СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проблемы…………………………………………………..2
Цель и задачи……………………………………………………………….3
Материал и методика исследования………………………………………4
Аналитическая часть
1. Понятие экологии…………………………………………………………..5
2. Экологическое воспитание школьников
2.1Понятие “экологическое воспитание”………………………………..7
2.2 Многообразие экологического воспитания………………………….9
2.3 Развитие эстетического отношения к природе………………………11
3. Экологическая ситуация в Новосибирске
3.1Основные экологические проблемы г. Новосибирск……………….13
3.2 Виды загрязнений……………………………………………………..15
3.3Заболевания, связанные с различными видами загрязнений………..18
V. Организация деятельности по реализации проекта…………………………23
1. участие в 5м городском конкурсе социальной экологической рекламы
‘Мы за чистый город’(Е.В. Мальцева, Г.А.Уфимцева )
2. участие в конкурсе экологических рисунков (Т.Б.Литасова,Г.А.Уфимцева)
3. участие в городском конкурсе “Парки и скверы г.Новосибирск”
(Е.В. Мальцева, Т.С.Макаренко)……
VI. Ожидаемые результаты………………………………………………24
VII. Наши планы……………………………………………………………25
VIII. Заключение……………………………………………………………….26
IX.Источники информации………………………………………………….
Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля – наш общий дом,-
Наш добрый дом, просторный дом,-
Мы все с рожденья в нём живём.
Земля не спит, и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса.
Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.
Актуальность темы работы заключается в привлечении учащихся общеобразовательных учреждений к проблеме окружающей среды и формирования у них экологического мышления.
Необходимость исследования данной темы заключается в улучшение экологической ситуации г. Новосибирск, так как данные по экологическим исследованиям в Новосибирске и области свидетельствует о том, что кризисные тенденции, с полной отчетливостью проявившиеся в предшествующие 15 лет, не преодолены, а в отдельных аспектах даже углубляются, несмотря на принимаемые меры.
Цели данного проекта:
Формирования экологического мышления школьников через привлечение подростков к природоохранной деятельности.
Организация природоохранной деятельности подростков с целью формирования экологического мышления.
Задачи:
1.формирование экологического мышления;
2. изучение экологической ситуации в городе;
3. изучение ситуации по паркам и скверам;
4.привлечение внимания подростков к современной проблеме охраны парковых зон нашего города и созданию новых зелёных зон отдыха.
5.Привлечение подростков к природоохранной деятельности.
Материал и методика исследования
Предмет исследования: исследование экологической обстановки г. Новосибирск
Все исследования были направлены на:
Формирование экологической культуры у подрастающего поколения.
Привлечение внимания подростков к сохранению парков и скверов.
Создание новых зелёных зон отдыха.
Вовлечение подростков к охране окружающей среды.
При работе были использованы следующие методики:
1.оценка состояния экологической обстановки в парках и скверах города Новосибирск
2. оценка состояния экологической обстановки города Новосибирск
3.привлечение подрастающего поколения к озеленению и расширению парковых зон нашего города.
ПОНЯТИЕ “ЭКОЛОГИИ”
Термин "экология" был первоначально предложен немецким ученым Геккелем (Haeckel) в 1869 г. Он был составлен в соответствии с традицией того времени из 2-х греческих слов: - oikos - дом, определённое место; - logos - то есть слово, учение. Однако в XIX веке термин практически не использовался. И только в самом конце века - в 1895г. Варминг (Warming) - ученый из Дании, повторно ввел термин "экология" в обиход.
По классическому определению, экология - это раздел биологии, изучающий взаимодействие биосистем различных уровней организации с окружающей средой. В последнее время экология выделилась в самостоятельную науку, которая рассматривает комплекс взаимоотношений живых организмов в их естественной среде обитания с учётом влияния на них человеческой деятельности, то есть сделан акцент на роль человека. Термин « экология » вошел в обиходную речь и стал употребляться с нарушением понимания его смысла, « регион с плохой экологией », « нарушена экология » и т.п. Такое применение искажает содержание понятия и является недопустимым. Экология как наука активно развивается, охватывает в своих исследованиях принципы функционирования основных компонентов биосферы-атмосферы, гидросферы и литосферы, являющихся средой обитания живых организмов, направленной на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов. Главные задачи экологии: анализ физических, химических и биологических параметров функционирования природных систем; установление закономерностей организации жизни в связи с увеличивающимся антропогенным воздействием на природную среду; исследование вопросов природопользования и ресурсосбережения; разработку мероприятий по всесторонней защите окружающей природной среды.
Экология как наука рассматривает системы, звенья и члены которых находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Из этого вытекает необходимость учета множества факторов при анализе тех или иных экологических явлений и тем более при планировании любых вмешательств в экосистемы. Такой подход, в свою очередь, невозможен без комплексного метода изучения, оценки и решения тех или иных экологических задач. По этим же причинам очевидна тесная связь экологии с другими науками, сведениями из которых необходимо не только располагать, но и уметь их грамотно использовать. Вобрав в себя проблемы окружающей среды, она не только использует достижения других разделов биологии, но и вторгается в смежные с биологией дисциплины – в науки о Земле, в физику и химию, в различные инженерные отрасли, предъявляет новые требования к информатике, вычислительной технике, находит приложение за пределами естественных наук – в экономике, политике, социологии, этике. Этот процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знаний получил название экологизации.
Таким образом в системе общего образования введен курс “экология” с 6го по 9классы с целью формирования экологического мышления школьников
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
ПОНЯТИЕ “ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ”
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.
Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют:
- природа и родной язык;
- общение в семье, в школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой информации, искусство, литература;
- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура».
«Экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно- следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов.
Поведение экологически культурной личности включает соблюдение следующих параметров: эмоциональность или рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе, сознательное или несознательное отношения к природе.
Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.
Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы.
Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что « экологическое образование- это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.
Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является первой ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.
МНОГООБРАЗИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение.
В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя.
Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно – эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении.
Третья предпосылка формирования отношения школьников к природе – это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями. Формирование у школьников положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. От учителей во многом зависит планирование и организация общественно – полезных действий. Они помогаю школьникам овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в конкретные дела.
Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и обществу.
Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств.
Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде.
Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям.
Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы, эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих действий.
Сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира. Развивая средствами природы духовным мир школьников, они в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники.
Развития эстетического отношения к природе
Деятельность ребят, организуемая учителями, порождает и развивает личные впечатления и чувства, убеждения и интересы.Отображение в сознании природных явлений возникает в деятельности. Однако оно происходит не автоматически, а под влиянием ее целей и задач, инструкций учителей и воспитателей. Необходимо четко планировать задание по восприятию и осмыслению окружающих ландшафтов.
Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы к подобным наблюдениям во время сельскохозяйственных опытов, при уходе за школьным лесопитомником, а затем к наблюдениям в ходе производительного труда – это развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отношений. Его применение должно вести к развитию содержания и форм наблюдений за красотой по мере усложнения деятельности и тем самым к общему усложнению непосредственных связей со средой.
Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду.
Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д. На первый план в познании следует выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним.
Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического воздействия на эстетические восприятия, чувства и суждения учащихся через те виды деятельности, которые связаны более всего с познанием, выявлением потребительских (в большей мере, чем эстетических) свойств среды, это например, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбная ловля и др.), сбор материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных стройматериалов, уход за птицами, водоемами, лесом и т.д. Чтобы выявить эстетические свойства явлений природы в такой деятельности, надо сделать составной частью каждого отдельного дела ознакомление с ними. Иначе говоря, в деятельности любого вида должен осуществляться педагогический подход. Он обеспечивает общность деятельности, а так же единство идейно нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания.
Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед учителем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую школьникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру.
Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности, которую определяет учитель. На действия, формирующие это отношение, влияют содержание и форма, задания учителей, возможность его творческого выполнения, принцип коллективизма.
Не только эстетическое восприятие природы, но и природоохранительные стремления и действия возникают не автоматически. Формирование тех и других требует специальной педагогической работы, поэтому задание открыть красоту в природе, которые учитель ставить перед учащимися должны быть неразрывно связаны с практическими задачами труда и охраны природы, и наоборот. Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений школьников требует комплексного подхода.
Два пути комплексного воспитания названных отношений: от эстетического познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию – равно возможны в любой школе.
В МБОУ СОШ № 158 сложилась система работы по экологическому воспитанию школьников через предметы:
физика, химия, литература, музыка, рисование, биология, математика, право, общество, английский язык.
(учителя нач школы)
Так учителя литературы, пения и рисования формируют ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на средства искусства. Учащиеся с большим интересом пишут сочинения о литературном пейзаже, о произведения живописи и музыки, отражающих природу. Под руководством учителей изобразительного искусства они с удовольствием совершают экскурсии, чтобы зарисовать достопримечательности с натуры. Увлекательно для школьников и знакомство с миром музыки, воспроизводящие образы природы.
Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей средой.
Для преподавателей иностранного языка эффективным подходом в процессе воспитания экологического мышления у школьников является приобщение к охране окружающей среды через темы о защите природы. Так в новых изданиях учебников по иностранному языку обязательно есть темы по охране природы, а также в каждом разделе уделяется внимание экологическим вопросам.
Таким образом, воспитывая отношение школьников к природе могут стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий: объединение познания, пруда и охраны среды в систему (комплекс дел связанных друг с трудом и переходящих друг в друга); взаимное дополнение эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе; дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с каждым учебным предметом и возрастной группой школьников; усиление внимания педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга разных дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой.
Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу помогает удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно завершает процесс преобразования предметных и взаимных связей учащихся в воспитательные отношения. Обретая воспитательные функции, ответственное отношение к природе, забота школьников о сбережении ее красоты, внимание друг к другу поднимаются на высокую ступень. Это создает наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.
3. Экология Новосибирска
3.1 Основные экологические проблемы г.Новосибирск
Одна из важнейших экологических проблем Новосибирска – загрязнение атмосферы.
Высокое загрязнение атмосферы связано с выбросами теплоэнергетических предприятий, отопительных котельных, автотранспорта, промышленных предприятий, неудовлетворительным благоустройством и недостаточной озеленённостью города, низким качеством топлива, неудовлетворительным состоянием свалок. Также загрязнения атмосферы города Новосибирска зависит не только от количества выброшенных в атмосферный воздух загрязняющих веществ, но и от наличия неблагоприятных метеорологических условий-штилей, инверсий температур, туманов, способствующих накоплению вредных примесей в приземном слое воздуха. Обычно, при неблагоприятных для рассеивания примесей метеорологических условиях происходит рост концентраций окислов азота, оксида углерода, сажи, пыли. В целом, рассеивающие способности атмосферы в районе Новосибирска выше чем, например, в Кузбассе и Восточной Сибири, но ниже, чем в европейской территории России.
Экологические проблемы Новосибирска связаны и с использованием водных ресурсов. Уже сегодня многие регионы испытывают острый дефицит ресурсов пресной воды. К этому нужно добавить сильное загрязнение источников пресной воды, порождающее серьёзные проблемы для здоровья населения. Результаты наблюдений за качеством поверхностных вод показывают, что все водные объекты загрязнены выше допустимых рыбохозяйственных нормативов, причём малые реки города в большей степени, чем река Обь. Основными загрязняющими веществами являются нефтепродукты, фенолы, соединения азота, меди.
Однако, если в случае с р. Обью «приходится иметь дело» преимущественно с транзитом загрязнения «от сопредельных территорий», то высокий уровень загрязнения малых рек города связан со сбросом сточных вод непосредственно от объектов города.
Особенно тяжёлое положение складывается на реках Каменка и Плющиха, принимающих существенные объёмы бактериально опасных хозбытовых сточных вод, в том числе от исправительно - трудовых учреждений.
Помочь в решении этих проблем могут мероприятия, проведение которых приведёт к снижению уровня загрязнения вод:
- строительство очистных сооружений;
- соблюдение технологических норм очистки сточных вод;
- создание систем замкнутого водооборота технологических циклов;
- замена сетей и сооружений питьевого водоснабжения;
- проведение мероприятий по водоподготовке из подземных источников водоснабжения для воды; используемой в хозяйственно-питьевых нуждах.
Экологические проблемы Новосибирска связаны также с загрязнением почв города, радиационной обстановкой, электромагнитными воздействиями, шумом и т.п.
В Новосибирске в год образуется около 2 млн. м. куб. твёрдых бытовых и порядка 500 тыс. т. промышленных отходов. Такие объёмы отходов представляют немалую проблему для города. За год на свалки их вывозится около 1500 тыс. м. куб., часть складируется на предприятиях, а часть попадает на неорганизованные свалки, снегоотвалы, обычно расположенные в оврагах и поймах рек. За последние годы почва приняла на себя весь груз антропотехногенного воздействия и её деформация может привести к неблагоприятным последствиям. Основные проблемы негативного состояния почв связаны с их обширной эрозией, подтоплением, захламлением бытовыми и промышленными отходами, нарушением ландшафта в результате выработки грунта, длительным загрязнением токсикантами, солями тяжёлых металлов, радиоактивными отходами, нефтепродуктами, минеральными веществами, нитратами, пестицидами, возбудителями заболеваний человека и животных.
Техногенное радиационное загрязнение в Новосибирске формировалось с 40-50-х гг. в результате производственной деятельности предприятий и институтов атомной промышленности. Многие предприятия уже не существуют, но следы их деятельности проявляются по всей территории города и по сей день. Подтверждением этому служит
обнаружение 217 участков радиоактивного загрязнения практически во всех районах. Наибольшее количество участков радиоактивного загрязнения выявлено в Калининском районе (131), где расположен Новосибирский завод Химконцентратов. В результате проведенных работ были дезактивированы практически все участки радиоактивного загрязнения, за исключением двух наиболее крупных, а именно: загрязненной площади в санитарно-защитной зоне НЗХК и пойменной части р. Ельцовка-2. Предполагается продолжить детальное радиометрическое обследование территории Калининского района. Из опыта проведённых работ можно прогнозировать выявление не обнаруженных ранее участков радиоактивного загрязнения и необходимость проведения дезактивационных работ на суммарной площади до 1 га.
В целом можно сказать, что в настоящий момент ситуация с радиационным загрязнением территории города стоит менее остро, чем в предыдущие годы, но несмотря на это из городского экологического фонда ежегодно выделяются средства на мероприятия, направленные на обеспечение радиационной безопасности населения.
Из этого следует что экологическая ситуации в городе Новосибирск требует тщательного исследования так как она не может не отразиться на состоянии здоровья человека.
Для этого необходимо рассмотреть различные виды загрязнений, а также заболевания, связанные с неблагоприятной экологической ситуацией.
3.2 ВИДЫ ЗЯГРЯЗНЕНИЙ
ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ. Химическим загрязнениям подвергаются слои литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы.
Литосфера. Важнейшее значение почв состоит в аккумулировании органического вещества, различных химических элементов, а также энергии. Почвенный покров выполняет функции биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Загрязнение почвенного покрова происходит в результате поступления в неё соединений тяжёлых металлов: ртути (с ядохимикатами и отходами промышленных предприятий), свинца (при выплавки свинца и от автотранспорта), железа, меди, цинка, марганца, никеля, алюминия (вблизи крупных центров чёрной и цветной металлургии); радиоактивных элементов (в результате выпадения осадков от атомных взрывов или при удалении жидких и твёрдых отходов промышленных предприятий, атомных станций или научно – исследовательских институтов, связанных с изучением и использованием атомной энергии); стойких органических соединений, применяемых в качестве ядохимикатов. Они накапливаются в почве и воде и, главное, включаются в экологические пищевые цепи: переходят из почвы и воды в растения, в животных, и в итоге переходят в организм человека с пищей. Неумелое и бесконтрольное использование любых удобрений и ядохимикатов приводит к нарушению круговорота веществ в биосфере.
Гидросфера. Под загрязнением подразумевается всевозможные физические и химические отклонения от природного состава: частое и длительное её помутнение, повышение температуры, гниющие органические вещества, нередко, присутствие в воде сероводорода и других ядовитых веществ. Ко всему этому прибавляются ещё и сточные воды: хозяйственно – бытовые, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Нередко сточные воды содержат нефтепродукты, цианиды, соли тяжёлых металлов, хлор, щёлочи, кислоты. Так же сегодня повсеместно воды загрязнены сбрасываемым отовсюду мусором. Кроме того, сбросовые воды с полей попадают в водоёмы неочищенными. В результате роста промышленности сильно загрязняются водоёмы и реки .Водоснабжение населённых пунктов целиком зависит от рек, а обработка вод с высоким содержанием органических и минеральных примесей становится всё труднее и дороже. В силу этих обстоятельств, здоровье населения подвергается серьёзному риску. Последствия нахождения в воде некоторых веществ, полное удаление которых не может обеспечить ни одна система очистки сточных вод, могут с течением времени сказаться на человеке. Загрязнение пресных вод является серьёзной проблемой человечества.
Атмосфера. Под химическим загрязнением атмосферы понимается процесс привнесения в воздух или образование в нём химических веществ, неблагоприятно воздействующих на среду жизни. В определённом смысле загрязнением можно считать и изъятие из воздуха отдельных газовых ингредиентов (в частности, кислорода) крупными технологическими объектами. Под загрязнением понимается процесс привнесения в воздух или образование в нем физических агентов, химических веществ или организмов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни или наносящих урон материальным ценностям. В определенном смысле загрязнением можно считать и изъятие из воздуха отдельных газовых ингредиентов (в частности, кислорода) крупными технологическими объектами. Загрязняющие и ядовитые вещества переносятся на большие расстояния, попадают с осадками в почву, поверхностные и подземные воды, в океаны, отравляют окружающую среду. В последние годы значительно усилилось загрязнение атмосферы пылью и различными газами, выбрасываемыми промышленными предприятиями. Другим серьёзным источником загрязнения воздуха служит автотранспорт.
РАДИАКТИВНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ. Радиоактивные загрязнения биосферы - попадание радиоактивных веществ (Рв) в живые организмы и среду их обитания (атмосферу, гидросферу, почву), происходящее в результате ядерных взрывов, удаления в окружающую среду радиоактивных отходов, разработки радиоактивных руд, при авариях на атомных предприятиях и т.д. Радиоактивные загрязнения вызывается продуктами деления ядер (например, 90Sr,137Cs, 144Ce), наведёнными радиоактивными нуклидами (3H, 24Na, 59Fe, 60Co, 65Zn), естественно-радиоактивными тяжёлыми металлами (U, Th, Ra) и искусственными трансурановыми элементами (Pu, Am, Cm). Проблема радиоактивного загрязнения возникла в 1945 году после взрыва атомных бомб, сброшенных на японские города Хиросиму и Нагасаки. Испытания ядерного оружия, производимое в атмосфере, вызвали глобальное радиоактивное загрязнение. Радиоактивные загрязнения имеют существенное отличие от других. РадиМногие радиоактивные изотопы имеют длительный период полураспада, оставаясь опасными в течение всего времени своего существования. Все эти изотопы включаются в круговорот веществ, попадают в живые организмы и оказывают губительное действие на клетки. Очень опасен стронций, вследствие своей близости к кальцию.
Накапливаясь в костях скелета, он служит постоянным источником облучения организма. Халатное отношение к хранению и транспортировке радиационных элементов приводит к серьезным радиационным загрязнениям. ФИЗИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ. Физическое (или параметрическое) загрязнение связано с отклонением от нормы физических параметров окружающей среды.
Световое загрязнение: эта форма загрязнения, при которой происходит нарушение естественной освещенности местности под воздействием искусственных источников света. Результаты такого типа воздействия могут привести к аномалиям в жизни растений и животных, а также человека. Этот вид загрязнения окружающей среды, связанный с крупными городами, к настоящему времени изучен слабо.
Тепловое излучение: Эта форма загрязнения связана с изменением температуры среды (особенно при повышении), происходящей в результате промышленных выбросов нагретого воздуха, отходящих газов и вод. Изменение теплового режима водных объектов при сбросе тёплых промышленных стоков может повлиять на жизнь гидробионтов (живые существа, обитающие в воде). Известны случаи, когда сброс теплых вод создавал тепловой барьер для рыб на их пути к нерестилищам.
Шумовое загрязнение: Под этой формой загрязнения понимают превышение естественного уровня шума и ненормальное изменение звуковых характеристик на рабочих местах, в населенных пунктах и других местах. Источниками шума являются работа транспорта, шумы, создаваемые самолетами, работа промышленных устройств, бытовых приборов и другие причины. Раздражающее действие звука на человека зависит от его интенсивности, спектра и продолжительности воздействия. При уровне шума свыше 160 дБ может произойти разрыв барабанных перепонок.
Электромагнитное загрязнение: Это загрязнение возникает в результате изменения электромагнитных свойств среды. Источником являются линии электропередач, мощные электроустановки, различного рода излучатели радиоволн (радио, телевидение, радиолокационные станции, системы сотовой связи и т.п.). Электромагнитное загрязнение приводит не только к нарушениям электронных систем, но и к изменениям в тонких клеточных и молекулярных структурах. Этому виду загрязнения пока не уделяется должного внимания, недостаточно ясен механизм и степень его воздействия на живое.
3.3 ЗАБОЛЕВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ
ЗАГРЯЗНЕНИЙ
В зависимости от дозы, времени и характера воздействия химических загрязнений в организме человека развиваются острые или хронические отравления, а также имеют место отдалённые болезнетворные патологические процессы.
Кратковременное поступление в организм больших количеств токсических веществ приводит к развитию клинически выраженного патологического процесса – острого отравления. Такие отравления подразделяются на лёгкие, средней тяжести и тяжёлые. Последние иногда заканчиваются смертельным исходом. Хронические отравления обусловлены систематическим или периодическим поступлением в организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ. Эти отравления редко имеют ярко выраженную клиническую картину. Их диагностика весьма сложна, так как одно и тоже вещество у одних лиц вызывает поражение печени, у других – кроветворных органов, у третьих – почек, у четвёртых – нервной системы. Только незначительное число химических загрязнителей при воздействии в малых дозах вызывают строго специфический патологический процесс, подавляющее же большинство даёт так называемый обще токсический эффект. Под «отдалёнными последствиями» или «отдалённым эффектом» влияния химических загрязнителей понимается развитие болезнетворных процессов и патологических состояний у людей, имеющих контакт с химическими загрязнителями среды обитания в отдалённые сроки их жизни, а также в течение жизни нескольких поколений их потомства. Отдалённые эффекты объединяют широкую группу патологических процессов. Патологические явления в нервной системе в более отдалённый после химических воздействий период вызывают такие болезни как паркинсонизм, полиневриты, парезы и параличи, психозы; в сердечно – сосудистой системе – инфаркты, коронарную недостаточность. Отдалённым эффектом с последствиями является канцерогенез (образование злокачественных новообразований), мутагенез (нарушения наследственности на генетическом уровне), эмбринотропное (на внутренний плод) действие ядов.
В соответствии с оценками экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) различают следующие категории реакций состояния здоровья населения на загрязнение окружающей среды: 1) повышение смертности; 2) повышение заболеваемости; 3) наличие функциональных изменений, не превышающих норму; 4) относительно безопасное состояние. Упомянутые категории можно рассматривать как относительные показатели, совокупно характеризующие состояние здоровья человека и качество окружающей среды. Показателем здоровья, в первую очередь, является количество здоровья, т.е. средняя ожидаемая продолжительность жизни. Если иметь в виду этот показатель, то к числу наиболее важных факторов экологического риска относят: 1) загрязнение атмосферы;
2) загрязнение питьевой воды. По оценкам экспертов загрязнение атмосферного воздуха сокращает продолжительность жизни в среднем на 3 – 5 лет.
Радиация по самой своей природе вредна для жизни. Малые дозы облучения могут “запустить” не до конца еще установленную цепь событий, приводящую к раку или к генетическим повреждениям. При больших дозах радиация может разрушать клетки, повреждать ткани органов и явиться причиной скорой гибели организма. Любой вид ионизирующих излучений вызывает биологические изменения в организме как при внешнем (источник находится вне организма), так и при внутреннем облучении (радиоактивные вещества, т.е. частицы, попадают внутрь организма с пищей, через органы дыхания).
3.4 Зеленые насаждения и их значение
Наличие в городах зеленых насаждений является одним из наиболее благоприятных экологических факторов. Зеленые насаждения активно очищают атмосферу, кондиционируют воздух, снижают уровень шумов, препятствуют возникновению неблагоприятных ветровых режимов, кроме того, зелень в городах благотворно действует на эмоциональное состояние человека. При этом зеленые насаждения должны быть максимально приближены к месту жительства человека, только тогда они могут оказывать максимальный положительный экологический эффект.В техническом отношении зеленое строительство затрудняется захламленностью территории новостроек и захораниванием в почве отходов строительства. Однако максимально возможное озеленение городских территорий относится к числу наиболее важных экологических мероприятий в городах.
Создание в замкнутых пространствах комфортных условий и прежде всего очищенного кондиционированного воздуха и пониженного уровня шумов может значительно уменьшить отрицательное влияние городской среды на здоровье человека.
Зеленые насаждения издавна считаются надежной и проверенной защитой от загрязнения воздуха, их справедливо называют "легкими города". Конечно зеленые насаждения и украшают город, но прежде всего они играют важную роль в деле оздоровления окружающей среды.
Леса, парки, сады, бульвары и скверы воздействуют на состав атмосферного воздуха. Во время вегетационного сезона их растительность обогащает воздух кислородом и поглощает углекислый газ. С каждого гектара, занятого деревьями, выделяется в год до 30 кг полезных для человека эфирных масел. 1 га деревьев и кустарников только за один час поглощает весь углекислый газ, выделяемый за это время 200 людьми. В зеленых массивах каждое дерево поглощает в среднем за год 30-40 кг пыли и других твердых частиц, а дерево с богатой лиственной кроной до 68 кг. Одно дерево средней величины за сутки восстанавливает столько свободного кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Деревья очищают воздух от выхлопных газов. Каждое взрослое дерево ежегодно поглощает такой объем отработанных газов автомобилей, который выделяется за 25 тысяч км пробега.
Зеленые массивы хорошо снижают шумовое загрязнение. При правильном размещении и подборе соответствующих пород лиственных деревьев их крона поглощает до 1/3 звуковой энергии. Шум на застроенной высокими домами улице, лишенной зеленых насаждений, в 5 раз больше, чем на такой же улице, на с рядами деревьев вдоль тротуаров. Однако использование зеленых насаждений для борьбы с шумом на особенно оживленных магистралях и улицах не просто. Для этого вдоль них должно быть посажено несколько рядов деревьев и кустарников. В большинстве же случаев вдоль улиц тянется один ряд деревьев без кустарников, что не дает шумопоглощающего эффекта. Растительность благотворна влияет на микроклимат. Особенно четко это ощущается в пределах больших массивов зелени. Температура воздуха среди насаждений в самую жаркую погоду на 10-12 градусов ниже, чем в районах городской застройки. Причем прохлада обеспечивается не только тенью деревьев. В парках на 15-30 % выше влажность, что приводит к снижению температуры воздуха, создает эффект физиологического комфорта для человека. Парки летом - это островки территорий с относительно пониженными температурами земной поверхности среди нагретых пространств асфальта, камня и железа. В результате над наиболее крупными зелеными массивами в пределах города летом устанавливаются нисходящие токи воздуха. Они увлекают за собой пыль из атмосферы и осаждают ее на кронах деревьев и кустарников. На озелененный участках микрорайонов запыленность воздуха на 40 % ниже, чем на открытых площадках.
Растения образуют летучие биологически активные вещества - фитонциды, убивающие и подавляющие рост и развитие микроорганизмов. Поэтому в парках воздух содержит в 200 раз меньше болезнетворных микроорганизмов, чем на улицах города. При этом в зеленых массивах уже на расстоянии 30 метров от проезжей части улицы в 2 раза меньше микробов, чем на транспортных магистралях. Активными источниками фитонцидов являются белая акация, береза, ива, дуб зимний и красный, ель, тополь и др.
Очевидно, что городская растительность не в состоянии полностью поддерживать естественный состав воздуха. Его минимально приемлемые для жизни качества обеспечиваются циркуляцией атмосферы.
Рассмотрим значение зеленых насаждений г. Новосибирск. Так как г. Новосибирск является центром НСО и Сибирского Федерального округа, в городе очень много парков, аллей, бульваров и скверов.
Самым крупным парком в центре Новосибирска, а также самым старым парком города считается Центральный парк.
На территории уникального лесного массива – Заельцовского бора расположен парк культуры и отдыха "Заельцовский”.
Парк "Сосновый Бор" образует самую зеленую зону Заельцовского района города Новосибирска. Его площадь составляет 96 гектаров. Здесь растут вековые сосны, дающие свежий чистый воздух загрязненному мегаполису.
Одним из самых активно развивающихся парков города является парк культуры и отдыха "Березовая роща". За последние несколько лет он очень сильно изменился, появились новые аттракционы. Парк подвергся реконструкции в 2003 году.
В самом центре города расположен первомайский сквер. Сквер постоянно реконструируется, проводится озеленение, появляются новые клумбы, скульптуры. В последнее время лужайки сквера стали традиционным местом проведения оздоровительной гимнастики горожан.
Этот сквер очень любим жителями города; здесь проходят праздничные мероприятия, различные фестивали, концерты, танцы, проводится катание на лошадях, продажа сувениров местных мастеров.
Так же на территории Г.Новосибирск располагается Зоопарк, который является одним из крупнейших в России. Площадь зоопарка составляет 60 гектар, там можно найти около 10000 особей примерно 620 видов. В Международную красную книгу занесено около 120 видов, а в Красную книгу России около 180 видов.
Таким образом, можно сделать вывод, что парки и скверы не только преображают Новосибирск, но и являются местом отдыха для многих жителей города, а также имеют огромное значение с точки зрения экологии города.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В ходе данной работы по проблеме экологической ситуации г. Новосибирск (с целью формирования экологического мышления школьников) была спланирована следующая деятельность:
1. сбор информации о состоянии экологической ситуации г. Новосибирск;
2. участие в городском конкурсе “Парки и скверы нашего города”
(Е.В.Мальцева, Т.С.Макаренко);
3. участие в 5м городском конкурсе социальной экологической рекламы
‘Мы за чистый город’(Е.В. Мальцева, Г.А.Уфимцева);
4 . участие в конкурсе экологических рисунков (Т.Б.Литасова,Г.А.Уфимцева);
3. участие в посадке деревьев (Березовая роща г.Новосибирск ).
Основным направлением работы по ее улучшению является сохранение и развитие «зеленых легких» города – лесов, парков, скверов, а также создание новых парковых зон в городе.
Учащиеся успешно участвуют в экологических конкурсах районного и городского уровня.
Власкина Алина в 2009-2010 учебном году стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии.)
В 2010-2011 учебном году Фиалков Никита занял место в районном этапе Научно-практической конференции школьников.
Ожидаемые результаты
В результате организованной деятельности по реализации проекта с целью формирования экологического мышления школьников необходимо спланировать следующую деятельность:
Продолжать сбор информации о состоянии экологической ситуации в г. Новосибирск;
Принимать участие в охране зеленой территории школы;
Участвовать в посадках насаждений во вновь создаваемых парковых зонах в г. Новосибирск, на территории школы, во дворах;
Наши планы
Объединиться для совместных дел.
Обращаться в местную администрацию, средства массовой информации, экологическую службу, ЖЭК и другие организации, при обнаружении каких-либо нарушений, наносящих вред окружающей среде.
Озеленять дворы, улицы и т.д.
Пропагандировать экологические знания, опыт экологической культуры поведения в природе.
Заключение
В заключение данной работы можно сделать выводы, что проблема экологии стоит очень остро в наше время. И это актуальная проблема для населения страны.
Чтобы реализовать и приобщить население города к природоохранной деятельности необходимо воспитывать и формировать экологическое мышление у каждой отдельной личности, а также у подростков в общеобразовательных учреждениях. При этом данное направление использовать с самого раннего возраста, с начальной школы, а также в среднем и старшем звене.
Также в данной работе рассматривалась экологическая обстановка г. Новосибирск и особая роль уделялась зеленым насаждениям нашего города, которые по праву называют “зелеными легкими” г. Новосибирск, так как они имеют особое значение в улучшении экологической ситуации.
27