СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "День защиты детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект краткосрочного типа для реализации с детьми старшего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Проект "День защиты детей"»



























































Проект «День защиты детей»

Актуальность:
День защиты детей — это международный праздник, который отмечается ежегодно 1 июня. Он призван привлечь внимание общества к вопросам защиты прав и интересов детей, их здоровья, образования и благополучия. В детском саду проведение мероприятий, посвящённых этому дню, способствует формированию у детей чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих, развитию их творческих способностей и коммуникативных навыков.

Проблема:
Недостаточная осведомлённость детей и их родителей о правах детей, а также о мерах по обеспечению их безопасности и защиты.

Цель:
Создание условий для формирования у детей представлений о своих правах и обязанностях, а также развитие их творческих и коммуникативных способностей через проведение тематических мероприятий.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей и значением Дня защиты детей.

  2. Развить у детей понимание своих прав и обязанностей.

  3. Способствовать развитию творческих способностей детей через участие в тематических мероприятиях.

  4. Привлечь внимание родителей к вопросам защиты прав и интересов детей.

Срок реализации проекта:
1 неделя (с 29 мая по 4 июня 2025г.).

Участники проекта:
Воспитатели логопедической группы, дети логопедической группы, их родители.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня осведомлённости детей о своих правах и обязанностях.

  2. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей.

  3. Укрепление взаимодействия между детьми разных возрастных групп.

  4. Повышение интереса родителей к вопросам защиты прав и интересов детей.


Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап (29–30 мая 2025г):

  • Разработка плана мероприятий.

  • Подготовка материалов и оборудования.

  • Информирование родителей о предстоящем событии.

  1. Основной этап (2–4 июня 2025г.):

  • Проведение тематических занятий и бесед с детьми.

  • Организация творческих мастерских и мастер-классов.

  • Проведение спортивных соревнований и игр.

  • Организация встречи с представителями правоохранительных органов или социальных служб (по возможности).

  1. Заключительный этап (5 июня 2025г.):

  • Подведение итогов проекта.

  • Анализ результатов и определение направлений дальнейшей работы.


Предварительная работа:

  • Изучение методической литературы по теме проекта.

  • Разработка конспектов занятий и бесед.

  • Подбор материалов и оборудования для творческих мастерских.

  • Подготовка приглашений для родителей.

Подробный перспективный план:

День

Мероприятие


Ответственный

30 мая

Беседа «Что такое День защиты детей?»


Воспитатель Д.И. Дубовская

2 июня

Тематическое занятие «Мои права и обязанности»


Воспитатель Д.И. Дубовская

3 июня

Творческая мастерская «Рисуем мир»


Воспитатель Д.И. Дубовская

4 июня

Спортивные соревнования «Весёлые старты»


Инструктор по физкультуре, воспитатель Д.И. Дубовская

5 июня

Встреча с представителем правоохранительных органов «Безопасность на улице»


Представитель правоохранительных органов, воспитатель Д.И. Дубовская

Приложения:

  • Конспекты занятий и бесед.

  • Картотека игр

  • Буклет

  • Материалы для творческих мастерских.

  • Консультация для родителей.


Итоги проекта:

  • Анализ результатов проекта.

  • Определение направлений дальнейшей работы по формированию у детей представлений о своих правах и обязанностях.

  • Подготовка отчётной документации.




Список используемой литературы:

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2002.

  2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  3. Максакова А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: пособие для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1983.


























Конспект тематического занятия «Мои права и обязанности»


Цель: формирование у детей представлений о своих правах и обязанностях, развитие умения анализировать ситуации и делать выводы.

Задачи:

  • познакомить детей с основными правами и обязанностями;

  • развивать умение слушать и понимать речь воспитателя, формулировать свои мысли;

  • воспитывать у детей уважительное отношение к правам и обязанностям, а также к окружающим людям.

Материалы и оборудование: карточки с ситуациями, иллюстрирующими права и обязанности детей, аудиозаписи детских песен, бумага, карандаши или фломастеры для рисования.

Ход занятия:

  1. Введение в тему.

    • Воспитатель начинает занятие с вопроса: «Знаете ли вы, что у каждого человека есть свои права и обязанности?»

    • После ответов детей воспитатель объясняет, что права — это то, что каждый человек может делать или требовать, а обязанности — это то, что каждый человек должен делать.

    • Воспитатель предлагает детям послушать рассказ о правах и обязанностях и постараться понять, что это такое.

  2. Рассказ о правах и обязанностях.

    • Воспитатель рассказывает о том, что у детей есть право на жизнь, здоровье, образование, отдых и досуг, а также обязанность учиться, помогать родителям, уважать старших и заботиться о младших.

    • Воспитатель приводит примеры ситуаций, иллюстрирующих права и обязанности детей, и обсуждает их с детьми. Например:

      • Право на образование: каждый ребёнок имеет право ходить в школу и получать знания.

      • Обязанность учиться: каждый ребёнок должен стараться хорошо учиться и выполнять домашние задания.

      • Право на отдых: каждый ребёнок имеет право отдыхать и заниматься любимыми делами.

      • Обязанность помогать родителям: каждый ребёнок должен помогать родителям по дому и уважать их труд.

    • Дети вместе с воспитателем обсуждают, какие ещё права и обязанности есть у детей, и как они могут их соблюдать.

  3. Анализ ситуаций.

    • Воспитатель раздаёт детям карточки с ситуациями, иллюстрирующими права и обязанности детей.

    • Дети читают ситуации, анализируют их и определяют, какие права или обязанности в них нарушены или соблюдены.

    • Дети обсуждают свои ответы с воспитателем и другими детьми, объясняют свои решения и слушают мнения других.

  4. Творческое задание.

    • Воспитатель предлагает детям нарисовать рисунки на тему «Мои права и обязанности».

    • Дети рисуют, а воспитатель ходит по группе, интересуется их работами, задаёт вопросы и даёт небольшие советы.

  5. Заключение.

    • Воспитатель подводит итоги занятия, подчёркивая важность уважения и соблюдения прав и обязанностей.

    • Воспитатель отмечает, что каждый ребёнок может внести свой вклад в соблюдение прав и обязанностей, проявляя доброту, заботу и внимание к окружающим.

    • Воспитатель предлагает устроить выставку рисунков, чтобы поделиться своими мыслями и чувствами с другими детьми и взрослыми.

  6. Рефлексия.

    • В конце занятия воспитатель просит детей поделиться своими впечатлениями и мыслями о том, что они узнали нового и интересного.

    • Дети по очереди высказываются, воспитатель благодарит их за активное участие и подчёркивает важность их вклада в обсуждение.







































Конспект беседы «Что такое День защиты детей?»

Цель: познакомить детей с историей и значением Дня защиты детей, воспитать у них чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.

Задачи:

  • рассказать детям об истории возникновения праздника;

  • обсудить с детьми основные права детей;

  • развивать умение слушать и понимать речь воспитателя;

  • воспитывать у детей уважительное отношение к правам детей.

Материалы и оборудование: иллюстрации или фотографии, связанные с праздником (например, дети, играющие в парке, дети, занимающиеся спортом, дети, рисующие на асфальте), аудиозаписи детских песен.

Ход беседы:

  1. Введение в тему.

    • Воспитатель начинает беседу с вопроса: «Знаете ли вы, какой праздник отмечается 1 июня?»

    • После ответов детей воспитатель рассказывает о том, что 1 июня отмечается Международный день защиты детей.

  2. История праздника.

    • Воспитатель рассказывает об истории возникновения Дня защиты детей:

      • В 1949 году на конгрессе Международной демократической федерации женщин в Париже было решено учредить Международный день защиты детей.

      • Этот день был выбран в связи с тем, что 1 июня во многих странах мира заканчиваются школьные занятия и начинаются летние каникулы.

      • Цель праздника — обратить внимание общества на проблемы детей, их здоровье, образование и благополучие.

  3. Права детей.

    • Воспитатель объясняет детям, что у каждого ребёнка есть свои права, которые должны быть защищены:

      • право на жизнь и здоровье;

      • право на образование;

      • право на отдых и досуг;

      • право на защиту от насилия и эксплуатации.

    • Воспитатель приводит примеры ситуаций, в которых права детей могут быть нарушены, и обсуждает с детьми, как можно помочь детям в таких ситуациях.

  4. Обсуждение с детьми.

    • Воспитатель задаёт детям вопросы:

      • Что вы знаете о правах детей?

      • Как вы думаете, почему важно защищать права детей?

      • Что вы можете сделать, чтобы помочь детям, чьи права нарушаются?

    • Дети отвечают на вопросы, высказывают свои мнения и предложения.

  5. Заключение.

    • Воспитатель подводит итоги беседы, подчёркивая важность уважения и защиты прав детей.

    • Воспитатель предлагает детям нарисовать рисунки на тему «Мой любимый праздник» и устроить выставку работ.

  6. Рефлексия.

    • В конце беседы воспитатель просит детей поделиться своими впечатлениями и мыслями о том, что они узнали нового и интересного.







Картотека дидактических игр ко Дню защиты детей

1. Игра «Моё право»

Цель: познакомить детей с основными правами, которые есть у каждого ребёнка.

Материалы: карточки с изображениями, иллюстрирующими различные права детей (например, право на образование, право на отдых, право на медицинскую помощь и т. д.).

Ход игры:

  • Разложите карточки с изображениями перед детьми.

  • Попросите детей выбрать карточку и рассказать, какое право на ней изображено.

  • Обсудите с детьми, почему каждое из этих прав важно для них.



2. Игра «Что я могу, а что нет»

Цель: помочь детям понять разницу между правами и обязанностями, а также научиться принимать правильные решения в различных ситуациях.

Материалы: карточки с ситуациями, в которых ребёнок должен сделать выбор (например, «Можно ли грубить взрослым?», «Можно ли помогать маме?», «Можно ли пропускать уроки без уважительной причины?» и т. д.).

Ход игры:

  • Прочитайте ситуацию, написанную на карточке.

  • Предложите детям обсудить, как лучше поступить в этой ситуации, и почему.

  • Подведите итог обсуждения, выделив правильные и неправильные варианты поведения.



3. Игра «Права и обязанности»

Цель: закрепить знания детей о правах и обязанностях, развить умение анализировать ситуации и делать выводы.

Материалы: карточки с ситуациями, иллюстрирующими права и обязанности детей (например, «Ребёнок играет в парке», «Ребёнок помогает маме убираться дома» и т. д.).

Ход игры:

  • Раздайте детям карточки с ситуациями.

  • Попросите детей определить, какие права или обязанности в этих ситуациях соблюдаются или нарушаются.

  • Обсудите ответы детей, помогите им сделать выводы.



4. Игра «Хорошо — плохо»

Цель: научить детей различать хорошие и плохие поступки, развить умение оценивать своё поведение и поведение других людей.

Материалы: карточки с изображениями поступков (например, «Мальчик помогает бабушке перейти дорогу», «Девочка грубит маме», «Дети мусорят в парке» и т. д.).

Ход игры:

  • Покажите детям карточку с изображением поступка.

  • Попросите их определить, хороший это поступок или плохой, и объяснить свой выбор.

  • Подведите итог, обсудив, почему некоторые поступки считаются хорошими, а некоторые — плохими.



5. Игра «Мой выбор»

Цель: развить умение принимать решения, учитывая свои права и обязанности.

Материалы: карточки с ситуациями, в которых ребёнку нужно сделать выбор (например, «Ты можешь пойти гулять с друзьями или помочь маме убрать со стола», «Ты можешь посмотреть телевизор или сделать домашнее задание» и т. д.).

Ход игры:

  • Прочитайте ситуацию, написанную на карточке.

  • Предложите детям обсудить, какой выбор они сделали бы в этой ситуации и почему.

  • Подведите итог обсуждения, выделив наиболее правильные и ответственные решения.



6. Игра «Сказочные права»

Цель: помочь детям понять, как права применяются в различных ситуациях, используя примеры из сказок.

Материалы: карточки с описаниями ситуаций из сказок, где персонажи сталкиваются с вопросами прав (например, «Золушка вынуждена работать без отдыха — нарушение права на отдых», «Рапунцель заперта в башне — нарушение права на свободу» и т. д.).

Ход игры:

  • Прочитайте описание ситуации из сказки.

  • Попросите детей определить, какое право нарушается или защищается в этой ситуации.

  • Обсудите с детьми, как можно было бы решить ситуацию, чтобы права персонажа были соблюдены.



7. Игра «Дерево прав»

Цель: закрепить знания детей о различных правах, которые есть у каждого ребёнка.

Материалы: картонное изображение дерева, карточки с рисунками, иллюстрирующими разные права детей (например, право на образование, право на здоровье, право на игру и т. д.).

Ход игры:

  • Покажите детям картонное дерево и объясните, что на его ветвях будут висеть карточки с правами.

  • Предложите детям выбрать карточку и прикрепить её к дереву, объясняя, что изображено на карточке и почему это важно.

  • Обсудите с детьми, почему все права важны и как они могут быть реализованы.

8. Игра «Права в истории»

Цель: познакомить детей с историей защиты прав детей, используя примеры из прошлого.

Материалы: карточки с историческими фактами о защите прав детей (например, «В 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребёнка», «В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка» и т. д.).

Ход игры:

  • Прочитайте исторический факт, написанный на карточке.

  • Попросите детей объяснить, что это значит и как это связано с правами детей.

  • Обсудите с детьми, как изменились права детей с течением времени и почему это важно.

9. Игра «Права и эмоции»

Цель: помочь детям понять, как соблюдение или нарушение прав влияет на эмоции человека.

Материалы: карточки с ситуациями, где права соблюдаются или нарушаются (например, «Ребёнок получил подарок на день рождения — радость», «Ребёнка обидели в садике — грусть» и т. д.).

Ход игры:

  • Прочитайте ситуацию, написанную на карточке.

  • Попросите детей определить, какие эмоции может испытывать человек в этой ситуации.

  • Обсудите с детьми, как соблюдение прав может влиять на эмоциональное состояние человека.

10. Игра «Права в семье»

Цель: помочь детям понять, какие права есть у них в семье и как они могут быть реализованы.

Материалы: карточки с ситуациями, связанными с правами детей в семье (например, «Право на общение с родителями», «Право на участие в принятии решений», «Право на защиту от насилия» и т. д.).

Ход игры:

  • Прочитайте ситуацию, написанную на карточке.

  • Попросите детей объяснить, какое право описано в ситуации и как оно может быть реализовано в семье.

  • Обсудите с детьми, почему эти права важны для них и как они могут помочь создать гармоничную семейную атмосферу.

11. Игра «Путешествие по правам»

Цель: закрепить знания детей о правах, используя игровой формат путешествия.

Материалы: игровое поле с маршрутом путешествия, карточки с вопросами о правах детей.

Ход игры:

  • Разложите игровое поле и объясните правила путешествия.

  • Дети по очереди бросают кубик и передвигают свои фишки по маршруту.

  • На каждой остановке дети отвечают на вопрос о правах, написанный на карточке.

  • Побеждает тот, кто первым достигнет финиша и правильно ответит на все вопросы.

12. Игра «Права и загадки»

Цель: помочь детям запомнить основные права, используя загадки.

Материалы: карточки с загадками, связанными с правами детей (например, «Я могу туда пойти, где много книг и знаний. Что это? (Библиотека)», «Я имею право там играть и веселиться. Что это? (Детская площадка)» и т. д.).

Ход игры:

  • Прочитайте загадку, написанную на карточке.

  • Попросите детей угадать, о каком праве идёт речь.

  • Обсудите с детьми, почему они выбрали именно этот ответ и как это право может быть реализовано.



13. Игра «Права и символы»

Цель: помочь детям запомнить символы, связанные с правами детей.

Материалы: карточки с изображениями символов (например, глобус — символ права на образование, сердце — символ права на здоровье, домик — символ права на жильё и т. д.).

Ход игры:

  • Покажите детям карточку с изображением символа.

  • Попросите их определить, какому праву соответствует этот символ, и объяснить свой выбор.

  • Обсудите с детьми, почему выбран именно этот символ для обозначения права, и как это право может быть реализовано в жизни.

14. Игра «Права в сказках»

Цель: научить детей находить примеры прав и обязанностей в знакомых сказках.

Материалы: карточки с названиями сказок и вопросами о правах героев (например, «Какие права имеет Золушка в сказке "Золушка"?», «Какие обязанности есть у Буратино в сказке "Золотой ключик"?»).

Ход игры:

  • Прочитайте название сказки и вопрос, написанный на карточке.

  • Попросите детей вспомнить сюжет сказки и ответить на вопрос, объясняя свои ответы.

  • Обсудите с детьми, как права и обязанности героев сказок отражают реальные права и обязанности детей.

15. Игра «Правовой лабиринт»

Цель: закрепить знания детей о различных аспектах прав через игровой формат.

Материалы: игровое поле с лабиринтом, карточки с вопросами о правах и обязанностях.

Ход игры:

  • Разложите игровое поле и объясните правила игры.

  • Дети по очереди бросают кубик и передвигают свои фишки по лабиринту.

  • На каждом повороте или развилке дети отвечают на вопрос о правах, написанный на карточке.

  • Побеждает тот, кто первым достигнет выхода из лабиринта и правильно ответит на все вопросы.

16. Игра «Права и истории»

Цель: научить детей составлять короткие истории, иллюстрирующие различные права.

Материалы: карточки с названиями прав (например, «Право на образование», «Право на отдых», «Право на медицинскую помощь»).

Ход игры:

  • Прочитайте название права, написанное на карточке.

  • Попросите детей придумать короткую историю, в которой это право играет ключевую роль.

  • Обсудите с детьми их истории, выделяя, как в них проявляется выбранное право.

17. Игра «Права и ролевые игры»

Цель: помочь детям лучше понять и применить знания о правах через ролевые игры.

Материалы: сценарии для ролевых игр, связанные с различными ситуациями, где проявляются права детей (например, «В школе», «В поликлинике», «На прогулке»).

Ход игры:

  • Предложите детям выбрать сценарий для ролевой игры.

  • Разделите детей на группы и распределите роли.

  • Попросите детей разыграть ситуацию, уделяя особое внимание тому, как в ней проявляются права персонажей.

  • Обсудите с детьми, какие права были задействованы в игре и как они были реализованы.

18. Игра «Права и рисунки»

Цель: развить творческие способности детей и помочь им выразить свои знания о правах через рисование.

Материалы: бумага, карандаши, фломастеры.

Ход игры:

  • Предложите детям нарисовать рисунок, иллюстрирующий какое-либо право (например, право на образование, право на отдых, право на медицинскую помощь).

  • Попросите детей объяснить, что они нарисовали и какое право изображено на их рисунке.

  • Обсудите с детьми, почему они выбрали именно эти темы для своих рисунков и как эти права важны для них.

19. Игра «Права и пословицы»

Цель: помочь детям понять связь между народными мудростями и правами человека.

Материалы: карточки с пословицами, связанными с правами (например, «Знание — сила», «В здоровом теле — здоровый дух»).

Ход игры:

  • Прочитайте пословицу, написанную на карточке.

  • Попросите детей объяснить смысл пословицы и связать её с определённым правом.

  • Обсудите с детьми, как эта пословица отражает важность соблюдения прав и как она может быть применена в жизни.




































Итоги краткосрочного проекта «День защиты детей»

В настоящее время особую актуальность имеет проблема беззащитности детей перед тем злом, которое несет современный мир: наркоманией, преступностью, терроризмом. Главная задача для нас, взрослых – растить физически и нравственно здоровое поколение, ограждая детей от насилия, жестокости, грубости. Именно поэтому было принято решение, в первые летние дни, ввести в работу в логопедической группе ГКДОУ «Новоазовский детский сад №6 Ласточка» проект «День защиты детей».

Проект носил краткосрочный характер, длился 1 неделю (с 29 мая по 4 июня 2025г.).

В ходе проекта дети познакомились с историей и значением Дня защиты детей. с помощью дидактических игр «Моё право», «Хорошо – плохо», «Дерево прав» и др. ребята продолжили развить понимание своих прав и обязанностей. Проект способствовал развитию творческих способностей детей через участие в тематических мероприятиях: «Рисуем мир». Посредством индивидуальных бесед и консультаций педагогу удалось привлечь внимание родителей к вопросам защиты прав и интересов детей. По результатам проведённой работы у большинства детей отмечается положительная динамика уровня развития общественной значимости и творческой активности. Наблюдается осознание детьми своей значимости в гражданском обществе и понимание своей причастности к судьбе Родины. В ходе реализации проекта «Международный День Защиты детей», использовались все доступные методы и формы работы.

Вовлечение родителей воспитанников в активное участие в жизни ДОУ. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Благодаря разному сочетанию форм работы детям было интересно. Соблюдалась логическая последовательность. Все связки между этапами проекта присутствовали, детям было легко переключаться  с одного этапа на другой.

Характер взаимодействия детей и воспитателей был доверительным, доброжелательным, наблюдалась заинтересованность детей на протяжении всего времени проведения проекта. Взаимодействие воспитателей и детей чётко прослеживалось, все ребята активно и с удовольствием принимали участие в мероприятиях.

Вывод: цели и задачи, поставленные к данному проекту были реализованы. Дети получили массу новых знаний и положительных эмоций.