Проект для детей средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Пояснительная записка: Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым. Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков – славян, понять их обычаи и традиции. Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость. Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви, красоте. Актуальность темы: В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем. Цель проекта: Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ. Задачи проекта: 1.Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа. 2.Развивать память, воображение, речь. 3.Обогащать словарный запас за счет русских слов. 4.Расширить представление о русских народных сказках, потешках, закличках. 5.Воспитывать уважение к русской культуре. 6.Воспитывать любовь к родной природе. Планируемый результат: 1.Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о традициях русского народа, обогащение жизненного опыта. 2.Знание русских народных подвижных игр. 3. Знание русских ремесел. 4.Знание русских народных сказок, потешек, закличек. 5. Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным традициям. Вид проекта: творческий, познавательный, краткосрочный. Участники: дети средней группы, воспитатель, родители Срок реализации: три недели Место проведения: МК ДОУ д\с «Теремок» п.Каменка 1 этап – подготовительный 1.Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме. 2.Составление перспективного плана. 3.Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для девочек и русскими рубахами для мальчиков. 4.Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями. 5.Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме. 6.Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками. 7.Подбор предметов народного быта. 8.Выбор формы работы с родителями. 9.Выбор основных мероприятий. Работа с родителями 1.Анкетирование родителей. 2.Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» 3.Выставка детских поделок. 4.Выставка работ родителей. 2 этап – практический. 1 неделя проекта. Понедельник Образовательная деятельность в утренние и вечерние часы. Тема дня: «С Новым годом поздравляем» 1.д\ игра «Что в мешке у Деда Мороза» Цель: Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов. 2.Рассматривание иллюстраций «Веселый Новый год». Развивать связную речь, учить делиться впечатлениями о праздновании Нового года. 3.Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович». Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить внимательно слушать, беседовать по содержанию сказки. 4.С\р игра «Кукольный театр» (артисты – зрители). Формировать ролевое взаимодействие. Воспитывать самостоятельность и творчество детей. 5.Малоподвижная игра «Елочка». Создать эмоционально положительный настрой. Вторник Тема дня «Что такое Рождество» 1.Беседа на тему «Что такое Рождество?» Дать детям представление о народном празднике Рождество. Объяснить смысл непонятных слов. 2.Чтение Рождественских колядок. Познакомить детей с таким понятием, как святки. 3.Д\и «Назови правильно» Учить правильно называть предметы, относящиеся к тому или иному празднику. 4.П\и «Карусель» Учить детей говорить в быстром и медленном темпе. Воспитывать интерес к народным играм. 5.Слушание народных песен, потешек, закличек. 6.Аппликация «Рождественский ангел» Развивать творческие способности детей, восприятие символов народного праздника. Среда Тема дня: «Мешок Деда Мороза» 1.Д\и «Угадай наощупь» Учить определять наощупь знакомые предметы, их качества и назначение. 2.Беседа на тему «Мешок Деда Мороза». Развивать активную речь детей. Совершенствовать умение слушать своих товарищей, уважительно относиться к их ответам. 3.Д\и «Добрые слова» Воспитывать желание использовать в речи добрые и вежливые слова. 4.С\р игра «Магазин игрушек». Продолжать учить воспроизводить в игре трудовые действия взрослых. Четверг Тема дня «Русские народные сказки» 1.Д\и «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки. 2.Д\и «Составь сказку». Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии картинок. Развивать детское творчество. 3.Конструирование «Теремок». Дать детям представление о строительстве сказочных домов. Развивать конструктивные умения и навыки. 4.Малоподвижная игра «Звериная зарядка» Снятие эмоционального напряжения. 5.Народная игра «У медведя во бору» Развивать физические качества через народные игры. Пятница Тема дня: Русская матрешка. 1.Д\и «Матрешки» Учить сравнивать предметы по величине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. 2.Беседа на тему «Русская матрешка». Познакомить детей с историей создания русской матрешки. Прививать любовь к русской культуре. 3.Рисование на тему «Украсим сарафан для матрешки». Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству. 4.Разучивание танца «Мы веселые матрешки». Развивать пластику движений. Использовать для танца народные костюмы. 5.Чтение потешек, песенок. 2 неделя проекта Понедельник Тема дня: «Русь мастеровая» 1.Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству. 2.Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий. Продолжать знакомить с традициями русского народа. Воспитывать интерес к истории. 3.Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Воспитывать интерес к русским народным сказкам, беседовать по содержанию сказки. 4.Малопожвижная игра «Котик к печке подошел». Развивать внимательность, сообразительность, память. 5.Лепка из соленого теста «Подкова». Развивать детское творчество. Вторник Тема дня: Русский народный костюм. 1.Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с русским народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре. 2.Д\и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому. 3. Рисование на тему: «Роспись кокошника». Познакомить детей с традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Воспитывать желание творить самим. 4.Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей. 5.Чтение песенок, потешек, закличек. Среда Тема дня: «Родная природа» 1.Чтение рассказов В.Бианки. Воспитывать любовь к родной природе на основе произведений автора. 2.Рассматривание иллюстраций о родной природе. Воспитывать любовь к родному краю, природе. 3.Чтение стихов русских авторов. 4.Вечер загадок про зимний период. Закрепить знания детей о приметах зимы, зимних забавах. Учить понимать смысл загадок. Четверг Тема дня: «Филимоновская игрушка». «Любимая филимоновская игрушка». Развивать умение монологической речи, составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к народным игрушкам. Д\и «Что без чего» Расширение словаря, уточнение представления об особенностях внешнего вида. Народная игра «Гуси – лебеди». Воспитывать интерес к народным играм, любовь к народным традициям. Аппликация на тему «Филимоновская лошадка». Учить определять характерные особенности филимоновской игрушки, отображать их в поделках. Пятница Тема дня: «Деревянная ложка». 1.Беседа на тему «Русские народные инструменты». Обогащать словарный запас новыми словами. Воспитывать интерес к русской народной культуре. 2.Хороводная игра «Веселятся все игрушки». Прививать любовь к русской культуре, развивать творческие способности детей. 3. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с использованием игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа. 4.Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского народа». Формировать представление о самобытных традициях. 3 неделя проекта Понедельник Тема дня «Зимние заклички» 1.Рассматривание иллюстраций о зиме с использованием зимних закличек. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, воспитывать любовь к русским традициям. 2.Русская народная игра «Ловишки в кругу». Учить соблюдать правила игры. Воспитывать интерес к русским народным играм. 3.Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Воспитывать интерес к народному творчеству. 4.Малоподвижная игра «Ты медведя не буди». Снятие общего утомления, укрепление мышечной системы организма. Вторник Тема дня: «Колыбельные песни» 1.Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему песенки. Воспитывать уважение к культуре народа. 2.Д\и «Собери картинку». Учить составлять целое из частей. Собирать изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.). 3.Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным творчеством. 4.С\р игра «Уложим куклу спать». Развивать самостоятельность и творчество детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Среда Тема дня: «Рукотворное чудо» 1.Д\и «Сложи узор по образцу». Учить составлять узор из геометрических фигур с использованием схем. 2. Беседа на тему «Золотые руки мам и бабушек». Познакомить детей с такими видами рукоделия как вышивка, вязание крючком и спицами. Рассматривание вещей, связанных мамами и бабушками. Воспитывать любовь к своим близким. 3.Рисование на тему «Украсим полотенце». Познакомить детей с народными орнаментами. Учить воспроизводить орнамент по образцу. 4. Народная игра «Курочки». Развивать физические качества через народную игру. 5.Чтение потешек, песенок. Четверг Тема дня: «Дымковская игрушка». 1.Рассматривание дымковской игрушки. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами. 2.Д\и «Парные картинки». Учить находить одинаковые предметы и правильно называть знакомые народные промыслы. Воспитывать интерес к русским народным промыслами. 3.Лепка дымковского коня. Приобщать детей к народным промыслам. Учить выделять простейшие элементы росписи. 4.Чтение потешек. Использовать фольклор как источник познавательного и нравственного развития детей. Пятница Тема дня: «Русские народные игры» 1.Игра малой подвижности «Камешек». Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Воспитывать интерес к народному творчеству. 2.Хоровод «Во поле березка стояла». Подобрать атрибуты для хоровода. Обогащать представление о традициях русского народа. 3.Спортивное развлечение «Русские народные игрища». Развивать двигательную активность. Прививать любовь к русской культуре. 3 этап – заключительный 1.Подведение итогов проекта. 2. Выставка детских работ по проекту. 3.Презентация проекта с фото. 4.Выставка работ родителей. Используемая литература: 1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г. 2.Н.Г.Пантелеева «Народные праздники в детском саду». Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г. 3.М.Ф.Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г. 4.М.М.Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Издательство «Мозаика – синтез» 2014г. 5.Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Издательство «Просвещение» 1988г. 6.А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство «Просвещение» 1988г. 7. «Хрестоматия для средней группы» Издательство «Самовар» 2015г. |