Проект
«Дружба начинается с улыбки»
Тип проекта:
творческо-информационный
Участники:
дети подготовительной группы, воспитатели группы, педагог – психолог, инструктор ФИЗО, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность:
Долгосрочный
Актуальность:
Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.
Цель:
Формирование положительных взаимоотношений детей подготовительной группы со сверстниками в группе.
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме;
2. Выявить уровень благополучия взаимоотношений в группе детского сада;
3. Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей, научить их бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;
4. Формировать умение ограничивать свои желания, учить считаться с желаниями окружающих сверстников и родителей, умение сопереживать.
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
- изучить имеющиеся условия для реализации проекта, подобрать и систематизировать наглядно – методический и дидактический материал: игры, упражнения, детскую художественную литературу по проблеме.
- выявить уровень благополучия детей в группе (выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия);
- проанализировать совместно с психологом результаты обследования детей, определить психолого-педагогическую работу с детьми.
Ответственный: воспитатели группы, педагог- психолог.
2 этап – основной:
- создание необходимой предметно-развивающей среды: организация психологического уголка в группе, в котором размещены зоны для саморегуляции и релаксации, для повышения самооценки, развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы;
- разработка материала, картотеки игр и упражнений на обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме, умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции, бесконфликтному общению, повышению самооценки, навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде;
- подготовка аудиозаписей разнообразных музыкальных произведений, видеотеки мультфильмов с сюжетами по формированию нравственных качеств;
- разработка перспективного плана по реализации проекта;
- разработка конспектов игровых занятий, развлечений, сценариев совместной деятельности.
Ответственный: воспитатели, педагог- психолог, инструктор ФИЗО.
3 этап – итоговый:
Выпуск фотогазеты «Я, ты, он, она- вместе дружная семья».
Прогнозируемый результат: В процессе проекта у детей сформировались навыки использования полученных знаний в повседневной жизни, дети откликаются на просьбы взрослых и сверстников. Сопереживают близким людям, внимательны к словам и оценкам взрослых, стремятся к положительным формам поведения.
Продукт:
Фотогазета «Я, ты, он, она- вместе дружная семья».
Уголок добрых дел.
Перспективный план проекта:
сроки | задачи | содержание |
октябрь | - развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях. | - Дидактическая игра «Наши добрые слова»; - Инсценировка произведения В. Осеевой «Волшебное слово»; - продуктивная деятельность, рисование «Рисунок другу»; - спортивные игры – эстафеты; - Концерт для осенних именинников «От улыбки станет все светлей». |
ноябрь | - развивать умение контролировать свое эмоциональное состояние в процессе общения со сверстниками; - формирование доверия к собеседнику. | - Беседа «Драться или договариваться»; - Дидактическая игра «Как хорошо с тобой дружить»; - Фотовыставка «А мы бываем вот такие» (фотографии детей группы в повседневной деятельности с разными эмоциональными настроениями); - психологические игры на развитие самоконтроля |
декабрь | - продолжать учить быть внимательным к чувствам и желаниям других детей, передавать свои положительные эмоции другим. | - Дидактические упражнения «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение»; - Продуктивная деятельность (ручной труд) «Подарки моим друзьям»; - Концерт для зимних именинников «От улыбки станет все светлей» |
январь | - развивать навыки совместной деятельности детей и родителей; - развивать умение распознавать положительное и отрицательное в поведении человека; - развивать творческие способности, воображение; - укреплять дружеские взаимоотношения в процессе продуктивной деятельности. | - Совместная деятельность детей и родителей – выпуск мини-газет «Нарисуй пословицу о дружбе»; - Проигрывание игровых ситуаций по стихотворению В. Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?» - Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Лиса и журавль», эстонской сказки «Каждый свое получит»; |
февраль | - продолжать обучать детей речевым средствам общения, - коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения. | - Беседа «Как играть и не ссориться», «Умнее тот, кто уступает»; - Вечер подвижных игр «Подарки», «Позови ласково»; игры-соревнования, эстафеты; - игры, обучающие сотрудничеству «Доброе животное», «Маленький остров»; - Праздник, посвященный будущим защитникам «Смелые, сильные, храбрые»; - Продуктивная деятельность (рисование) «Нарисую друга»; - Выпуск альбома с иллюстрациями «Какими должны быть настоящие мужчины»; - Чтение художественной литературы: стихи С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; - Спортивное развлечение с применением парной гимнастики. |
март | - обучать детей различать эмоциональные состояния героев художественных произведений и сказок по особенностям речи, жестов, мимики, движений. | - Чтение художественной литературы рассказ А. Ахундова «Красивая девочка»; - Выпуск газеты «Наши принцессы» (о девочках группы»; |
апрель | - воспитывать межличностные отношения с окружающими взрослыми и сверстниками. | - Анкетирование детей и родителей «Что такое дружба?»; - Продуктивная деятельность (рисование портретов) «Отгадай моего друга»; - Концерт для весенних именинников «От улыбки станет все светлей». |
май | - учить детей высказывать мнение о своих друзьях, - развивать чувство эмпатии и толерантность к окружающим сверстникам и взрослым. | Развлечение «В кругу друзей»; - Игры на сотрудничество: «Слепой и поводырь», «Паутина», «Путаница», «Обруч», «Дорожка препятствий». |
Приложение.
Поговорки и пословицы о дружбе.
«Друг за друга держаться, ничего не бояться».
«Дружба дороже денег».
«Дружбу помни. А зло забывай».
«Не имей сто рублей. А имей сто друзей».
«Дружные чайки и ястреба забьют».
«Дружба не гриб в лесу не найдешь».
«Крепкую дружбу топором не разрубишь».
«Без друзей в жизни туго».
«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».
«Без беды друга не узнаешь».
«Иметь друга- великое благо».
Анкета для родителей
Поговорим о дружбе.
Знаете ли вы друзей своего ребёнка? ____________
Как давно они дружат?________________________
Довольны ли вы этой дружбой? ________________
Считаете ли вы эту дружбу равноправной?_______
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
___________________________