Проект: «Дидактические материалы для сенсорного развития детей с ОВЗ».
Выполнил : Каташевская Е.В. ,
учитель технологии МОУ « СОШ с. Синенькие
Саратовского района Саратовской области»
«Источники способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев»
(В.А. Сухомлинский)
1.Актуальность проекта.
В период раннего детства и дошкольный период важно и нужно развивать те умения и навыки, которые потребуются ребенку позже, при овладении навыков письма, формировании правильной речи, для развития мышления, воспитания чувств. Эти умения можно формировать в ходе разнообразных игр и упражнений, в которых происходит накопление двигательного и чувственного опыта, развивается мелкая моторика, активизируется речь.
На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. Установлено, что у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Таких детей в школе сейчас двое: в 1 и 6 классах. Рекомендована им заочная форма обучения по второму варианту, т.е. это дети с умеренной степенью умственной отсталости. На момент начала проекта была только одна ученица в первом дополнительном классе.
Сенсорное развитие ребенка – формирование представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.
Сенсорное воспитание в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде таких действий как – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Эталоны цвета: семь цветов спектра и их оттенки.
Эталоны формы: геометрические фигуры.
Эталоны величины: метрическая система мер.
Эталоны слуха: звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
Эталоны вкуса: сладкий, соленый, горький, кислый.
Эталоны запаха: свежий, тяжелый, легкий, сладкий, горький, и т.д.
Задачи сенсорного развития детей с ОВЗ:
Образовательные:
Развивать умение различать цвет, форму, величину предметов, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Воспитательные:
воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
Развивающие:
В настоящее время, многие специалисты, работающие с детьми с ОВЗ, не придают особого значения развитию сенсомоторной сферы, и она оказывается охвачена либо частично, либо поверхностно, что неблагополучно отражается в дальнейшем на их общем развитии и обучении. Неполноценное развитие ощущений и восприятий у детей с ОВЗ, затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.
2.Гипотеза проекта:
создание в образовательном учреждении условий для сенсомоторного развития детей с ОВЗ позволит повысить качество образования детей с ОВЗ, активизировать процессы мышления таких детей, повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
3.Цель проекта:
– систематизировать работу по сенсорному развитию детей с ОВЗ.
Задачи проекта:
-Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного
развития.
- Пополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей с ОВЗ.
-Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей
через выполнение с ними различных видов заданий.
Ожидаемый результат:
– повышение интеллектуального уровня ребёнка с помощью сенсорного развития;
- активизация заинтересованности родителей в развитии сенсорно-перцептивных функций у детей, включение в психолого-педагогический процесс.
Сроки проекта: октябрь 2017 – май 2018года.
Участники проекта: ребенок , учитель , родители.
Необходимые материалы: дидактические игры и материалы по данной теме.
Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно - образовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения ребенка:
1. Коррекционные занятия
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
Включает :
повышение уровня профессиональной компетентности;
определение объема материала, который будет адресован детям.
планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
Реализация :
Изучение специализированной литературы;
Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Полянка», «Забавные прищепки», «Подбери по цвету» ; лэп - бук «Осень».
Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
Подбор заданий и проведение диагностики;
По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: творческий (основной)
Использую следующие дидактические игры:
Цвет: «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; « Волшебная мозаика»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.
Форма: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.
Величина: «Оденем кукол», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы» «Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.
Одна из самых известных методик развития ребенка - методика Марии Монтессори, которая говорила «Ребёнок развивается в процессе самостоятельной деятельности от хватания до понимания, т. е. от манипулирования предмета до понимания его сути». Работа с дидактическим материалом подготавливает ребёнка к социальной адаптации и к индивидуальному росту. Купить данные материалы достаточно дорого, поэтому проект дополнился практическим заданием связанным с самостоятельным изготовлением дидактических материалов.
Включает :
Изготовление игри дидактических материалов на развитие сенсомотрики.
Оформление буклета для родителей по теме проекта;
Консультации для родителей.
Реализация :
Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорно - моторных навыков;
Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры.
Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
Проведение дидактических игр;
III этап: заключительный
включает:
Реализация :
Диагностика ребенка;
Выводы.
Итоги и практическая значимость проекта:
Созданы дидактические материалы для методического обеспечения развития сенсорно-перцептивных функций у детей с ОВЗ;
У ребенка с ОВЗ отмечается положительная динамика развития сенсорно-перцептивные функций;
У родителей сформирована положительная мотивация на оказание психолого-педагогической помощи детям, созданы благоприятные условия развития ребенка в семье.
Дидактические материалы используются в образовательной деятельности воспитателями ДОУ «Березка» - филиала МОУ «СОШ с. Синенькие Саратовского района»
Перспективный план
по сенсорному развитию
Октябрь
Соотнесение по величине и форме. Группирование по величине и форме.
Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов.
Ноябрь
Учить детей сравнивать предметы по цвету путем накладывания их друг к другу. Группирование по цвету.
Декабрь
Группировать объекты отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. Группировать объекты сходные с образцом.
Январь
Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.
Учить детей подбирать предметы по слову, но по два оттенка каждого цвета спектра.
Февраль
Учить детей зрительно обследовать, узнавать, правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее.
Март
Чередование по форме. Чередование по величине.
Апрель
Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Закреплять знания детей о форме.
Май
Учить сравнивать несколько объектов по величине.
Воспитание умения группировать предметы, быстроты мышления, познавательной активности; развитие внимания, речи, совместной игровой деятельности.
Литература.
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
2. Венгер Л.А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
3. Войлокова Е.Ф., Ю.В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
4 . Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
5. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. Мет» 1996;
6. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтессори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
«Развитие ребенка – это совокупность зрительных, слуховых и осязательных ощущений, которые создают условия для возникновения у детей поисковой деятельности, что, в свою очередь, способствует познанию ими окружающего мира. Этот комплекс ощущений лежит в основе формирования сенсорных эталонов, которые, в свою очередь, являются базой для формирования психического и физического развития ребенка».
О.В. Защеринская