СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект для детей разновозрастной группы П.П. Бажов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с уральским писателем детей. Биография писателя сказочника.Оформить лэпбук.. 

Просмотр содержимого документа
«Проект для детей разновозрастной группы П.П. Бажов.»

Проект

«Мудрые сказы

П .П. Бажова»

















Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать  красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы ,созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».



М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».



Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.



Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.




Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя  П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.



Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П .Бажова.




Задачи:

  • формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;

  • познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;

  • создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»

  • развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

  • формировать чувство гордости за свой родной край;

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта:  групповой.

 Сроки реализации проекта: 1 неделя февраль

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители

Ожидаемый результат:

-обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;

-активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;

-высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас; 

-проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;

-родители - активные участники реализации проекта.

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

-Познакомить с темой проекта детей

-Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»

-Оформить выставку книг по творчеству писателя;
- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.





2Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

-Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале»,

«Правда или вымысел?».

-Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Презентация: «Детям о П П Бажове»



Коммуникативная деятельность:

-Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.

-Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.

-Рассказывание стихотворений о родном крае.

Продуктивная деятельность:

-«Ящерица». Лепка (иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце».

-Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, кедровые орешки).

3 Этап. Заключительный.

-Выставка детского творчества по сказам Бажова;

-Оформление лэпбук « Уральской стороны сказитель»

(детские рисунки по сказам)

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.




Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.


Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце»

(совместное творчество)






























Пословицы и поговорки о Родине.

  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.

  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

  • Береги землю родимую, как мать любимую.

  • Кто за Родину горой, тот и герой.

  • В каком народе живёшь, того обычая держись.

  • Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

  • Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.

Пословицы и поговорки о труде.

  • Без труда и отдых не сладок.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  • Всякое уменье трудом дается.

  • Где хотенье, там и уменье.

  • Дела словами не заменишь.

  • Делу — время, потехе — час.

  • Каков мастер, такова и работа.

  • Кончил дело — гуляй смело.

  • Копнешь, так и найдешь.

  • Маленькое дело лучше большого безделья.
















Конспект итогового занятия

по творчеству П. П. Бажова

«Добрый сказочник П. П. Бажов»




Возраст детей: 5-6 лет.

Форма организации: сказочная гостиная.

Форма совместной деятельности: групповая.

Задачи:

1.Закреплять знания детей о творчестве уральского сказочника П. П. Бажова;

2. Развивать у детей речевую активность, активизировать словарь;

3. Совершенствовать умения выразительно рассказывать стихотворения, отвечать на вопросы полным ответом;

4. Формировать навыки совместной деятельности, вызвать эмоциональный отклик;

5. Воспитывать у детей нравственные ценности через произведения П. П. Бажова.

Ход занятия.

В группе оформлены выставки: книжная( со сказами писателя), творческая(с детскими рисунками и поделками по сказам).

- Ребята, сегодня тема нашего занятия «Добрый сказочник Павел Петрович Бажов». Мы постараемся с вами вспомнить все то, что говорили и читали об этом замечательном человеке , о его волшебных и поучительных сказах. Все мы с вами знаем, что Павел Петрович родился на Урале.



-Сейчас давайте послушаем стихотворения о земле писателя.(Дети рассказывают стихотворения)

1.То приветлива, то сурова 

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал-земля!

2.Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы 

Рудознатцы и мастера.

3.Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём, 

Отшлифованы самоцветы 

Жизнью, радостью и трудом.

4.И становится делом слово,

В каждом камне — цветы цветут... 

Продолжается сказ Бажова, 

Продолжаются Жизнь и Труд!

- Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемы богатства здешних недр, неповторимо своеобразна красота этого края с его лесистыми горами, глубокими прозрачными озёрами. Есть одна легенда об Урале:

Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных... да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, погуще, где вовсе редко. Однако везде хоть сколько-нибудь, да попало. Глядит, а золота, самоцветов и прочего ещё целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так будто бы Уральские горы и получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят — изумруд да малахит, озёра — горным хрусталём переливаются, рябинушка по осени рубином горит. И люди, которые здесь живут, — чисто камень-самоцвет: трудолюбивые, мастеровые... Именно таких мы и встречаем в «Уральских сказах» П.П. Бажова.

-А кто, ребята, помнит, в каком городе родился писатель?(В Сысерти)

Воспитатель читает стихотворение ,

-Давайте еще раз заглянем в комнату писателя.

-Я вам напомню, что писательский талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет. В 1939 году была опубликована первая книга «Сказы старого Урала» — «Малахитовая шкатулка» (Воспитатель показывает книгу). Павел Бажов говорил, что в основе его сказов —«быль с элементами сказочного».

-Ребята, а кто помнит, чем отличается сказ от сказки?( Сказка — это вымысел, а сказ — это описание реальных событий, но с элементами фантастики.)

-Правильно! Сказы Бажова причудливы, захватывающе чудесны. Герои сказов — крепостные люди, уральские рабочие: рудокопы, мастера-камнерезы, гранильщики. Они трудолюбивы и талантливы.

-Сейчас я предлагаю ответить на загадки из малахитовой шкатулки, а заодно проверить, какие сказы вы запомнили. Готовы?

-О ком идет речь?

Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

  • Проводится игра «Шел козел по лесу».

- Из каких сказов эти строки?

«Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа - то. Из шёлкового малахиту платье»

«Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»

  • Проводится игра «Собери каменья»

«Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку.» 

-В кого превращалась Хозяйка Медной горы? 

-Из какого камня Данилушка сделал каменный цветок? Молодцы, ребята, со всеми загадками справились. Сейчас давайте пройдем к выставке , еще раз полюбуемся вашими рисунками и поделками к сказам .(Дети проходят к выставке. Воспитатель спрашивает детей , к каким сказам выполнены их работы.

Итог занятия.

-Эти сказы принесли их автору заслуженную славу. В Москве есть улицы, названные имени Павла Бажова и Малахитовая. По сказам Бажова снято несколько мультфильмов, есть пьеса «Серебряное копытце», опера Кирилла Молчанова «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

-В память о писателе в областном городе Екатеринбурге есть памятник и дом- музей.

-Ребята, чему учат нас сказы П. П. Бажова? ( Высказывания детей) На этом мы закончим наше занятие. Все сегодня молодцы!




















Выставка книг и портрета Уральскому сказителю ПП Бажову.

Лепбук для детей с различной информацией о ПП Бажове.

Задание: Найди в мешочке камешек.



Занятие тема: «Богатства земли уральской»

Задание :Кто быстрей сложит от большого к маленькому?

Занятие :Лепка каменного цветка



Раскраски по сказкам ППБажова.

Ящерки из сказки «Каменный цветок»