Долгосрочный проект
Подготовительной к школе группы «Березка»
на тему
«Детская журналистика»
Подготовили воспитатели :
Васильева Ю.А.
Шаталина Е.И.
Актуальность проекта - Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Дошкольники затрудняются или не умеют:
ставить перед собой цели в соответствии с гипотезой;
формулировать гипотезы;
анализировать проблемные ситуации;
самостоятельно находить пути и способы решения проблемы;
действовать вместе с другими;
добиваться конечного результата и т.д.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Цель проекта- Формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность.
Задачи проекта - Формировать, актуализировать и обогащать субъективный опыт дошкольников.
Целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий.
Научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.
Научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами.
Развивать способность к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов.
Использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.
Учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.
Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.
Предполагаемые результаты - Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.
Этапы реализации проекта - Проект долгосрочный.
Организационный этап:
определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
предварительная работа по сбору информации;
подготовка анкетирования родителей.
Основной этап:
инновационная образовательная деятельность с детьми, педагогами и родителями;
исследовательская деятельность;
работа с родителями по взаимодействию в рамках
проекта;
Заключительный этап:
систематизация собранного материала по теме;
анализ проведённой деятельности;
организация пресс-центра и еженедельный выпуск газеты.
Организационный этап
Просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о журналистике.
Сбор материалов по данной теме.
Круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей).
Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.
Основной этап
Работа с детьми
Образовательная область | Формы и методы работы | Сроки |
Познание | Проведение непосредственно образовательной деятельности по темам: «Мы – журналисты»; «Журналист – профессия творческая»; «Телестудия «Круглый год» и другие. Беседы познавательного характера на темы: «Что я знаю о профессии журналиста?»; «О чем можно узнать по заголовку?»; «Журналистика – целая наука»; «Кто издаёт журнал?»; «Интервью» «Кто такой юнкор?» Этикет телефонного разговора» и другие. Создание фотовыставок в соответствии с тематикой репортажа. Изготовление вспомогательных карточек по изучению данной темы. Работа с практическим материалом: DVD – дисками,фотографиями, иллюстрациями, газетами, журналами, открытками. Организация мини – музея «Журналистика – целая наука». | В течение года В течение года В течение года. В течение года Ноябрь В течение года. Май |
Коммуникация | Составление творческих рассказов по открыткам, фотографиям, из личного опыта, по представлению в соответствии с темой репортажа. Проведение коммуникативных игр: «Продолжи предложение», «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение», «Скажи грамотно» и другие в соответствии с темой проекта. Интервью у родителей, педагогов и других работников ДОУ, интересных гостей города в соответствии с тематикой недели. | В течение года |
Чтение художественной литературы | Знакомство с разными журналами и газетами. Чтение произведений поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах. Знакомство с творчеством известных журналистов. Экскурсия в го библиотеку . Подбор книг об истории журналистики, создании разных журналов и газет. Заучивание стихотворений, загадок, крылатых высказываний. Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора. | В течение года Март |
Социализация | Дидактические игры на тему «Профессии»; «Что лишнее?» и т.д. Режиссёрские игры: «Я беру интервью», «Я - журналист», «Путешествие в прошлое», «Профессии города» и др. Познавательные игры: «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Угадай, о чём спросили», «Угадай о ком я говорю» и другие. 4.Творческая игра «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной? | В течение года |
Музыка | Слушание музыкальных произведений о профессиях. Посещение театра с целью написания репортажа. | В течение года |
Художественное творчество | Изготовление репортажей, газет в соответствии с темой недели. Рисование и аппликации в соответствии с темой репортажа. Изготовление атрибутов для режиссёрской и сюжетно-ролевой игр. Творческий конкурс на лучший репортаж. Оформление коллажа «Журналистика –целая наука». Выставка – вернисаж «Лучшее оформление репортажа». | В течение года |
Безопасность | Издание репортажей по правилам безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. | В течение года |
Здоровье | Проведение пальчиковых, дыхательных, глазных гимнастик, массажей, релаксаций, коррекционных упражнений с учётом темы проекта. | В течение года |
Труд | Знакомство с профессиями журналист, оператор, звукорежиссёр, редактор и т.д. Встречи с представителями различных профессий. Проведение различных сюжетно-ролевых игр: «Фотосалон», «Салон красоты», «Звукооператор» и другие. Проведение трудовых десантов и издание репортажей. Экскурсии на предприятия города с целью написания репортажей. Наблюдения за работой специалистов в типографии, в редакции газеты «Вечерний Братск». | В течение года |
Работа с родителями воспитанников
№ | Формы и методы работы | Сроки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта. Круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей). Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки Творческий марафон семейных газет в рамках тематических недель. Художественная мастерская: помощь в оформлении репортажей на темы «Правила пожарной безопасности в лесу», «Природа задыхается – опомнись человек!». Домашняя игротека «Игры по журналистике». Участие в сборе материалов для мини-музея. Проведение праздника «Город – труженик» (совместно с детьми). Режиссёрская игра «Говорит и показывает Березка» (совместно с детьми). | Сентябрь В течение года В течение года. |
Основные направления проекта:
Подбор и переработка художественной, публицистической, познавательной литературы по изучению журналистики.
Знакомство с профессиями: журналист, редактор, оператор и т.д.; с жанрами и понятиями журналистики.
Экскурсии в библиотеку, редакцию газеты, на телеканал «Переславль», на предприятия города, встречи с людьми разных профессий.
Создание условий: организация пресс-центра в группе, мини - музея журналистики.
Обучение проведению интервью с разными людьми, умение вести себя раскованно и свободно.
Подготовка и создание газет и видеороликов к знаменательным датам, съёмка мастер-классов для широкой аудитории.
Модель работы юных журналистов включает в себя:
• посещение интересных мероприятий в дошкольном учреждении;
• интервьюирование;
• подготовка видео открыток к праздникам.