СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Экологическая тропа «Хочу знать край, в котором я живу»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание экологической тропы даёт возможность познакомиться с природой родного края.

Просмотр содержимого документа
«Проект Экологическая тропа «Хочу знать край, в котором я живу»»

Липецкая область, Тербунский район, с. Марьино-Николаевка


Конкурс «Волонтеры могут всё»

Номинация «Пойдём экологическими тропами»

Индивидуальное участие



Проект

Экологическая тропа

«Хочу знать край, в котором я живу»









Подготовила: обучающаяся 8 класса

Антонова Валентина Сергеевна

Руководитель: Дементьева О.В.

учитель биологии и химии





2021 г.

Паспорт проекта

Название проекта: Экологическая тропа «Хочу знать край, в котором я живу»

Автор проекта: Антонова Валентина Сергеевна, 21.02. 2008г., Липецкая область, Тербунский район, с. Марьино-Николаевка, ул.Школьная д.15;

vk.com/@158109971-ekologicheskaya-tropa

1.1. Цель проекта

  • создание экологической тропы на территории с. Марьино-Николаевка

1.2. Задачи

  • информировать посетителей о представителях флоры и фауны данного участка;

  • формировать у обучающихся МБОУ ООШ с. Марьино-Николаевка основы экологической культуры;

  • воспитать чувство любви к природе и бережного отношения к ней.

1.3. Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.

1.4. Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры обучающихся, расширит их кругозор, способствует формированию навыков труда в природе.

1.5. Объект исследования:  растения и животные села.

1.6. Предмет исследования: реализация эколого-просветительского потенциала экологической тропы.

1.7. Место исследования: территория села

1.8. Продолжительность реализации проекта: май -2020-октябрь 2021 года с продолжением дальнейшего исследования в связи с расширением знаний о растениях и животных.

1.9. Методы исследования:

  • анализ научно-популярной литературы;

  • иллюстративные методы представления результатов работы;

  • практическая деятельность.

1.10. Участники проекта:

В реализации проекта принимают участие обучающиеся школы 5-9 классов, педагоги.

1.11. Актуальность проекта

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте. Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.

Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года. На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема проекта «Экологическая тропа» является актуальной

II. Реализация проекта

Село Марьино-Николаевка, Тербунского района, Липецкой области. Центр Кургано-Головинского сельского поселения. Расположено севернее районного центра посёлка Тербуны, в 1,5 км западнее автомобильной трассы Тербуны - Долгоруково.

Назначение экологического маршрута – формирование экологической и исторической культуры населения, проведения экскурсионной и опытной работы, исследовательской деятельности.



Экологическая тропа имеет 9 станций.

  1. Территория школы. Начало тропы

  2. Цветники

  3. Еловая

  4. Пруд

  5. Сквер

  6. Обелиск

  7. Липовая аллея.

8. Сад

9. Птичья столовая

Краткое описание станций

1. “Начало тропы”

Здесь посетители будут знакомиться с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, объясняются правила экологической игры, уточняются задания. В нескольких словах описывается предстоящий маршрут.

2. «Цветники». Обучающиеся во время экскурсии могут ознакомиться с видовым составом растений и правилами ухода за ними.

3. «Еловая». В этом месте экскурсовод рассказывает о елях - гордости нашего пришкольного участка.

Ель имеет широкое применение в народном хозяйстве. Ее древесина в больших количествах идет, например, на изготовление бумаги. Из древесины ели вырабатывают целлюлозу, искусственный шелк и многое другое, она широко применяется в строительстве. Еловая древесина — незаменимый материал для изготовления некоторых музыкальных инструментов (из нее делают, например, верхние деки скрипок и т. д.).

4. «Пруд» В этом месте экскурсовод рассказывает об исследованиях прудовой воды о методах биоиндикации.

Ряска маленькая относится к многолетнему растению, его можно встретить на болоте, озерах, заводи, оно создает вид зеленого ковра. В состав ряски малой входит небольшой лист до 4 мм, к нему прикрепляется корешок. Он напоминает пластинку с листа, но на самом деле это стебель, который сильно уплощенный. Зимой ряска малая плавает подо льдом, свободно в воде. После того как лед растаял, она может всплыть наверх. Ряска может быстро размножатся, при этом выделяется дочерние растение. Для растения хватит и месяца, чтобы образовать ковер с ряски. Какими полезными свойствами обладает ряска маленькая?



5. «Сквер»

это место только начинают обустраивать. Вместо пустыря здесь будет сквер - место отдыха детей и взрослых. Уже посажены экзотические деревья и кустарники. Но предстоит еще немало сделать для благоустройства этой территории.

В сквере уже посажены деревья и кустарники. Среди которых есть экзотические.



6. «Обелиск»

Памятник воинам-землякам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны, был установлен в 1993 году по инициативе директора совхоза «Пятилетка» Сергея Ивановича Краснёнкова. Высокая стела, символизирующая триумфальную победу советского народа, расположена в центре композиции мемориала. Вокруг стелы – мемориальные доски с именами погибших воинов-земляков. Более 600 начертанных имен напоминают о трагедии людей, чья жизнь стала платой за победу в Великой Отечественной войне.

По традиции, ежегодно, 9 мая жители села собираются на этой широкой площади, чтобы почтить память погибших и напомнить молодому поколению о том, какие тяготы и лишения пережил советский народ в борьбе с фашизмом, о том, как ценен и хрупок мир на Земле.



7. « Липовая аллея»

В середине лета леса наши наполняются медовым ароматом, а воздух гудением пчёл. Это зацвела Липа - мать, кормилица и хранительница земли Русской. Липа - одно из самых почитаемых деревьев у славян. Липа - символ женственности, мягкости и нежности. Славяне почитали липу не только как священное дерево, но и как дерево-мать. Липа и накормит и обует и вылечит. Ложка, чашка, ковш, поднос и другие предметы обихода, вырезались из липы. Многие столетия наши предки ходили в липовых лаптях. А ещё Липа хороший медонос. Существует много разновидностей Липы. Самая распространённая Липа в наших краях - Липа сердцевидная. С гордостью можно сказать, что на гербе Липецкой области изображена липа.


8. «Плодовый сад». В этом месте экскурсовод рассказывает о яблонях - гордости нашего школьного сада. Издавна яблоки использовались как прекрасный диетический и лечебный продукт. О том, что яблоки, съеденные на ночь, обеспечивают красивый и крепкий сон, знали еще в древности. В прошлом веке яблоки оценивали так: «Свежие, сушеные и вареные яблоки являются очень вкусным и самым полезным плодом. Они полезны тем, кто страдает от малокровия и одышки, они успокаивают нервы и улучшают работу мозга». 
Яблоки используют для лечения колита, дизентерии, малярии, брюшного тифа. Полезное значение яблок усиливается наличием калия, который поддерживает нормальную деятельность сердца и кислотно-щелочное равновесие, благодаря нейтрализации кислот крови и предупреждению ацидоза. Яблоки способствуют выведению из организма щавелевой кислоты.


9. «Птичья столовая». Дети знакомятся с разнообразием видового состава птиц. Оседлые — это зимующие птицы, живущие на одном месте. Мы все знаем этих птиц, каждый день видим их на наших улицах, в лесах, на полях. Это птицы, питающиеся, в основном, зерновыми и пищевыми отходами. Вороны, воробьи, голуби, сороки — наши городские соседи.

Дятлы, тетерева, клёсты – лесные жители, вольготно чувствующие себя зимой в лесу. Дятел, к примеру, своим длинным клювом извлекает из-под коры спящих жучков и личинок, клест питается семенами шишек. Никакие снегопады и морозы им не страшны. А вот городским пернатым в особо холодные, снежные и морозные дни требуется помощь человека.



2.2.2. Практическая часть

Во время создания тропы мы проводили практические работы.

1. Изучение степени запыленности воздуха

Собрали листья растений в различных местах. Приложили скотч к листьям, сняли пленку и той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли, приклеили на лист белой бумаги. Рассмотрели в микроскоп и сравнили степень запыленности, оценивая по 5 бальной системе.

5 – очень сильно

4 – сильно

3 –слабо

2 –очень слабо

    1. пыль отсутствует

В ходе работы определили:

Интенсивно запыленные листья деревьев возле автомобильной дороги, слабо запыленные возле школы, очень слабо запыленные за школой.

2. Микромир пресноводного водоёма.

Мы так же заинтересовались изучением воды под микроскопом. Водная гладь пруда кажется в солнечный день ясной и прозрачной. Так ли она чиста на самом деле? А что и кто тогда находится в капле воды из пруда? Проверить и определить это можно при помощи микроскопа. Возьмем из ближайшего пруда только одну каплю воды. Поместим ее под микроскоп и станем рассматривать. Неведомый мир откроется перед нами.

3. Подкормка зимующих птиц.

Также мы проводим подкормку зимующих птиц.


Заключение.

Создание экологической тропы дает возможность познакомиться с природой и историей родного края. Знания, полученные на экологической тропе, тесно связаны с программным материалом, они помогают расширить и углубить знания, полученные на уроках. Здесь приобретаются умения применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды, истории и человека. Здесь формируется необходимое отношение к окружающей среде в процессе труда и отдыха.

Обучающиеся учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия действия человека, в том числе своих товарищей.

Наша работа на этом не заканчивается и будет продолжаться в 2021году.













































Приложение



Фото 1 «Карта»

Фото 2 “Начало тропы”



Фото 3 «Цветники».











Фото 4 «Еловая»







Фото 5 «Пруд»

Фото 6 «Ряска»







Фото 7 «Белая планария»





Фото 8 «Детская площадка»















Фото 9 «Обелиск»

Фото 9 «Липовая аллея»





Фото 10 «Изучение степени запыленности воздуха»













Фото 11 «Микромир пресноводного водоёма»





Фото 12 «Как я помогаю птицам»



19