Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Пласта
ПРОЕКТ
для детей среднего дошкольного возраста
«Зима – пора чудес»
Выполнила воспитатель
Муравьева Т. Н.
2022
Паспорт проекта «Зима – пора чудес» Тип проекта: творческо-познавательный; Продолжительность: краткосрочный, 2 недели; Вид проекта: групповой; Возраст участников: 4-5 лет; Период выполнения: 05 декабря 2022 г. – 16 декабря 2022 г. Участники проекта: воспитатель, дети 4-5 лет, родители, физинструктор Дикопольцева З. С. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность проекта: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Не секрет, что зима для детей – любимое время года. Первый снег, катание с горки на санках, игра в снежки, лепка снеговика. Актуальность проекта заключается в том, чтобы каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного.
Проблема: - недостаточное знание детей о зиме и сезонных изменениях в природе в это время года. Цель: - создание условий для формирования у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей; - повышение эффективности и укрепление детско-родительских отношений.
Задачи: - обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы; - научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; - расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность; - воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность; - упражнять в составлении предложений, рассказов, описания картин на тему «Зима»; - обогащать словарный запас детей новыми словами;
- способствовать развитию речевой активности детей, поощрять умение отвечать на вопрос воспитателя или излагать свою мысль полным предложением; - активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление; - учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; - развивать творческое воображение, фантазию; - обучать правилам безопасного поведения на улице в зимний период. - развивать координацию движений, мелкую моторику, снимать зрительное напряжение, используя здоровьесберегающие методы (подвижные игры, динамические паузы, зрительная и пальчиковая гимнастика); - воспитывать бережное отношение к природе.
Продукт проектной деятельности: Физкультурный досуг «Зимние развлечения»; Участие родителей совместно с детьми в творческом конкурсе рисунков «Зима в окно стучится». Предполагаемый результат: - дети получают разносторонние знания о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период, о сезонных изменениях в природе в зимнее время года; - учатся бережно относиться к природе; - пополнение РППС.
Этапы проекта: Подготовительный: Постановка темы, цели и задач педагогического проекта. Работа с методическим материалом, художественной литературой по данной теме. Составление комплексно-тематического плана, составление ситуативного плана, подбор дидактических игр, иллюстративного материала. Вовлечение родителей в проектную деятельность. Практический: Реализация педагогического проекта «Зима – пора чудес». Заключительный этап: физкультурный досуг «Зимние развлечения». Работа с родителями: изготовление снежинок. Папки – передвижки: «Здравствуй, Зимушка – зима!», «Покормите птиц зимой!», «Шесть родительских заблуждений о морозной погоде», «Безопасная зима», «Зимние забавы». Участие родителей и детей в творческом конкурсе «Зима в окно стучится».
Ситуативный план Что я знаю о зиме? Аня: зимой катаются на горке. Данияр: зимой катаются на санках, ледянках. Сережа: зимой холодно, идет снег. Юлиана: зимой бывает Новый год Что я хочу узнать о зиме? Аня: почему идет снег? Ева: почему зимой холодно? Как можно узнать? Сережа: по телевизору. Марьяна: посмотреть мультфильм. Аня: посмотреть по компьютеру. Богдан Ж.: прочитать в книге.
Комплексно-тематический план Познавательное развитие: НОД по познавательному развитию «Зима»; опыты: «Почему снег хрустит?», «Свойства снега»; экспериментирование «Сила ветра»; рассматривание «Форма снежинок»; наблюдение «Природа зимой», «Одежда зимой»; работа с календарем природы; опыт «Цветные льдинки». Социально-коммуникативное развитие: Трудовые поручения: кормление птиц зимой; сбор снега для построек на участке; очистка дорожек от снега; уборка снега на участке; постройка снежной горки для куклы. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Так бывает или нет?», «Найди пару», «Найди отличия»; сюжетно-ролевая игра «Строители». Речевое развитие: Чтение и заучивание стихотворений о зиме; НОД «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»; разгадывание загадок о зиме и зимних природных явлениях; беседа «За что я люблю зиму». Чтение произведений: С.Маршак «Тает месяц молодой», «Двенадцать месяцев», Г.Скребицкий «Четыре художника. Зима», «На лесной полянке», С.Есенин «Береза», чтение русской народной сказки «Морозко».
Художественно – эстетическое развитие: Рисование «Зимний пейзаж», лепка «Снежинка», аппликация «Белая снежинка». Прослушивание музыкальных произведений: «Вальс снежных хлопьев», «Санки». Музыкальные игры «Снегирек», «Белый снег». Мультдискотека «Кабы не было зимы». Раскраски по теме «Зима». Физическое развитие: Пальчиковые игры по теме «Зима». Динамические паузы по теме «Зима». Подвижные игры: «Два мороза», «У медведя во бору», «Мороз», «Перебрось снежок», «мороз и солнце», имитационные движения «Дед Мороз и лесные звери». Физкультурный досуг «Зимние развлечения». Скольжение по ледяным дорожкам. Дыхательная гимнастика по теме «Зима». Зрительная гимнастика.