СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект для детей средней группы «Традиции и обычаи русского народа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым.

Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков – славян, понять их обычаи и традиции.

Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.

Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви, красоте.

Просмотр содержимого документа
«Проект для детей средней группы «Традиции и обычаи русского народа»»

Проект для детей средней группы

«Традиции и обычаи русского народа»


Пояснительная записка:

Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым.

Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков – славян, понять их обычаи и традиции.

Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.

Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви, красоте.


Актуальность темы:

В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.

Цель проекта: Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.

Задачи проекта:

1.Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.

2.Развивать память, воображение, речь.

3.Обогащать словарный запас за счет русских слов.

4.Расширить представление о русских народных сказках, потешках, закличках.

5.Воспитывать уважение к русской культуре.

6.Воспитывать любовь к родной природе.

Планируемый результат:

1.Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о традициях русского народа, обогащение жизненного опыта.

2.Знание русских народных подвижных игр.

3. Знание русских ремесел.

4.Знание русских народных сказок, потешек, закличек.

5. Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным традициям.

Вид проекта: творческий, познавательный, краткосрочный.

Участники: дети средней группы, воспитатель, родители

Срок реализации: три недели

Место проведения: МК ДОУ д\с «Теремок» п.Каменка


1 этап – подготовительный

1.Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.

2.Составление перспективного плана.

3.Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для девочек и русскими рубахами для мальчиков.

4.Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.

5.Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.

6.Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками.

7.Подбор предметов народного быта.

8.Выбор формы работы с родителями.

9.Выбор основных мероприятий.

Работа с родителями

1.Анкетирование родителей.

2.Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

3.Выставка детских поделок.

4.Выставка работ родителей.


2 этап – практический.

1 неделя проекта.

Понедельник

Образовательная деятельность в утренние и вечерние часы.

Тема дня: «С Новым годом поздравляем»

1.д\ игра «Что в мешке у Деда Мороза»

Цель: Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов.

2.Рассматривание иллюстраций «Веселый Новый год». Развивать связную речь, учить делиться впечатлениями о праздновании Нового года.

3.Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович». Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить внимательно слушать, беседовать по содержанию сказки.

4.С\р игра «Кукольный театр» (артисты – зрители). Формировать ролевое взаимодействие. Воспитывать самостоятельность и творчество детей.

5.Малоподвижная игра «Елочка». Создать эмоционально положительный настрой.

Вторник

Тема дня «Что такое Рождество»

1.Беседа на тему «Что такое Рождество?» Дать детям представление о народном празднике Рождество. Объяснить смысл непонятных слов.

2.Чтение Рождественских колядок. Познакомить детей с таким понятием, как святки.

3.Д\и «Назови правильно» Учить правильно называть предметы, относящиеся к тому или иному празднику.

4.П\и «Карусель» Учить детей говорить в быстром и медленном темпе. Воспитывать интерес к народным играм.

5.Слушание народных песен, потешек, закличек.

6.Аппликация «Рождественский ангел» Развивать творческие способности детей, восприятие символов народного праздника.

Среда

Тема дня: «Мешок Деда Мороза»

1.Д\и «Угадай наощупь» Учить определять наощупь знакомые предметы, их качества и назначение.

2.Беседа на тему «Мешок Деда Мороза». Развивать активную речь детей. Совершенствовать умение слушать своих товарищей, уважительно относиться к их ответам.

3.Д\и «Добрые слова» Воспитывать желание использовать в речи добрые и вежливые слова.

4.С\р игра «Магазин игрушек». Продолжать учить воспроизводить в игре трудовые действия взрослых.

Четверг

Тема дня «Русские народные сказки»

1.Д\и «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки.

2.Д\и «Составь сказку». Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии картинок. Развивать детское творчество.

3.Конструирование «Теремок». Дать детям представление о строительстве сказочных домов. Развивать конструктивные умения и навыки.

4.Малоподвижная игра «Звериная зарядка» Снятие эмоционального напряжения.

5.Народная игра «У медведя во бору» Развивать физические качества через народные игры.




Пятница

Тема дня: Русская матрешка.

1.Д\и «Матрешки» Учить сравнивать предметы по величине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

2.Беседа на тему «Русская матрешка». Познакомить детей с историей создания русской матрешки. Прививать любовь к русской культуре.

3.Рисование на тему «Украсим сарафан для матрешки». Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству.

4.Разучивание танца «Мы веселые матрешки». Развивать пластику движений. Использовать для танца народные костюмы.

5.Чтение потешек, песенок.


2 неделя проекта

Понедельник

Тема дня: «Русь мастеровая»

1.Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2.Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий. Продолжать знакомить с традициями русского народа. Воспитывать интерес к истории.

3.Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Воспитывать интерес к русским народным сказкам, беседовать по содержанию сказки.

4.Малопожвижная игра «Котик к печке подошел». Развивать внимательность, сообразительность, память.

5.Лепка из соленого теста «Подкова». Развивать детское творчество.

Вторник

Тема дня: Русский народный костюм.

1.Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с русским народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.

2.Д\и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому.

3. Рисование на тему: «Роспись кокошника». Познакомить детей с традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Воспитывать желание творить самим.

4.Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей.

5.Чтение песенок, потешек, закличек.

Среда

Тема дня: «Родная природа»

1.Чтение рассказов В.Бианки. Воспитывать любовь к родной природе на основе произведений автора.

2.Рассматривание иллюстраций о родной природе. Воспитывать любовь к родному краю, природе.

3.Чтение стихов русских авторов.

4.Вечер загадок про зимний период. Закрепить знания детей о приметах зимы, зимних забавах. Учить понимать смысл загадок.

Четверг

Тема дня: «Филимоновская игрушка».

  1. «Любимая филимоновская игрушка». Развивать умение монологической речи, составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к народным игрушкам.

  2. Д\и «Что без чего» Расширение словаря, уточнение представления об особенностях внешнего вида.

  3. Народная игра «Гуси – лебеди». Воспитывать интерес к народным играм, любовь к народным традициям.

  4. Аппликация на тему «Филимоновская лошадка». Учить определять характерные особенности филимоновской игрушки, отображать их в поделках.

Пятница

Тема дня: «Деревянная ложка».

1.Беседа на тему «Русские народные инструменты». Обогащать словарный запас новыми словами. Воспитывать интерес к русской народной культуре.

2.Хороводная игра «Веселятся все игрушки». Прививать любовь к русской культуре, развивать творческие способности детей.

3. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с использованием игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.

4.Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского народа». Формировать представление о самобытных традициях.

3 неделя проекта

Понедельник

Тема дня «Зимние заклички»

1.Рассматривание иллюстраций о зиме с использованием зимних закличек. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, воспитывать любовь к русским традициям.

2.Русская народная игра «Ловишки в кругу». Учить соблюдать правила игры. Воспитывать интерес к русским народным играм.

3.Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Воспитывать интерес к народному творчеству.

4.Малоподвижная игра «Ты медведя не буди». Снятие общего утомления, укрепление мышечной системы организма.

Вторник

Тема дня: «Колыбельные песни»

1.Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему песенки. Воспитывать уважение к культуре народа.

2.Д\и «Собери картинку». Учить составлять целое из частей. Собирать изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.).

3.Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным творчеством.

4.С\р игра «Уложим куклу спать». Развивать самостоятельность и творчество детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Среда

Тема дня: «Рукотворное чудо»

1.Д\и «Сложи узор по образцу». Учить составлять узор из геометрических фигур с использованием схем.

2. Беседа на тему «Золотые руки мам и бабушек». Познакомить детей с такими видами рукоделия как вышивка, вязание крючком и спицами. Рассматривание вещей, связанных мамами и бабушками. Воспитывать любовь к своим близким.

3.Рисование на тему «Украсим полотенце». Познакомить детей с народными орнаментами. Учить воспроизводить орнамент по образцу.

4. Народная игра «Курочки». Развивать физические качества через народную игру.

5.Чтение потешек, песенок.

Четверг

Тема дня: «Дымковская игрушка».

1.Рассматривание дымковской игрушки. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами.

2.Д\и «Парные картинки». Учить находить одинаковые предметы и правильно называть знакомые народные промыслы. Воспитывать интерес к русским народным промыслами.

3.Лепка дымковского коня. Приобщать детей к народным промыслам. Учить выделять простейшие элементы росписи.

4.Чтение потешек. Использовать фольклор как источник познавательного и нравственного развития детей.

Пятница

Тема дня: «Русские народные игры»

1.Игра малой подвижности «Камешек». Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2.Хоровод «Во поле березка стояла». Подобрать атрибуты для хоровода. Обогащать представление о традициях русского народа.

3.Спортивное развлечение «Русские народные игрища». Развивать двигательную активность. Прививать любовь к русской культуре.


3 этап – заключительный

1.Подведение итогов проекта.

2. Выставка детских работ по проекту.

3.Презентация проекта с фото.

4.Выставка работ родителей.

Используемая литература:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.

2.Н.Г.Пантелеева «Народные праздники в детском саду». Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.

3.М.Ф.Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.

4.М.М.Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.

5.Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Издательство «Просвещение» 1988г.

6.А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство «Просвещение» 1988г.

7. «Хрестоматия для средней группы» Издательство «Самовар» 2015г.