Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 4»
Педагогический проект
«В гости к леснику »
Возрастная группа: средняя группа «Эколята»
Сроки реализации проекта: с 09.09.2024 г. по 27.09.2024 г.
Составители проекта:
Воспитатель:.
Воспитатель:
г. Майкоп, 2024 год
Пояснительная записка
Тип проекта: познавательно - творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный – 2 недели.
Участники проекта: воспитанники средней группы «Эколята», воспитатели, родители (законные представители ) воспитанников.
Актуальность.
Лес – это подарок природы человеку, и его нужно беречь, охранять и защищать от пожаров и злоумышленников. Это и есть основная обязанность человека с профессией лесник.
Кто такой лесник? Лесник - работник лесной государственной охраны, сотрудник лесничества. По словарю Ожегова - лесной сторож. При знакомстве с профессией лесника у детей возникло много вопросов о его работе и вообще, почему эта профессия так нужна. Такой интерес подтолкнул нас к более близкому знакомству с этой профессией.
Проект направлен на ознакомление детей с профессий лесника, на то, чтобы показать ее важность, необходимость и значимость. В ходе проекта дети знакомятся с обязанностями лесника, что должен знать, уметь, какими качествами должен обладать. Проект предоставляет хорошую возможность привлечь родителей в совместную деятельность с педагогом и детьми, позволяет самим обрабатывать различные источники информации, обобщать материал, развивать у детей познавательный интерес, логическое мышление.
Объект исследования: профессия лесника.
Проблема
Основные вопросы:
Кто такой лесник?
Почему важна эта профессия?
Что должен знать и уметь лесничий?
Гипотеза
Данный проект позволит в условиях воспитательно - образовательного процесса познакомить детей с профессией «лесник», расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период. Приобретённые знания с творческим подходом в практической изобразительной деятельности будут способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.
Цель проекта:
формирование представлений детей о профессии лесник и его трудовой деятельности.
Программное содержание (задачи):
Для детей:
познакомить с профессией лесника, и его трудовой деятельностью;
·показать значимость профессии «лесник»для общества и природы;
развивать любознательность, внимание, познавательный интерес к исследовательской деятельности.
воспитывать уважительного отношения к труду взрослых, через формирование представлений о профессии лесничего;
развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие красок и форм через наблюдение во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире.
Для родителей:
советы по формированию экологического воспитания у детей
вовлечь родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Для педагогов:
изучить литературу по теме;
способствовать сотрудничеству с родителями (законными представителями) воспитанников;
обогатить предметно-развивающую среду группы.
Методы и формы реализации проекта:
словесные методы (беседа, объяснение, рассказ, чтение),
наглядные методы (рассматривание предметов, картин и др., просмотр мультфильмов, наблюдения),
практические методы (исследование, экспериментирование).
игровые методы (дидактические игры, игровые упражнения, игровые приёмы и др.).
Предполагаемые результаты:
Для детей:
пополнят свои знания о деревьях и диких животных России.
расширят знания о профессии лесник, и его трудовой деятельности.
получат возможность проявлять большую активность, любознательность, самостоятельность и инициативу в действиях;
дети получают новые знания об изменениях в природе осенью, о видах деревьев.
Для педагогов:
расширятся возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик, повышение уровня сплоченности детей.
Для родителей:
расширятся возможности родителей (законных представителей) влиять на процессы воспитания детей;
расширится сотрудничество с детьми и педагогами.
повысится заинтересованность родителей к педагогическому процессу.
Продукт проекта:
Для детей:
коллективная работа «Открытка ко дню лесника» (осеннее дерево);
рисунки детей «Осенние листья»;
высадка дерева.
Для педагога:
картотека стихов о лесе и деревьях;
участие группы в межрегиональном конкурсе «Будни лесника – 2024»
Для родителей:
сбор с детьми природного материала;
видеоролик «Поздравление леснику».
Материально-технические ресурсы:
иллюстрации, картины, фотографии;
природный материал;
дидактические игры, настольно-печатные, словесные игры;
атрибуты для подвижных игр;
музыкальные произведения, аудиозаписи, колонка;
картотеки загадок и считалок по теме.
Этапы реализации проекта
I. План-график мероприятий (этапы реализации проекта):
1. Подготовительный этап.
Цель: создание необходимых условий для формирования представлений детей о профессии лесник и его трудовой деятельности
Содержание работы:
разработка проекта;
подборка детской художественной, методической и познавательной литературы;
подготовка информации для родителей (законных представителей) по теме проекта.
2. Основной этап (реализация проекта).
День | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с родителями (законными представителями) |
Вид деятельности. Тема | Цель |
Понедельник 09.09.2024 г. | Беседа по теме «Что мы знаем о профессии лесника?» | Заинтересовать, дать мотивацию к познанию нового | Чтение детям в домашних условиях о птицах и животных, обитающих в наших лесах. Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу» |
Вторник 10.09.2024 г. | Рассматривание фотографий и иллюстраций | Расширять знания детей о многообразии растительного и животного мира в лесу |
Беседа «Забота о лесе» | Уточнение представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и природы, о том, что в природе всё взаимосвязано. Воспитание гуманного и ответственного отношения ко всему живому; чувство милосердия; интереса к природе, проблемам ее охраны; правильного поведения в природной среде. |
Среда 11.09.2024г. | Рассматривание иллюстраций комнатных растений | Выявление изображений тех, которые растут в группе. |
Беседа «Растения нашей группы, уход за ними». | Познакомить с названиями комнатных растений, особенностями ухода за каждым из них. Дать представление о том, что растения, как и люди, имеют свои желания. Рассмотреть вместе с детьми памятки на цветы об уходе за ними. |
Четверг 12.09.2024 г. | Беседа по теме «Посадим дерево» | Формирование у детей знания о значении деревьев в жизни человека; желания самим посадить дерево, ухаживать за ним. |
Изобразительная деятельность. Коллективная работа «Открытка ко дню лесника» (осеннее дерево) | Продолжать знакомить и закреплять представления об осени, ее признаках. Развивать воображение, фантазию; учить аккуратно, наносить клей на бумагу, приклеивать фигуру в нужном месте картинки; развивать мелкую моторику рук; развивать эстетический вкус. |
Пятница 13.09.2024 г. | Наши добрые дела. Акция для дошкольников «Посади дерево». | Развитие у детей интереса к изучению природы родного края; Воспитание в детях заботливого отношения к природе; любви у своей Родине. Восстановить озеленение территории детского сада. |
Понедельник 16.09.2024 г. | Чтение стихов о лесничем. | Учить детей умение внимательно слушать и отвечать на вопросы по содержанию произведения | Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу» |
Беседа «Красная книга» | Формировать у детей основы экологической культуры. Знакомство детей с историей возникновения «Красной книги», с какой целью она создана, с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Адыгеи |
Вторник 17.09.2024 г. | Игровая ситуация «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу». | Расширение знаний о правилах поведения в лесу. |
Раскраски на тему «Природа» и «Безопасность детей в природе», | Формировать основы безопасного поведения, развивать мелкую моторику рук. |
Среда 18.09.2024г. | Загадки о жителях леса | Развивать фонематический слух, воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
Д /игра «Кто с кем?» (Игра с мячом. Водящий бросает мяч и называет маму, игрок ловит и в ответ называет детеныша). | Вышли на полянку разные животные со своими детёнышами и разошлись по всей полянке. Стали мамы своих детёнышей к себе подзывать. Ребята, скажите, кто с кем вышел гулять? Волчиха с кем … с волчатами, Зайчиха с кем … с зайчатами, Ежиха с кем … с ежатами, Медведица с кем … с медвежатами, Белка с кем … с бельчатами, А лиса с кем вышла … с лисятами. |
Четверг 19.09.2024 г. | Дидактическая игра «Угадай по описанию» | Учить детей узнавать диких животных по словесному описанию. |
Чтение стихотворений «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского. | Воспитание бережного отношения к природе. |
Пятница 20.09.2024 г. | Сюжетно-ролевая игра «Самый главный он в лесу» | Развивать умения брать роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметы заместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания. Оборудование: игрушечные предметы (бинокли, карты, телефоны и т.д.), предметы заместители (стулья, ящики и т.д.). |
Понедельник 23.09.2024 г. | Игра «Если я приду в лесок» | Педагог говорить вам действия, а вы отвечаете. Если поступок хороший, хлопаем в ладоши, если плохой, топаем ногами. | Консультация «Воспитание безопасного поведения детей в природе» |
Рисование «Ветка рябины» | Создание условий для закрепления умения у детей передавать в рисунке характерные черты ветки рябины. |
Вторник 24.09.2024 г. | Чтение художественной литературы «Осень в лесу» И.Соколов-Микитов | Познакомить детей с рассказами о природе. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, внимание, познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к родной природе. |
Дидактическая игра «Назови одним слово» | Закрепить навык классификации объектов. |
Среда 25.09.2024 г. | Игра «Угадай правило». | Педагог показывает рисунок с правилом, а дети своими словами передают смысл правила. |
Лепка «Грибочки для блочки» | Закрепление умения соединять шляпку и ножку гриба; развитие мелкой моторики, мышления; воспитание желания беречь и познавать природу. |
Четверг 26.09.2024 г. | Дидактическая игра «Подумай и скажи». | Предложить детям по выставленным на наборном полотне картинкам назвать деревья во множественном числе и ответить на вопросы: Что это? (Березы) Чего много? (Берез) К чему подойдешь? (К березам) Что видишь? (Березы) Чем любуешься (Березами) О чем расскажешь? (О березах) |
Пятница 27.09.2024 г. | Подвижные игры «К названному дереву беги» | Тренировать в быстром нахождении названного дерева |
2. Заключительный этап.
Выставка детского творчества.
Оценка результатов и отчетность
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности, В результате реализации проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о разнообразии животного и растительного мира, расширились представления о профессиональной направленности профессии лесник. У детей появилось стремление к необходимости бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда. Активизировался речевой запас детей.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Список используемой литературы и интернет-ресурсов.
А.Шорыгина «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей и гувернеров и родителей.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Сост. Н. В. Нищева Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду.2013.
Интернет-ресурсы.
Приложения
Консультация для родителей «Прогулки с детьми на природу»
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей. Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние крохи. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
В детском саду дети ежедневно на прогулках наблюдают за явлениями природы, животными, птицами, явлениями общественной жизни (транспортом, прохожими), это происходит в системе, во всех группах. И вы, уважаемые родители, как главные помощники, наставники своих детей должны взять за правило приобщать, обогащать знания своих детей о природе и окружающем их мире.
И в этом вам помогут следующие приемы. Зимой обращайте внимание на состояние дороги, деревьев, на красоту снега, как он хрустит под ногами, блестит на солнце и при свете фонарей. Какое небо зимой. Как утром и вечером темно.
В выходные дни посещайте горки, катайтесь на санках, лыжах. И в то же время не забывайте обращать внимание на зимнюю красоту.
Весной обращайте внимание детей на первые признаки весны: солнышко ярко светит и греет, тает снег и снежные постройки, появляются ручейки. Весной следует совершить прогулку в сад, обратите внимание малышей на то, что на деревьях много красивых цветов и зеленых листьев, объясните, что цветы не надо рвать – на их месте вырастут яблоки, вишни.
Во время прогулок покажите появившуюся первую траву, предложите найти еще места, где она выросла, приучайте беречь зеленые всходы.
Вызывает у малышей интерес и появление насекомых. На прогулке познакомьте их с бабочкой, жуками, кузнечиком; с особенностями их внешнего вида, движениями; дети следят за полетом бабочек (порхают, жуков (они летают и ползают) ; узнают, что кузнечик прыгает.
Летом отдыхая на речке, наблюдайте за водой, обращайте внимание на ее цвет, теплая или холодная. Наблюдайте за течением реки. Большую радость малышам приносят игры с песком. . Очень полезно посещать луга, поля, наблюдать за цветами: ромашками, васильками, колокольчиками.
Осенью обращайте внимание на то, что природа изменяется. Листья желтеют, краснеют и опадают. Трава тоже желтеет. Становится холоднее, чаще идут дожди. Птицы улетают на юг.
Научитесь сами видеть красоту природы, и ваш ребенок научится этому тоже!