Проект «Секреты Домино»
Воспитатели:
Микишева Инесса Владимировна
Денисенко Ольга Петровна
Паспорт проекта
Руководители проекта: воспитатели
МБДОУ Детский сад № 15 «Росинка»
Микишева Инесса Владимировна,
Денисенко Ольга Петровна.
Творческий коллектив: состоящий из 6 детей и их родителей
Тип проекта: исследовательско – творческий
По продолжительности : краткосрочный (2 недели)
Тема проекта: «Секреты Домино»
Продукт: Выставка игр «Домино»
Создание новой игры совместно с родителями
Выступление детей
Фотоальбом «Как мы играем в домино
Фотоальбом «Вкусное домино»
Мультимедийная презентация
Цель: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста, путём совершенствования и развития исследовательских и творческих способностей, при изучении многообразия и особенностей серии игр «Домино» .
Задачи:
1. Личностно – ориентированные задачи:
- Развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы;
- Собирать совместно со взрослыми необходимую информацию (источники Интернета, художественная и познавательная литература; беседа со взрослыми – воспитателями, родителями);
- Делать первые выводы и умозаключения;
- Представлять свой опыт в форме продуктов исследования (изготовление игр «Домино», фотоальбома, картотеки логических игр).
2. Образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей об истории возникновения игры «Домино», о правилах игры, закреплять умение играть, используя разные варианты.
3. Развивающие задачи: формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.
- Активизировать словарь детей, развивать желание пользоваться специальной терминологией рассудительно – доказательными фразами: «Я думаю…, я считаю…, а если попробовать…,надо узнать…, и т.д.»
- Развивать у детей конструктивные способности, память, мышление (операция обобщения), внимание.
4. Воспитательные задачи: воспитывать дружеские отношения в игре, умение выслушивать друг друга. Воспитывать интерес к прошлому жизни людей.
План проекта:
Этапы
Содержание работы
1 этап подготовительный
Предполагаемый результат
- выбор темы, обозначение проблемы.
- определение цели и задач проекта , его мотивации.
- обсуждение проекта с родителями и детьми, выбор возможных источников информации.
- составление плана работы над проектом.
- подготовка «Пакета домашних заданий для семьи».
3 этап завершающий
- наличие у участников представлений о целях и задачах проекта.
- накопление информации по теме.
- наличие чёткого плана работы.
- «Пакет домашних заданий».
2 этап практический
- изучение информации источников по вопросу.
- сбор и систематизация материала.
- проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта.
- обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта.
- оформление и подбор необходимых материалов.
- рефлексия – анализ реализации плана проекта, достигнутых результатов.
- подготовка к защите проекта.
- мультимедийная презентация проекта.
- общая работа участников проекта.
- организованная познавательная игровая исследовательская и творческая деятельность детей в группе и за пределами детского сада.
- наличие методических разработок, игр, картинок по теме, альбомов.
- наличие методическмх материалов и продуктов проекта. достаточный уровень знаний и умений детей.
- наличие методическмх материалов и продуктов проекта.
- достаточный уровень знаний и умений детей.
Вопросы для активизации деятельности:
Обсуждение вариантов:
Мотивационный этап: Проблемная ситуация: телевизор, компьютер, современные технические игрушки, всё чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. Вместе с тем в них скрывается неисчерпаемые возможности развития маленьких детей. Пятилетки, шестилетки и даже семилетки нуждаются в непосредственном взаимодействии с конкретным предметом, а не с его изображением на экране монитора.
Проблемно – деятельностный этап:
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности (образовательная ситуация)
Образовательная деятельность в режимных моментах
Проблемная ситуация: «Незнайка не может разобраться: какая из игр именно игра «Домино»
Самостоятельная деятельность детей
Познавательно -исследовательская деятельность «Секреты Домино»
Взаимодействия с родителями
Конструирование различных фигур из пластинок домино.
(с использованием ресурсов среды)
Чтение и обсуждение стихотворения А.Бышева
«Я строю из домино»
Рассматривание различных видов домино
Индивидуальная работа по обучению правилам игры.
Поиск информации в книгах, использование ресурсов Интернета:
Словесное упражнение «Назови лишнее слово»
Разработка и изготовление различных вариантов игр.
- о истории «Домино»
- о правилах игры
- о вариантах игр.
Оформление картотеки логических задач, с использованием пластинок домино
Решение логических задач по картотеке.
Продуктивная деятельность (аппликация)
Словесное упражнение
Самостоятельные игры в домино, с соблюдением выученных правил
«Гигантское домино»
«Какое слово самое длинное»
Словесное упражнение «Составь предложение»
Приготовление бутербродов
Накопление материала для создания фотоальбома
Ход реализации проекта:
Этап
Задачи
1 этап
Тип учебных заданий
1. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Введение в проблемную ситуацию: «Незнайка не может разобраться: какая из игр именно игра «Домино».
Деятельность детей
Задание на актуализацию знаний, умений, навыков, выполнение которых готовит детей к пониманию сути и смысла проблемной ситуации: «Помочь Незнайке разобраться, где настоящая игра «Домино».
Деятельность педагога
2. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.
- вводит в игровую ситуацию
Ход реализации проекта:
Этап
2 этап
Задачи
Тип учебных заданий
1. Познакомить с историей возникновения игры «Домино»
Деятельность детей
Задания, связанные с изучением нового материала: «Пакет домашних заданий»
- Пакет №1 «История возникновения домино»
- Пакет №2 «Правила игры».
2. Поиск общего объединяющего признака.
Деятельность педагога
- вживает в игровую ситуацию
Беседа по истории возникновения «Домино».
3. Подвести к пониманию правил игры «Домино».
Рассматривание различных видов «Домино».
4. Закрепить умения играть, используя разные варианты игры.
- руководит поисковой деятельностью
Коллективная работа по аппликации «Гигантское домино».
Чтение стихотворения А.Бывшева «Я строю из домино»
Логические задачи.
Словесная игра «Назови лишнее слово»
Ход реализации проекта:
Этап
3 этап
Задачи
Тип учебных заданий
Привлечение родителей к творческой деятельности детей
4 этап
1. Эмоционально сблизить детей и родителей
Задания, связанные с изготовлением продуктов деятельности
презентация
Деятельность детей
- Пакет №3 «Разработка логических игр»
- Пакет №4 «Фотоальбом «Вкусное домино».
- Пакет №5 «Изготовление домино»
- Пакет №6 «Заучивание стихотворений»
Деятельность педагога
2. Собрать совместно с родителями необходимую информацию
- помогает в решении задачи, планировании деятельности
3. Представить свой опыт в форме продуктов исследования: изготовление игр «Домино», фотоальбом, картотека логических игр
- продуктивная деятельность
- объединяет детей и родителей в рабочие группы
- постановка инсценировки с детьми
- представление продуктов деятельности
- создание мультимедийной презентации
Познавательно – исследовательская деятельность «Секреты Домино»
Цель: создание условий для познавательно – исследовательской деятельности о игре «Домино»
Задачи:
- Развивать исследовательские умения и навыки.
- Расширять и уточнять знания детей о игре «Домино», о истории возникновения игры, о правилах игры.
- Учить выделять признаки, объединяющие разные игры «Домино».
- Закреплять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.
Форма организации : игровая ситуация
Оборудование: различные игры «Домино»
Активизация словаря : домино, пластины, костяшки.
- Погружение в ситуацию : игровая проблема «Незнайка не может определить, какая из игр именно игра «Домино». Поможем Незнайке разобраться?
- Методы и приёмы:
- С детьми находим объединяющий признак у представленных видов «Домино» (прямоугольные пластины, разделены на две части, в каждой части разное количество предметов, точек) Чем отличаются представленные виды? (материал, изображения на пластинах) Предложить рассказать ребёнку об истории возникновения «Домино» (домашнее задание Пакет №1) Предложить рассказать о правилах в игру «Домино» (домашнее задание Пакет №2) Дидактическая игра «Что лишнее?» (Цель: учить видеть объединяющий признак, развивать внимание, мышление).
- С детьми находим объединяющий признак у представленных видов «Домино» (прямоугольные пластины, разделены на две части, в каждой части разное количество предметов, точек)
- Чем отличаются представленные виды? (материал, изображения на пластинах)
- Предложить рассказать ребёнку об истории возникновения «Домино» (домашнее задание Пакет №1)
- Предложить рассказать о правилах в игру «Домино» (домашнее задание Пакет №2)
- Дидактическая игра «Что лишнее?» (Цель: учить видеть объединяющий признак, развивать внимание, мышление).
- Рефлексия: О чём узнали? Что понравилось? Что было трудно выполнить?
Предложить выбрать любой вид «Домино» и поиграть друг с другом в группе.
Продуктивная деятельность (аппликация, коллективная работа) «Гигантское Домино»
Цель: создание условий для продуктивной деятельности по изготовлению игреы «Домино».
Задачи:
- закреплять и расширять знания детей о игре.
- Учить изготавливать пластины из подручных средств.
- Закреплять «точечное» изображение числа.
- Закреплять умение вырезать круги.
- Развивать согласованность работы глазомера и координации движения пальцев рук внимание, мышление, память.
- Воспитывать чувство удовлетворения от выполненной работы, дружеские отношения.
Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Форма организации : игровая ситуация
Оборудование: ножницы, самоклеющаяся бумага, карточки с цифрами, пластины ламината.
Активизация словаря : домино, пластины, костяшки, ламинат.
- Погружение в ситуацию : предложить детям рассмотреть пластины ламината.
- Как вы думаете, какую игру можно сделать из этих пластин? (предположения детей) Почему подходит для домино? (пластины прямоугольной формы) Как превратить пластины ламината в костяшки домино (рассуждения детей: разделить на две части, приклеить или нарисовать точки) Обратите внимание на оборудование и материалы на столах Обсудите порядок выполнения работы.
- Как вы думаете, какую игру можно сделать из этих пластин? (предположения детей)
- Почему подходит для домино? (пластины прямоугольной формы)
- Как превратить пластины ламината в костяшки домино (рассуждения детей: разделить на две части, приклеить или нарисовать точки)
- Обратите внимание на оборудование и материалы на столах
- Обсудите порядок выполнения работы.
- Методы и приёмы: Работа с карточками «Назови цифру» Обсуждение «Сколько кружочков тебе нужно вырезать?» Самостоятельная работа детей Индивидуальная помощь тем, кто затрудняется.
- Работа с карточками «Назови цифру»
- Обсуждение «Сколько кружочков тебе нужно вырезать?»
- Самостоятельная работа детей
- Индивидуальная помощь тем, кто затрудняется.
- Рефлексия: предложить дать название игре (гигантское). Предложить разложить пластины на полу «Домино» и поиграть друг с другом в группе.
Чтение и обсуждение стихотворения А. Бывшева «Я строю из домино»
- Задачи : учить понимать юмористический характер стихотворения. Прививать любовь к стихотворному творчеству.
- Активизация словаря : домино, костяшки, крушение, стоймя, лото.
1. организационный момент: предложить послушать стихотворение:
Я в домино с сестрой снова дом высотный строю.
Машка бросив брошь свою, помогает мне вовсю.
Подаёт она костяшки, а я на бок и стоймя ставлю их.
Ох, трудно и тяжко! Валится всё у меня.
Уже четвёртое крушенье. Крыша падает в мгновенье.
И от дома – вот беда! Не осталось и следа, за промашкою – промашка.
В пятый раз – опять не то.
Всё, довольно! Лучше с Машкой буду я играть в лото!
2. Беседа с детьми по содержанию стихотворения:
- Кто главный герой в этом стихотворении? Что делали дети? Всё ли получалось у мальчика? Как вы думаете, какими качествами характера должен обладать человек, играющий в домино? Как вы думаете, какое стихотворение по настроению: весёлое или грустное? Почему весёлое? Какие слова вам непонятны? (дать объяснение значения слов)
- Кто главный герой в этом стихотворении?
- Что делали дети?
- Всё ли получалось у мальчика?
- Как вы думаете, какими качествами характера должен обладать человек, играющий в домино?
- Как вы думаете, какое стихотворение по настроению: весёлое или грустное?
- Почему весёлое?
- Какие слова вам непонятны? (дать объяснение значения слов)
Повторное чтение стихотворения.
3. Рефлексия: предложить сделать свою постройку из пластин домино.
Словесное упражнение
«Найди лишнее слово»
Цель: закреплять знания детей о различных играх. Закреплять умение различать и выделять на слух слова, имеющие разное значение. Развивать слуховое внимание, мышление.
Домино, лото, ложка.
Игра, домино, салфетка .
И т.д.
Словесное упражнение
«Составь предложение»
Цель: Закреплять умение составлять предложение из 3 – 4 слов, со словом «Домино». Развивать грамматический строй речи.
Словесное упражнение
«Какое слово самое длинное»
Цель: Закреплять умение выделять слоги в словах и сравнивать их количество
До – ми – но
Ло - то
Иг - ра
И т.д.