Подготовила: воспитатель
Фесенко Ирина Ивановна
Т
ема проекта: «Эхо далёких лет. Исторический Льгов»
«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим, и в старом красоту находим, хоть новому принадлежим».
В. Шафран
Паспорт проекта:
Тип проекта: информационно-познавательный.
Длительность: краткосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По числу участников проекта: воспитатели, дети разновозрастной группы (от 4 до 6 лет).
Образовательная область: познавательное развитие (краеведение).
Девиз проекта:
Есть на речке на Сейму город маленький, в цвету.
С незапамятных времён Льговом зовётся он.
Там, не ведая невзгод, очень славный живёт народ:
Хлебосольный, незлобивый, дружелюбный и трудолюбивый.
Любим наш край, нашу малую Родину,
Храним её и гордимся тем, что мы – ЛЬГОВЧАНЕ!»
Актуальность выбранной темы:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В связи с этим заметно активизировалась работа дошкольных образовательных учреждений по вопросам патриотического воспитания детей.
Если мы не научим детей уважать и любить свою малую родину – свой город, то кто тогда будет радоваться его достижениям и его неудачам, гордиться его историческим прошлым и достопримечательностями. Кто будет строить будущее? Наш город таков, каким мы его сами делаем.
Воспитывая в детях старшего дошкольного возраста любовь и уважение к своему городу, мы в первую очередь воспитываем уважение к традициям своей семьи, знание особенностей и традиций своего города и, конечно же, своей страны в целом.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина». Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.
Краеведческое образование в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания, но способы организации краеведческой деятельности в ДОУ только начинают формироваться. Нам кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему. В работе с детьми мы планируем использовать целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе и области. Это не только собственно краеведческие занятия - это и занятия по ознакомлению с родной природой, посещение интересных памятников и памятных мест города Льгова, экскурсии в музеи.
Л
ьгов – «Ольгов»- впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1152г. В к. ХII в. разрушен половцами и долгое время находился в запустении. В 1571г. на месте древнего Ольгова существовала «Городенская крепость» - пограничное укрепление Московского царства, отражавшая набеги крымских и ногайских татар. В 1630г. возле крепости возник
монастырь Димитрия Солунского (Льговский). Был упразднен Екатериной II в 1764г. А в 1779г. монастырская слобода (Население 502 чел.) получает статус уездного города. В 1784г. утвержден план генеральной застройки, особенности которой сохранились до сегодняшних дней.
Никольский храм (1910г.) построен в память спасения царской семьи при крушении поезда в 1888г. Высота - 45 м (купол), - 78м (колокольня). Площадь 3700кв.м., вмещает до 700 чел.
Усадьба князей Барятинских - г. Льгов. Эти земли принадлежали внучке графа Н.Ф. Головина (знаменитого адмирала) принцессе Екатерине Петровне Гольштейн-Бек (1750-1811гг.), вышедшей замуж за генерала И.С.Барятинского и принесшей ему их в качестве приданного. Сохранились господский дом, флигель, жилой дом с мезонином, сторожка, хозяйственные постройки, башня, ограда, парк.
«Башня Шамиля» - трехъярусная беседка со смотровой площадкой наверху. Александр Иванович Барятинский (1815 - 1879гг.) - разгромивший войска Шамиля (во время битвы при ауле Гуниб), и взявший имама в плен, дважды привозил его в свою усадьбу (в 1859 и 1868гг.). Именно в этой башне (специально для него построенной) предводитель чеченских горцев молился.
Усадьба дворян Стремоуховых (выходцев из Греции) - с. Фитиж. Сохранился мавзолей (похож на древнегреческий храм в миниатюре) - памятник ХХ в. Выполнен из монолитного железобетона. Рядом остатки церкви Иконы Божией Матери (1834г). Здесь проходили многолюдные крестные ходы, была ярмарка известная на всю губернию.
Усадьба дворян Малеевых - с. Малеевка. Представляет памятник деревянного усадебного зодчества середины ХIХ в. Сохранились господский дом, домик прислуги.
Усадьба Г.И. Яроша (предводителя дворянства Льговского уезда) - с. Левшинка. Сохранилась хозяйственная постройка.
Усадьба дворян Бартрам ( выходцы из Шотландии в начале ХVII в). Здесь родился, жил и творил художник Н.Д. Бартрам (1873-1931гг.). Сохранились господский дом, хозяйственная постройка, ветряная мельница, парк, сад.
Цель проекта:
Формировать позитивно – познавательное отношение к родному городу, его славной истории, традициям, культуре.
Задачи проекта:
Воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного города.
Формировать чувство малой Родины, элементарную историческую последовательность событий в жизни города.
У
глублять краеведческие знания о родном крае, познакомить с краеведческим музеем города, литературно – мемориальным музеем поэта Н. Асеева, музеем детского писателя А. П. Гайдара и музеем народного творчества, созданного в доме дворян Стремоуховых.
Расширять представления детей о достопримечательностях, символике своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
Развивать уважительное отношение к историческим личностям, воспитывать любовь к родному городу, умение видеть красоту родного города и радоваться ей.
Кроме этого, реализация проекта позволяет улучшить связи с социальными партнерами - Льговский краеведческий музей, детской библиотекой имени А. П. Гайдара.
Особенность проекта заключается в создании условий для восприятия сведений об историческом прошлом и современном облике родного края.
Краеведение - это отправная точка увлекательного путешествия ребят в природное и историческое прошлое города Льгова.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
1. Определение уровня сформированности знаний о родном городе (знать название, домашний адрес, достопримечательности, названия улиц, известных жителей, представителей флоры и фауны).
2. Определение уровня сформированности характерных знаний о гербе родного города.
3. Определение уровня сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Прогнозируемый результат.
Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.
Основной этап
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
2. Беседы об истории возникновения родного города.
3. Сбор информации об известных людях города.
4. Экскурсии по улицам города, музеям, памятным местам.
4. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
5. Участие в выставке детских рисунков «Мой город Льгов».
6. Барельефная лепка «Дом в котором я живу»
7. Лэпбук «Мой родной, любимый город город».
Формируется методическая копилка для проведения тематических бесед; пешеходных экскурсий по городу; игр-путешествий; художественно-творческой деятельности и т. д.
Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:
Заключительный этап
Перспективный план работы
по ознакомлению с родным городом
детей разновозрастной группы
Месяц | Тема | Вид деятельности |
| История возникновения родного города. | Рассматривание географической карты, определение месторасположения. Знакомство с символикой города. Беседа о возникновении родного города. |
Октябрь | | |
Экскурсия к памятнику Молодогвардейцам. Экскурсии по улицам и памятным местам города. | Беседа об истории создания памятника. |
| |
«Уголок крестьянского быта» | Экскурсия в литературно-мемориальный музей поэта Н. Асеева. |
Беседа на тему: «Гордимся тобой, наш город родной». | Просмотр слайдов и видеоматериалов. |
Экскурсия в дом камергера Стремоухова. | Посещение музея народного творчества. |
Экскурсия в краеведческий музей города. | Знакомство с бытом и промыслами. |
Участие в выставке детских рисунков. «Мой город Льгов» | Рисунки детей по теме проекта. |
Экскурсия в Свято-Никольский собор. | Знакомства с устройством православных храмов, традициями поведения в них. |
| |
Беседа на тему: «Старый и новый город» | Рассматривание фотографий. |
Беседа об исторических названиях улиц. | Составление творческих рассказов «История моей улицы». |
Барельефная лепка «Дом в котором я живу». | Познакомить с новым способом лепки- барельеф. |
| |
«Мой родной, любимый город» | Составление лэпбука проекта. |
Предполагаемые результаты и оценка результатов проекта:
Практическая значимость этого проекта состоит в том, что он обеспечивает успешность взаимодействия участников образовательного и просветительского процессов. Материалы проектов используются на занятиях в качестве иллюстративного и наглядного материала.
Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
Наиболее важные исторические события истории родного края.
Символику города и края.
Национальный состав края, обычаи, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
Работать с элементами народного творчества.
Творчески мыслить и рассуждать.
Механизм отслеживания результатов:
анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах);
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его предприятиях и замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины.
Список литературы:
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П.Система патриотического воспитания в ДОУ. -
Волгоград: Учитель,2007.- 203с.
2. Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом. – М.,1999 – 82с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.,1991 – 158с.
4. Майер А.А.Введение детей в проблемы социальной действительности
( родиноведческий подход). – СПб: Детство – Пресс,2012. – 265с.
5. Новицкая М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка –
Пресс, 2003. – 96с.
П
рирода, растения и животные Курской области.
В центре Европейской части России расположилась Курская область. Она граничит со многими областями нашей страны, такими как: Белгородской, Брянской, Орловской, Липецкой, Воронежской. Также на юго-западе Курской области проходит граница с Украиной.
Курская область была дважды награждена орденом Ленина. Первый раз за увеличение производства сахарной свеклы, а второй за мужество и отвагу при защите Родины. Курская область привлекает людей своими достопримечательностями и природными красотами.
Растительный мир Курской области
Леса занимают небольшую часть Курской области. Сосновые леса встречаются крайне редко и чаще всего они высажены человеком. В этих лесах можно трехцветные фиалки, заячью капусту, множество лишайников. Сосновые леса славятся большим количеством маслят.
Осиновые леса также редки в Курской области. Они сменяют вырубленные виды деревьев. Чаще всего в этих лесах вырастают и дубы, ясени, клены, вязи, которые постепенно превращают осиновый лес в дубраву. Березовые леса состоят из самих берез и большого количества кустарников и злаков. Здесь можно встретить лесной мятлик, овсяницу луговую, полевицу обыкновенную, лютик едкий, лесную землянику и множество других растений.
Одними из самых высоких лесов являются ольховые. В них очень сыро, стволы обвиты лианами. В таких условиях прекрасно растет малина и смородина.
Дубравы Курской области расположены вдоль речных берегов. Чаще всего там встречается дуб черешчатый, а также ясень обыкновенный, клен остролистный и вязь. А под этими высокоствольными деревьями растут лесные яблони, груши и полевые клены.
Кустарники дубрав достаточно разнообразны: заросли орешника, крушина, бересклет и боярышник.
В Курской области произрастают некоторые виды грибов, например белые, сыроежки и поддубовики.
Луга покрыты разными видами трав и кустарников. На сухой земле растут мятлик и пырей. На более увлажненных территориях расположились тимофеевка и костер, лютик, горицвет и другие. А вот на берегу рек и озер растут бекмания и осока.
На болотах, озерах, реках и прудах Курской области произрастает камыш, тростник, ива и ольха. Также можно встретить большое количество кувшинок, водорослей, кубышек.
Животный мир Курской области.
Природа Курской области хорошо подходит для жизни многих животных. В лесах водится большое количество лосей, косуль, кабанов.
Барсуки также нашли свое пристанище в Курских лесах. Несмотря на то, что они практически вымерли к концу 19 века, сегодня они снова заполонили собой большую часть лесов.
Лисицы заняли свое место в лесах, они охотятся на болотах или высматривают добычу за кустарниками. Однако о волках этого сказать нельзя - они практически исчезли с Курских земель.
В лесах и долинах можно встретить различных белок и ежей.
На земном покрове водится большое количество ящериц и змей. В Курской области водятся такие как: прыткая, живородящая ящерица и ящерица веретеница, змеи - гадюки и ужи. Также представителями земноводных Курской области являются жабы обыкновенные. Поля и степи являются прекрасной средой обитания для различных грызунов - для крапчатого суслика, степного хорька и зайцеобразных.
П
одводный мир Курской области достаточно разнообразен. Помимо различных моллюсков, служащих кормом для многих особей, в водах этих мест обитают окуни, щуки, сомы, язи, лещи, судаки, караси и другие.
Прекрасен и богат мир пернатых. В лесах можно встретить зяблика и пеночку-трещотку, пеночку-веничку и пеночку-теньковки. В высокоствольных лесах Курской области обитают горлинки, кукушки, черные дрозды, пестрые дятлы. На более увлажненных участках слышатся трели соловьев. Снегири отдают предпочтение хвойным лесам, а иволга - березовым и дубовым.
В степях можно встретить пустельгу обыкновенную, жаворонков, куропаток и даже коростель и каменку обыкновенную. И только дрофу увидеть крайне сложно, она практически исчезла из Курской области. В деревнях, поселках и городах часто встречаются ласточки, галки и синицы.
Рассказы детей
«Моя улица».
Моя семья живёт на улице Николая Хвостенко. Родители рассказали мне, почему так называется наша улица. Она называется в честь героя войны в Афганистане. Он награждён «Орденом Ленина». Николай Хвостенко был отважным капитаном. ( Лиза Н.)
Мы живём на улице Овечкина. Нашей семье интересно было узнать, почему улица носит такое название. Оказывается, Валентин Владимирович Овечкин писатель. На доме, где жил В.В. Овечкин, установлена мемориальная доска. (Матвей Б.)
Наша семья живёт на улице Бессонова. Я знаю, почему так называется наша улица, мне рассказал папа. Она называется в честь героя командира атомной подводной лодки. Во Льгове открыт памятник Герою. Всеволоду Борисовичу Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза. (Женя Б.)
Моя семья живёт на улице Гагарина. Моя мама рассказала мне, почему так называется наша улица. Она называется в честь первого космонавта, который совершил первый полёт в космос. Теперь она стала улицей Гагарина, какой и остаётся по сей день. (Арина Д.)
.
А
нкета для родителей
«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного города, края? _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?____________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?_________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном городе? _______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите известные источники. _______________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка? ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
В
опросы мониторинга освоения детьми знаний об улицах родного города.
1. Как называется наш город? ______________________________________________________
2. Назови улицу, на которой ты живёшь _____________________________________________
3. Как называется улица, на которой расположен наш детский сад? ______________________
4. Какие названия улиц нашего города ты знаешь? ____________________________________
5. Как улицы получили своё название? ______________________________________________
6. В честь каких писателей и поэтов названы улицы в нашем городе? ____________________
7. В честь какого земляка названа школа №1 в нашем городе? ___________________________
8. Как называется центральная улица нашего города? __________________________________
9. Есть ли в нашем городе краеведческий музей? На какой улице он располагается? ________
________________________________________________________________________________
10. Кто поддерживает чистоту на улицах нашего города? _______________________________
11. Как можно сделать наш город красивым? Что для этого можете сделать вы? ____________
_________________________________________________________________________________
Вопросы мониторинга
освоения детьми знаний об участии наших земляков
в Великой Отечественной войне.
1. Когда празднуется День Победы? _________________________________________________
2. С кем воевал наш народ в годы Великой отечественной войны? _______________________
________________________________________________________________________________
3. Какие военные профессии вы знаете? _____________________________________________
4. Какую боевую технику вы знаете? ________________________________________________
5. Участвовали ли жители города в Великой Отечественной Войне? _____________________
6. Чем награждают Героев войны? __________________________________________________
7. Есть ли в нашем городе памятники погибшим воинам? Какие? Где? ___________________
________________________________________________________________________________
8. Как женщины, дети и старики помогали фронту в годы войны? _______________________
________________________________________________________________________________
9. Помнят ли живущие сегодня о людях, отдавших жизнь за Родину в годы войны?
10. Как мы можем отблагодарить героев тыла и фронта, живущих в нашем городе?
Вопросы мониторинга
освоения детьми знаний о людях, прославивших наш город.
1. Были ли в нашем городе знаменитые люди?
2. Чем они прославили наш город?
3. Чьими именами названы улицы нашего города?
Вопросы мониторинга
освоения детьми знаний о природе родного города.
1. Какие природные зоны есть в нашем городе и крае?
2. Назови животных леса.
3. Назови деревья, которые можно встретить в нашем городе и его окрестностях.
4. Назови птиц, живущих в нашей местности.
5. Назови растения, произрастающие на территории нашего края?
6. Как люди заботятся о животных?
7. Как люди заботятся о птицах?
8. Как взрослые проявляют заботу о деревьях и растениях?