СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
проект для детей 3-4 лет "В стране здоровячков"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5» г. Пласта
Проект для детей 2 младшей группы
«В стране здоровячков»
выполнила
Воспитатель Муравьева Т. Н.
Педагогический проект для детей 2 младшей группы
«В стране здоровячков»
1. Название проекта «В стране здоровячков».
2. Тип проекта: краткосрочный, познавательно-игровой.
3. По времени проведения: 1 неделя.
4. Срок реализации: 2 неделя февраля.
5. Состав участников: групповой.
6. Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатель, инструктор по физической культуре.
7. Автор проекта: Муравьева Т. Н.
Актуальность:
Наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно-оздоровительной работы.
Дети не знакомы с понятием «здоровый образ жизни», они не осознают
значимость здоровья и как его сохранить и укрепить. На вопрос воспитателя:
Что нужно делать, чтобы не болеть? Дети отвечают: «Надо пить лекарства или таблетки».
Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Цель проекта:
Формирование культуры здоровья у детей 3-4 лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Дать представление о здоровом образе жизни.
- Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
- Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Развивающие:
- Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
- Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и
систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
- Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом,
закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
- Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
- Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Ожидаемые результаты:
Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.
Этапы проекта:
Подготовительный:
Постановка темы, цели и задач педагогического проекта. Работа с методическим материалом, художественной литературой по данной теме. Составление событийного плана (модель трех вопросов), комплексно-тематического плана, подбор дидактических игр, подвижных игр, картотек дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, иллюстративного материала. Привлечение родителей к реализации проекта.
Практический:
Реализация проекта.
Итоговый:
Физкультурное развлечение с родителями «Кто с физкультурой дружит, тот здоровье бережёт» (Дикопольцева З. С.);
Изготовление лэпбука «Физкульт – ура» (Дикопольцева З. С.).
Работа с родителями:
Консультации: «Растим здорового ребенка», «Как закаливать ребенка дома», «Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста», «Как вырастить ребенка здоровым» (приложение 6)
Комплексно-тематическое планирование
Образовательные области | Осуществляемая детьми деятельность |
Познавательное развитие
| Эксперименты: «Как вода и мыло нам помогает бороться с микробами». «Купаем куклу Дашу» (приложение 1) |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры на формирование гигиенических навыков: «Сделаем лодочки», «Что нужно кукле?» Игровые ситуации: «Кукла Катя встречает и угощает гостей вкусными и полезными блюдами», «Мишка заболел, полечим его» (приложение 2) |
Речевое развитие | Беседы: «Режим дня» «Личная гигиена» «Чистота – залог здоровья» «Полезно – не полезно» «Кто такие микробы и где они живут?» Беседа-наблюдение с детьми по теме: «Учимся умываться» «Зачем нам мыло» (приложение 3) Чтение художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка ревушка». К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе». С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала». И. Демьянова «Замарашка». Потешки: «Мою ручки», «Кран откройся! Нос, умойся!», «Знаем, знаем, да, да!!» (приложение 4)
|
Физическое развитие | Подвижные игры: «Мой веселый звонкий мяч», «Лохматый пес». Дыхательная гимнастика: «Петух», «Аромат цветов», «Одуванчик». Гимнастика для глаз: «Теремок», «Заяц», «Белка». Пальчиковые игры: «Части тела», «Компот», «Яблоки», «Капустка». Самомассаж: «Утка и кот», «Летели утки», «Гусь» (приложение 5) Физкультурное развлечение «Кто с физкультурой дружит, тот здоровье бережет» |
Художественно-эстетическое развитие | Работа с раскрасками: «Овощи и фрукты» (раскрашивание цветными карандашами, фломастерами). |
Приложение к проекту «В стране здоровячков»
Приложение 1
«Купаем куклу Дашу»
Цель: развитие предметных действий, экспериментальной деятельности в игре.
Оборудование: ванночка для куклы, кукла, мыло, полотенце, губка
Ход проведения:
Педагог говорит о том, что в гости к ребятам пришла кукла Даша и у неё испачканы лицо и ручки. Предлагает помыть её, дети активно участвуют: наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо, ручки и т.д.
Приложение 2
Дидактические игры на формирование
культурно-гигиенических навыков
«Сделаем лодочки»
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»), открыть кран, сложить ладони рук «лодочкой». Намылить «как рукавички», подставить руки под струю воды, закрыть кран, стряхнуть воду или отжать «замочком», вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
«Что нужно кукле!»
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки.
Пособия: Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка.
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: «Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?»
Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: «Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем?», «Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть?», «Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?»
Приложение 3
Беседа «Режим дня»
Цель: Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
Материал: картинки с изображением разного времени суток; деятельность людей и их режим дня.
Ход:
Организм человека имеет одну особенность, о которой нельзя забывать: он старается соблюдать своё внутреннее расписание и страдает, когда этот порядок нарушается.
Например, ты заигрался с друзьями во дворе и совсем забыл, что уже время обедать. И вдруг что-то начинает беспокоить в животе, посасывает в желудке, урчать в кишечнике. Это твой организм даёт сигнал, что пора обедать. Он привык получать пищу в определённое время, уже готов к пищеварению и сообщает тебе об этом чувством голода. Ты понимаешь, что проголодался, и идёшь домой обедать.
Вечером ты рассматриваешь интересную книжку с картинками и вдруг зеваешь. Глаза начинают слипаться. В чём дело? А это твой организм опять напомнил о своём внутреннем расписании. Он говорит: «Уже пора спать, за день ты устал, нужно отдохнуть и накопить сил».
Если мешать своему организму и не соблюдать правильный режим дня, нарушать его внутренний распорядок – организм рассердится, поссорится с тобой. Ты садишься за стол обедать, а аппетита нет, всё кажется невкусным. Ложишься спать, а заснуть никак не можешь. Пора вставать, а глаза слипаются, руки и ноги не слушаются. Голова клонится к подушке.
Нужно соблюдать правильный режим дня: спать, есть, гулять, играть и заниматься в определённое время. Тогда организму будет легко работать, и ты будешь чувствовать себя здоровым и бодрым.
Ребята, а какой у нас режим в детском саду? Когда мы с вами завтракаем, гуляем, играем, обедаем, отдыхаем?
А как вы проводите свой день в выходные? Как вы узнаете, если хотите есть? Если хочешь спать? Когда это бывает?
Давайте посмотрим на картинки, которые я вам приготовила. Кто из ребяток поступает верно, а кто нет?
А кто из вас неправильно себя ведёт в саду, дома?
Кто мало гуляет, много сидит у телевизора, поздно ложится спать? Хочу прочитать вам стихотворения о режиме дня.
Завтрак, полдник, днём обед и вечерний ужин
Для здоровья малышам режим питания нужен!
Кушай правильно, дружок, вовремя и в меру.
Подрастать ты будешь в срок здоровым непременно.
Тих, невидим, невесом, в гости к нам приходит сон.
За собой зовёт в кроватку, спи, малыш, в ней сладко-сладко.
Все спят ночью, но и днём мы немного отдохнём.
За полдня устали слишком, надо сделать передышку.
Голове, рукам у нас, нужен отдых – тихий час.
Беседа «Личная гигиена».
Цель: Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Материал: картинки с изображением выполнения правил личной гигиены; стихотворение А.Барто «Девочка чумазая».
Ход:
Мы всё время говорим, что нужно охранять своё здоровье, беречь его. Давайте вместе с вами вспомним, как к нам в организм попадает грязь и микробы? (Ответы.)
Когда мы с вами моем руки? А с чем? А после чего необходимо мыть
руки?
(Дома они могут играть несколько раз в день с домашними животными,
помогать маме убираться в квартире, а папе что-нибудь мастерить.)
Как поступают ваши мамы и папы в том случае, если на улице, транспорте, в каком-то общественном месте ребятам очень захотелось пить или есть?
Просят потерпеть или покупают еду в киоске, магазине?
А как правильно нужно делать? Почему?
Посмотрите на картинки, которые я для вас приготовила. Кто правильно выполняет правила личной гигиены? Почему вы так считаете? (ответы)
Ребята, а кто знает, что такое предметы личной гигиены? Это предметы, которыми можно пользоваться только одному человеку.
Какие предметы личной гигиены вы знаете? (помощь воспитателя и объяснение) Надеюсь, что вы запомните их и будете всегда ими пользоваться.
Хочу прочитать вам стихотворение А.Барто «Девочка чумазая».
Чтение стихотворения. Обсуждение стихотворения.
О ком стихотворение?
Почему назвали девочку чумазой?
Что и кто помог девочке? И т.д.
Беседа-наблюдение с детьми по теме:
«Учимся умываться»
Воспитатель показывает грязное полотенце и говорит:
— Кто не моет руки с мылом от среды и до среды? На мохнатом полотенце отпечатаны следы.
Ну-ка, дети покажите свои руки, сейчас я узнаю, кто из вас такой грязнуля. Странно, его среди нас нет. Значит, кто-то к нам приходил. Ах, вот это кто (появляется поросенок Хрюша).
Ах, ты, Хрюша, ай-ай-ай, что же ты так полотенце запачкал.
Хрюшу мы ругать не будем, То, что было, позабудем, Позабудем то, что было, А научим то, что было.
Дети, давайте Хрюшу научим умываться чисто, с мылом. Что нам для этого нужно? Что нужно сделать, прежде чем подойти к умывальнику? Теперь давайте расскажем и покажем Хрюше, как мыть руки. (Один ребенок выполняет действия, остальные дети по цепочке словесно обговаривают демонстрируемые действия). Сначала закатали рукава, открыли кран, водичка течет теплая. Смочили руки водой. Берем мыло, круглое, мыльное. Намыливаем руки душистым мылом до «белых перчаток». Затем кладем мыло в мыльницу, моем ладошки. Тщательно смываем мыло – сполоснули руки. Теперь возьмем в руки белое, мягкое полотенце, расправим его. Вытираем руки сухо – сухо.
- Хрюша, ты все запомнил?
- Нет, ведь это так трудно!
- Придется, ребята, снова Хрюше рассказать. (Предлагаю нескольким детям распределиться, кто начнет, кто продолжит, кто закончит рассказ. Хрюша с остальными детьми слушает и оценивает рассказы детей.)
Беседа-наблюдение с детьми по теме:
«Зачем нам мыло»
В группу приходит Мойдодыр.
- Здравствуйте, ребята. Я великий умывальник, знаменитый Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир! Если топну я ногою, позову моих солдат, в эту комнату толпою умывальники влетят. И залают и завоют и ногами застучат. Есть ли среди вас грязнули неумытые, непричесанные ребята? (осматривает).
Я пришел для того, чтобы узнать дружите ли вы с водой? Умываетесь ли утром, вечером и после еды? А теперь отгадайте мои загадки.
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы.
Кто тогда наш первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Не готовить, ни стирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба.
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды, -
Жить нельзя нам без…(воды).
Гладко, душисто, моет чисто.(Мыло)
Правильно, ребята, и мыло, и вода помогают нам быть чистыми. А где чистота, там здоровье.
Чтение стихотворения «Надо, надо умываться».
Приложение 4
Потешки
Мою ручки до локтей,
Я водой похолодней.
А потом лицо и шею
Я намылю поскорее.
Стану сразу чистый-чистый,
И веселый, и лучистый.
Водичка – водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
Кран откройся, нос умойся,
Мойтесь сразу оба глаза.
Мойтесь уши, мойся шейка
Мойся шейка хорошенько.
Мойся, обливайся, грязь смывайся!
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
Приложение 5
Подвижные игры
Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.
Подвижная игра «Лохматый пёс»
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.
Описание. Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса». Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим: «Что-то будет?»
Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место.
Пальчиковые игры
«Части тела»
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
«Яблоки»
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.
«Компот»
Будем мы варить компот,
Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить,
Загибают пальчики начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим на песок.
Варим, варим мы компот.
Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ.
Развести руки в стороны.
«Капустка»
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.
Самомассаж
«Утка и кот»
Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.
А уточки, а уточки
Все топают по улочке.
Идут себе вразвалочку
И крякают считалочку.
Утка крякает, зовет (Поглаживать шею ладонями сверху)
Всех утят с собою, вниз.
А за ними кот идет, (Указательными пальцами растирать)
Словно к водопою. (крылья носа).
У кота хитрющий вид, (Пальцами поглаживать лоб от середины)
Их поймать мечтает! (к вискам).
Не смотри ты на утят- (Раздвинуть указательный и средний)
Не умеешь плавать! (пальцы, сделать «вилочку» и массировать
точки около уха).
«Летели утки»
Дети садятся на ковер, где проводится массаж лица.
Летели утки, слегка касаясь пальцами,
Над лесной опушкой, провести по лбу 6 раз
Задели ели Слегка касаясь пальцами,
Самую макушку, провести по щекам 6 раз
И долго елка Указательными пальцами
Ветками качала… массировать крылья носа
по кругу от себя.
«Гусь»
Дети садятся на ковер и делают массаж пальцев
Где ладошка? Тут? Тут! Показывают правую ладошку.
На ладошке пруд? Пруд! Гладят левой ладонью правую.
Палец большой- Поочередно массируют
Это гусь молодой, каждый палец.
Указательный-поймал,
Средний-гуся ощипал,
Безымянный-суп варил,
А мизинец-печь топил.
Полетел гусь в рот, Машут кистями, двумя ладонями,
А оттуда в живот. прикасаются ко рту, потом к животу
Вот! Вытягивают ладошки вперед.
Дыхательная гимнастика
«Петух»
Лишь пришла пора рассвета, Как сейчас подал где-то...
Дети: Кукареку! Кукареку!
Встают прямо, ноги врозь, руки опущены. Поднимают руки в стороны, хлопают ими по бедрам. Выдыхая, произносят: «Ку-ка-ре-ку!»
Петух
Чей-то чуткий петушок Чистый,
звонкий голосок.
Дети: Кукареку! Кукареку! (Так же)
«Аромат цветов»
Дети делают спокойный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на выдохе продолжительно произносят: «А-а-ах!»
«Одуванчик»
Дети на выдохе произносят звук «ф-ф…», поднимая вверх руки и мелко перебирая пальчиками, показывая, как летят пушинки одуванчика.
Гимнастика для глаз
«Заяц»
Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри.
Смотрят вверх.
Вниз морковку опусти.
Смотрят вниз.
Только глазками смотри:
Вверх-вниз, вправо-влево.
Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.
Ай да, заинька, умелый!
Глазками моргает.
Моргают глазками.
Глазки закрывает.
Глазки закрывают.
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.
«Белка»
Белка дятла поджидала,
Резко перемещают взгляд вправо-влево.
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри!
Смотрят вверх-вниз.
Вот орехи — 1, 2, 3.
Пообедал дятел с белкой
Моргают глазками.
И пошел играть в горелки.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.
«Теремок»
Терем-терем-теремок!
Движение глазами вправо-влево.
Он не низок, не высок,
Движения глазами вверх-вниз.
Наверху петух сидит, Кукареку он кричит.
Моргают глазами.
Приложение 6
Консультация для родителей
«Использование массажных ковриков и дорожек
в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям , которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого ГБДОУ.
Одним из этапов работы по здоровьесбережению является организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ. Это использование в режиме дня :
-физкультурных занятий всех типов
- оптимального двигательного режима
- комплекса закаливающих мероприятий.
На первом родительском собраний мы познакомили родителей с различными видами закаливания: контрастным обливанием ног, контрастным воздушным закаливанием, хождением по «дорожке здоровья». Обсудив все виды закаливания родители пришли к единому мнению: проводить закаливание детей, используя «дорожку здоровья». «Дорожка здоровья» представляет собой массажный коврик с разновеликими элементами, при ходьбе по которым осуществляется массаж стоп ребенка.
Зачем необходим массаж стоп?
Огромную часть нашей активной жизни мы проводим на ногах. Но почему то заботиться об отдыхе и состоянии наших бедных ножек мы часто забываем . А ведь они нуждаются в уходе не меньше, чем лицо или руки. Если обратиться к древним китайским книгам по медицине, то можно встретить довольно правдивое высказывание относительно того, что ноги человека имеют огромное сходство с корнями дерева. Развитая корневая система говорит о его силе. Первыми при засыхании дерева погибают его корни. Когда люди стареют, их ноги также слабеют первыми.
Нет такого человека, который не бегал бы босиком в детстве. Незабываемое ощущение мягкой травы под ногами, прохладного речного песка рождает в душе ощущение свободы. Современный городской ребенок очень редко имеет возможность походить босиком. С раннего детства мы ходим в обуви( которая, кстати, напоминает «колодки»). Поэтому в последние годы плоскостопие стало одним из самых распространенных детских заболеваний. Это далеко не безобидное заболевание. Оно может провоцировать различные боли в суставах. К плоскостопию могут «присоединиться» и такие заболевания как остеохондроз и сколиоз, грыжа межпозвонковых дисков. По достижении семилетнего возраста почти две трети детей приобретают плоскостопие. Профилактику заболеваний стопы лучше начинать с раннего возраста, когда стопа легко поддается корректировке.
Какой можно найти выход?
Хорошее решение для тех, кто беспокоится о здоровье своих ног – это массажный коврик. Главная его задача - массировать стопу, улучшать кровоснабжение организма , развивать мышцы и суставы, координацию движений , позволит ногам отдохнуть , а также – что особо важно для маленьких детей – правильно формировать свод ступни. Он не имеет ограничений по возрасту , полезен взрослым и детям, оказывает полезное влияние на здоровье организма в целом. Ребенку это позволит иметь правильное положение стопы и красивую ровную походку, снимет нагрузку с ног.
Народные целители Востока при лечении самых разных заболеваний использовали тот факт, что поверхность стопы разделена на определенные зоны, связанные с внутренними органами .
Воздействие на эти зоны приводит к улучшению их работы и функций , а также к улучшению самочувствия и общему оздоровлению организма.
Применение массажного коврика очень поможет при:
1.Нарушении работы опорно-двигательного аппарата;
2. Неправильном распределении физической нагрузки на стопу;
3. Ассиметричной походке;
4.Деформации стопы и плоскостопии.
Какое отношение имеют массажные коврики к закаливанию?
Напомню известную фразу, что закаливание – это во многом тренировка сосудов. Что это означает? При контрастных процедурах (смена теплой и холодной воды) сосуды сначала расширяются (в теплой воде), а потом сужаются (в холодной). Такая тренированность сосудов на воздействия холодовых рецепторов поможет снизить теплоотдачу, если Вы выходите на улицу. У закаленного человека сосуды реагируют быстрее. Сужение периферических сосудов уменьшает потери тепла организмом. (Кожные покровы холодные, но внутри сохраняется тепло). У незакаленного человека периферические сосуды реагируют дольше. То есть, потери тепла выше. Именно потому, что кожные покровы теплые. Это конечно, упрощенно. Кроме сосудистой, тренируется эндокринная (гормональная) и нервная системы. Тренируется термогенез (выработка тепла организмом).
Закаливание – это не задание на неделю и не тренировка на результат.
Закаливание – это образ жизни.
Ошибочно думать, что это обязательно купание в проруби или обливание холодной водой.
Когда ребенок идет по пляжу босиком – это закаливание.
Когда ребенок купаетесь в реке,озере, море – это тоже закаливание.
Когда утром на даче ребенок умывается на улице – и это закаливание.
Если ребенок идет лицом против ветра, даже не думет о закаливании, просто так – это все равно закаливание.
Поэтому, когда дети ходят по массажным коврикам – это, тоже закаливание
Как заниматься с ковриком?
После дневного сна выкладываем массажные коврики . Занятия лучше проводить в игровой форме. Мы предлагаем детям представить сказочную дорогу и придумать , куда она может вести, какие препятствия необходимо преодолеть при этом ( горы, реки ит.д.).Дети представляют себя какими- нибудь зверьками и двигаются соответственно этому – прыгают , идут на пятках , на носках. Даем полную свободу детской фантазии. Поверхность пола будет болотом, а элементы коврика кочками. Интересно попрыгать по ним «зайчику» или «лягушонку». Легко ощутить себя на берегу моря, на лугу, полном полевых цветов.
Дети встают на коврики и выполняют действия, озвученные словами, вот некоторые из них:
Лужа
Я иду, я иду.
Поднимаю ножки, (Ходьба вокруг обруча, высоко поднимая ноги)
У меня на ногах новые сапожки.
Ой-ой-ой, посмотри,
Лужа – то какая,
Ай-ай-ай, ай-ай-ай
Лужа-то большая. (Остановка, поворот лицом к центру, вытянув руки вперед)
Высоко-высоко-высоко,
Подпрыгну,
Не боюсь, не боюсь,
Лужу перепрыгну! (Прижав руки к щекам покачивание головой)
Да-да-да, да-да-да,
Высоко подпрыгну. (Отходят и подходят к луже)
Да-да-да, да-да-да, (Раскачивая руками, готовятся к прыжку)
Лужу перепрыгну. Гоп! (Прыжок)
Бурый мишка
Бурый мишка топал,
Топал, топал,
Громко ножками стучал,
Он стучал так!
Мишка головой вертел,
Все вертел, все вертел.
Во все стороны смотрел,
Он смотрел так!
Бурый мишка расшалился
И на месте закружился,
Закружился, закружился
И свалился – бах!
Кошкина зарядка
Посмотрите, у окошка
Разминает лапки кошка.
Тянется – потянется,
Малюткой не останется.
Спинку горбит, словно мостик,
Поднимает к верху хвостик.
Когти выпускает,
Царапает, играет.
Ушко лапкой почесала
И тихонечко сказала «Мяу…»
Ёжик
По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
(Ребенок стоит, согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук отпущены; делает маленькие шажки)
Ищет ягодки, грибочки
Для сына и для дочки. (Ищет)
Если подкрадется волк –
Превратится еж в клубок. (Сворачивается на полу в клубок.)
Ощетинит ёж иголки –
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его! (Встает и продолжает топать по дорожке)
Упражнения:
Ходьба «По медвежьи» — на руках и ногах и высоким подниманием таза.
«Ласточка» — стоика на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята назад.
«Солдатик» — шаги на мешочки и «ножки».
«Незнайка» — подъем на носках с одновременным подъемом плеч.
Массажные коврики находятся в спортивном уголке. В любое время дети могут использовать их в самостоятельной двигательной деятельности, во время дидактических и сюжетно – ролевых игр, игр – драматизаций, для сенсорного развития, счета.
Упражнения с массажными ковриками создают положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии.
Консультация для родителей
«Как закаливать ребёнка дома»
Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.
Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического плана, так и материального. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым. Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление.
Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно, в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1-2 раз в год.
Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего Холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма – улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение.
Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3-10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.
Основными правилами закаливания являются следующие:
1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.
2. Непрерывность. Если холодовой фактор воздействует на организм систематически, многократно, происходит выработка быстрой реакции кровеносных сосудов на влияние низкой температуры воздуха, воды. Напротив, хаотичность проведения закаливающих процедур, длительные перерывы уменьшают сопротивляемость организма, могут привести к противоположному эффекту.
3. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как «огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.
4. Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду.
5. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не вызывала никаких отрицательных явлений.
6. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.
7. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле – необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.
8. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4-5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут.
9. Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3,0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.
Специальными закаливающими мероприятиями являются: ультрафиолетовое облучение, гимнастические занятия, массаж, воздушные, свето-воздушные, водные процедуры, в том числе плавание, рефлексотерапия, сауна.
В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному.
Методы закаливания:
1. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до +16 С.
2. Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5-2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7-10 дней до 20-25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня.
Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания.
3. Влажное обтирание: проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук – от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения. Температура воды в возрасте 3-4 года +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С; через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22+18 С летом и +25+22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва, начинают с сухих обтираний.
4. Закаливание ротоглотки: полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день ( лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т. д.). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24+25 С.
5. Ножные ванны: обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.
6. Общее обливание: начинать с 9-10 месяцев, голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до одного года +36 С, 1-3 года +34 С, старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета.
7. Душ: после 1,5 лет. Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой и +22 С летом.
8. Баня (сауна): начинать с одного захода на 5-7 минут на нижней ступеньке (полке), желательно одеть на голову ребенка шерстяную шапочку. В дальнейшем количество заходов увеличивается до трех раз. После каждого захода нужно охладиться в течение 10 минут, лучше под душем. В бане и после посещения её необходимо принимать небольшое количество ягодного морса или фиточая. Посещать баню можно с 2-3 летнего возраста. Противопоказано посещение бани детям с тяжелыми хроническими и врожденными заболеваниями.
9. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора.
10. Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.
Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы.
Добиться положительных результатов можно только при условии настойчивости и терпения требовательных к себе мам и пап, которые должны стать для своих детей примером здорового образа жизни.
Основные принципы закаливания детей дошкольного возраста
Чтобы добиться положительного эффекта, необходимо соблюдать следующие схемы:
регулярность процедур (ежедневные занятия в одно и то же время);
постепенность процедур (поэтапный переход от более слабых форм закаливания к более сильным);
чередование общих процедур с местными (невозможно достичь желаемого эффекта, ежедневно только растирая грудь холодной водой);
использование для закаливания всего, что предлагает природа (земли, воздуха, солнца, снега, воды);
комплексность процедур (это не только обливание водой, это и прогулки на свежем воздухе, и катание на лыжах, и плавание, и бег, и баня);
процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции
Общие правила закаливания
одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя (дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки);
укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате (желательно в одних трусиках);
ночная температура в помещении для сна должна быть на два-три градуса ниже, чем дневная;
после сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой;
ежедневно гулять с ребенком на улице (независимо от погоды);
в помещении ребенок должен находиться в легкой одежде.
Если малыш болел, он должен полностью восстановиться после болезни.
Консультация для родителей
«Растим здорового ребенка»
Забота о здоровье ребенка должна начинаться с самого раннего возраста, а еще лучше до его рождения, ведь на физическое состояние младенца влияет не только поведение матери во время беременности, но и образ жизни обеих родителей до зачатия малыша. Так что если хотите, чтобы Ваш ребенок вырос здоровой, красивой, жизнерадостной и успешной личностью, тщательно заботится о его здоровье надо начать как можно раньше.
Итак, основные советы по здоровью детей.
Залог здоровья – правильное питание. Его основы достаточно просты: больше фруктов, овощей и жиров растительного происхождения. Обязательны каши, рыба, мясо, а также молочные и кисломолочные продукты. При этом из рациона следует исключить легкоусваеваемые углеводы (торты, конфеты, шоколад), слишком жирную, а также жареную пищу. Свинину лучше заменить курятиной или телятиной, пирожные – сухофруктами.
Зарядка и активный образ жизни. Для здоровья нужно движение. Чем активней ребенок, тем лучше развиваются мышцы, опорно-двигательная и дыхательная система. Также ускоряется обмен веществ, что уменьшает количество токсинов в организме.
Табу на телевизор и компьютер. Время, проведенное за этими устройствами, необходимо строго контролировать, ведь они плохо влияют на глаза, да и на организм в целом (электромагнитное излучение). Тщательно подбирайте фильмы, мультфильмы и телепередачи, которые смотрит ребенок. Поступающую к нему информацию важно контролировать. Это необходимо для морали и психического здоровья малыша.
Также нужно давать ребенку возможность самореализации. Наиболее часто она осуществляется в игровой деятельности. Так что по возможности не следует её ограничивать. Хочет она поиграть в повара Вашими кастрюлями, позволяйте, ведь это не только игра, но и репетиция взрослой жизни. Ребенку необходим простор для деятельности. Причем Вам даже не придется его создавать. Любой малыш может сделать игру из чего угодно. Важно как можно меньше ограничивать его в этом. К примеру, дочка известного психолога Пиаже однажды просто стала рядом с отцом и оставалась абсолютно неподвижной. Когда удивленный родитель спросил, что она делает. Изобретательный ребенок ответил, чтобы ему не мешали, ведь она играет в церковь.
«Движение – основа здоровья»
Насколько важно движение в человеческой жизни известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает очень большим. А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью гораздо менее подвержены несчастным случаям и болезням. Статистические данные из практики детских врачей врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движения и правильного питания в жизни детей и взрослых.
Очень простые, нескучные советы по теме: «Движение и здоровье»
Человеческий мозг особенно это касается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но и это главное – подавать собственный пример.
Делайте утреннюю зарядку, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой и спортом, ведите здоровый образ жизни, привлекайте к активным действиям детей и они вырастут здоровыми и преуспевающими людьми. Родители для детей – непререкаемый авторитет, примет для подражания.
Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной почвой», на которой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.
Только говорить о значимости здоровья – это мало.
Надо предпринимать повседневные пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.
Чаще участвуйте в физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду. Дети радуются присутствию взрослых и гордятся своими родителями. Спортивные праздники, в которых соревнуются семейные команды, сплачивают семью, приносят много радости и запоминаются взрослым и детям надолго.
Устраивайте праздники детям дома, не жалейте для этого времени и сил. Все это окупиться здоровьем вашего ребенка его активной жизнеутверждающей позицией, дальнейшим преуспеванием в жизни.
Будьте здоровы!
Утром, еще в постели сделайте несколько упражнений по растяжке мышц:
- Лечь на спину, вытянув ноги и руки, потянуться всем телом;
- Напрячь стопы ног, носочки;
- Отводя руки далеко за голову, расправить ладони, вытянуть пальцы, вдохнуть;
- Затем расслабиться, перенеся руки вдоль туловища, выдохнуть.
Упражнение хорошо сопровождать мыслями или словами, произнося их шепотом или вслух: «Доброе утро! Как хорошо! Я здоров! Все здоровы! Я люблю свою семью!»
- Из того же исходного положения подложив руки согнутых в локтях под голову, вытянув ноги (можно зацепиться носками за спинку кровати или спрятать их под сложенное валиком одеяло), сделать несколько полуподъемов верхней части туловища, не отрывая ног от кровати.
- Лежа на спине, прямые руки вдоль туловища, или согнутые в локтях под головой, несколько раз приподнять ноги вверх, стремясь сделать «прямой угол».
- Продолжая лежать на спине выполнить несколько вращательных движений ладонями и стопами в одну и в другую сторону.
- Из положения, лежа на спине, вытянув руки и ноги перевернуться на один бок, на спину, на другой бок, на живот.
- Из исходного положения, лежа на животе, вытянув руки и ноги сделать «лодочку», прогнувшись в спине, приподнять голову, верхнюю часть туловища, ноги.
Сказать: «Хорошо! Очень хорошо!» Встать.
Повторять упражнения стоит от двух дог четырех раз с улыбкой и хорошим настроением.
Общий подъем команда, доносящаяся из другой комнаты, очень бодрят, объединяют всю семью общей идеей, общим действием общим веселым настроением насыщают всех положительными эмоциями.
«Всем – здравствуйте! Здравствуйте все!»
Совместная гимнастика в большой комнате или коридоре – что может быть лучше?! Упражнения самые простые и доступные всем членам семьи от самого маленького до самого большого. Особенно хороши импровизации и имитационные движения.
Душ! От этой утренней процедуры все особенно дети получат наслаждение настоящего веселого водного праздника.
Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому не завтракаем на ходу. Красиво накрытый стол, любимые блюда, родные лица – как это здорово! За завтраком ведем мирные разговоры о предстоящем дне, в том числе о потребностях организма.
Затем всевозможные спокойные подвижные дворовые игры, инициаторами которых будут все члены семьи. Бабушка и дедушка предложат поиграть в старые народные игры, папа и мама – в игры своего детства, дети – в современные подвижные игры. Интересно и полезно будет всем. Поиграйте в такие игры, как: «Фанты», «Да и нет не говорить», «Лото», «Горелки», «Салки», «Квач», «Жмурки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Замри», «Краски».
Из дома – на улицу, на природу.
Обязательны прогулка или экскурсия, поездка, турпоход, посещение культурно-развлекательных заведений, парков, детских аттракционов, театров. Полезны разговоры о благотворном влиянии природы и отдыха на здоровье.
Пообедать можно в пункте общественного питания. Это приятно и интересно, способствует социально-коммуникабельному развитию детей.
Посидите на скамейке полюбуйтесь небом рекой, деревьями, цветами и т.п., спокойно подышите – это так умиротворяет, способствует расслаблению, глубокому отдыху.
Можно еще активно подвигаться. Или посетить кинотеатр. Важно чтобы в течение дня ребенок выполнял различные упражнения: потянись, а потом расслабь мышцы, и у тебя появится ощущение тепла во всем теле, напряги мышцы спины, сведи и разведи лопатки, стань прямо, опусти и подними голову несколько раз и у тебя будет красивая осанка.
Вечером дома общий ужин, гигиенические процедуры, спокойнее игры, семейное чтение (лучше сказок или занимательных историй – их любят все). Если вы не можете без телевизора посмотрите вместе интересную передачу, но не долго – детям вредно.
Отход детей ко сну. «Спокойной ночи!» Очень хорошо, если детям споют колыбельную песенку, посидят возле него с добрыми словами – такие минуты запоминаются на всю жизнь, они убеждают ребенка в собственной защищенности в значимости для семьи, пробуждают в нем душевный покой, укрепляют здоровье, помогают быть уверенным и успешным.
Консультация для родителей
« Как вырастить ребенка здоровым»
Сегодня проблема вырастить ребенка здоровым становится острой. Ухудшение экологии, замена натуральных продуктов питания "химией", малоподвижный образ жизни, мутации вирусов, "накопление" генетических заболеваний от поколения к поколению и ряд других причин – это причины и как следствие - частые болезни детей, частые пропуски образовательных учреждений, отставание от программы.
Дети — самое ценное, что есть у родителей. Их здоровье, самочувствие, настроение, то, что заботит любящих родителей с момента рождения детей. С этапа планирования малыша и до его совершеннолетия родители стараются создать максимально комфортные условия для гармоничного развития, будущего ребенка, укрепить его здоровье в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем.
Дети, как известно, продукт своей среды – она формирует их сознание, привычки. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать, начиная с детского возраста. Естественной формой поведения, как основной ценностью станет забота о собственном здоровье.
Здоровье, так что же это такое? Самый простой ответ – это отсутствие болезней. Но для объяснения ребенку этого недостаточно. Здоровье – это счастье! Когда ты веселый и у тебя все получается, значит ты здоров. Детям, взрослым и даже животным нужно здоровье. Для того, чтобы у детей сформировалось понятие о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Надо объяснить детям, что если не следить за своим здоровьем, то можно его потерять.
Нормальное физическое развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий, то есть организацией правильного режима.
Одним из важных условий обеспечения деятельности дошкольного учреждения, является соблюдение режима. В домашних условиях режим соблюдается не всегда, необходимо приучать детей рано ложиться спать и рано вставать. Чтобы создать определенные навыки и сохранить здоровье , необходимо приучить детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований. Основное требование к режиму – это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, принимает пищу, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности.
Время это необходимо точно соблюдать. Быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Необходимо, чтобы родители стремились создать ребенку все условия для правильного физического развития.
Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Режим дня должен быть таким же, как в детском саду. Нередко родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. А что же касается физического воспитания, то оно часто откладывается на то время, когда он подрастет. Пословица гласит: «Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос». Ее часто забывают. Если родители не понимают важность своевременно начатого и систематически проводимого физического воспитания, то даже при отличных условиях быта, оно не будет налажено, родители просто об этом не думают. Кроме создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и развитию двигательной деятельности. Основные факторы закаливания – природные и доступные « Солнце, воздух и вода». Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения. Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и нравственно здоровыми. Ребенок будет стараться походить на своих родителей. Прогулки с детьми, прогулки-походы, в ходе которых развиваются физические качества, формируется потребность в движениях, развивается любознательность, инициатива, творчество, трудолюбие, самостоятельность, дружеские взаимоотношения между детьми
и родителями – это только одно из средств физического воспитания. Прогулки выходного дня помогают восполнить недостаток общения детей и родителей. Нередко дети даже не представляют, что их мамы и папы умеют играть в разные игры, о том, что некоторые из них когда-то занимались спортом. Увидев родителей в новой роли, начинают ими гордиться. И родители тоже видят своих детей совсем иными – ловкими, подвижными и
умеющими не так мало, как им казалось.
Ребенок приобретает коммуникативный опыт, появляется гармония в отношениях родителей с детьми, взаимопонимание между детьми и родителями. Очень хорошо, если ваш ребенок от природы подвижный, не делайте ему замечания за неусидчивость. Запишите ребенка на танцы или в спортивную секцию, тем самым переведите эту черту характера в положительное русло. Современные дети гораздо чаще страдают от недостатка физической активности. Избыточный вес, артериальная гипертония, атеросклероз ,все это последствия такого поведения и они настигнут ребенка уже во взрослой жизни. Список можно продолжать довольно долго, а истоки его лежат именно в детстве. О решении этой проблемы как раз должны позаботиться родители. Начиная день с зарядки, вы приучаете своего ребенка к физическим нагрузкам и это вполне по силам
каждому родителю. В детском саду, эта задача частично ляжет и на воспитателей.
Также обратите внимание на процедуры закаливания. Не обязательно заставлять ребенка обливаться ледяной водой. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями — увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании
одновременно происходит и повышение иммунитета за счёт увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Гулять с ребенком нужно как можно чаще, чтобы он мог свободно бегать, одевайте его, не стесняя движений.
Если ребенок будет гулять перед сном, он будет лучше спать и получит заряд большей энергии. Очень важно следить за эмоциональным состоянием вашего ребенка. Непредсказуемость детской психики может перейти в проблемы с неврологией и физическим состоянием в целом. Родителям необходимо помнить, что самое страшное для ребенка, когда он видит скандалы и ссоры. Если вы не можете удержаться от выяснения отношений, делайте это в его отсутствии. Не выливайте на ребенка собственный стресс и агрессию. Самый основной вклад в здоровье вашего ребенка – это приятный психологический климат и теплые, любящие отношения в семье. Устраивайте праздники детям дома, не жалейте для этого времени и сил. Все это окупится здоровьем вашего ребенка.
Даже для взрослого человека в современном обществе эмоциональные нагрузки очень велики. Что уж говорить о маленьком ребенке? Количество информации, получаемое детьми в детском саду, школе, по телевизору постоянно увеличивается. Родителям к тому же хочется, чтобы ребенок еще пел, танцевал, плавал и знал в совершенстве английский язык. На все это нужно дополнительное время, усилия. Не нужно ждать от ребенка невозможного, не перенапрягайте его. Остановитесь на одном – двух кружках и предоставьте ему свободу выбора в своей будущей жизни.
Помните, здоровье ребенка в ваших руках!