ПРОЕКТ
«КАЖДОЙ ПИЧУЖКЕ СВОЯ КОРМУШКА»
(подготовительная к школе группа)
Тип проекта: информационный, деятельностный.
По продолжительности: краткосрочный (6 месяцев)
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
Актуальность: большое количество птиц гибнет в зимние холода, человек может помочь им пережить стужу.
Цель проекта:
Развитие у дошкольников чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность: убедить взрослых членов семьи принять участие в изготовлении кормушек для птиц, принять посильное участие в работе над кормушкой, выборе места расположения кормушки на участке ДОУ.
Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.
Наблюдение за дикими зимующими птицами, их подкормка.
Задачи проекта:
Для детей:
Обучение умению ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты.
Развитие конструктивных способностей у детей, умения использовать наиболее рациональные способы достижения результата, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Формирование и развитие детской фантазии, творческого воображения.
Поощрение оригинальных идей.
Воспитание чувства отзывчивости и ответственности, гуманного отношения к птицам, желания помочь маленьким и слабым существам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
Воспитание у детей умению радоваться своему успеху и успеху друзей.
Вызвать у детей желание убедить взрослых членов семьи в необходимости оказания помощи зимующим птицам в городе, принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек.
Для родителей:
Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
Повышение самооценки детей в глазах родителей при принятии решений.
Для воспитателя:
Участники проекта:
воспитатели подготовительной «А» группы;
дети подготовительной «А» группы;
родители и другие члены семьи.
Ресурсное обеспечение проекта:
семья;
участок детского сада;
помещение группы.
Алгоритм реализации проекта:
организация и проведение внутригруппового конкурса «Лучшая кормушка для птиц»
рассматривание и развешивание на участке ДОУ изготовленных родителями и детьми кормушек для птиц, фотографирование работ;
наблюдение за жизнью птиц в зимнее время года, подкормка;
наблюдение за погодой, обсуждение проблем животных и птиц;
чтение художественной литературы;
рассказы из личного опыта воспитателя, детей о помощи животным, попавшим в трудную ситуацию;
«письма» членам семьи детей от имени зимующих птиц с просьбой о помощи;
ежедневное, совместно с детьми, пополнение кормушек кормом для птиц;
обсуждение с детьми результатов наблюдений за птицами у кормушек: какие виды птиц прилетают, какие корма любят, как ведут себя;
рассматривание слайдов с фотографиями кормушек и птиц;
обсуждение и фиксация детьми при помощи условных обозначений этапов проектной деятельности;
проведение детского праздника «Прилетайте птицы» с награждением победителей и участников конкурса «Каждой пичужке – своя кормушка».
Реализация проекта:
1. Ориентировочно-мотивационный этап:
Дети:
Родители:
Воспитатель:
определение задач, которые будут решаться с детьми, родителями;
разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого;
определение предполагаемого результата
2. Оперативно-деятельный этап:
Постановка проблемы.
Дети от природы наделены яркими способностями. К сожалению, мы не всегда уделяем внимание развитию творческих способностей у наших детей. В связи с этим, возникла проблема освоения новых технологий. Воспитатели рассказали детям об объявленном конкурсе «Лучшая кормушка для птиц» в группе. Вместе с детьми обсуждали – чем вызван отлет птиц, почему улетают, ведь перелёт труден и опасен. Как живется птицам, зимующим в России? Где зимуют, чем питаются? Зима бывает снежная и морозная, корм найти труднее, значит, птицы недоедают и мерзнут. Можем ли мы помочь зимующим птицам? Воспитатели попытались выяснить у детей, видели ли они, как люди готовят «птичьи столовые», развешивают их в лесу, в парке, в сквере и просто на участке. Для кого они предназначены и какими должны быть? Воспитатели предложили посмотреть слайд с кормушками, обратила внимание на разнообразие форм кормушек и выбор материала для их постройки, на то, что кормушка должна быть практичной, удобной и безопасной для птиц при её расположении. Дети проявили интерес к процессу постройки кормушки и к самому конкурсу. Рассказали, что попросят помощи у старших, чтобы построить кормушку.
С детьми:
Создание мотивации у детей к подготовке и участию в конкурсе.
Рассматривание иллюстраций о птицах.
Рассматривание слайдов «Кормушки для птиц».
Проведение викторины «Все о птицах».
Организация выставки готовых кормушек.
Фоторепортаж «Каждой пичужке – наша кормушка».
С родителями:
Организация консультаций.
Подбор иллюстраций для создания альбома о зимующих в нашей местности птицах.
Подбор моделей кормушек.
Изготовление кормушек и участие в конкурсе.
3. Заключительный этап
Цели:
Защита проекта – выставка детских кормушек и оформление стенгазеты.
Развитие творческого потенциала детей, предоставление детям возможности продемонстрировать результаты совместного с родителями творчества.
Форма защиты проекта:
фотосъемка проекта;
фотосъемка кормушек и их создателей;
оформление дипломов победителей и участников конкурса;
определение номинаций конкурса;
награждение победителей и участников конкурса.
Итог проектной деятельности:
Расширились познавательные интересы у детей и представления о жизни птиц.
У детей на протяжении всего проекта было положительное эмоциональное отношение к конкурсу и к его итогам.
Сформировались навыки заботливого отношения к птицам. Возникла готовность участвовать в практических делах по оказанию помощи, как птицам, так и другим животным.
кормить птиц различным кормом;
наблюдать и вести дневник наблюдений.
Дети узнали:
какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
как различить птиц по окраске;
какие корма предпочитают птицы;
Сделали выводы:
птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
В ветреные дни птицы не прилетают.
Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено, а синицы - сало. Пшено едят дольше всего.
Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички по 2-3, сороки по одиночке.
Снегири прилетают на кормушку по одной и очень редко.
Кормушку посетили 6 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, снегири, вороны и сороки.
За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ
год | месяц | дата | погода | виды и количество птиц | корм |
2013 | декабрь | 16 | | | |
17 | | | |
18 | | | |
19 | | | |
20 | | | |
23 | | | |
24 | | | |
25 | | | |
26 | | | |
27 | | | |
30 | | | |
31 | | | |
2014 | январь | 9 | | | |
10 | | | |
13 | | | |
14 | | | |
15 | | | |
16 | | | |
17 | | | |
20 | | | |
21 | | | |
22 | | | |
23 | | | |
24 | | | |
27 | | | |
28 | | | |
29 | | | |
30 | | | |
31 | | | |
февраль | 3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
10 | | | |
11 | | | |
12 | | | |
13 | | | |
14 | | | |
17 | | | |
18 | | | |
19 | | | |
20 | | | |
21 | | | |
24 | | | |
25 | | | |
26 | | | |
27 | | | |
28 | | | |
март | 3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
11 | | | |
12 | | | |
13 | | | |
14 | | | |
17 | | | |
18 | | | |
19 | | | |
20 | | | |
21 | | | |
24 | | | |
25 | | | |
26 | | | |
27 | | | |
28 | | | |
31 | | | |
апрель | 1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
7 | | | |
8 | | | |
9 | | | |
10 | | | |
11 | | | |
14 | | | |
15 | | | |
16 | | | |
17 | | | |
Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие условия для систематических наблюдений за ними. Цикл наблюдений может складываться по-разному в зависимости от поведения конкретных птиц (одни кормятся, другие только наблюдают за остальными).
Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на кормушку?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, Краске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.
В свободное время разучивали с детьми стихотворения
Синица
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке
На месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится
Синица.
Е. Ильина.
Снегирь
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок,
И пустырь —
Рад красавец красногрудый
Житель севера —
Снегирь.
Е. Ильина.
Воробушки
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
А во дворе метелица
Ковром шелковым стелется.
Да больно холодна.
С. Есенин
Наблюдение 2. «Ищем птичьи следы».
Цель: установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных, машин, санок, лыж; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.
Наблюдение 3. «Как птицы передвигаются по земле?» (Задание детям для самостоятельного наблюдения.)
Цель: учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя, воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков»; следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.
Наблюдение 4: «Как птицы летают?»
Цель: обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья, хвост, шея и ноги вытянуты; птицы летают. Потому что машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха; птицы могут летать и не размахивая крыльями - планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются; садясь на землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали.
Наблюдение 5. «Когда птицы бывают заметны?»
Цель: познакомить детей с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.