ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Экслибрис-след личности».
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту или учебные дисциплины, близкий к теме проекта: литература.
Ф.И.О. обучающегося, класс: Воробьева Елизавета Александровна, 9 «А» класс.
ФИО руководителя проекта: Шершнёва Елена Александровна.
Тип проекта: исследовательский.
Цель проекта: создание экслибриса для домашней библиотеки.
Задачи проекта: изучить историю возникновения и развития экслибриса, дать определение этому понятию, оценить вклад моего экслибриса.
Продолжительность: среднесрочный.
Предполагаемые продукт проекта: именная печать.
Необходимое оборудование: карандаш, бумага, ластик.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Сафоново
Смоленской области
Индивидуальный проект
«Экслибрис-след личности»
предмет: литература
вид проекта: творческий
Выполнила:
Воробьева Елизавета
ученица 9 класса «А»
МБОУ «СОШ №3»
Руководитель:
Шершнёва Елена Александровна.
г. Сафоново
2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….....4
1.Основная часть……………………………………............................5-10
1.1 Экслибрис………………………………………………………………5
1.2 История экслибриса…………………………………………………..7
1.3 Виды экслибриса……………………………………………………....8
2. Практическая часть.........................................................................10-14
Заключение……………………………………………………………….15
Список информационных источников………………………………..16
ВВЕДЕНИЕ
Я очень люблю читать. Это мое хобби. Поэтому я выбрала тему «Экслибрис - след личности». Понятие этого слова я узнала лишь недавно. Экслибрис - книжный знак, определяющий личность. И я подумала, а почему бы мне не создать свой экслибрис? У меня большая домашняя библиотека. И в каждой книге будет моя личная печать, которой больше не будет ни у кого. Когда кто-то будет приходить в гости и брать одну из книг, будут видеть этот знак и сразу поймут, что это моя книга. А если кто-то возьмёт почитать у меня книгу и забудет отдать, он её откроет и вспомнит: «Ага, это же Лизина книга, надо отдать». Ставя печать экслибриса в книгу, я помечаю, что это моя собственность, это принадлежит мне. И вам советую сделать свой экслибрис. Экслибрисом можно отмечать не только книги, но и комиксы. Для создания экслибриса нужна лишь ваша фантазия и умение образовать это все в единую картинку. Главное начать, а дальше произойдет всё само собой.
Цель: создание экслибриса для своей домашней библиотеки.
Задачи: изучить историю возникновения и развития экслибриса, рассказать как делается экслибрис, создать экслибрис для домашней библиотеки.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Экслибрис
Экслибрис - это оригинальный знак, который ставится на внутренней стороне книжного переплета и указывает на владельца книги. Как правило, он состоит из имени владельца книги и художественного изображения, которое наглядно указывает на личность владельца книги или его интересов.
Произошел этот термин от латинского ex libris — «из книг». Есть данные, что еще на древних манускриптах и пергаментных свитках художники рисовали отличительные знаки богатых владельцев этих письменных сокровищ. Более широкое распространение экслибрис получил с началом книгопечатания в Европе в середине 16 века.
Среди книг домашних библиотек можно встретить невзрачные по сравнению с ярко иллюстрированными современными изданиями и, тем не менее, дорогие сердцу старинные книги. Давно побуревшая бумага, слепая, тесная печать... Но своеобразной драгоценностью такие книги делает маленький листочек бумаги с изящной маленькой гравюрой, приклеенный прежним владельцем на внутреннюю сторону переплетной крышки.
Также был бюджетный вариант экслибриса, без особых художественных изысков: наклейка с внутренней стороны переплета с надписью «Ex libris» и фамилией владельца.
Постепенно эта невинная прихоть отнюдь не бедных людей перешла в высокохудожественные произведения.
Экслибрисы заказывались у известных художников, граверов. Например, известный немецкий художник Альбрехт Дюрер также делал экслибрисы.
Николай ІІ, как и вся царская семья, владел оригинальным, по-настоящему царским экслибрисом. Хотя, как оказалось, у Романовых были экслибрисы вензельные (то есть состояли из букв). Например, экслибрис Анастасии Романовой (той самой Анастасии, с исчезновением которой связаны сплошные тайны).
Иван Федорович Крузенштерн (да, это который человек и пароход, хотя вообще-то он адмирал и создатель Русского географического общества) отмечал свою библиотеку сложным геральдическим экслибрисом.
Со временем вензельные и геральдические экслибрисы уходят в прошлое, а на первый план выходят сюжетные (все это произошло в начале 20 века, потому что не все владельцы больших частных библиотек были дворянских кровей). Тут художники и графики, создававшие экслибрисы, получили полную свободу. И умело ей воспользовались.
В библиотеке журнала «Крокодил» хорошо знали, что экслибрис служит не только для отображения индивидуальности и интересов владельца, но и чтобы предотвратить, как бы так помягче выразиться, присвоение книг слишком большими любителями чтения.
А Стругацкий – как всегда неподражаем! :)
Гагарин (да, Юрий Гагарин), в промежутках между полетами в космос, извините, вырвалось, тоже много читал и даже отмечал книги собственным экслибрисом.
Огромное впечатление лично на меня произвел экслибрис Маяковского. Что тут скажешь?
Выгодно отличается
Средь экслибрисов вычурных, броских
Простой и понятный каждому
Экслибрис В. Маяковского!
И что меня особо порадовало – тема не мертва! На просторах сети нашлись экслибрисы, создаваемые сейчас! Вот, например, мозголомательный экслибрис, созданный неким художником для своего отца, нашелся на ДевиантАрте
Выходит, и в 21 веке искусство экслибриса еще живет и, будем надеяться, не исчезнет.
Экслибрис наклеивают или отпечатывают со специальной матрицы на левый форзац (внутреннюю сторону книжного переплета). Если экслибрис выполнен известным мастером или книга с экслибрисом принадлежит известному человеку, то стоимость такой книги бывает очень высокой.
Экслибрисы сегодня – это и уникальные предметы для коллекционирования и тщательного изучения.
Они могут различаться по многим параметрам: стилю художественного исполнения, техники печати, цветовым решением. Понятно, что в основном экслибрисы монохромные, т.к. цветная печать появилась сравнительно недавно, а расцвет изготовления экслибрисов пришелся на начало 19 и 20 веков.
История экслибриса
История экслибриса насчитывает более пяти веков, но традиция украшения пергаментов особыми знаками, указывающими их принадлежность конкретному владельцу, существовала еще в Древнем Египте. Вплоть до эпохи Ренессанса книг было очень мало, поэтому художники вручную рисовали знаки на манускриптах и свитках по заказу богатых владельцев.
С изобретением книгопечатания в середине XV века в Германии и появлением инкунабул ситуация кардинально изменилась. Количество книг начало стремительно увеличиваться и возникла реальная необходимость обозначения на них принадлежность определенному владельцу.
В России стал популярным во время Петра І, хотя самый первый экслибрис в наших краях был у библиотеки Царского села.
В среде наиболее обеспеченных людей того времени получила распространение практика украшения книг роскошными оправами. На них золотом делали оттиски гербов, вензелей, монограмм, эмблем или девизов. Такие книжные знаки в наши дни принято называть суперэкслибрисами.
Одновременно, обрел популярность другой, более дешевый способ обозначения книг путем приклеивания с внутренней стороны обложки небольшого куска бумаги с печатной надписью «Ex libris» и фамилией владельца. Так появились первые экслибрисы, которые со временем превратились в сложные орнаментальные изображения всевозможных форм и стилей.
До конца XVI века экслибрисы пользовались спросом в основном на территории Священной Римской Империи. Многие известные граверы той эпохи занимались их изготовлением. Среди них были и всемирно известные немецкие художники:
Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer);
Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Ältere);
Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein der Jüngere).
С началом XVII века мода на экслибрисы постепенно распространилась на другие страны Европы: Францию, Италию, Англию, Испанию. В каждом регионе постепенно сложилась собственная оригинальная школа печатных книжных знаков с отличительными особенностями. В России экслибрисы обрели популярность в начале XIX века в среде интеллектуального дворянства.
Второй половиной XIX века датируются первые попытки коллекционирования и детального изучения старинных экслибрисов. Стимулом к этому послужило издание «Руководства по изучению буклетов (экслибрисов)» авторства лорда де Табли (John Byrne Leicester Warren).
Уже к началу ХХ века общества коллекционеров экслибрисов были созданы в Англии, Германии, Франции и США. В 1903 году Британский музей опубликовал первый каталог, в который вошло более 35 000 уникальных книжных знаков.
В настоящее время во всем мире имеется более 50 национальных обществ коллекционеров экслибрисов, которые объединены в соответствующую Всемирную федерацию (FISAE). Почитатели этого увлекательного искусства собирают работы известных художников, обмениваются знаниями и участвуют в специализированных конгрессах.
Виды экслибрисов
Экслибрисы в наши дни представляют собой предмет детального изучения и коллекционирования. Специалисты оценивают общее количество книжных знаков в размере более одного миллиона уникальных экземпляров.
Экслибрисы классифицируют по следующим основным критериям:
Типу художественного изображения (гербовые, вензельные или сюжетные)
Стилю исполнения (в духе Ренессанса, барокко, рококо, символизма, романтизма, классицизма, модерна, абстракционизма).
Технике печати (ксилография, цинкография, литография, линогравюра, офорт). Цветовому решению (моно- или полихромные).
Гербовые экслибрисы представляют собой точную копию фамильного герба владельца. Этот тип книжных знаков является самым древним. Вензельные образцы изготовлены в виде замысловатых орнаментов, в которых можно различить инициалы владельца книги.
Сюжетные экслибрисы — наиболее обширная группа книжных знаков. Многие ценители этих предметов искусства подбирают свои коллекции по тематике изображений. Наиболее часто встречаются следующие художественные мотивы:
пейзажи;
изображения кораблей;
растения и животные;
аллегории, символы и инструменты из различных научных дисциплин;
ангелы и мифологические существа;
драконы и обнаженная натура;
предметы и объекты из профессиональной деятельности владельца книги.
Большинство старинных экслибрисов являются монохромными. Разноцветные книжные знаки получили широкое распространение только в конце ХХ века, после изобретения множества удобных и доступных технологий цветной печати.
После такой красоты прямо захотелось придумать и создать свой… Если бы вы создавали экслибрис, каким бы он был?
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Почему я люблю книги
Когда ко мне домой приходят гости, они удивляются, как много у нас книг. В комнате родителей стоят издания авторов, которые нравятся маме. В моей комнате висит полка во всю стену, где я бережно храню свои любимые произведения.
Книги мне покупали с самого раннего детства в огромных количествах, и я просто была обязана пристраститься к чтению. Когда я не умела читать, мама мне каждый день читала детские сказки и рассказы. Когда книга заканчивалась, мы вместе ехали за новой в магазин. Редкие издания заказывали по почте. Какое счастье держать в руках новую книгу, перелистывать страницы и наслаждаться запахом типографической краски.
Естественно, что, как только я научилась читать, книга стала моим лучшим другом. Но иногда случалось так, что, одолжив одно из любимых изданий другу, я долго не могла вернуть его обратно. Возникал вопрос: что делать. Если отказать другу, он обидится, если дать книгу, можешь не вернуть ее обратно. Недавно мне посоветовали создать личный экслибрис для моей домашней библиотеки, и я приняла это за очень хорошую идею и стала воплощать ее в жизнь.
Создание макета экслибриса
Перед тем, как создавать эскиз экслибриса, я начала с выбора вида. Взяла я гербовый вид экслибриса, так как это выглядит более величественно и элегантно. И вот после этого я приступила к карандашным зарисовкам. Многого для этого не надо, всего лишь листок, карандаш и ластик, а дальше воля воображению.
Дизайн экслибриса я придумывала из своих интересов. В центре я решила изобразить первую букву своего имени. Эту идею я взяла из многих детских книжек. Там в начале каждой новой сказки первый абзац начинался с заглавной буквы, которая была очень большой и красивой. Закончив рисовать букву, я решила сделать обрамление в виде открытой книги. Изначально это действительна была открытая книга, но её изображение не соответствовало гербовому виду.
Также я использовала изображение пергамента, символизирующего первые попытки человека выражать свои эмоции и мысли на бумаге. Чтобы было понятнее, кто владелец книги, я решила упростить задачу и на пергаменте расшифровала свое имя. Пергамент сделан в виде ленточки не случайно. У меня все книги в воображении представляются с закладкой из ленточки. Так нас учили делать в начальных классах. Первая версия экслибриса выглядела так.
И, естественно, она меня не устраивала. Слишком просто и несовершенно. Захотелось добавить красоты и изящества.
Подумав, я решила заострить низ раскрытой книги и немного видоизменить края. Для незнающего человека рисунок может казаться непонятным, но я сразу вижу заглавную букву своего имени в центре раскрытой книги.
Над заглавной буквой я схематично изобразила человечка, который держит в руках раскрытую книгу. Если ты не знаешь, что это, для тебя этот символ будет загадкой. Но при детальном рассмотрении угадываются силуэты книги и человека.
С помощью изображения листьев в своём экслибрисе я показала осень. Для меня это самое красивое и атмосферное время года. Как прекрасно сидеть на подоконнике с книгой в руках и в перерывах между чтением любоваться красотой увядающей природы, следить за падающими разноцветными листьями, плавно парящими по воздуху. А еще осенние листья тоже неразрывно связаны с книгами. Когда я была маленькая, мы с мамой собирали самые яркие и красивые листочки и клали их между страницами книг, чтобы они выпрямились и высохли. До сих пор я иногда нахожу в детских книгах старые сухие листья. Это так мило.
Изготовление экслибриса
Таким образом, учтя все свои ассоциации, которые рождаются при виде книги, я наконец-то закончила работать над эскизом экслибриса. Конечно, мне бы хотелось сделать его ярким и цветным, но в агентстве сказали, что делают печати только в синем цвете. Я думала, что сделать именную печать – это большая проблема. На самом деле все оказалось очень просто.
Даже не пришлось выходить из дома. Я нашла в интернете рекламное агентство, находящееся в нашем городе, связалась с менеджером, обсудила все интересующие детали, отправила эскиз. Они что-то подкорректировали, прислали конечный вариант изображения. Затем оплатила работу в размере 2400 рублей: половину сразу, половину после изготовления заказа. Когда печать была готова, только нужно было съездить и забрать её.
Заключение
Для меня создание экслибриса стало творческим испытанием, результатом которого я осталась очень довольна. Стадия создания рисунка карандашом была настолько увлекательной, что я прошла её на одном дыхании. В воображении рождались все новые и новые варианты фрагментов экслибриса. Как будто я собирала мозаику из отдельных элементов, которые я должна была придумать сама. Кроме того, я вспомнила много милых и приятных моментов из детства.
В результате у меня теперь есть свой собственный именной экслибрис, чем не каждый может похвастаться. Кроме того, после изготовления, проставляя печать на каждой книге моей библиотеки, я испытала много положительных эмоций, вспоминая историю появления их в моей жизни: многие книги я покупала в книжном магазине, последние экземпляры чаще всего заказывались через интернет, некоторые детские книги были получены по почте. Особенно дороги и ценны книги-подарки, которые были подарены близкими людьми: родителями, бабушками и дедушками, родственниками и друзьями.
Каждая книга моей библиотеки важна для меня и имеет целую историю, связанную с моей жизнью. И теперь я точно знаю, что дорогие мне произведения никогда не потеряются благодаря именному экслибрису, расположенному на последней странице каждой книги.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/ekslibris
https://history-of-art.livejournal.com/428896.html