«Мывкыд совмодан Сыктывкарса челядьос 43 № видзанiн»
школаодз велодан муниципальной сьöмкуд учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №43» г. Сыктывкара
ПРОЕКТ
для детей старшего дошкольного возраста
«Богатыри Коми земли»
Сыктывкар,
2021
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества.
Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. Разработка этого проекта даёт возможность воспитать чувство гордости за свой народ, что на нашей земле жили такие богатыри, как Пера-богатырь, Корт–айка, Йикарп и др.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА |
Разработчики проекта | Инструктор по физической культуре Мингалева А.Н., Воспитатели 15 группы: Сурнина О.Н, Андреева А.А. |
Нормативно — правовое обеспечение проекта | - Конституция Российской Федерации. - Конвенция о правах ребёнка. - Федеральный закон от 24.07.1998г. N 124-ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка». - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". - Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155). - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05. 2015 г. N 996-р). - «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р). |
Миссия проекта | |
Цель проекта | Формирование у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, знание о былинных богатырях, любовь к малой Родине –Коми республике. |
Задачи проекта | Систематизировать, расширять и обобщать знания детей о богатырях коми земли; Расширять словарный запас, формировать связную речь; Развивать интерес детей к истории; Воспитывать нравственно – патриотические чувства, любовь к малой Родине, интерес к культурному наследию предков, чувство гордости за героев Коми земли. |
Назначение проекта | Познавательно - творческий, групповой. |
Срок реализации проекта | 10 февраля – 20 февраля 2021 г. |
Принципы реализации проекта | 1.Принцип приоритетности интересов детей. 2.Принцип уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка, отношения к нему, как к будущему человеческому, интеллектуальному потенциалу государства. 3. Принцип взаимовлияния личностей (взрослых и детей), предполагающий создание гармоничных отношений между родителями, детьми и педагогами ДОО. 4. Принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт педагогов и родителей. 5.Принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий комплексность воспитания и образования. |
Условия реализации проекта | |
Этапы реализации проекта | I этап. Аналитико — прогностический (организационный) Цели: Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителям Итоги этапа: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. Определение содержания деятельности всех участников проекта. 10.02.2021 - 11.02.2021 г. Разработка плана проведения мероприятий проекта Подбор форм и методов. Подбор литературы по выбранной тематике проекта. Подбор литературных произведений Подбор дидактических пособий, игр. Обновление педагогических знаний II этап. Содержательный. Цель: Чтение художественной литературы, просмотр презентаций, беседы, образовательная деятельность , наблюдения, рисование, аппликация, лепка, дидактические игры, пальчиковые игры, физ. минутки, подвижные игры. Итоги этапа: III. Итогово — аналитический (обобщающий) этап Цель: Итоги этапа: В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты: - у детей создано радостное настроение; - сформирован интерес к совместному творчеству, к изготовлению ; - установились партнерские отношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности; - углубились знания о |
Ресурсное обеспечение проекта | Материалы к непосредственной деятельности: схемы, модели, иллюстрации коми народных сказок, книги со сказками, аудио записи, видео записи Дидактическая игра «Расскажи сказку по серии картинок», «Назови сказку», «Составь сказку», «Найди и назови», «Коми домино». Информационная обеспеченность: научно-популярное издание «Сказки народа коми», художественная литература, «Коми народные сказки и мифы», «Пера-богатырь», «Коми зырянские сказки». |
Источники финансирования | Нет |
Участники проекта | Дети, воспитатели подготовительной группы, инструктор по физической культуре, родители воспитанников. |
Ожидаемый результат | Создать в группе условия для ознакомления детей с русскими былинными коми богатырями (портрет, краткая биография, подвиги); Развитие речи детей, обогащение их словарного запаса; Формирование знание о былинных богатырях; Формирование у детей чувство патриотизма, гордости; Вызывать желание быть защитниками нашей малой Родины. |
П Л А Н
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, знание о былинных богатырях, любовь к малой Родине –Коми республике.
Тема/ мероприятие | Цель | Форма проведения | Ответственный |
I этап. Аналитико — прогностический (организационный) 10.02.2021 - 11.02.2021 г. |
Среда – 10.02.21 |
ЧХЛ «Йиркап» | Знакомить с произведением. Активизировать речь детей, глаголами, существительными. | Воспитатель |
Четверг – 11.02.21 |
Рисование «Коми богатыри» | Формировать умение передавать характерные особенности , форму частей, строение человека. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. | Воспитатель |
| | |
II этап. Содержательный. 12.02.21 -18.02.21 |
Пятница 12.02.21 |
Беседа «Кто такой богатырь?» | Закрепить знания детей о богатырях – защитниках земли коми и русской. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения. | Воспитатель |
Рассматривание иллюстраций «Богатыри Коми» | Помочь составлять описательный рассказ по отдельным картинам, по содержанию сказки. | Воспитатель |
Понедельник 15.02.21 |
Утренняя гимнастика | Музыка А. Пахмутова - Н. Добронравова «Богатырская сила» | ВоспитательИнструктор по физо |
Ч ХЛ «Пера богатырь» | Дать представления о Коми богатыре Пера. Помочь детям понять, что добро сильнее зла и справедливость всегда берёт верх. | Воспитатель |
Вторник 16.02.21 |
раскраска «Силуэты богатырей» | Развивать мелкую моторику, творческие способности и чувство цвета. | Воспитатель |
Среда 17.02.21 |
Пазлы «Коми богатыри» | Закрепить имена богатырей. Составлять целое из частей. | Воспитатель |
Пословицы и поговорки о богатырях | Закрепить с детьми пословицы о силе, храбрости, смелости. | |
Народные коми игры | Прыжки через нарты, заячий прыжок, метание топора, бег на лямпах. Развивать ловкость, меткость, координацию движений. Учить соблюдать правила игры. | Воспитатель |
Четверг 18.02.21 |
Аппликация | | Родители |
Мультфильмы о коми богатырях. | Просмотр | Родители |
Беседа «Подвиги коми богатырей». | Развивать речь, внимание, познавательный интерес. | Воспитатель |
Ч х л | Познакомить детей с основными элементами сюжетов коми легенд «Кирьян-Варьян» и «Педор Кирон». | Воспитатель |
III. Итогово — аналитический (обобщающий) этап |
Пятница 19.02.21 |
Развлечение «Богатырские состязания» | | Инструктор по физо |
Суббота 20.02.21 |
Выставка работ «Коми богатыри» | | Воспитатель |
ЛИТЕРАТУРА:
Пословицы и поговорки для детей о богатырях:
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Головой думай, а силой борись.
Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.
Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного.
Богатыря узнаешь на поле брани.
Славна богатырями земля Русская.
Динамическая игра «Мы богатыри» (речь с движением).
Дружно встанем раз-два-три – (шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим, (руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим, (ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво, (поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек, (поворот налево)
Наклонились влево-вправо (руки на поясе наклон влево-вправо)
Получается на славу! (руки вверх)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №43» г. Сыктывкара
Образовательный проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Богатыри Коми земли»
Выполнили:
Инструктор по физической культуре
Мингалева А.Н.,
Воспитатели 15 группы:
Сурнина О.Н, Андреева А.А.
г. Сыктывкар, 2021г.
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, знание о былинных богатырях, любовь к малой Родине –Коми республике.
Задачи:
Систематизировать, расширять и обобщать знания детей о богатырях коми земли;
Расширять словарный запас, формировать связную речь;
Развивать интерес детей к истории;
Воспитывать нравственно – патриотические чувства, любовь к малой Родине, интерес к культурному наследию предков, чувство гордости за героев Коми земли.
Продолжительность проекта:
краткосрочный, 10 февраля – 20 февраля 2021 г.
Тип проекта: Познавательно - творческий, групповой.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы (6-7лет)
Воспитатели 15 группы
Инструктор по физической культуре
Методы:
наглядные
словесные
практические
игровые
Формы и приёмы
Организованная образовательная деятельность. Образовательная деятельность в режимных моментах. Самостоятельная деятельность детей.
Рассказывание
Чтение
Объяснение
Заучивание
Беседа
Рассматривание иллюстраций
Дидактические игры
Подвижные игры
Выставка в книжном уголке
Сюжетно-ролевые игры
Раскраски
Просмотр мультфильмов
Предполагаемые результаты:
Создать в группе условия для ознакомления детей с русскими былинными коми богатырями (портрет, краткая биография, подвиги);
Развитие речи детей, обогащение их словарного запаса;
Формирование знание о былинных богатырях;
Формирование у детей чувство патриотизма, гордости;
Вызывать желание быть защитниками нашей малой Родины.
Актуальность: Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества.
Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. Разработка этого проекта даёт возможность воспитать чувство гордости за свой народ, что на нашей земле жили такие богатыри, как Пера-богатырь, Корт–айка, Йикарп и др.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный: 10.02.2021 - 12.02.2021 г.
Разработка плана проведения мероприятий проекта
Подбор форм и методов.
Подбор литературы по выбранной тематике проекта.
Подбор литературных произведений
Подбор дидактических пособий, игр.
Обновление педагогических знаний.
2 этап – основной: 13.02.20 -19.02.20
Беседа «Кто такой богатырь?», «Чем отличается коми богатырь от русского богатыря», «Богатырское снаряжение», «Подвиги коми богатырей».
Рассматривание иллюстраций «Богатыри Коми»;
Оформление в группе уголка о коми богатырях (портрет, биография, подвиги) ;
ООД по познавательному развитию (окр.мир) «Богатыри Коми»;
ООД по Развитие речи: составление описательного рассказа по картине
ООД по ИЗО «Богатыри»;
Дидактические игры: «Собери богатыря в поход», «Накорми богатыря»; пазлы «Коми богатыри»;
Рисование: раскраска «Силуэты богатырей»;
Конструирование « Меч и щит для богатыря»;
С/Р игра «Мы богатыри»;
Чтение художественной литературы: былинные коми сказки, пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.
Просмотр мультфильмов о коми богатырях;
Подвижные игры, эстафеты, народные коми игры: прыжки через нарты, заячий прыжок, метание топора, бег на лямпах и др.
3 этап – заключительный: 20.02.21 – 21.02.21г.
Выставка рисунков «Коми богатыри»
Развлечение «Богатырские состязания»
Достигнутые результаты
Работа над проектом проходила через интеграцию образовательных областей.
В группе были созданы необходимые условия для ознакомления детей с коми былинными богатырями. Оформлен уголок, в котором находятся портреты, краткая биография богатырей, описание подвига.
Все дети с увлечением рассматривали иллюстрации о богатырях, с большим интересом слушали былины о битвах богатырских. Активно и с интересом ребята участвовали в инсценировке битв, что способствовало развитию памяти, совершенствованию художественно-речевых и исполнительских умений детей и воспитанию любви к художественной литературе.
В утренней гимнастике использовались музыка А. Пахмутова - Н. Добронравова «Богатырская сила»
В непосредственной образовательной деятельности были проведены занятия:
- Оформление в группе уголка о богатырях (портрет, биография, подвиги) ;
- ООД по познавательному развитию (окр.мир) «Богатыри Коми»;
- ООД по Развитие речи: составление описательного рассказа по картине;
- ООД по ИЗО «Богатыри»; Свои впечатления дети отражали в рисунках во время самостоятельной деятельности, лепке и аппликации с использования нетрадиционных приёмов. Это способствовало развитию творческих способностей детей, умению передавать в рисунке сюжет в соответствии с текстом.
В ходе реализации проекта стала более тесной связь детей между собой и с воспитателем.
На заключительном этапе проекта состоялось развлечение «Богатырские состязания», участниками которого были дети и воспитатели. В изготовление атрибутов и костюмов приняли участие родители.
Подводя итоги проделанной работы, мы считаем, что цели и задачи проекта были достигнуты. Дети познакомились с былинными богатырями. Научились ценить, и с уважением и гордостью говорить о своей родине. Пополнился словарный запас детей, память и мышление поднялись еще на одну ступеньку. У детей появился интерес к русской народной истории. Ведь, знакомясь с былинами о коми богатырях, их подвигах, дети стали понимать, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. Осмысливая эти произведения, ребенок учится жить, мыслить и оценивать свои поступки.
После завершения проекта у ребят появился интерес к изучению истории земли коми и её героев.