СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект"Дуэль в жизни и творчестве А.С.Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект"Дуэль в жизни и творчестве А.С.Пушкина"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Керамкомбинат»

Искитимского района Новосибирской области











ПРОЕКТ

Дуэли в жизни и творчестве А.С. Пушкина











Выполнили ученики 9 класса

Косалапов Матвей, Лазарев Алексей


Руководитель: Дежко А. А.

Учитель русского языка и литературы









2021

Содержание


Введение ……………………………………………………………………..

3

  1. Основная часть ……………………………………..……………………..

4

  1. История возникновения дуэли ……………………………………..

4

  1. Дуэль в жизни А.С.Пушкина ………………….……………………..

4

  1. Дуэли в произведениях А.С.Пушкина ………………………………

6

  1. Заключение ……………………………………………..………………..

9

  1. Список используемой литературы ……………………………………..

10































Введение


Изучая биографию А.С.Пушкина, мы узнали, что в жизни поэта было 29 вызовов на дуэль, причем иногда инициатором поединка являлся сам Александр Сергеевич, в иных случаях – его оппонент. Некоторых дуэлей удалось избежать. Обратившись к творчеству поэта, мы увидели, что тема дуэли присутствует во многих произведениях. Заинтересовавшись данной темой, мы решили найти больше информации и подготовить проект. Нам интересны не только личность Пушкина и его творчество, но и в целом тема чести и достоинства, без которой немыслима литература XIX века.

Цель проекта: выяснить, какова роль дуэлей в произведениях «Выстрел», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин». Рассмотреть причины дуэли Пушкина с Дантесом и понять, почему она была неизбежной и закончилась трагически.


Задачи:

  1. Собрать и систематизировать материал о дуэли в жизни и творчестве Пушкина.

  2. Проанализировать литературу по данной теме.

  3. Провести анализ сцен дуэли из произведений А.С.Пушкина.

  4. Найти информацию о дуэли Пушкина с Дантесом.

  5. Сделать выводы.


План работы по реализации проекта:

  1. Подготовительно-организационный (сентябрь 2020 год).

  2. Самостоятельная деятельность (октябрь-декабрь 2020 года).

  3. Реализация проекта (январь-февраль 2021)


Деятельность по реализации проекта

Этапы работы над проектом:

1. Выбор темы проекта, обоснование цели, задач, актуальности проекта.

2. Составление плана проекта, сбор информации.

3. Анализ полученной информации, оформление проекта.
На первом этапе мы собрали информацию по проблеме проекта, распределяли виды деятельности.

На втором этапе мы читали произведения А.С.Пушкина, в которых присутствуют сцены дуэли.

На третьем этапе мы выполняли презентацию и выступили с проектом.

  1. Основная часть

  1. История возникновения дуэли


Дуэль – строго регламентированный так называемым «дуэльным кодексом» вооруженный поединок, цель которого – удовлетворить желание одного из дуэлянтов( вызывающего на дуэль) ответить на нанесенное его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходили только внутри отдельных общественных слоев и зачастую ассоциируются с аристократией. Самым популярным способом отомстить обидчику за поруганную честь являлась дуэль. Это поединок между двумя мужчинами, в котором есть свои правила, которые категорически запрещено нарушать. Дуэли всегда считались прерогативой аристократов. При возникновении дуэлей появился и специальный кодекс, который содержал правила, по которым должна была происходить дуэль. Ритуал дуэли берет свое начало в Италии XIV века. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I.Спустя полвека поединки оказались под запретом, одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь. Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. В XIX веке в России, казалось, и дня не было без смертельного поединка. Дуэли, происходившие в России, в Европе называли «настоящим варварством», ведь русские дуэлянты пользовались не холодным оружием, а огнестрельным, и вели поединок не с тридцати шагов, а часто с десяти, то есть почти в упор.

  1. Дуэль в жизни А.С. Пушкина


Смерть Пушкина напрямую связана с Жоржем Шарлем Дантесом, который родился в небогатой французской дворянской семье, причем на свет он появился в один год с Натальей Николаевной Гончаровой, женой Пушкина. Бабушка Жоржа по материнской линии была немкой, поэтому в жилах мужчины текла и французская, и немецкая кровь. Внешность у Дантеса была очень эффектная. Высокий рост, атлетическое телосложение, голубые глаза и белокурые волосы. В этом отношении Александр Сергеевич Пушкин ему проигрывал. Рост у него был 168 см, телосложение худощавое, а лицо не отличалось классическими чертами.

Во французской армии карьера у Жоржа не сложилась, и он уехал в 1833 году искать счастье в Россию. По пути познакомился с голландским посланником бароном Геккерном. Сумел произвести на него такое впечатление, что в 1836 году посланник даже усыновил Дантеса, и тот стал бароном Геккереном. В России Жоржа произвели в корнеты и зачислили в Кавалергардский полк. Он был общительным, весёлым, остроумным и быстро сделался любимцем у прекрасного пола и товарищей по службе. В то же время, те люди, которые его очень хорошо знали, отмечали тщательно скрываемую расчётливость, наглость и откровенную непорядочность.

События 7 февраля. После женитьбы конфликт не исчерпал себя, и вновь начали иметь место слухи на тему связей Натальи Николаевны, что очень сильно задевало Пушкина. Он отправляет письмо, имеющее явное оскорбительное содержание, написанное за несколько месяцев до этого, в адрес Луи Геккерена, отца Дантеса. В данном письме резко критикует и ранее упомянутого, и его сына. Как и ожидалось, последовал незамедлительный ответ в виде вызова на дуэль, которая должна была пройти в ближайшее время и на критических условиях для Пушкина. Александр Сергеевич без промедления и малейшей капли сомнения принял условия поединка.

Противники встретились 27 января за Черной речкой. Условия дуэли были смертоносными – соперники находились на расстоянии в 20 шагов. Секундантом Пушкина был Данзас, секундантом Дантеса – виконт д’Аршиак.

После полученного ранения Пушкина отвезли домой. Собрался консилиум врачей, которые боролись за его жизнь. В течение двух дней он испытывал ужасные мучения, врачи были единодушны в своем решении – ранение смертельно и надежды на спасение нет.

Перед своей гибелью Пушкин переписывается с императором Николаем, на что царь отвечает, что позаботится о семье и возьмёт их на своё попечение. Позднее, согласно распоряжению Его Высочества было организованно следующее: казна заплатила за долги Пушкина, назначили сыновей пажами с неплохим жалованьем и единовременную выплату в размере десяти тысяч рублей. 

Смерть Пушкина наступила 29 января 1837 года в 14 часов 45 минут в городе Санкт- Петербурге, доме №12 на набережной реки Мойки. В ту минуту, когда сердце поэта остановилось, находящийся при нём неотлучно Владимир Иванович Даль остановил стрелки настенных часов. Эта реликвия по сей день хранится в музее великого русского поэта и прозаика. 

По итогам судебного следствия было решено арестовать секунданта поэта ещё на два месяца, ведь он уже находился под арестом, а потом вернуть на службу с текущим чином, Дантеса лишить всех званий и дворянства в Российской империи и выслать за границу.

Это событие русской истории учит прежде всего благоразумности, которой так не хватило никому из участников конфликта. Можно обвинить во всём французского офицера, приударившего за замужней дамой, можно обвинить Пушкина за вспыльчивый и ревнивый характер, но если разобраться, то можно увидеть, что они действовали под сильным давлением общества, не задумываясь о последствиях.


  1. Дуэли в произведениях А.С.Пушкина


Обратимся к произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Мы отобрали для прочтения и последующего анализа именно те работы автора, в сюжете которых присутствуют сцены дуэли. Это повести «Выстрел», «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин». Также можно отметить, что данные произведения мы изучали на уроках литературы в 6,8, 9 классе.

Первое произведение, которое мы рассмотрели, - повесть «Выстрел». Произведение входит в цикл « Повести Белкина».Было написано Пушкиным в 1830 году в Болдине. Прототипами героев «Выстрела» является сам Пушкин и его знакомый, офицер Зубов. Пушкин обвинил Зубова в нечестной игре в карты, за что и был вызван на дуэль. Явившись на дуэль, Пушкин ел черешни. Эта дуэль состоялась за 7 лет до написания « Выстрела» - в мае-июне 1823 года.

В центре внимания повести некий Сильвио – отличный стрелок. Из его истории мы узнаем, что он несколько лет назад был участником дуэли с одним молодым повесой, который, стреляя первым, мало того что подпортил Сильвио его кивер, так еще и отнесся к ответному выстрелу равнодушно(легкомысленно ел черешню, сплевывая косточки в сторону оппонента).Взбешенный таким поведением и пренебрежением противника к, возможно, предстоящей смерти, Сильвио откладывает свой выстрел, подает в отставку и уезжает. И вот спустя шесть лет он узнает, что его обидчик женится, и решает, что время отсроченного выстрела пришло. Во время второй дуэли уже Сильвио активен, создается впечатление, что он хозяин ситуации. Он принуждает графа стрелять первым (это, безусловно, моральная слабость графа). И не зря граф обмолвился: «Я выстрелил…и, слава богу. Дал промах». Трудно сказать, выстрелил бы Сильвио или нет – но появляется Маша. При ней Сильвио целится. Женщина бросается ему в ноги.  И вот теперь очередь за графом, теперь он «закричал в бешенстве», теперь он проявляет нетерпение: «Будете ли вы стрелять или нет?»  Но Сильвио уже «доволен»: он видел «смятение» графа, его «робость», а главное, он заставил выстрелить графа, тем самым, одержав победу над униженным слабоволием графа. (Граф по законам чести не должен был стрелять!).

Сильвио отомстил, унизил графа. С одной стороны, он не пошел на убийство, остался на определенной высоте (что тоже тешит человеческую гордыню). Но все же мщение опустошило Сильвио. После расплаты его жизнь лишена смысла.

Следующее произведение, которое мы читали и анализировали - роман «Евгений Онегин».Написано произведение в 1823-1830 годах и является одним из самых значительных произведений русской словесности. В «Евгении Онегине» на фоне картин русской жизни показана драматическая судьба представителей русского дворянства первой четверти XIX века. Одним из самых трагических эпизодов романа является дуэль между главным героем –Евгением Онегиным и юным поэтом Владимиром Ленским.

Дуэль Онегина и Ленского - одна из самых печальных сцен в романе "Евгений Онегин"  Пушкина.  Переплетение судеб этих героев составляет одну из главных интриг произведения.   Эти образы в романе противопоставлены друг другу. Сам автор говорит об их различности:      …Волна и камень,      Стихи и проза, лед и пламень      Не столь различны меж собой…

Онегин не хладнокровный убийца и дуэлянт. Но он опытнее Ленского, обучен мастерству дуэли. Владимир Ленский неопытен, стреляется впервые. Трагичен финал нелепого события, гибель Ленского Онегин переживает как личную драму. В чем же причина столь странного поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее? Почему герой романа, независимый и даже дерзкий теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли. Онегин пытается всячески избежать дуэли, нарушает ряд правил: опаздывает на поединок, так как по правилам дуэль из-за опоздания можно было перенести. Онегин рассчитывает, что дуэль будет отменена.В качестве секунданта Онегин приводит на поединок своего слугу Гильо, чем также нарушает правила. Но организатор дуэли Зарецкий не обращает на это внимания. Также Зарецкий не предпринимает попытки примирить враждующих, хотя обязан был это сделать. Теперь становится понятным, кто допустил это кровопролитие. К сожалению, Онегин, будучи зависимым от устоев светского общества, самостоятельно не смог сделать выбор. Исход был предопределен.Пушкин на примере данной ситуации показывает нам всю слабость и зависимость натуры Евгения.

Сейчас мы окончим анализ сцен дуэли в произведениях А.С.Пушкина, проанализировав поединок, который был описан в повести «Капитанская дочка».

Первая редакция «Капитанской дочки» была создана Пушкиным в 1833 году, но текст ее до нас не дошел. Поэт продолжал работу над произведением в 1834 году, а окончил в 1836 году. Параллельно с созданием художественного произведения Пушкин работает над «Историей Пугачева». Он интересовался той эпохой и выступил в качестве исследователя.

Поединок в повести происходит между Петром Гриневым – честным молодым дворянином, достойно служащим Родине и Алексеем Швабриным – офицером, который запятнал честь мундира, перейдя на сторону бунтовщиков.

Дуэль между Гриневым и Швабриным в романе «Капитанская дочка», действие которого разворачивается в Екатерининскую эпоху и приходится на один из самых сложных периодов русской истории – период восстания под предводительством Пугачева. Заявленная уже в эпиграфе тема чести: «Береги честь смолоду» – становится одной из центральных в романе.

Дуэль между Гриневым и Швабриным, в отличие от дуэли Ленского и Онегина, Сильвио и графа, проходит на шпагах.  Повод для поединка – защита чести и достоинства женщины, один из самых распространенных в те времена (в данном произведении Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова)

В этой дуэли Швабрин проявил себя подло, ранив Гринева, пока тот отвлекся на крики Савельича. И даже после этого поступка незлопамятный Петруша великодушно простил своего «несчастного соперника». Алексей Иваныч ответил ему на это еще одним коварством: написал донос родителям Гринева. Но самая низость Швабрина заключалась в его переходе на сторону лжецаря Пугачева, ведь он сделал это по корыстным соображениям. Алексей Иваныч таким образом пытался добиться уже не любви Марьи Ивановны, а хотя бы покорности. Честность и открытость Гринева привлекли Пугачева, и он помог Петруше освободить Марью Ивановну от тирании Швабрина. Алексей Иваныч не хотел отдавать Машу, но не мог ослушаться «государя». Гринев с омерзением и призрением смотрел на Швабрина, который пресмыкался перед Пугачевым. После этого Петруша женился на Маше, и они уехали жить к его родителям. Их дороги со Швабриным окончательно разошлись. 

А.С. Пушкин не случайно использует пословицу «…береги честь смолоду» в качестве эпиграфа. Гринев сохранил свое достоинство и верность. Он не склонил колена перед врагом, даже глядя в лицо смерти. А Швабрин всегда был коварным, корыстным и подлым. Он потерял честь и стыд, «валявшись в ногах беглого казака», а все ради личной выгоды.


Вывод:


Рассмотрев дуэли в жизни и в произведениях Пушкина и проанализировав литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что дуэль у Пушкина становится не только важным сюжетно-композиционным приемом, но и играет одну из основных ролей в раскрытия характеров героев. Дуэль в произведениях Пушкина связана, прежде всего, с понятием чести, как мы это видим в романе «Капитанская дочка». Благодаря дуэли в пушкинских произведениях раскрывается сложность и противоречивость характеров героев, сила и слабость их нравственных принципов и жизненных ценностей. Немаловажное значение имеют дуэли и для создания определенной атмосферы, в которой действуют герои. Прекрасное знание Пушкиным условий поединков, их мельчайших деталей и подробностей, нашедшее отражение в его произведениях, является одновременно свидетельством усиления реалистических тенденций в творчестве поэта. Все это и определяет наш интерес к данной теме, работая над которой мы открыли некоторые неизвестные нам страницы из жизни поэта и его современников.



  1. Заключение


Во время работы над проектом мы научились:

- исследовать и обобщать информацию;

- научились планировать свою работу;

- научились создавать конечный продукт проектной деятельности.

В ходе работы над проектом мы нашли много интересной информации о жизни и творчестве А.С.Пушкина, о таком явлении как «дуэль».

Цель нами достигнута. Данные материалы могут быть использованы на уроках литературы, во внеурочной деятельности, на классных часах.







  1. Список литературы


Благой Д. Мастерство Пушкина. - М.: Советский писатель, 1955.

Гордин Я. Дуэли и дуэлянты. – С.-Пб.:  Пушкинский дом, 1996.

Кацура А.В. Дуэль в истории России - М. : Радуга, 2006.

Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). – СПб:  Искусство-СПБ, 1997.

Макогоненко Г. Творчество А С. Пушкина в 1830-е годы. - Л.: Художественная литература, 1974.

Мейлах Б. Пушкин и его эпоха. - М.: Гослитиздат, 1958.

Набоков В. Комментарий к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". – С.-Пб.: Искусство-СПБ, 1998

Пушкин А. Евгений Онегин. – М.: Детская литература, 1979.

Пушкин А. Проза. – М.: Правда, 1983.

Рейфман И. Ритуализованная агрессия: Дуэль в русской культуре и литературе - М. : Новое лит. обозрение, 2002.  

Соловьев С. Судьба Пушкина. – М.: Современник, 1990.

Утехин Н. Дуэль. – М.: Правда, 1990.