МКОУ «Россошанская СОШ детский сад «Непоседы»
конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников
«Я – исследователь»
Проект
экспериментально-исследовательской деятельности
«Статическое электричество».
Выполнили: воспитанники детского сада
"Непоседы"
Воспитатель: Волвенкина Наталья Васильевна
с. Россошь 2021г
Паспорт проекта.
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 22 ноября по 26 ноября 2021г.)
Участник проекта: воспитанники детского сада «Непоседы»
Актуальность.
Однажды, в детском саду, после дневного сна, воспитательница расчесывала девочек и их волосы стали «прилипать» к расческе, как к магниту. Нам стало интересно, и мы спросили: «Что это такое?» Нам сказали, что волосы у девочек наэлектризовались, получили электрический заряд! Но, к ним же ничего не подключали! Мы знаем, что различные электроприборы: стиральные машины, телевизоры, фен работают от электричества. Мы знаем, что электричество очень опасно и шутить с ним нельзя. В работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Но оказывается, что есть статическое электричество - неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе и даже на нас. С таким электричеством можно экспериментировать. Интересно, как же его можно получить?
Цель: познакомиться со статическим электричеством.
Объект исследования: статическое электричество.
Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде.
Гипотеза исследования.
Статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов.
Все наэлектризованные тела притягиваются друг к другу.
Задачи исследования.
Узнать, что такое статическое электричество.
Выяснить причину возникновения статического электричества.
Провести опыты со статическим электричеством.
Методы исследования:
Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».
Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».
Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.
Спросили у родителей.
Провели исследование, эксперименты, опыты.
Этапы исследования.
Этапы исследования | Цель | Методы |
1 этап Теоретическое исследование проблемы 22-23.11.2021г. | Выяснить: - что такое статическое электричество; -причины возникновения статического электричества. | - просмотр мультфильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы»; - просмотр научно-познава-тельных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука»; -просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей; - спросили у родителей. |
2 этап Практическое исследование проблемы 24-25.11.2021г. | Выяснить: - какой материал, при трении может электризоваться; -причины возникновения статического электричества; - все ли вещества электризуются. | - опыты, эксперименты; - моделирование; - наблюдение; - анализ. |
3 этап Практическое использование результатов исследования. 26.11.2021г. | - познакомить со статическим электричеством ребят группы. | - демонстрация занимательных опытов. |
1 этап. Теоретическое исследование проблемы.
Что такое статическое электричество и
причины возникновение статического электричества.
Что же такое статическое электричество? Чтобы ответить на этот вопрос мы изучили книгу «Большая книга экспериментов», интересные научные журналы, рассматривали иллюстрации
Затем вечером дома с родителями посмотрели детские передачи «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука». В детском саду всей группой просмотрели мультфильмы «Фиксики» про электричество, «Смешарики», «Уроки тетушки Совы». И вот что мы узнали.
Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все тела состоят из мельчайших частиц атомов. В свою очередь, атомы состоят из более мелких частиц. Их называют протонами и электронами. Протоны (+) имеют положительный заряда, электроны (-) – отрицательный. Заряды с противоположными знаками притягиваются, а заряды с одноименными отталкиваются.
Электроны могут легко (у разных материалов по-разному) перемещаться от одного атома к другому. Тем самым формируя либо положительный, либо отрицательный заряд атома. Именно такой дисбаланс в атомах формирует статическое электричество. Такие поля нестабильны и при первой же возможности разряжаются.
Статическое электричество вокруг нас. Простейший пример статического электричества – трение воздушного шарика о волосы, – шарик прилипнет к ним. Причина этого как раз в статическом электричестве. При трении шарика о волосы электроны перескакивают с одного предмета на другой, заряжая, тем самым, шарик и волосы разноименными зарядами. После этого разноименные заряды, как и полагается в статическом электричестве, притягиваются.
2 этап. Практическое исследование проблемы.
Чтобы понять, как получается статическое электричество, необходимо провести опыты. И мы всей группой приступили к интересным исследованиям.
Опыт №1 «Ожившие волосы».
Материалы:
Воздушный шарик.
Шерстяная варежка.
Начинаем эксперимент:
Берем воздушный шарик и трем его шерстяной варежкой, дотрагиваемся до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом». Почему так происходит?
Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения шарика с шерстяной варежкой.
Опыт №2 «Воздушный шарик»
Материалы:
Воздушный шарик.
Шерстяная варежка.
Описание эксперимента:
Надуем воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяную варежку и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к стене, к столу. Почему?
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. В результате контакта между шариком и шерстяной варежкой происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу.
Опыт №3 «Живые бабочки»
Материал:
Воздушный шарик. Кусочки бумаги из салфетки.
Шерстяная варежка.
Описание эксперимента:
Поднесем шарик, к кусочкам бумаги. Бумага поднимается и прилипает к шарику. Это происходит потому, что при трении шарика о шерстяную варежку, он электризуется и приобретает способность притягивать к себе тела, как магнит. У нас получилось создать электрическое поле с противоположно заряженными частицами.
Опыт №4 «Танцующая фольга»
Материал:
Тонкая алюминиевая фольга.
Пластмассовая расческа.
Описание эксперимента:
Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит?
Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, другая сторона полоски – отрицательно. Положительно заряженная сторона полоски притягивается к отрицательно заряженной расческе. Так фольга «танцует»
Мы видим, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Опыт №5 «Прыгающие пенопластиковые шарики»
Материал:
Шарики пенопластиковые.
Воздушный шар.
Шерстяная варежка.
Описание эксперимента:
Потрем воздушный шар о шерстяную варежку, затем поднесем его к пенопластиковым шарикам, не касаясь их. Шарики начинают подпрыгивать и приклеиваться к шару. Почему?
В результате контакта между шаром и шерстяной варежкой произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шар, и он приобрел отрицательный электрический заряд, а пенопластиковые шарики, оказались заряжены положительно, и шар начал притягивать шарики к себе.
Опыт №6 «Бумажный кораблик»
Материал:
Таз с водой.
Воздушный шарик.
Шерстяная варежка.
Бумажный кораблик.
Описание эксперимента:
Взяли бумажный кораблик опустили его в таз с водой, потом взяли надувной шар потёрли его о варежку и той стороной, которой натирали, приблизили к кораблику, кораблик поплыл за шариком. Воздушный шар, заряженный, электричеством от варежки притянул к себе бумажный кораблик. Из опыта мы выяснили, что с помощью статического электричества можно управлять предметами из бумаги, которые находятся в воде.
Опыт №7 « Гибкая вода»
Материал:
Раковина и водопроводный кран.
Воздушный шарик.
Шерстяная варежка.
Начинаем эксперимент:
Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяную варежку, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяной варежки при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно. Из опыта видно, что в воде электроны могут свободно перемещаться.
3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования. Подведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:
Статическое электричество действительно существует и окружает нас;
Электризация происходит вследствие трения;
Не все наэлектризованные предметы притягиваются друг к другу.
Теперь мы знаем, что такое статическое электричество и как оно образуется. Мы подтвердили свою гипотезу о том, что статическое электричество образуется, вследствие трения предметов. Но, наши опыты опровергли предположение, что все наэлектризованные предметы притягиваются друг к другу. Нам удалось выяснить, что притягиваются только предметы с разноименными зарядами, а с одноименными – отталкиваются.
Использованная литература.
Под ред. Антонеллы Мейяни; пер.с. ит. Э.И.Мотылевой – М.: РОСМЭН.2018г. Большая книга экспериментов.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2016.