасность на улице» | | Представитель правоохранительных органов, воспитатель Д.И. Дубовская |
Приложения:
Конспекты занятий и бесед.
Картотека игр
Буклет
Материалы для творческих мастерских.
Консультация для родителей.
Итоги проекта:
Анализ результатов проекта.
Определение направлений дальнейшей работы по формированию у детей представлений о своих правах и обязанностях.
Подготовка отчётной документации.
Список используемой литературы:
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Максакова А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: пособие для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1983.
Конспект тематического занятия «Мои права и обязанности»
Цель: формирование у детей представлений о своих правах и обязанностях, развитие умения анализировать ситуации и делать выводы.
Задачи:
познакомить детей с основными правами и обязанностями;
развивать умение слушать и понимать речь воспитателя, формулировать свои мысли;
воспитывать у детей уважительное отношение к правам и обязанностям, а также к окружающим людям.
Материалы и оборудование: карточки с ситуациями, иллюстрирующими права и обязанности детей, аудиозаписи детских песен, бумага, карандаши или фломастеры для рисования.
Ход занятия:
Введение в тему.
Воспитатель начинает занятие с вопроса: «Знаете ли вы, что у каждого человека есть свои права и обязанности?»
После ответов детей воспитатель объясняет, что права — это то, что каждый человек может делать или требовать, а обязанности — это то, что каждый человек должен делать.
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ о правах и обязанностях и постараться понять, что это такое.
Рассказ о правах и обязанностях.
Воспитатель рассказывает о том, что у детей есть право на жизнь, здоровье, образование, отдых и досуг, а также обязанность учиться, помогать родителям, уважать старших и заботиться о младших.
Воспитатель приводит примеры ситуаций, иллюстрирующих права и обязанности детей, и обсуждает их с детьми. Например:
Право на образование: каждый ребёнок имеет право ходить в школу и получать знания.
Обязанность учиться: каждый ребёнок должен стараться хорошо учиться и выполнять домашние задания.
Право на отдых: каждый ребёнок имеет право отдыхать и заниматься любимыми делами.
Обязанность помогать родителям: каждый ребёнок должен помогать родителям по дому и уважать их труд.
Дети вместе с воспитателем обсуждают, какие ещё права и обязанности есть у детей, и как они могут их соблюдать.
Анализ ситуаций.
Воспитатель раздаёт детям карточки с ситуациями, иллюстрирующими права и обязанности детей.
Дети читают ситуации, анализируют их и определяют, какие права или обязанности в них нарушены или соблюдены.
Дети обсуждают свои ответы с воспитателем и другими детьми, объясняют свои решения и слушают мнения других.
Творческое задание.
Воспитатель предлагает детям нарисовать рисунки на тему «Мои права и обязанности».
Дети рисуют, а воспитатель ходит по группе, интересуется их работами, задаёт вопросы и даёт небольшие советы.
Заключение.
Воспитатель подводит итоги занятия, подчёркивая важность уважения и соблюдения прав и обязанностей.
Воспитатель отмечает, что каждый ребёнок может внести свой вклад в соблюдение прав и обязанностей, проявляя доброту, заботу и внимание к окружающим.
Воспитатель предлагает устроить выставку рисунков, чтобы поделиться своими мыслями и чувствами с другими детьми и взрослыми.
Рефлексия.
В конце занятия воспитатель просит детей поделиться своими впечатлениями и мыслями о том, что они узнали нового и интересного.
Дети по очереди высказываются, воспитатель благодарит их за активное участие и подчёркивает важность их вклада в обсуждение.
Конспект беседы «Что такое День защиты детей?»
Цель: познакомить детей с историей и значением Дня защиты детей, воспитать у них чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.
Задачи:
рассказать детям об истории возникновения праздника;
обсудить с детьми основные права детей;
развивать умение слушать и понимать речь воспитателя;
воспитывать у детей уважительное отношение к правам детей.
Материалы и оборудование: иллюстрации или фотографии, связанные с праздником (например, дети, играющие в парке, дети, занимающиеся спортом, дети, рисующие на асфальте), аудиозаписи детских песен.
Ход беседы:
Введение в тему.
Воспитатель начинает беседу с вопроса: «Знаете ли вы, какой праздник отмечается 1 июня?»
После ответов детей воспитатель рассказывает о том, что 1 июня отмечается Международный день защиты детей.
История праздника.
Воспитатель рассказывает об истории возникновения Дня защиты детей:
В 1949 году на конгрессе Международной демократической федерации женщин в Париже было решено учредить Международный день защиты детей.
Этот день был выбран в связи с тем, что 1 июня во многих странах мира заканчиваются школьные занятия и начинаются летние каникулы.
Цель праздника — обратить внимание общества на проблемы детей, их здоровье, образование и благополучие.
Права детей.
Воспитатель объясняет детям, что у каждого ребёнка есть свои права, которые должны быть защищены:
право на жизнь и здоровье;
право на образование;
право на отдых и досуг;
право на защиту от насилия и эксплуатации.
Воспитатель приводит примеры ситуаций, в которых права детей могут быть нарушены, и обсуждает с детьми, как можно помочь детям в таких ситуациях.
Обсуждение с детьми.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
Что вы знаете о правах детей?
Как вы думаете, почему важно защищать права детей?
Что вы можете сделать, чтобы помочь детям, чьи права нарушаются?
Дети отвечают на вопросы, высказывают свои мнения и предложения.
Заключение.
Воспитатель подводит итоги беседы, подчёркивая важность уважения и защиты прав детей.
Воспитатель предлагает детям нарисовать рисунки на тему «Мой любимый праздник» и устроить выставку работ.
Рефлексия.
В конце беседы воспитатель просит детей поделиться своими впечатлениями и мыслями о том, что они узнали нового и интересного.
Картотека дидактических игр ко Дню защиты детей
1. Игра «Моё право»
Цель: познакомить детей с основными правами, которые есть у каждого ребёнка.
Материалы: карточки с изображениями, иллюстрирующими различные права детей (например, право на образование, право на отдых, право на медицинскую помощь и т. д.).
Ход игры:
Разложите карточки с изображениями перед детьми.
Попросите детей выбрать карточку и рассказать, какое право на ней изображено.
Обсудите с детьми, почему каждое из этих прав важно для них.
2. Игра «Что я могу, а что нет»
Цель: помочь детям понять разницу между правами и обязанностями, а также научиться принимать правильные решения в различных ситуациях.
Материалы: карточки с ситуациями, в которых ребёнок должен сделать выбор (например, «Можно ли грубить взрослым?», «Можно ли помогать маме?», «Можно ли пропускать уроки без уважительной причины?» и т. д.).
Ход игры:
Прочитайте ситуацию, написанную на карточке.
Предложите детям обсудить, как лучше поступить в этой ситуации, и почему.
Подведите итог обсуждения, выделив правильные и неправильные варианты поведения.
3. Игра «Права и обязанности»
Цель: закрепить знания детей о правах и обязанностях, развить умение анализировать ситуации и делать выводы.
Материалы: карточки с ситуациями, иллюстрирующими права и обязанности детей (например, «Ребёнок играет в парке», «Ребёнок помогает маме убираться дома» и т. д.).
Ход игры:
Раздайте детям карточки с ситуациями.
Попросите детей определить, какие права или обязанности в этих ситуациях соблюдаются или нарушаются.
Обсудите ответы детей, помогите им сделать выводы.
4. Игра «Хорошо — плохо»
Цель: научить детей различать хорошие и плохие поступки, развить умение оценивать своё поведение и поведение других людей.
Материалы: карточки с изображениями поступков (например, «Мальчик помогает бабушке перейти дорогу», «Девочка грубит маме», «Дети мусорят в парке» и т. д.).
Ход игры:
Покажите детям карточку с изображением поступка.
Попросите их определить, хороший это поступок или плохой, и объяснить свой выбор.
Подведите итог, обсудив, почему некоторые поступки считаются хорошими, а некоторые — плохими.
5. Игра «Мой выбор»
Цель: развить умение принимать решения, учитывая свои права и обязанности.
Материалы: карточки с ситуациями, в которых ребёнку нужно сделать выбор (например, «Ты можешь пойти гулять с друзьями или помочь маме убрать со стола», «Ты можешь посмотреть телевизор или сделать домашнее задание» и т. д.).
Ход игры:
Прочитайте ситуацию, написанную на карточке.
Предложите детям обсудить, какой выбор они сделали бы в этой ситуации и почему.
Подведите итог обсуждения, выделив наиболее правильные и ответственные решения.
6. Игра «Сказочные права»
Цель: помочь детям понять, как права применяются в различных ситуациях, используя примеры из сказок.
Материалы: карточки с описаниями ситуаций из сказок, где персонажи сталкиваются с вопросами прав (например, «Золушка вынуждена работать без отдыха — нарушение права на отдых», «Рапунцель заперта в башне — нарушение права на свободу» и т. д.).
Ход игры:
Прочитайте описание ситуации из сказки.
Попросите детей определить, какое право нарушается или защищается в этой ситуации.
Обсудите с детьми, как можно было бы решить ситуацию, чтобы права персонажа были соблюдены.
7. Игра «Дерево прав»
Цель: закрепить знания детей о различных правах, которые есть у каждого ребёнка.
Материалы: картонное изображение дерева, карточки с рисунками, иллюстрирующими разные права детей (например, право на образование, право на здоровье, право на игру и т. д.).
Ход игры:
Покажите детям картонное дерево и объясните, что на его ветвях будут висеть карточки с правами.
Предложите детям выбрать карточку и прикрепить её к дереву, объясняя, что изображено на карточке и почему это важно.
Обсудите с детьми, почему все права важны и как они могут быть реализованы.
8. Игра «Права в истории»
Цель: познакомить детей с историей защиты прав детей, используя примеры из прошлого.
Материалы: карточки с историческими фактами о защите прав детей (например, «В 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка», «В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка» и т. д.).
Ход игры:
Прочитайте исторический факт, написанный на карточке.
Попросите детей объяснить, что это значит и как это связано с правами детей.
Обсудите с детьми, как изменились права детей с течением времени и почему это важно.
9. Игра «Права и эмоции»
Цель: помочь детям понять, как соблюдение или нарушение прав влияет на эмоции человека.
Материалы: карточки с ситуациями, где права соблюдаются или нарушаются (например, «Ребёнок получил подарок на день рождения — радость», «Ребёнка обидели в садике — грусть» и т. д.).
Ход игры:
Прочитайте ситуацию, написанную на карточке.
Попросите детей определить, какие эмоции может испытывать человек в этой ситуации.
Обсудите с детьми, как соблюдение прав может влиять на эмоциональное состояние человека.
10. Игра «Права в семье»
Цель: помочь детям понять, какие права есть у них в семье и как они могут быть реализованы.
Материалы: карточки с ситуациями, связанными с правами детей в семье (например, «Право на общение с родителями», «Право на участие в принятии решений», «Право на защиту от насилия» и т. д.).
Ход игры:
Прочитайте ситуацию, написанную на карточке.
Попросите детей объяснить, какое право описано в ситуации и как оно может быть реализовано в семье.
Обсудите с детьми, почему эти права важны для них и как они могут помочь создать гармоничную семейную атмосферу.
11. Игра «Путешествие по правам»
Цель: закрепить знания детей о правах, используя игровой формат путешествия.
Материалы: игровое поле с маршрутом путешествия, карточки с вопросами о правах детей.
Ход игры:
Разложите игровое поле и объясните правила путешествия.
Дети по очереди бросают кубик и передвигают свои фишки по маршруту.
На каждой остановке дети отвечают на вопрос о правах, написанный на карточке.
Побеждает тот, кто первым достигнет финиша и правильно ответит на все вопросы.
12. Игра «Права и загадки»
Цель: помочь детям запомнить основные права, используя загадки.
Материалы: карточки с загадками, связанными с правами детей (например, «Я могу туда пойти, где много книг и знаний. Что это? (Библиотека)», «Я имею право там играть и веселиться. Что это? (Детская площадка)» и т. д.).
Ход игры:
Прочитайте загадку, написанную на карточке.
Попросите детей угадать, о каком праве идёт речь.
Обсудите с детьми, почему они выбрали именно этот ответ и как это право может быть реализовано.
13. Игра «Права и символы»
Цель: помочь детям запомнить символы, связанные с правами детей.
Материалы: карточки с изображениями символов (например, глобус — символ права на образование, сердце — символ права на здоровье, домик — символ права на жильё и т. д.).
Ход игры:
Покажите детям карточку с изображением символа.
Попросите их определить, какому праву соответствует этот символ, и объяснить свой выбор.
Обсудите с детьми, почему выбран именно этот символ для обозначения права, и как это право может быть реализовано в жизни.
14. Игра «Права в сказках»
Цель: научить детей находить примеры прав и обязанностей в знакомых сказках.
Материалы: карточки с названиями сказок и вопросами о правах героев (например, «Какие права имеет Золушка в сказке "Золушка"?», «Какие обязанности есть у Буратино в сказке "Золотой ключик"?»).
Ход игры:
Прочитайте название сказки и вопрос, написанный на карточке.
Попросите детей вспомнить сюжет сказки и ответить на вопрос, объясняя свои ответы.
Обсудите с детьми, как права и обязанности героев сказок отражают реальные права и обязанности детей.
15. Игра «Правовой лабиринт»
Цель: закрепить знания детей о различных аспектах прав через игровой формат.
Материалы: игровое поле с лабиринтом, карточки с вопросами о правах и обязанностях.
Ход игры:
Разложите игровое поле и объясните правила игры.
Дети по очереди бросают кубик и передвигают свои фишки по лабиринту.
На каждом повороте или развилке дети отвечают на вопрос о правах, написанный на карточке.
Побеждает тот, кто первым достигнет выхода из лабиринта и правильно ответит на все вопросы.
16. Игра «Права и истории»
Цель: научить детей составлять короткие истории, иллюстрирующие различные права.
Материалы: карточки с названиями прав (например, «Право на образование», «Право на отдых», «Право на медицинскую помощь»).
Ход игры:
Прочитайте название права, написанное на карточке.
Попросите детей придумать короткую историю, в которой это право играет ключевую роль.
Обсудите с детьми их истории, выделяя, как в них проявляется выбранное право.
17. Игра «Права и ролевые игры»
Цель: помочь детям лучше понять и применить знания о правах через ролевые игры.
Материалы: сценарии для ролевых игр, связанные с различными ситуациями, где проявляются права детей (например, «В школе», «В поликлинике», «На прогулке»).
Ход игры:
Предложите детям выбрать сценарий для ролевой игры.
Разделите детей на группы и распределите роли.
Попросите детей разыграть ситуацию, уделяя особое внимание тому, как в ней проявляются права персонажей.
Обсудите с детьми, какие права были задействованы в игре и как они были реализованы.
18. Игра «Права и рисунки»
Цель: развить творческие способности детей и помочь им выразить свои знания о правах через рисование.
Материалы: бумага, карандаши, фломастеры.
Ход игры:
Предложите детям нарисовать рисунок, иллюстрирующий какое-либо право (например, право на образование, право на отдых, право на медицинскую помощь).
Попросите детей объяснить, что они нарисовали и какое право изображено на их рисунке.
Обсудите с детьми, почему они выбрали именно эти темы для своих рисунков и как эти права важны для них.
19. Игра «Права и пословицы»
Цель: помочь детям понять связь между народными мудростями и правами человека.
Материалы: карточки с пословицами, связанными с правами (например, «Знание — сила», «В здоровом теле — здоровый дух»).
Ход игры:
Прочитайте пословицу, написанную на карточке.
Попросите детей объяснить смысл пословицы и связать её с определённым правом.
Обсудите с детьми, как эта пословица отражает важность соблюдения прав и как она может быть применена в жизни.
Итоги краткосрочного проекта «День защиты детей»
В настоящее время особую актуальность имеет проблема беззащитности детей перед тем злом, которое несет современный мир: наркоманией, преступностью, терроризмом. Главная задача для нас, взрослых – растить физически и нравственно здоровое поколение, ограждая детей от насилия, жестокости, грубости. Именно поэтому было принято решение, в первые летние дни, ввести в работу в логопедической группе ГКДОУ «Новоазовский детский сад №6 Ласточка» проект «День защиты детей».
Проект носил краткосрочный характер, длился 1 неделю (с 29 мая по 4 июня 2025г.).
В
ходе проекта дети познакомились с историей и значением Дня защиты детей. с помощью дидактических игр «Моё право», «Хорошо – плохо», «Дерево прав» и др. ребята продолжили развить понимание своих прав и обязанностей. Проект способствовал развитию творческих способностей детей через участие в тематических мероприятиях: «Рисуем мир». Посредством индивидуальных бесед и консультаций педагогу удалось привлечь внимание родителей к вопросам защиты прав и интересов детей. По результатам проведённой работы у большинства детей отмечается положительная динамика уровня развития общественной значимости и творческой активности. Наблюдается осознание детьми своей значимости в гражданском обществе и понимание своей причастности к судьбе Родины. В ходе реализации проекта «Международный День Защиты детей», использовались все доступные методы и формы работы.
Вовлечение родителей воспитанников в активное участие в жизни ДОУ. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Благодаря разному сочетанию форм работы детям было интересно. Соблюдалась логическая последовательность. Все связки между этапами проекта присутствовали, детям было легко переключаться с одного этапа на другой.
Характер взаимодействия детей и воспитателей был доверительным, доброжелательным, наблюдалась заинтересованность детей на протяжении всего времени проведения проекта. Взаимодействие воспитателей и детей чётко прослеживалось, все ребята активно и с удовольствием принимали участие в мероприятиях.
Вывод: цели и задачи, поставленные к данному проекту были реализованы. Дети получили массу новых знаний и положительных эмоций.