Проект: «Дикие животные наших лесов».
Аннотация проекта: Проект направлен на повышение познавательной активности детей; углубление информации о животных наших лесов, приобщение родителей и детей к совместной трудовой деятельности.
Актуальность проекта: В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В дошкольном возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, в частности – к животному миру. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Ребенок будет расти любящим и ответственным, только если мы вместе будем учиться бережному отношению к животным. Ознакомление детей через проектную деятельность с природой родного края, общение с ней открывают возможности для эстетического, нравственного, патриотического воспитания.
Цель проекта:
Формирование целостного представления о диких животных, их характерных отличительных особенностях.
Задачи проекта:
Образовательные:
1.Сформировать представления о жизни диких животных (как передвигаются, спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях).
2. Обогащать словарь детей за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора и т.д.); имен прилагательных (неуклюжий, злой, голодный, проворная и т.д.); глаголов (притаиться, охотиться, выглядывать) и т.д.
Развивающие:
1.Развивать умение применять полученные знания о животных через разные виды детской деятельности.
2.Способствовать развитию фонематического восприятия; связной речи через составление описательных рассказов о животных.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес детей к животным нашего края; любознательность и гуманное отношение к животным, окружающей природе.
Вид проекта: групповой, познавательно - творческий.
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, учитель-логопед, родители, работники музея.
Продолжительность: краткосрочный.
Планируемые результаты:
-у детей сформируются знания о животных нашего края, об их жизнедеятельности в зимний период.
-обогатится развивающая среда по теме проекта.
-у детей повысится познавательный интерес, творческая активность.
- в процессе занятий, бесед, экскурсии, совместной деятельности, игр у детей активизируется словарный запас, повысится уровень коммуникативной компетентности.
Этапы проекта:
Содержание практической деятельности.
1 этап – организационно – подготовительный:
- изучение методической литературы по данной теме;
- подбор справочной, детской художественной литературы;
- формулировка целей и задач проекта;
-беседа с детьми.
- информирование родителей о проекте;
- экскурсии в музей: «Дошкольная академия»; в библиотеку.
- разработка плана мероприятий (разработка конспектов, занятий, бесед; подбор
дидактических игр, подвижных игр, пальчиковой гимнастики).
- создание игрового материала для организации предметной развивающей среды.
2 этап – практический.
Организация видов деятельности с детьми.
Вид деятельности | Формы организации детской деятельности |
| |
Социально- коммуникативное развитие | - Просмотр мультфильмов, видеофильмов. Прослушивание сказок: «Хвосты», «Ёж», «Медвежонок невежа», «Как лис ежа перехитрил», «Лис и мышонок», «Теремок». - Экскурсии в музей (занятия «Дошкольная академия»). -Экскурсия в библиотеку. - Беседы: «Что ты знаешь о диких животных?» «В зимнем лесу» «Как животные готовятся к зиме». - Беседы – диалоги: «Волк и лиса», «Ёж», «Эй, послушай, косолапый» Сюжетно - ролевые игры: «Зоопарк», «Лесное путешествие», «Поход в лес» |
Познавательное развитие | - Рассматривание макета, альбома, энциклопедий, фотографий, презентаций: «Звери наших лесов». -Опыты: «Какая шубка теплее?», «Почему заяц белый». ООД: 1. Рассказ воспитателя о диких животных; 2. Презентация «Животные наших лесов»; 3.«Как животные готовятся к зиме»; 4. «Как звери в лесу зимуют» 5. Рассказ воспитателя о Красной книге; Дидактические игры. Настольно-печатные: «Кто где живет?»; «Чей детеныш?»; «Живая и неживая природа»; «Помоги животным подготовиться к зиме»; «В зоопарке»; «Четвертый лишний». «Чем мы угостим животных»; «Хвосты», «Угадай кто?», «Назови ласково», «Где чей дом?», «Кого не стало», «Один - много»,«Кто кем был», « Путаница». |
Речевое развитие | -Чтение: Загадки про лесных зверей, «Волчишко» Е.Чарушин; «Лисичкин хлеб» М. Пришвина; Л.Толстой «Как волки учат своих детей»; «Лоси», «Медведи» Соколов-Микитов. - Русские народные сказки: «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц» - Пересказ коротких текстов: С. Скребицкий «Митины друзья», В. Бианки «Купание медвежат», «Теремок», «Как звери готовятся к зиме». - Составление описательных рассказов по теме: «Дикие животные». - Беседы по картинам: «Утро в сосновом лесу» Шишкин И.; «Медведь – шатун» Прокофьев Д. - Разучивание стихотворений: «Собрались и полетели …», «Волк и лиса» С.Маршак, -Составление рассказов по картинам: «Лиса с лисятами», «Зайцы в зимнем лесу», «Лоси». -Пословицы и поговорки о диких животных. |
Художественно – эстетическое развитие. | - Рисование: «Дикие животные», «Лесные жители». - Лепка: «Медвежонок», «Лесные жители». -Аппликация: «В лесу» - коллективная работа. - Ручной труд - оригами: «Лиса», «Волк», «Медведь». -Конструирование: «Теремок для зверей». - Рассматривание репродукций картин: -Рисование по трафарету. |
Физическое развитие. | Подвижные игры: «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Зайка серенький», «Бездомный заяц», «Волк во рву», « Охотники и звери». Физкультминутки: «Дикие животные», «Звериная зарядка» «Зайцы», «У оленя дом большой», «Мишка», «Как у наших зверят». Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке», «Мальчик с пальчик, где ты был», «Замок», «Лиса». Кинезиологические упражнения: «Симметричные рисунки». Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки. «Медвежье покачивание». Качаться из стороны в сторону. Потом подключать руки. Придумать сюжет. |
Взаимодействие с родителями:
1. Привлечь родителей к сбору информации о животных для создания папки-книжки «Дикие животные наших лесов»
2. Пополнение книжного уголка книгами о животных.
3. Предложить родителям дома вместе с детьми нарисовать рисунок « Лесные жители».
4.Создание лэпбука: « Дикие животные».
5.Сочинение рассказов, сказок о животных, создание книжек-малышек.
3 этап - подведение итогов.
Представление продукта проекта.
-Выставка рисунков: «Лесные жители».
- Презентация лэпбуков.
- Рассказы детей о результатах своей деятельности.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Продолжить знакомство с жизнью и повадками диких животных, создать макет «Дикие животные».
Литература
Скоролупова О. А. «Дикие животные». М.: Издательство Скрипторий, 2006.
Горькова Л. Г., А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
И. А. Гурина. Уроки о животных «Лесные жители»
А. П. Савина. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»
О. А. Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа.
В. Вострухина. Л. А. Конрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет».
Т. А. Кудряцова. «Я живу в России».
Т. А. Шорыгина. «Какие звери в лесу»
Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы).